"Гаджет-зависимость у подростков" | Статья: | Образовательная социальная сеть

"Гаджет-зависимость у подростков" | Статья:  | Образовательная социальная сеть Гаджет

Психологические особенности гаджет-зависимости учащихся

УДК 159.9.075

Психологические особенности гаджет-зависимости учащихся Psychological features of students’ gadget addiction

Шакирова Г.Ф., Казанский Федеральный Университет, gkharis@gmail.com Shakirova G., Kazan Federal University, gkharis@gmail.com

DOI: 10.34772/KPJ.2020.138.1.033

Ключевые слова: цифровые технологии, гаджет-зависимость, психологическая зависимость, образовательная среда, пол.

Keywords: digital technologies, gadget addiction, psychological addiction, learning environment, sex.

Аннотация. Согласно исследованиям зарубежных и отечественных ученых популяризация гаджетов формирует у личности психологическую зависимость. Наиболее ярко это проявляется в рамках образовательного пространства, где подросток проводит большую часть времени. Особую значимость работа приобретает в условиях централизованно проводимого в Российской Федерации экзамена в средних учебных заведениях — ЕГЭ, показатели которого служат одним из индикаторов успешности/неуспешности образовательной среды.

Целью исследования является выявление склонности к гаджет-зависимости у подростков в образовательных средах с различным рейтингом по показателям ЕГЭ.

Методология и методики исследования. Склонность к гаджет-зависимости определялась с помощью анкетирования и методики «Методический комплекс по выявлению вероятностных предикторов возможного вовлечения в употребление наркотических средств» (Ю.П. Зинченко, А.Ш. Тхостов, 2021). Применялись математические и статистические методы обработки и интерпретации данных с помощью программы IBM SPSS Statistics Base 22.0, U-критерий Манна-Уитни, точечно-бисериальная корреляция.

Результаты. В ходе исследования установлена вариативность по шкале «склонность к гаджет-зависимости» при высоких показателях по ЕГЭ и гомогенность при низких рейтингах. Различий между склонностью к гаджет-зависимости и образовательными средами не обнаружено. Установлена корреляционная взаимосвязь между шкалой «склонность к гаджет-зависимости» с мужским полом учащихся.

Научная новизна заключается в том, что результаты исследования выявляют особенности формирования безопасной цифровой образовательной среды подростков, где необходимо учитывать возрастные особенности и индивидуально-типологические характеристики мальчиков и девочек.

Практическая значимость. Выявленные особенности к гаджет-зависимости у подростков в образовательных средах разного уровня представляют практический интерес для учителей, родителей, педагогов-психологов и практикующих психологов в образовательных центрах. Дальнейшие исследования должны сосредоточиться на выявлении макро- и микрофакторов среды, которые создают условия для формирования гаджет-зависимого поведения у подростков в углубленном изучении содержательных факторов, детерминирующих склонность к данному феномену у мальчиков и девочек с учетом среднего балла по успеваемости.

Abstract. Cross-cultural studies show that the popularization of gadgets among teenagers creates psychological dependence on the individual. Moreover, information pressure on a teenager’s psyche leads to changes in his/her learning environment. It is assumed that a high accountability rating (measured by the federal standardized exam) of learning environment is an indirect indicator of teenagers’ involvement in educational activities.

The aim of the study is to identify teenager’s tendencies to gadget addiction in learning environments with different accountability ratings.

Methodology and research methods. Data sources included demographic survey and the tendency for gadget addiction scale (Zinchenko, Tkhostov, 2021). Data analysis is performed by IBM SPSS Statistics Base 22.0 using measures of descriptive statistics, Mann-Whitney U-test, point-biserial correlation.

Results. The results show the variability of gadget addiction in learning environments with high ratings and homogeneity in learning environments with low ratings. Differences between the tendency to gadget addiction and learning environments were not set. Association between the «tendency to gadget addiction » and male students were set.

Scientific novelty. The results of the study reveal characteristics of a safe digital learning environment formation for teenagers, where it is necessary to take into account individual and typological characteristics of boys and girls.

Practical significance. The revealed features of teenager’s gadget addiction in learning environments with different accountability ratings are of practical interest for teachers, parents, educational psychologists and practicing psychologists. Further research should focus on identifying macro- and micro factors of the learning environments that make conditions for gadget-addiction and in-depth study of substantial factors that determine the tendencies for this phenomenon in the group of boys and girls, taking into their GPA.

Введение. Важную роль в развитии личности в современном мире играет информационная среда, включающая, в том числе, цифровые технологии. По данным отечественных исследований, в России 89% подростков в возрасте от 12 до 17 лет ежедневно пользуются интернетом и гаджетами. Соответственно самыми распространёнными потребителями цифровых технологий являются подростки как наиболее восприимчивая категория к воздействию информационного потока. Поскольку такого рода воздействие может быть позитивным или негативным, создаются различные варианты поведения, одним из которых является склонность к гаджет-зависимости.

Исследователи в качестве основных предикторов склонности к гаджет-зависимости выделяют: потребность в престиже и в самоуважении; потребность в риске; наличие искусственных потребностей; эмоциональную неустойчивость; наличие акцентуации характера (к «группе риска» относятся гипертимный, истероидный, шизоидный и эмоционально-лабильный тип акцентуации); отклонения в психическом развитии; низкое самоуважение; неадекватную самооценка и др.

Подростки, склонные к гаджет-зависимости, характеризуются агрессивностью и

тревожностью, стремлением к поиску новых ощущений, асоциальными стратегиями в борьбе со стрессовыми ситуациями, эмоциональной отчужденностью и низкими коммуникативными навыками.

В содержательном аспекте такие подростки зачастую находятся онлайн, бесцельно проводят время в поисках ненужной информации («серфинг»), чтобы оградить себя от повседневных проблем, выйти из депрессии и уйти от чувства беспокойства; общаются в социальных сетях с виртуальными друзьями; обмениваются различного рода информацией в мессенджерах; играют (в том числе, сетевые игры); совершают покупки без ведома родителей; посещают запрещенные сайты и т.д.

В исследованиях выявлена взаимосвязь между увлеченностью компьютерными играми как вариантом склонности к гаджет-зависимости и социальные условиями [1]; условиями семейного воспитания [2]; коммуникативными

навыками общения [3]; общей структурой направленности личности [4]; наличием мотивации на учебную деятельность [5]; уровнем притязаний и самооценкой школьника [6]; особенностями познавательной и эмоционально-волевой сферы [7].

Придерживаясь деятельностного подхода к пониманию исследуемой проблемы, с нашей точки зрения, склонность к гаджет-зависимости приводит к отклоняющемуся поведению и проявляется у подростков при обучении в образовательных учреждениях. В результате формируется стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния в процессе развертывания деятельности подростка в информационном пространстве, фиксируется внимание на различных ее видах для развития интенсивных эмоций.

Таким образом, существует достаточно много исследований относительно склонности к гаджет — зависимости и ее вариантов во взаимосвязи с психическими явлениями, однако исследований данного феномена у подростков в образовательной среде не обнаружено. В связи с этим возникает проблема исследования: каковы особенности склонности к гаджет-зависимости у подростков в образовательной среде школы с различным рейтингом по показателям ЕГЭ.

Гаджет:  Гаджет слежения за компьютером и системой Eject Drive

Методология исследования. Концепции развития образовательной среды подробно разрабатываются как в исследованиях российских педагогов и психологов, так и в зарубежной психологии.

В целом, образовательная среда рассматривается как:

— совокупность условий, оказывающих влияние на формирование личности; возможность для ее развития и самореализации [8];

— подсистема социокультурной среды, включающая различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать продуктивную деятельность ученика [9].

В данной работе образовательная среда рассматриваем как подсистема социокультурной среды, когда происходит влияния социальных

норм и правил на субъекта в связи с развитием социально-логического мышления [10], где школа играет самую важную роль.

Дидактическая структура современной образовательной среды включает следующие элементы: «учитель», «ученик», «содержание» и «технология» [11]. Соотношение данных элементов определяет разные формы обучения в эпоху цифровых технологий; отражает взаимодействие между учителями и учениками, выходящее за рамки предметной области посредством применения информационно-коммуникационных технологий.

Психолого-педагогическая составляющая образовательной среды содержит специально организованные условия для формирования личности; возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение; совокупность

деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса [12].

Исследователи сходятся во мнении, что образовательная среда влияет на развитие учеников согласно деятельностному подходу и основополагающему принципу единства сознания и деятельности. Эффективность деятельности современных образовательных организаций во многом определяется уровнем сформированности образовательной среды, одним из важных показателей которой является рейтинг школ по результатам ЕГЭ.

Согласно В.А. Ясвину, образовательная среда представляет собой систему влияния и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. В.И. Слободчиков вписывает образовательную среду в механизмы развития личности, определяя тем самым её целевое и функциональное назначение, а также выделяет её истоки в предметности культуры общества. «Эти два полюса предметности культуры и внутренний мир, сущностные силы человека в их взаимополагании в образовательном процессе задают границы содержания образовательной среды и её состав»

[13].

В свою очередь, образовательная среда по показателям ЕГЭ характеризуется качеством академических результатов, приобретением общеобразовательных, специфических и социальных компетенций. Демографические, социальные и экономические характеристики выступают в качестве факторов, определяющих учебные достижения школьников, их дальнейшие образовательные и жизненные траектории, и

обуславливает разницу в образовательных достижениях.

Образовательные достижения современного общества, связанные с применением цифровых технологий в обучении, стали исследоваться с середины 80-х годов, когда начали создаваться компьютерные программыинструменты

визуализации динамических процессов.

Цифровые технологии, с психологической точки зрения в контексте культурно -исторической концепции Л.С. Выготского, представляют современный этап знакового (семиотического) опосредствования

деятельности. Такого рода орудийное опосредствование представляет собой одно из самых существенных условий и одновременно характеристик развития психики, усложняет количественные и преобразует качественные показатели традиционных знаковых систем. При этом следует дифференцировать прямое и косвенное влияние информационных технологий на психическую деятельность. Прямое влияние связано с «эффектом преобразования» -трансформацией, опосредствованной

информационными технологиями деятельности в содержательном и в структурном аспектах по сравнению с традиционной, с возникновением новых форм этой деятельности [14]. Косвенное же влияние распространяется на некомпьютеризированные виды деятельности, а также на личность человека в целом. Как показывает мировой и отечественный опыт, информационные технологии оказывают все более активное воздействие на формирование психических процессов.

В результате развиваются и трансформируются «высшие психические функции». Ученые считают, что образовательная среда школы не может существовать и функционировать без применения цифровых технологий, в том числе Интернета. В то же время цифровые устройства могут оказывать негативное воздействие на личность [15], вызывать привыкание, и приводить к гаджет-зависимости [16; 17].

Основными потребителями современных цифровых устройств и технологий, по данным Sorokina A.B., 2021 et.al. [18] являются подростки. В исследованиях установлено, что подростки со склонностью к гаджет-зависимости опережают своих сверстников в психическом развитии, однако тяжелее усваивают учебный материал, не уверены в своих знаниях. Все это отрицательно сказывается на учебных показателях, которые определяют последующий рейтинг

образовательной среды по ЕГЭ.

В соответствии с целью исследования о выявлении склонности к гаджет-зависимости у подростков в образовательной среде с различным рейтингом по показателям ЕГЭ было сделано предположение о том, что существует взаимосвязь между склонностью к гаджет-зависимости у подростков в образовательной среде с различным рейтингом по показателям ЕГЭ.

Материалы и методы исследования. В исследовании приняло участие 178 подростков в возрасте 12 — 15 лет: из них 99 учащихся находятся в образовательной среде школ с высокими показателями по ЕГЭ, 79 учащихся — в образовательной среде школ с низкими показателями по ЕГЭ; 91 мальчик и 87 девочек.

Под образовательной средой с высоким рейтингом, согласно данным Министерства образования и науки Республики Татарстан, понимаются те общеобразовательные учебные заведения, в которых учащиеся получили по ЕГЭ 80 и более баллов. Образовательная среда с низким рейтингом — это общеобразовательные учреждения, в которых учащиеся не прошли через минимальный порог ЕГЭ.

Выборка респондентов образовательной среды с высоким рейтингом по показателям ЕГЭ сконцентрирована у учеников 8 класса и характеризуется преобладанием мальчиков, а также выраженностью к низкому уровню склонности к гаджет-зависимости, см. таблицу 1.

Выборка респондентов образовательной среды с низким рейтингом по показателям ЕГЭ распределена у учеников 6-9 классов; характеризуется преобладанием девочек; склонность к гаджет-зависимости выражена в средней степени, см. таблицу 1.

Для достижения поставленной цели были использованы следующие психодиагностические методы: анкетирование, тестирование с помощью методики «Методический комплекс по выявлению вероятностных предикторов возможного вовлечения в употребление наркотических средств»; математические и статистические методы обработки и интерпретации данных (меры описательной статистики. и-критерий Манна-Уитни, точечно-бисериальная корреляция).

Методический комплекс для выделения вероятностных предикторов возможного вовлечения школьников в потребление наркотических средств применялся в связи с одной из задач проекта Российского фонда фундаментальных исследований «Комплексная модель оценки рисков социокультурной среды школы» (№ 17-29-02092) для выявления индикаторов, характеризующих факторы

социокультурной среды во взаимосвязи с проблемой безопасного поведения учащихся в образовательной среде.

Опросник состоит из трёх блоков и содержит личностные характеристики, связанные с потенциальным рискованным поведением; особенности стратегий при решении жизненных проблем; особенности отношений с родителями или другими близкими людьми. В данном исследовании диагностировалась шкала «склонность к гаджет-зависимости» как форма небезопасного поведения учащихся в образовательной среде и одного из важных предикторов возможного вовлечения подростков к чрезмерному использованию цифровых устройств. Уровни склонности к гаджет-зависимости выделялись на основе статистического критерия по стандартному отклонению: низкий уровень — 0 — 7 баллов, средний уровень — 8 — 13 баллов, от 14 баллов и выше — высокой уровень.

Гаджет:  Чехлы и другие аксессуары для телефонов и планшетов в Тюмени - интернет-магазин 100gadgets

Результаты исследования. В выборке подростков, обучающихся в образовательных средах школы с высокими показателями по ЕГЭ, низкие значения по шкале «склонность к гаджет-зависимости» встречаются в группе мальчиков, высокие значения в равном соотношении выявлены как у мальчиков, так и у девочек, см. таблицу 1. Согласно выявленному критерию склонности к гаджет-зависимости было установлено, что низкий уровень выраженности гаджет-зависимости у 35 подростков, средний уровень — у 55 подростков и высокий уровень — у 9 подростков. Выборка подростков, обучающихся в образовательных средах с низкими показателями по ЕГЭ, характеризуется гомогенностью. Склонность к гаджет-зависимости в данной выборке выражена в средней степени.

Таким образом, выборка с высокими показателями по успеваемости характеризуется гомогенностью по категории «класс учащегося». Обнаружен разброс от отсутствия до склонности к гаджет-зависимости, показывающий вариативность отношения к гаджетам при высоких показателях по ЕГЭ в образовательных средах школ. В выборке с низкими показателями по ЕГЭ в образовательных средах школ отмечается разброс по категории «класс», но гомогенность проявляется в отношении к показателю «склонность к гаджет-зависимости». Это указывает на стабильное и усредненное отношении к гаджетам в данной выборке. Эти данные свидетельствуют об отсутствии специфики в отношении склонности к гаджет-зависимости в образовательных средах с низким рейтингом.

Таблица 1. — Основные значения экспериментальной базы (респондентов) в образовательных средах с высоким и низким рейтингом по показателям ЕГЭ

Пол Класс Склонность к гаджет-зависимости

Мальчики Девочки 6 7 8 9 Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Образовательные среды с высоким рейтингом по показателям ЕГЭ 57 42 24 25 25 25 35 55 9

Образовательные среды с низким рейтингом по показателям ЕГЭ 34 45 25 16 20 18 0 79 0

Для сравнения показателей обеих выборок был проведен U-критерий Манна-Уитни. В результате были установлены статистически не значимые различия между выборками.

Самые низкие значения, равно и как самые высокие — наблюдаются у учеников 8 класса. В наибольшей степени гаджет-зависимость наблюдается в возрасте 14 лет. Низкие значения по шкале «склонность к гаджет-зависимости» встречаются в выборке мальчиков, а высокие значения — в равном соотношении в группах мальчиков и девочек.

В результате корреляционного анализа было установлена взаимосвязь значений показателя по шкале «склонность к гаджет-зависимости» с полом учащихся (г = 0,28 в выборке мальчиков при p < 0,05) и не связана с образовательной средой школы с высокими показателями по ЕГЭ.

Заключение. Образовательная среда школы выступает подсистемой социокультурной среды и создает продуктивные условия для развития личности. Однако цифровые устройства, занимающие лидирующую позицию в системе ценностей подростков [18] в образовательных средах с высоким и низким рейтингом по показателям ЕГЭ, в сходной степени повышают интерес к деятельности, связанной с времяпрепровождением в Интернете или «серфингом». Поэтому учащиеся не всегда успевают выполнять учебные задания.

Исследовательская гипотеза подтвердилась частично:

1. В образовательных средах с высоким и низким рейтингом по ЕГЭ склонность к гаджет-зависимости выражена в средней степени, при этом в первой группе встречаются подростки с низкой и высокой выраженностью к гаджет-

зависимости.

2. Различий между склонностью к гаджет-зависимости и образовательными средами не обнаружено.

3. Установленная корреляционная взаимосвязь между шкалой «склонность к гаджет-зависимости» не связана с образовательной средой школы с показателями ЕГЭ.

Эти данные согласуются с полученными ранее результатами исследований [19] и в содержательном аспекте заключаются в следующем: мальчики интересуются

компьютерными играми, как правило, в онлайн -режиме, в то время как девочки — Интернетом и общением в социальных сетях.

Формирование адекватного отношения к цифровым технологиям в целом, и гаджетам в частности, в условиях образовательной среды возможно при взаимодействии учителя и ученика. Для этого, в первую очередь, необходимо развивать проектировочно-конструкторский тип мышления у учителей [11;20] с использованием оснащённой технологиями обучающей среды, ориентированной на результат, которая позволит ученикам ставить собственные цели обучения, отслеживать и оценивать собственное продвижение в учёбе с помощью гаджетов; развивать учебную и творческую деятельность через цифровые инструменты и ресурсы и т.д.

Дальнейшие направления исследования могут быть сосредоточены на выявлении макро- и микрофакторов среды, которые создают условия для формирования гаджет-зависимости у подростков; определении влияния гаджет-зависимости на успеваемость в группах мальчиков и девочек.

Литература:

1. Choliz M., Echeburua E., Labrador F.J. Technological Addictions: Are These the New Addictions? / M. Choliz [et al.] // Current Psychiatry Reviews. — 2021. -Vol. 8, no. 4. — Pp. 290-291.

2. Baumgarten M. Kids and the internet: a developmental summary/ M. Baumgarten // Computers in Entertainment (CIE). Theoretical and Practical Computer Applications in Entertainment. USA, New York. — 2003. -Vol. 1, Issue 1. — Pp. 553-575.

3. Wu C.S., Wong H.T., Yu K., Fok K., Yeung S., Lam C., Liu K. Parenting approaches, family functionality, and internet addiction among Hong Kong adolescents / C.S. Wu [et al.] // BMC Pediatrics. — 2021. — Vol. 16, no. 130.

4. Wegmann E., Brand M. Internet-Communication Disorder: It’s a Matter of Social Aspects, Coping, and Internet-Use Expectancies / E. Wegmann [et al.] // Frontier of Psychology. — 2021. — No. 7. — Pp. 1747.

5. Othman Z., Lee Ch., Kueh Y. Internet Addiction and Personality: Association with Impulsive Sensation Seeking and Neuroticism-Anxiety Traits / Z. Othman [et al.] // International Medical Journal. — 1994. — Vol. 24, no. 5.

— Pp. 375-378.

6. Demir Y., Kutlu M. The Relationship among Internet Addiction, Academic Motivation, Academic Procrastination and School Attachment in Adolescents / Y. Demir [et al.] // International Online Journal of Educational Sciences. — 2021. — Vol. 10, no. 5. — Pp. 315-332.

7. Blachnio A., Przepiorka A. and others. The role of self-esteem in Internet addiction: a comparison between Turkish, Polish and Ukrainian samples / A. Blanchnio [et al.] // The European Journal of Psychiatry. — 2021. — Vol. 30, no.2.

8. Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха / А.И. Савенков // Вестник практической психологии образования. — 2006. — № 1. — С. 30-38.

9. Patricia J., van Tryon S., Bishop M.J. Theoretical foundations for enhancing social connectedness in online learning environments / J. Psatricia [et al.] // Distance Educ.

Гаджет:  География Демократической республики Конго (Заира)

— 2009. — Vol. 30, no. 3. — Pp. 291-315.

10. Urmeneta A. R. Reification Processes of Social Norms in Children and Adolescents / A.R. Urmenta //

Social and Behavioral Sciences. — 2021. — Vol. 1, no. 16. -Pp. 1810-1818.

11. Чошанов М.А. Е-дидактика: новый взгляд на теорию обучения в эпоху цифровых технологий / М.А. Чошанов // Образовательные технологии и общество. -2021. — № 1. — С. 685-696.

12. Graetz K.A. The Psychology of Learning Environments Learning spaces. Chapter 6. — 2006. — Pp. 237-241.

13. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры / В.И. Слободчиков // Новые ценности образования. — М.: Инноватор-BENNETT COLLEGE-М. — 1997. — Вып. 7. — С. 177-185.

14. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи / С. Пейперт. — М., 1989. — 224 c.

15. Aslan S. The views of university students regarding internet addiction / S. Aslan // Contemporary Educational Researches Journal. — 2021. — Vol. 6, no. 3. -Pp. 88-94.

16. Nogueira F., Moreira A. Civic Education: Teachers Knowledge and Role / F. Nogueira [et al.] // Cypriot Journal of Educational Sciences. — 2021. — Vol. 8, no. 3. — Pp. 281-291.

17. Rodgers R.F., Melioli T., Laconi S., Bui E., Chabrol H. Internet Addiction Symptoms, Disordered Eating, and Body Image Avoidance / R.F. Rodgers [et al.] // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. -2021. — Vol. 16, no. 1. — Pp. 56-60.

18. Сорокина А.Б. Интернет в жизни современных детей и подростков: проблема и ресурс / А.Б. Сорокина // Современная зарубежная психология. — 2021. — Т. 4. — № 1. — С. 45-64.

19. Губанова А.Ю. Подростки в интернет-среде: общение, чтение, поведение / А.Ю. Губанова // Вестник РГГУ. Серия «Социологические науки». — М.: РГГУ. — 2021. — № 2(103). — С. 402-405.

20. Dym C., Agogino A., Eris O., Frey D., Leifer L. Engineering design thinking, teaching, and learning / C. Dym [et al.] // Journal of Engineering Education. — 2005. -Vol. 94, no.1. — Pp. 103-120.

References

1. Choliz M., Echeburua E., Labrador F.J. Technological Addictions: Are These the New Addictions? / M. Choliz [et al.] // Current Psychiatry Reviews. — 2021. -Vol. 8, № 4. — Pp. 290-291.

2. Baumgarten M. Kids and the internet: a developmental summary/ M. Baumgarten // Computers in Entertainment (CIE). Theoretical and Practical Computer Applications in Entertainment. USA, New York. — 2003. -Vol. 1, Issue 1. — Pp. 553-575.

3. Wu C.S., Wong H.T., Yu K., Fok K., Yeung S., Lam C., Liu K. Parenting approaches, family functionality, and internet addiction among Hong Kong adolescents / C.S. Wu [et al.] // BMC Pediatrics. — 2021. — Vol. 16, № 130.

4. Wegmann E., Brand M. Internet-Communication Disorder: It’s a Matter of Social Aspects, Coping, and Internet-Use Expectancies / E. Wegmann [et al.] // Frontier

of Psychology. — 2021. — № 7. — Pp. 1747.

5. Othman Z., Lee Ch., Kueh Y. Internet Addiction and Personality: Association with Impulsive Sensation Seeking and Neuroticism-Anxiety Traits / Z. Othman [et al.] // International Medical Journal. — 1994. — Vol. 24, № 5. — Pp. 375-378.

6. Demir Y., Kutlu M. The Relationship among Internet Addiction, Academic Motivation, Academic Procrastination and School Attachment in Adolescents / Y. Demir [et al.] // International Online Journal of Educational Sciences. — 2021. — Vol. 10, № 5. — Pp. 315-332.

7. Blachnio A., Przepiorka A. and others. The role of self-esteem in Internet addiction: a comparison between Turkish, Polish and Ukrainian samples / A. Blanchnio [et al.] // The European Journal of Psychiatry. — 2021. — Vol. 30, № 2.

8. Savenkov A.I. E’mocionaTny’j i sociaTnyj intellekt kak prediktory’ zhiznennogo uspexa / A.I. Savenkov // Vestnik prakticheskoj psixologii obrazovaniya.

— 2006. — № 1. — Pp. 30-38.

9. Patricia J., van Tryon S., Bishop M.J. Theoretical foundations for enhancing social connectedness in online learning environments / J. Psatricia [et al.] // Distance Educ.

— 2009. — Vol. 30, № 3. — Pp. 291-315.

10. Urmeneta A. R. Reification Processes of Social Norms in Children and Adolescents / A.R. Urmenta // Social and Behavioral Sciences. — 2021. — Vol. 1, № 16. -Pp. 1810-1818.

11. Choshanov M.A. E-didaktika: novy’j vzglyad na teoriyu obucheniya v e’poxu cifrovy’x texnologij / M.A. Choshanov // Obrazovatel’ny’e texnologii i obshhestvo. -2021. — № 1. — Pp. 685-696.

12. Graetz K.A. The Psychology of Learning Environments Learning spaces. Chapter 6. — 2006. — Pp. 237-241.

13. Slobodchikov V.I. Obrazovatel’naya sreda: realizaciya celej obrazovaniya v prostranstve kul’tury’ / V.I. Slobodchikov // Novy’e cennosti obrazovaniya. — M.: Innovator-BENNETT COLLEGE-M. — 1997. — Vy’p. 7. -Pp. 177-185.

14. Pejpert S. Perevorot v soznanii: deti, komp’yutery’ i plodotvorny’e idei / S. Pejpert. — M., 1989. — 224 p.

15. Asian S. The views of university students regarding internet addiction / S. Asian // Contemporary Educational Researches Journal. — 2021. — Vol. 6, № 3. — Pp. 88-94.

16. Nogueira F., Moreira A. Civic Education: Teachers Knowledge and Role / F. Nogueira [et al.] // Cypriot Journal of Educational Sciences. — 2021. — Vol. 8, № 3. — Pp. 281-291.

17. Rodgers R.F., Melioli T., Laconi S., Bui E., Chabrol H. Internet Addiction Symptoms, Disordered Eating, and Body Image Avoidance / R.F. Rodgers [et al.] // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. -2021. — Vol. 16, № 1. — Pp. 56-60.

18. Sorokina A.B. Internet v zhizni sovremennyx detej i podrostkov: problema i resurs / A.B. Sorokina // Sovremennaya zarubezhnaya psixologiya. — 2021. — T. 4. -№ 1. — P. 45-64.

19. Gubanova A.Yu. Podrostki v internet-srede: obshhenie, chtenie, povedenie / A.Yu. Gubanova // Vestnik RGGU. Seriya «Sociologicheskie nauki». — M.: RGGU. -2021. — № 2(103). — P. 402-405.

20. Dym C., Agogino A., Eris O., Frey D., Leifer L. Engineering design thinking, teaching, and learning / C. Dym [et al.] // Journal of Engineering Education. — 2005. -Vol. 94, № 1. — Pp. 103-120.

19.00.07 — Педагогическая психология

Оцените статью
GadgetManiac
Добавить комментарий