Дети в плену модных гаджетов: кто виноват и что делать — Летидор

Дети в плену модных гаджетов: кто виноват и что делать - Летидор Гаджет

Положительные стороны, или почему еще не время

При всех своих недоработках, умные часы не так уж и плохи. Так, они облегчают процесс оплаты покупок через систему бесконтактных платежей. И все-таки поддерживают человека в курсе текущих ситуаций в мессенджерах. Но на этом список заканчивается. Часы — это гаджет, который не несет практического применения. Поэтому они и оказались в проигрыше.

Но ученые упорно работают над тем, чтобы возродить устройство. И вот, какие идеи для смарт-часов находятся в разработке:

  1. Голосовое управление техникой дома и автомобилем. Все больше вещей в доме можно оснастить голосовым управлением — от телевизора до вытяжки в туалете. Это похоже на оживающий роман Рея Бредбери, когда стены начнут говорить. Тем не менее, подобное будущее не за горами, и часы могут стать ключом к управлению собственной умной домашней системой. Через них можно дать команду чайнику вскипятить воду, телевизору – показать последние новости, автомобилю – поставить двигатель на прогрев.
  2. Измерение артериального давления. Для многих людей такая функция станет ключевой в заботе о здоровье. Доля покупателей среди пожилого населения ощутимо вырастет.
  3. Измерение уровня сахара в крови. Это облегчило, а может быть, и спасло бы жизнь диабетикам.
  4. Проработка точности измерения ЭКГ и пульса.

В сегодняшних реалиях смарт-часы остаются дорогим и бесполезным аксессуаром, который по всем пунктам проигрывает классической механике.

Миф 5. оди­но­че­ство — при­знак того, что вам нуж­ны но­вые дру­зья

Если вы пе­ре­еха­ли в но­вый го­род или чув­ству­е­те, что у вас мень­ше дру­зей, чем хо­те­лось бы, то но­вые зна­ком­ства пой­дут вам на поль­зу. Но есть и аль­тер­на­ти­ва — углуб­лять уже су­ще­ству­ю­щие от­но­ше­ния.

Один из под­хо­дов к раз­ви­тию креп­ких от­но­ше­ний — быть бо­лее уяз­ви­мым. Ис­сле­до­ва­ние по­ка­зы­ва­ет, что от­кры­тость (то есть го­тов­ность де­лить­ся по­дроб­но­стя­ми лич­ной жиз­ни и чув­ства­ми) — путь к раз­ви­тию бо­лее тес­ной друж­бы.

Оди­но­че­ство — это слож­ное со­сто­я­ние, у ко­то­ро­го есть мно­го про­яв­ле­ний и ню­ан­сов. По­ни­ма­ние этих осо­бен­но­стей поз­во­лит вам вы­стра­и­вать бо­лее осмыс­лен­ные от­но­ше­ния с людь­ми во­круг вас.

«умный» будильник

Стоимость некоторых моделей умных часов взлетает на 70 долларов только за то, что в них встроен особый будильник. Суть его в том, чтобы будить вас тогда, когда наступает легкая фаза сна, и подъем дается легче и быстрее. Устройство отслеживает при помощи акселерометра активность организма во время сна.

На словах красиво, а что на деле? Пользователи жаловались, что часы произвольно срабатывали за несколько часов до назначенного времени или позже. Просыпаться легче не получалось от слова «совсем».

Оди­но­че­ство — это все­гда пло­хо

Оди­но­че­ство дей­стви­тель­но нега­тив­но вли­я­ет на здо­ро­вье, в то вре­мя как об­ще­ние ска­зы­ва­ет­ся на нем бла­го­при­ят­но. Од­на­ко это не все­гда так.

Все мы вре­мя от вре­ме­ни чув­ству­ем себя оди­но­ки­ми — это есте­ствен­ное пе­ре­жи­ва­ние. Это спо­соб на­ше­го моз­га по­ка­зать нам, что ему чего-то не хва­та­ет. На оди­но­че­ство мож­но смот­реть как на пред­лог за­ду­мать­ся о сво­ем внут­рен­нем со­сто­я­нии, по­раз­мыш­лять о сво­их вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с окру­жа­ю­щи­ми и пред­при­нять ка­кие-то дей­ствия в сто­ро­ну сбли­же­ния с ними. Кро­ме того, оди­но­че­ство мо­жет быть ис­точ­ни­ком вдох­но­ве­ния и твор­че­ства.

Впро­чем, если ваше оди­но­че­ство ста­ло хро­ни­че­ским, то­гда оно дей­стви­тель­но по­вы­ша­ет рис­ки для здо­ро­вья, спо­соб­ствуя по­яв­ле­нию и усу­губ­ле­нию вос­па­ли­тель­ных про­цес­сов, де­прес­сии и за­бо­ле­ва­ний серд­ца.

3d — не для малышей

— Как правильно питаться?

— Как таковых рекомендаций нет. Но еда, конечно, должна быть сбалансированной, здоровой, содержать необходимое количество витаминов, соединений и кальция.

— Нужно ли носить очки ребенку? Говорят, если их не носить, глаза работают и зрение  улучшается…

— Здоровому ребенку очки ни к чему. А вот если есть предписание врача — обязательно! Следует обязательно прислушаться к мнению своего доктора. Только он может дать правильные рекомендации в каждом конкретном случае. И не забывайте про регулярные осмотры!

— С какого возраста ребёнку можно начинать носить линзы?

— Это зависит от социальной зрелости ребенка. Нет возрастных ограничений. Если один малыш сможет спокойно носить линзы в 4-5 лет, то другой и в 16 к этому не готов. Здесь большую роль играет отношение родителей к проблеме.

—  Не влияет ли на зрение просмотр фильмов в 3D?

—  Нет, абсолютно. Однако присутствует у производителей таких фильмов и маркетинговый ход. Я имею в виду фильмы в 3D для детей 0 . Дело в том, что дети до шести лет не обладают стопроцентным стереоскопическим зрением. А значит, и объемного изображения не заметят.

—  Расскажите о методах профилактики.

 — Обязательно чередование труда и отдыха. Больше времени нужно проводить на свежем воздухе.

Большой упор на функции для спорта

Не все, кто носит умные часы, спортсмены. И не все спортсмены носят умные часы. Это все, что нужно знать касательно этой стороны вопроса. Да, часы изначально были больше ориентированы на тех, кто профессионально и регулярно занимается спортивными дисциплинами.

Гаджет меряет пульс и сердцебиение, отслеживает пройденное расстояние и подсчитывает сожженные калории. Но! Зачем все это тем, кто далек от спорта, разве только пару раз побаловаться. Без «спортивных» опций — это просто лишнее отвлекающее устройство.

Высокая стоимость

Вы бы стали отдавать 3 сотни долларов за ежедневную возможность узнавать время и просматривать уведомления? Мы — нет. Неоправданно высокая цена по сути модернизированного фитнес-браслета существенно снижает продажи.

Дублирование функций и эргономика

Ощущение еще большей зависимости от гаджетов — вот, что делают умные часы. Хотя производители выпускали их с противоположной целью. Они дублируют большинство функций телефона, но при этом выступают этаким почтальоном, который посылку принес, но не отдает. Чтобы «забрать посылку», придется лезть в карман за смартфоном.

Часы, увы, не дают возможности ответить на сообщения. Некоторые модели оснащены функцией диктовки, но она вышла «корявой» и ориентирована на английскую речь. В случае ошибки (а она будет, уж поверьте) начинается утомительный процесс правок.

Зависимость от смартфона

Часы позиционируются как самостоятельное устройство, но это не так. По сути, они – лишь дополнение к смартфону. Ведь зависят от него на 90 %: синхронизируются с ним для корректной работы, через него же устанавливаются приложения, приходят уведомления и совершаются звонки.

Кастрюльки против планшетов

Екатерина Гаврилова, «АиФ-Юг»: Проблемы со зрением стремительно молодеют. На близорукость жалуются теперь и младшие школьники. С чем связана эта тенденция?

Валентина Шевцова: Конечно, первая причина — это переизбыток экранов. Мониторы сегодня заменили детям реальность. Они везде: дома, в школе, в кармане… Их давно уже предпочитают прогулкам на свежем воздухе и подвижным играм. Чрезмерной зрительной нагрузке подвергаются теперь дети с самого раннего возраста.

—  То есть основная причина — гаджеты?

—  Вообще причин ухудшения детского зрения много, от наследственных и врожденных проблем до раннего и интенсивного использования электронных устройств, не считая травм и разного рода воспалительных процессов.

—  Так сколько все-таки можно проводить времени за монитором?

—  Для ребенка 5-7 лет перед экраном можно находиться не больше 10 минут в день! Для более старшего возраста — допустимая норма 60 минут.

—  А как насчет малышей, что ходить толком не умеют?

—  Меня уже не удивляет, когда мама спрашивает: «Сколько можно провести времени за планшетом моему двухлетнему ребенку?» Уважаемые родители! Двухлетнему малышу для нормального физиологического развития нужно познавать мир, задействуя все органы чувств.

Минимальное время автономной работы

У смарт-часов одна общая беда. Из-за малого размера устройства в него невозможно поставить достаточно энергоемкий аккумулятор. Заряда хватает максимум на 4 дня, а при активном пользовании – лишь на сутки.

В итоге мы получаем еще одну головную боль перед выходом из дома: «а заряжены ли часы?». Изначальный девиз производителей гаджета был направлен на упрощение работы со смартфоном и разгрузку рук. Оно-то может и хорошо, но в реальности появилась дополнительная проблема.

Гаджет:  Гаджеты батареи нотбука для Windows 7-10

Миф 1. оди­но­че­ство и со­ци­аль­ная изо­ля­ция — это одно и то же

Хотя эти тер­ми­ны ча­сто ис­поль­зу­ют как си­но­ни­мы, на са­мом деле зна­че­ние у них раз­ное. Со­ци­аль­ная изо­ля­ция — это со­сто­я­ние, ко­гда че­ло­век объ­ек­тив­но один, ря­дом с ним ни­ко­го нет. Оди­но­че­ство же — это субъ­ек­тив­ное пе­ре­жи­ва­ние раз­об­щен­но­сти с дру­ги­ми людь­ми. Оди­но­ким мож­но быть, даже если тебя окру­жа­ют дру­гие.

Оди­но­че­ство мо­жет про­ис­хо­дить из ощу­ще­ния, что вас не за­ме­ча­ют, не по­ни­ма­ют, не при­зна­ют. Об­ще­ние с людь­ми, ко­то­рые не раз­де­ля­ют ваши цен­но­сти или ин­те­ре­сы, тоже мо­жет стать ис­точ­ни­ком оди­но­че­ства. На­ко­нец еще одна при­чи­на та­ко­го со­сто­я­ния — слиш­ком мно­го по­верх­ност­ных вза­и­мо­дей­ствий с дру­ги­ми людь­ми при недо­ста­точ­ном ко­ли­че­стве глу­бо­ких.

Опрос, про­ве­ден­ный в США, по­ка­зал, что 47% участ­ни­ков не счи­та­ют свои от­но­ше­ния с дру­ги­ми людь­ми со­дер­жа­тель­ны­ми. 58% ре­спон­ден­тов ска­за­ли, что во­круг них нет лю­дей, по­ни­ма­ю­щих их до­ста­точ­но хо­ро­шо. 61% при­зна­лись, что люди во­круг них, не раз­де­ля­ют их ин­те­ре­сы.

Миф 3. оди­но­че­ство — про­бле­ма по­жи­лых лю­дей

Это убеж­де­ние, по­хо­же, не вы­вод на ос­но­ве дан­ных, а эй­джист­ский пред­рас­су­док. На са­мом деле ис­сле­до­ва­ния по­ка­зы­ва­ют, что, на­при­мер, в США оди­но­ких лю­дей боль­ше сре­ди пред­ста­ви­те­лей по­ко­ле­ния Z и мил­ле­ни­а­лов, а не беби-бу­ме­ров.

Миф 4. оди­но­че­ство вы­зы­ва­ют тех­но­ло­гии

В дей­стви­тель­но­сти все немно­го слож­нее. Да, нездо­ро­вые при­выч­ки вро­де дум­скрол­лин­га или по­сто­ян­ной про­вер­ки уве­дом­ле­ний за­став­ля­ют нас чув­ство­вать себя бо­лее оди­но­ки­ми и ник­чем­ны­ми. Огра­ни­чен­ное ис­поль­зо­ва­ние га­д­же­тов, на­про­тив, бла­го­при­ят­но вли­я­ет на наше со­сто­я­ние.

Тем не ме­нее тех­но­ло­гии мо­гут слу­жить и важ­ным сбли­жа­ю­щим фак­то­ром, по­мо­гая оди­но­ким лю­дям встре­чать но­вых дру­зей, устра­и­вать встре­чи и об­щать­ся уда­лен­но. Осо­бую поль­зу та­кое об­ще­ние при­но­сит ста­ри­кам или дру­гим лю­дям, на­хо­дя­щим­ся в изо­ля­ции из-за осо­бен­но­стей здо­ро­вья или сво­е­го гео­гра­фи­че­ско­го по­ло­же­ния.

Одно ис­сле­до­ва­ние по­ка­за­ло, что ис­поль­зо­ва­ние соц­се­тей в це­лом свя­за­но с боль­шим бла­го­по­лу­чи­ем. Од­на­ко эмо­ци­о­наль­ная за­ви­си­мость от них все же вре­дит здо­ро­вью. Еще одно ис­сле­до­ва­ние ука­зы­ва­ет на то, что люди, ко­то­рые де­лят­ся сво­и­ми пе­ре­жи­ва­ни­я­ми с по­мо­щью смарт­фо­на, чув­ству­ют себя ме­нее оди­но­ки­ми. У тех же, кто про­яв­ля­ет мень­шую от­кры­тость, га­д­же­ты, на­про­тив, вы­зы­ва­ют стресс.

Неточный замер пульса

Многочисленные опыты пользователей Apple Watch показали, что часы одинаково «охотно» меряют пульс и у ножки кухонного стола, и у свежей отбивной. Ситуация и смешная, и грустная одновременно.

Более того. Если одеть на тренировку сразу несколько гаджетов, они будут выдавать разные показатели — не критично разные, но разные.  В таком случае назревает вопрос — зачем нужен такой «помощник», если от него никакой пользы? Ни одни умные часы не заменят врача и полноценные лабораторные исследования.

Обратная сторона медали

Долгое времяпрепровождение перед телевизором и чрезмерное увлечение предметами высоких технологий способствуют развитию гиподинамии как у взрослых, так и у детей. Для ребенка физическая активность — необходимое и достаточное условие гармоничного развития, а постоянное просиживание за просмотром телевизионных передач или в виртуальном мире не способствует этому.

Всё чаще телевизор делает из человека бездумного потребителя, то есть он воспринимает информацию, исходящую с голубого экрана, не задумываясь, а это не способствует развитию когнитивных функций, появляется физическая и умственная леность.

Дети-дошкольники ещё не обладают навыками фильтрации информации, поскольку эти механизмы у них ещё не сформированы — они впитывают как губка всё, что видят на экранах и мониторах. Постоянная смена картинок и безостановочный поток информации через зрительный анализатор затрудняют развитие критического мышления и оценку нюансов происходящего, не оставляют времени для мыслительной деятельности и работы с информацией.

Избыток жестоких картинок, видеосюжетов и игр может отразиться на психике детей, даже если они растут в весьма благоприятных условиях и в благополучной семье, огражденные от дурных примеров. У ребёнка остаётся психологическое и эмоциональное напряжение от просмотра сцен насилия и он может проявлять агрессию в отношении окружающих.

Если насилие и агрессия оказались безнаказанными или агрессор с помощью мощи добивался своей цели и получал желаемое, у ребёнка закрепляется на уровне бессознательного, что силовые методы – это единственно быстрый и эффективный способ решения проблем.

Поправить эту установку у трёхлетнего малыша будет очень трудно, так как дети подражательны по своей сути и повторяют всё увиденное и услышанное незамедлительно и без критической нагрузки. У маленьких детей, смотрящих передачи или фильмы со сценами насилия, часто проявляются проблемы со сном, расстройство аппетита, различные страхи, с которыми придётся работать у специалиста.

Результаты многочисленных экспериментов американских учёных показали, что «слишком частое обращение ко всевозможным гаджетам уже начинает оказывать влияние на работу нашего мозга, а если точнее, на процесс запоминания информации» — иными словами, зачем запоминать ту или иную информацию, если при необходимости её можно вновь найти в Интернете?

Польза гаджетов

Детвора любит пользоваться гаджетами, потому что это легко, увлекательно и занимательно. Малышам сразу же виден результат их действий — одним движением указательного пальца они могут поменять картинку на экране и почувствовать себя волшебником или властелином этой взрослой игрушки.

Ребёнок учится пользоваться техникой, быстро её осваивает и легко манипулирует ею, тем самым развивая свою компетенцию и уровень технических знаний.

Детей распирает, что они в чём-то превосходят взрослого, и это придаёт им чувство значимости и важности. Они охотно демонстрируют свою компетентность, помогая близким и друзьям. Тем самым дети улучшают взаимоотношения с окружающими и поднимают свой авторитет и самооценку.

Ребёнок приобретает свободу действий, сам управляет, сам устанавливает правила и сам ответственен за то, что происходит в его виртуальном мире — он учится действовать самостоятельно, расширяя свои возможности.

С помощью гаджетов дети легко завязывают новые знакомства, заводят темы для общения в кругу сверстников, всегда на связи с друзьями, родителями.

Техника помогает детям интеллектуально развиваться и обучаться, находить нужную информацию, не тратя на это много времени — как говорится, Google вам в помощь!

Психолог: "дети "уходят" в гаджеты при поддержке взрослых"

Эксперты констатируют, что ещё никогда за всю историю человечества структурные изменения в информационном поле не были столь грандиозными и значительными. Мы переживаем информационные и технологические революции, перевороты, мятежи и реформы. И кроме восторженных планов, связанных с этими новыми возможностями, звучат тревожные прогнозы. Например, врач-психотерапевт Андрей Курпатов утверждает, что искусственный информационные технологии приводят к неизбежной атрофии интеллектуальной функции.
Многие видят врагом человечества мобильный телефон. Родители стонут — он стал членом семьи, навязчивым, эгоистичным и нетерпеливым.

Психологи по этому поводу имеют свое мнение. Они не склонны паниковать, но признают эту проблему сегодняшнего дня. О чрезмерном увлечении гаджетами мы говорили с ведущим специалистом центра «Белая комната», психологом Анной Тычковой

Анна, такое впечатление, что современные дети подключены к мобильным телефонным аппаратам, как к необходимым жизненно-важным приборам. Их использование начинается с раннего утра и заканчивается глубокой ночью. 
— Самая печальная печаль в том, что дети «ушли» в гаджеты не самостоятельно, а при поддержке и стимулировании взрослых. Любая зависимость формируется там, где нет реальных эмоций и реальных возможностей эти эмоции переживать. Меня очень умиляют картинки в соцсетях, разделенные на две части — наше детство и детство современных детей. На первых — счастливые дети гуляют, играют, на санках катаются. На вторых — грустные, бледные и несчастные сидят в гаджетах. Но ведь дети на первых картинках — это сегодняшние родителей тех детей, которые проводят все время в телефонах и планшетах. Почему они не научили своих детей получать эмоции и проживать их? Это про какой-то эгоизм? Нам было классно, кайфово, мы играли, развлекались. А своим детям жалко? Умиляющая вещь — все эти крики, биения себя пяткой в груд, про то, какая сейчас молодежь. Но она ровно такая, какой она может быть. Она такая именно потому, что более старшее поколение так взаимодействует с более младшим. И они становятся тем, кем становятся.

То есть, проблема во взаимодействии?
— В том, чем мы наполняем это взаимодействие. Родители учат ребенка тому, как занимать свое время. Гаджеты, интернет-пространство наполнено очень большой и быстрой стимуляцией головного мозга. В реальности такой стимуляции нет. Тому ребенку, который привык к постоянной, интенсивной стимуляции мозга, очень сложно ориентироваться в реальной жизни. Он ищет здесь стимулы, а потом вновь уходит в гаджет. Ему здесь скучно, здесь не так быстро, не так динамично, не так красочно, не так эмоционально.

Может быть, тогда виноваты вовсе не родители, а эти необыкновенные возможности виртуального мира.
— Но ребенок же не сам там оказывается, а с поддержки взрослых, своих родителей. Это же очень легко — сунуть в руки ребенка гаджет. Мама с папой заняты чем-то своим и они дают детям телефон, планшет, или включают мультфильм в интернете и сажают ребенка его смотреть. Естественно, он привыкает. Тогда очень странно, когда те же родители спустя десять лет говорят: «Ты, наверное, зависим». Да? Правда?

Гаджет:  Влияние гаджетов на зрение человека - ГБУЗ "Павловская ЦРБ" МЗ КК

Но я, например, не злоупотребляла гаджетами в то время, когда моя дочь-подросток была маленькой. Я считаю, что я здесь не при чем.
— Действительно, существует современная реальность. Огромная доля общения, деятельности, правда, проходит в виртуале. Есть такое понятие, как удаленная работа. Люди в виртуальном пространстве вполне себе зарабатывают на жизнь. Иногда даже больше, чем в реальности. Это правда так. И есть моменты, которых не надо боятся. Надо понимать, что это такая данность современности. 

Дети в плену модных гаджетов: кто виноват и что делать - ЛетидорАнна Тычкова

Но многие родители, действительно, в легкой панике. Они убеждены, что с этим злом надо что-то делать. 
— И это тоже лукавство. Но сколько человек из них этим злом не пользуется? Ребенок видит и делает выводы. А подобные разговоры проходят фоном. Тех взрослых, которые говорят, что эти ваши интернеты до добра не доведут, воспринимают как старых ворчунов. Это похоже на картину, когда кто-то из родителей, затягиваясь сигаретой поглубже, говорит: «Не кури сынок, это вредно». Да? Серьезно?

Но и это не про меня, потому что я нахожусь в интернет-пространстве исключительно в рабочее время, в свободное время все эти замечательные возможности меня мало интересуют. Как в этом случае ограничить присутствие телефона в жизни ребенка? 
— А нужно что-то делать? Это мешает жить?

Мне кажется, да. Это снижает зрение, отвлекает во время подготовки домашних заданий. Телефон обращает на себя внимание всегда и везде. Даже к ужину ребенок выходит с телефоном в руке. 
— Я бы посмотрела — это про зависимость или это дань современности. Да, так сегодня динамично с помощью гаджетов происходит взаимодействие. Хорошо бы помимо этого давать ребенку другие способы. Например, сегодня мы идем вместе гулять без гаджетов. Но мы не друг за другом, молча идем и дышим друг другу в затылок. Мы общаемся и ищем способы сделать это общение интересным. Ведь правила в семье — это ответственность взрослых, а не детей. Я — мама двух подростков, современных детей, которые активно включены в виртуальное общение. У нас дома есть правило о том, что если мы встретились вместе за обеденным столом, то проводим это время без гаджетов. И у нас весьма интересные разговоры заходят. Плюс к этому, у нас есть какие-то совместные выезды, выходы в театр, на выставки. Их становится меньше, так как дети взрослеют. Но они воспринимают это как норму, потому мы, как родители, ее обозначили.  Это естественные ориентиры детей на то, что взрослые знают, что и как надо делать.

Но приглашение пойти на увлекательную прогулку или поиграть с настольную игру, наверное, имеют возрастные ограничения? 
— Да, это работает с детьми, которые входят в подростковый возраст. С теми, кто уже выходит из него, боюсь, родители сильно опоздали. Тогда, если беспокоит вопрос о зависимости, надо обратиться к психологу. 

Еще один пример. Девочка в школе даже к доске выходит с телефоном. Что это?
— Хорошо бы прояснить, почему она выходит с телефоном к доске. Он представляет для нее сверхценность или она тревожится, боится пропустить звонок, или боится, что кто-то возьмет его. Если это про сверхноценность, про возложенность власти над ребенком, то стоит говорить о зависимости. Если это другие варианты — тревога, недоверие, наученность этому недоверию (иногда родители говорят: «Смотри, не потеряй, мы тебе купили дорогой телефон»), тогда все объясняется проще.

А когда можно говорить о зависимости от гаджета?
— Тогда, когда есть все критерии зависимости или присутствует большинство из них. У любой зависимости одинаковые критерии, потому что любая зависимость — это механизм адаптации. Но я бы назвала это механизмом патологической адаптации. Можно здоровым способом адаптироваться к сильным чувствам, событиям, а можно через зависимость. Там тоже есть свои предпосылки. Если мы говорим о детской зависимости от гаджетов, компьютерных игр или от интернета, то это скорее всего про зависимую модель взаимоотношений в семье. То есть, я завишу от мамы в чем-то и мне не предлагаются способы для того, чтобы стать автономным, восполнять свои потребности.

Клинические психологи, да и не только, утверждают, что если ребенку не давать зазор между потребностью и ее восполнением, то это грозит зависимостью. Поэтому ребенку важно проживать это время — время между «хочу», «дайте» и «вот, возьми». То есть, когда родители ту же кидаются «спасать» ребенка — это не совсем здоровый способ. У ребенка это формирует некий механизм и этот зазор для него становится ненормальным, неестественным. Хотя, большинство, к счастью, понимает, что иногда мы хотим, но не сразу это получаем. Должно пройти какие-то время и это оно является частью жизни.

Дети в плену модных гаджетов: кто виноват и что делать - Летидор

А какие критерии зависимости существуют?
— Один из критериев зависимости — наделение объекта зависимости сверхценностью. Только он и никто больше, только телефон может сделать меня счастливым. Мне надо держать его в руке, не выпускать из поля зрения, все время в него заходить и что-то делать. И только этот объект может приносить мне удовольствие и радость. Если я его лишусь, в моей жизни настанет крах.

Еще один критерий заключается в эмоциях. Например, мне плохо, но я сейчас этот объект использую (алкоголики выпивают, шопоголики идут в магазин, наркоманы принимают дозу, зависимые от гаджетов открывают их), и мне станет лучше. Эмоции поменяются. В семье это тоже можно наблюдать. Ходил грустный, печальный, бубнястый, депрессивный, а как только в руки взял гаджет, сел за компьютер, сразу просветлел.

Еще один из критериев — это рост толерантности. Когда объекта зависимости надо все больше и больше.

Дети шутят, что у них без телефона начинается «ломка». Они не знают чем заняться, куда руки деть. 
— В теории зависимости ломка — это один из ее критериев. Это, другими словами,  абстинентный синдром. Он наступает при отсутствии возможности взаимодействия с  объектом зависимости. Важно понимать, что в случае, если зависимость, действительно, диагностирована, и при желании от нее избавится, необходима работа всей семьи. Не достаточно выпихнуть зависимого ребенка к психологу, вдохнуть, выдохнуть и развести руками в стороны. Мол, что сделаешь. Можно и так, конечно, но результат будет другой. 

Опять мы возвратились в семью.
— Меня удивляют вопли родителей, потому что кроме этого в большинстве случаев они ничего не предпринимают. В детстве они вручили ребенку телефон и он при помощи серфинга по интернет-пространству искал то, что ему интересно. А потом мы кричим: «Ой, «Синий кит»!». А как ему быть? На что он должен захотеть поменять это виртуальное пространство, если там он достиг определенного уровня в каких-то играх, или он там собирает какое-нибудь оружие, или совершает автогонки в разных странах мира и он там признан? Ему там говорят: «Ты крутой! Ты человечище!». Ему очень рады. А когда он возвращается в реальность, мама заявляет: «У тебя руки не из того места растут. Вечно ты делаешь не так», «И с математикой у тебя плохо». А еще в гимназиях Саратова (говорю во множественном числе, потому что слышала такое про разные) некоторые учителя формируют такую атмосферу, что если у тебя четверки, ты не достоин здесь учиться и занимаешь чье-то место. Может быть, это оправдано для рейтинга или еще для чего-то. Но где ребенку лучше? Там, где он может себя обозначить и  заявить о себе или там, где ему говорят: «Не ори», «Не носись», «Не приставай».

Выходит, нам, современным родителям, сейчас гораздо сложнее выполнять свою родительскую работу, потому что приходиться противостоять мощной силе. 
– Да. С одной стороны, сложнее. Но я все же за то, что вклад родителя больше, чем вклад ребенка. Когда ребенок рождается, есть те самые пресловутые 18 месяцев, когда должна сформироваться здоровая привязанность. Иногда волосы дыбом встают от того, что родители проделывают со своими детьми. Я не говорю про своих клиентов, такие родители обычно и не доходят до психологов. Так они живут и мучаются. Но с другой стороны, родительскую ответственность, родительский вклад никто не отменял.

Гаджет:  Обзор умных часов с описанием их функций

Я здесь хочу ремарку внести. Я знаю, что родители чаще всего реагируют из трех самых основных ярких чувств. Это из чувства стыда, из чувства вины и из чувства тревоги. И мне бы не хотелось, чтобы сейчас родители ушли в вину. Я за то, чтобы разделять вину и ответственность. Ответственность — это то, что позволяет менять действительность, быть свободным, принимать решения, которые принесут пользу. А вина — это то, что сжирает и если человек в этом остается, то тратит много лет своей жизни. Ведь, если я где -то виновата, как обычный живой человек, перед своим ребенком, я
точно могу извиняться, точно могу компенсировать и возвращаться на здоровые рельсы. Да, наши дети будут точно больше и сильнее вовлечены в интернет-пространство, но это не значит, что оно должно исключать все остальное.

Дети в плену модных гаджетов: кто виноват и что делать - ЛетидорФото progress.online

Для того, чтобы разбавить эти бесконечные телефонные сессии, родители поступают по-разному. Я например, пробовала говорить, что надо бы как-то поменьше с телефоном общаться. 
— Такая форма — «а может быть ты будешь поменьше, дорогая» — это перекладывание ответственности на ребенка. В подростковом возрасте о какой-то самомотивации говорить очень преждевременно. Те доли мозга, которые отвечают за внутреннюю мотивацию, формируются к 21-му году. И 13-летнем ребенку точно не по плечу взвешенно сказать: «Да, мамочка, ты наверное, права. Я слишком много времени провожу в телефоне». Это фантастика какая-то. Это не про нормальных подростков. Если ваш ребенок такой, вы можете порадоваться тому, что он — исключение из правила. А если он кивает на ваши слова, а в глазах читается: «ты сейчас поговоришь и пойдешь заниматься своими делами, а я продолжу жить своей жизнью», то можете выдохнуть. У вас нормальный подросток, который развивается в пределах возрастных норм. Вообще, в 11-13 лет игры в демократию — это лукавство. Ведь родитель не знает что делать, чувствует себя бессильным и перекладывает ответственность на ребенка. Пусть бессознательно, но он это делает. Давай, сыночек или дочка, ты в свои 10 лет реши, как проводить время в гаджете. Я взрослая тетенька не могу, а ты вперед, давай. Хорошо бы с собой сохранять честность. Да, я не знаю как это сделать.

Я просто хотела посеять сомнения. 
— Тогда надо четко обозначать условия. «Я вижу, что ты 12 часов проводишь внутри телефона. Меня это беспокоит и я считаю, что это тебе не на пользу. И, как мама, я ставлю условие и буду проверять его соблюдение». И здесь надо выбирать реалистичный вариант. Тогда это сработает. Конечно, в подростковом возрасте это точно встретит сопротивление. Потому что это директива, а не договоренности. 

В некоторых российских школах перед занятиями дети сдают свои телефоны. Учителя других школ завидуют. И родители тоже. 
— Надо не отбирать, а учить тому, как пользоваться им здоровым образом. Если ребенок нормативный, если он психически и умственно сохранный, то ему не нужен такой контроль-контроль. А если ваш ребенок нуждается в сильном контроле, я бы била в набат. Это или про тревожность родителей, которые делают ребенка тем, кто обслуживает эту тревогу (тем кто делает что-то, чтобы родителям было не так тревожно). Либо, хотя одно вытекает из другого, родитель инвалидизирует ребенка. «Наш мальчик (или девочка) часто болеет», «Он (она) маленький», «Ему (ей) нельзя доверять». И ребенок верит родителю, думает, что он неспособный, неумеющий и требующий контроля. А когда мы подходим к пресловутому подростковому возрасту, задача которого дать ребенку автономию, мама говорит, что ее милого ребенка унесли инопланетяне и заменили на какое-то чудовище. Он хамит, агрессирует, а мы не справляемся и не знаем что делать. А я вам скажу, что вы с какими-то мерами опоздали на несколько лет. Как раз на те самые годы, когда было так, как было. А теперь ребенку приходится такую интенсивность проявлять, чтобы получить хоть какие-то шансы на отделение от родителей.

Жизнь подростков буквально крутится вокруг мобильных телефонов. Есть родители, которые отбирают телефон для того, чтобы наказать. 
— Для современных детей это так. Но я все же за сохранение здравости. Если это способ дергать ребенка за веревочки, шантажировать, то это не про санкции, а про манипуляции.

Наверное, вы, как психолог, замечаете изменения в поведении, которые произошли с невероятным распространением гаджетов?
– Я заметила, что подросткам стало сложнее общаться. Когда ко мне приходит на прием подросток или родитель, за редким исключением, там с коммуникацией все в порядке. Вплоть до того, что ребенок боится общаться с людьми. Но здесь надо делать скидку на то, что когда
все в норме, ко мне никто не идет. Та же самая сложность есть и у взрослых людей. Когда речь заходит, допустим, о формировании отношений, они не знают как и где общаться. При этом более старшее поколение в этом плане более благополучное. Они не стесняясь, не думая о себе лишнего, ходят заниматься танцами, творчеством.

Наверное, наши дети, которые беспокоят чрезмерным использованием гаджетов, в свою очередь столкнуться с какой-то другой проблемой, когда сами станут родителями. 
— Раньше дети читали книжки читали с фонариком под одеялом, а надо было, чтобы ребенок спал. Сегодня уже не книжки и даже фонарик не нужен (хотя, иногда книжки). Потом телевизор появился, затем кабельные каналы круглосуточные. Конечно, у наших детей будут свои сложности. Это жизнь, она текучая и изменчивая. Но какие-то моменты остаются  неизбежными. Например, столетия идут, но о подростках можно говорить одно и тоже. Они всегда хотят, чтобы их трогали по-минимуму, а развлекаться можно было бы по-максимуму, и что-бы кто-нибудь на это подкидывал деньжат.

Тревожные звоночки

— Влияет ли наследственность на возникновение проблем со зрением?

— Если мы говорим о близорукости, то наследственность играет роль. Когда один из родителей или они оба близоруки, большая вероятность того, что их дети также будут страдать от этой патологии.

— Какие признаки можно считать тревожными? На что обратить внимание родителям?

— Для каждой возрастной группы детей эти признаки разные. Совсем крохотные малыши не станут жаловаться на то, что плохо видят. У них попросту недостаточно опыта, чтобы сравнить. При этом они при наличии проблемы будут близко к лицу подносить игрушки, книжки.

— Можно ли выправить зрение без лекарств и операций?

— Не бывает таблетки, которую выпьешь, — и прозрел! Лекарства при серьезных аномалиях — лишь вспомогательные средства. Только лишь при помощи хирургического вмешательства во взрослом возрасте можно вылечить такие недуги.

— Связана ли близорукость с размером глаза?

— Да, при близорукости глазное яблоко удлинено. Причина в несоответствии рефракционного аппарата и «длины» глаза. 23,5 (максимум 24) миллиметра — это нормальная длина глаза взрослого человека. Если размер больше, то этот глаз уже близорукий. Глаза у человека перестают расти в 18-20 лет. После этого возраста прогрессирование близорукости уже связано с другими факторами, а не с удлинением.

Уведомления — лишняя головная боль

Знать о состоянии счета своей карты или бегло взглянуть на пару-тройку оповещений — удобно. Но когда ваша работа предполагает плотное общение в мессенджерах, постоянные вибрации и звуковые сигналы на руке доведут до нервного тика и человека с титаническим терпением.

Можно отключить эти трели, но сразу одолевает паранойя — а вдруг упущу что-то важное. Да и функция самих смарт-часов теряется. Часы призваны освободить руки от смартфона. Но на деле хочется постоянно залезть в него и ответить всем написавшим. Так себе свобода получается.

Выход раз: отключать уведомления на часах. Выход два: вообще не покупать их.

Оцените статью
GadgetManiac
Добавить комментарий