Гаджеты: истории из жизни, советы, новости, юмор и картинки — горячее | пикабу
Если лень читать — то вот сразу видео. Если хочется почитать — то ниже обширная статья. Это копипаст с Хабра, но материал очень крутой.
Ну, поехали читать, если интересно.
Сегодня я публикую статью с подробным обзором очень старого ноутбука — Zenith Mastersport 386sx. Он был выпущен в 1990 году, и благодаря своей надежности сумел стать довольно популярным. Это устройство уже действительно похоже на ноутбук, а не на попытку уместить в чемодане стационарный ПК, как это случалось с более ранними моделями.
Его размеры — 11 на 8,5 дюймов. Вес тоже невелик — всего 2,7 кг, что сравнимо с современными моделями. Неплохо, если учесть, что ему больше трех десятков лет. Традиционно, все самое интересное — под катом.
Где я его взял?
На этот раз — не на барахолке, о покупках на которой пишу в последнее время, а на испанском аналоге «Авито» — сервисе Wallapop. Попался ноутбук на глаза совершенно случайно — просто увидел, что продается очень старый девайс и решил прицениться.
Владелец продавал его за 30 евро — вместе с мышкой от Microsoft и родной зарядкой. Разместил он лэптоп как нерабочий, но мне повезло и это оказалось ошибкой, все работает, как надо. Стоимость удалось сбросить до 15 евро, поскольку реально я был не готов покупать нерабочий, хотя и очень интересный ноутбук за 30 евро. Продавцу, видимо, хотелось избавиться от хлама, поэтому он уступил.
Заплатив, через пару дней я стал владельцем этого чуда техники конца прошлого века.
Неожиданный сюрприз
Понимая, что продавец может не очень внимательно отнестись к проверке работоспособности устройства, я решил начать собственную проверку. Сначала подключил ноутбук вместе с адаптером питания к сети — и действительно, никаких признаков жизни. Светодиод адаптера не светился.
Затем я отключил все, подождал немного и включил адаптер снова — на этот раз светодиод ярко засветился нежным зеленым светом. Измерив напряжение, я получил вполне стандартные величины, так что, по крайней мере, блок питания рабочий.
Затем я сделал вполне логичный шаг — вынул батарею (это делается весьма просто) и подключил адаптер уже без нее. К моей радости, светодиод не погас. Нажав на кнопку включения, я увидел, что ноутбук подал признаки жизни — пошел процесс запуска. Не знаю, сколько он пролежал у предыдущего владельца, но, скорее всего, его включили впервые за много лет.
Дальше я удивился еще сильнее — жесткий диск оказался в порядке (спустя 30 лет-то!) и на экране появился MS-DOS 4.0. Я ввел пару команд для проверки списка файлов и т.п. и понял, что на диске есть еще и ОС Windows 3.0.
Как ее запустить? Проще простого — в командной строке нужно просто ввести win — и загрузка старенькой ОС пошла без всяких проблем. Ежесекундно ожидая подвоха, поскольку ноутбук все же очень старый, я не надеялся на успешное завершение процесса загрузки. Но нет — все прошло хорошо и в итоге появился привычный для пользователей Windows стартовый стол. Оказалось, что на диске установлен даже Microsoft Office, причем вполне лицензионный.
Характеристики и конфигурация
Этот ноутбук поступил в продажу по цене в $3,999, базовая конфигурация. Она включала:
• Процессор: Intel i386SX 20 МГц
• ОЗУ: 2 МБ (распаяна на плате), можно расширить до 8 МБ — слоты для дополнительных модулей были в наличии. В моем ноутбуке 4 МБ памяти.
• Жесткий диск: 85 Мб (IDE, так что можно расширить до нескольких десятков гигабайт).
• ОС: MS-DOS 6.20 (изначально был 4.0) Windows 3.0.
• Дисплей: 640*480 пикселей, оттенки серого.
Дополнительно предоставлялось 3 дискеты и сумка для ноутбука. Полное название модели — IWL-360-06.
В более продвинутых версиях устанавливался еще и модем для связи с внешним миром. К сожалению, в базовой модели модема нет, так что опробовать его работу не получится.
Есть еще три порта — параллельный, serial для подключения мыши и VGA-порт для вывода изображения на внешний экран. Удобно!
На передней панели есть несколько светодиодов для отображения разных режимов работы, статуса нажатия на кнопку Caps Lock и т.п. Плюс есть большая кнопка Pause.
Еще на передней панели есть настройка яркости и контрастности.
При первом включении думал, что дисплей почти вышел из строя, поскольку изображение было тусклым. Но в итоге покрутил регуляторы и все наладилось.
Почему не работал ноутбук с батареей
Поскольку его не включали много лет, похоже на то, что батарея села в ноль. Изначально думал, что она испорчена и просто замыкает цепь, в результате чего адаптер отключается. Но все оказалось интереснее — поскольку она посажена в ноль, то ток потребления был выше, чем поддерживает зарядное устройство (там 1А максимум).
Я использовал умный зарядник, выбрав режим для Ni-Cd элементов, и к моему удивлению, батарея ожила и ноутбук стал включаться даже с ней. Более того — она держала около получаса работы устройства, что для того времени — отличный результат.
К сожалению, в дальнейшем я оставил ноутбук на пару недель на полке, и батарея вновь разрядилась до нуля. Второй раз восстановить ее не получилось, поэтому я взял Ni-Cd аккумуляторы, купленные ранее на барахолке для радиоуправляемой машинки, убрал две банки и получил те же 7,2 В и около 2000 мАч.
Такая батарея держит заряд около 35 минут, чего вполне достаточно. Кроме того, угрозы ее полной разрядки нет, поскольку сами аккумуляторы сделаны по современной технологии. Для сравнения — вот фото старых и новых банок.
Зарядное устройство
Оно большое, но по современным меркам очень слабое — выдает всего 35 Вт, 1 А максимум. Так что не удивительно, что блок питания уходил в защиту при превышении стандартных параметров заряда. Разъем не такой как сейчас, тогда коннекторы делали кто во что горазд.
Дополнительные бонусы
На той же лицевой панели (т.е. топ-кейсе) есть еще полоска с обозначениями функциональных клавиш и логотипом компании.
Выглядит она декоративной вставкой, но, как оказалось, все не так просто — под ней находятся слоты для расширения памяти и установки сопроцессора (тут боюсь ошибиться, так что знатоки — просьба поправить меня в комментариях).
После включения Windows появляется привычный оконный интерфейс с привычными, несмотря на 30-летний срок, программами. В комплекте:
Microsoft Office.
Microsoft Word 6.0.
Microsoft Excel.
Power Point.
Publisher.
Помощь.
Acrobat Reader.
А еще есть солитер и сапер, который почти не изменился (сейчас, после относительно недавнего апдейта, он, конечно, поменялся, но до этого четверть века все было точно так же, как на экране этого ноутбука, только в цвете).
А вот ссылка на источник (оригинальный пост).
§
Российские пользователи планшетов и телефонов производства фирмы Samsung оказались неприятно шокированы тем, что после очередного обновления ряд предустановленных программ оказались не удаляемыми. Речь идет именно о российских программах.
Эта ситуация связана с постановлением Минцифры РФ об обязательной предустановке на гаджеты, поступающие на российский рынок, поисковой системы Яндекс. Данное требование расширяет закон о предустановке российского софта, который вступил в силу 1 апреля, — его также называют «законом против Apple». Среди обязательных программ — браузеры, соцсети и мессенджеры — всего 16 категорий. А с 1 июля тех, кто продает гаджеты без российских приложений, начнут штрафовать на сумму до 200 тыс. рублей.
В Samsung ситуацию объяснили сложностью в трактовке закона. «Требования вступившего в силу закона уникальные для российского рынка, у индустрии не было еще подобного опыта. В процессе подготовительной работы мы пришли к выводу, что предустановка некоторых приложений в режиме „удаляемых“ с высокой степенью вероятности может быть расценена как нарушение законодательства», — сообщили в пресс-службе компании. Поэтому «на всякий случай» решили сделать их не удаляемыми. То есть, компания, столкнувшись с новой и не до конца понятной ситуацией, решила перестраховаться.
После того, как в ФАС поступило некоторое количество заявлений и началось разбирательство, угрожающее Яндексу штрафом до 30 млрд. за недобросовестную конкуренцию, управляющий директор «Яндекса» Тигран Худавердян призвал производителей техники не устанавливать не удаляемые приложения компании. Более того, он сообщил, что компания уже связалась с Huawei, Honor, Xiaomi, Vivo, ZTE, F Plus, Meizu и Prestigio и специально договорилась не делать приложения Яндекса не удаляемыми. С разъяснениями выступило и Минцифры, которое также выступило против не удаляемости приложений и даже закрепило это специальным постановлением.
В общем, выбор: что удалять, а что нет , все же оставили за пользователем и это не может не радовать.
§
Приветствую всех
Уже не за горами новый велосипедный сезон, включая шоссейные и прочие «асфальтовые» выезды. Я, как «велосипедист-коммьютер» и немного «шоссер» очень жду окончательного таяния льда и снежной каши на дорогах. Чтобы расчехлить свой гравийник и, наконец, продолжить передвижение на своем личном двухколесном транспорте. Забыв общественный транспорт и мучения в пробках как страшный сон.
Я решил затронуть тему повышения заметности велосипедистов при их движении по дорогам вместе с потоком автомобилей. Хотелось бы сделать акцент на применении различных средств улучшения заметности (светотехники, одежды) как дополнительных мер пассивной безопасности.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о целесообразности езды с включенными фонарями днем, то есть с работающими дневными габаритами. Ведь, если необходимость в оснащении двухколесного транспорта и его «водителя» работающими фонарями и (или) светоотражающими элементами в темное время суток (а также в различных условиях плохой видимости) вряд ли кто-то в здравом уме вообще станет оспаривать, то в подавляющем большинстве случаев при дневном свете фонари (маячки) велосипедистами не задействуются. Зачастую, по причине их малой мощности, т.е. бесполезности днем, когда тусклые диодные лампочки не видны до момента наступления сумерек. Либо же по твердому убеждению самих велосипедистов в том, что эти меры абсолютно лишние («днем и так все прекрасно видно»). Кроме того, очень популярно мнение о том, что для выделения себя в потоке достаточно лишь одной жилетки или яркой одежды «кислотных» расцветок. По моему личному мнению, последнее как бы противоречит здравой логике с тех пор, как все моторизированные транспортные средства обязали ездить с включенными ходовыми огнями в светлое время суток. Таким образом, в подкорке у водителей транспортных средств уже есть установка «включенный фонарь равно транспортное средство». И «выпадать» из этого шаблона не слишком разумно.
Попробуем немного разобраться в вопросе. Как известно, с водительского кресла велосипед является малогабаритным, а значит и малозаметным объектом. Кроме того, абсолютно бесшумным транспортным средством, в отличие от той же мототехники. Бесспорно то, что езда по дорогам на любых двух колесах сопряжена с определенными рисками. Поэтому, на мой взгляд, одна из первостепенных задач для велосипедиста, который по разным причинам делит проезжую частью с автомобилями, в разумной степени использовать все доступные технические средства для повышения собственной заметности в потоке.
Нашел несколько интересных ссылок, в которых упомянуты исследования заметности велосипедистов не только ночью, но и при дневном времени суток . Было изучено влияние различных средств для повышения заметности (светотехники и одежды). Ссылки буду приводить на англоязычные источники, так как ничего подобного на русском языке найти не удалось.
https://www.roadbikerider.com/incisive-new-studies-on-cyclist-visibility-d3/
«Исследование: велосипедистам безопаснее на дорогах при использовании приспособлений для повышения заметности»
В статье упомянуто проведенное исследование в Дании. По его результатам, в группе из около 4000 велосипедистов те из них, кто использовал задние и передние габариты в дневное время на 19% меньше побывал в ДТП с травмами, чем велосипедисты в другой контрольной группе (без дневного света). Любопытно было бы взглянуть на подробное описание исследования. К сожалению, источник с подробностями в статье не приводится.
Другое исследование, заказанное и профинансированное одной компанией-производителем велосипедов и велосипедных аксессуаров. Были испытаны задние маячки с «дневными» режимами работы (адекватной мощности и с соответствующей оптикой). Делаются выводы об улучшении заметности велосипедиста при использовании светотехники на 270%. Заявляется снижение вероятности инцидента/ДТП примерно на 33%. Впрочем, порядок расчета полученных цифр не разъясняется.
Упоминание в статье, на английском «Наука быть заметным»: https://www.velonews.com/2021/10/bikes-and-tech/the-science-of-being-seen_472689
Некоторые технические подробности исследования, на английском: https://pelotonmagazine.com/peloton-x/bontrager-part-2/
Подробное описание, но только в части ночных испытаний: https://pdfs.semanticscholar.org/05ea/d7382fc842969130395fdc2c686a454b76ce.pdf
Основные моменты из документа
— Длина маршрута для испытуемых наблюдателей в авто, судя по карте, составляла несколько километров.
— Двух велосипедистов расположили на краю дороги на велосипедных тренажерах («домашнего типа», в которые устанавливается настоящий велосипед), т.е. велосипедисты находились в положении без движения вперед, но с педалированием на месте.
— Один велосипедист располагался на прямом, хорошо просматриваемом участке. Второй — после обычного изгиба дороги.
— Испытуемых наблюдателей в машинах проехало более 200 человек. В числе отобранных только люди с нормальным зрением. Когда участник замечал велосипедиста, он нажимал кнопку. Дистанция обнаружения фиксировалась и записывалась автоматикой.
Некоторые выводы из исследования
— В дневное время футболка флюоресцентных расцветок не дает значительного преимущества(!) в заметности по сравнению с такой же футболкой черного цвета.
— Флюоресцентные цвета на ногах велосипедиста (в движении) заметны с дистанции в три с лишним раза дальше, чем жилет или джерси/футболка аналогичной расцветки.
— Днем на дистанции в 200 метров активный источник в виде мигающего сзади маячка гораздо заметнее такого же, но включенного в постоянный режим. Светящийся постоянно маяк, в свою очередь, днем гораздо заметнее велосипеда, не оборудованного никаким светом (что, впрочем, и так очевидно).
— Определено, что заметность радикально повышается при использовании задних маячков, работающих в постоянном режиме (без мигания), установленных в районе лодыжки велосипедиста. Для испытания использовалось самодельное крепление маячка для ноги.
Из личного опыта
С началом езды по проезжей части, в качестве ДХО я установил на руль фонарь китайского производства, питающийся от выносного аккумуляторного блока. Представлял он собой ничем не примечательное изделие из ассортимента алиэкспресс стоимостью около 30$. В дневное время, но только при ясной погоде фонарь включался в режим быстрого стробоскопа. В пасмурную погоду и в темное время (а также в сумерки) я переключал его в постоянный режим, но с миганием вспомогательных диодов. Так он не «долбил» в глаза сторонних наблюдателей. Ведь ослепить (дезориентировать) ту же встречку было бы едва ли не хуже. Хотя заметность у него была не выдающаяся, но внимание он в какой-то степени привлекал. Два раза при свете дня тормознул поворачивавшие направо перед моим носом машины. Один раз, в последний момент привлек внимание пассажира, открывавшего дверь в середине правой полосы (в сумерки, правда).
Сзади был установлен китайский красный маячок с весьма посредственной заметностью, который днем был практически не виден (я уже молчу про заметность на солнце — она была нулевой). К слову, сразу было решено разместить задний маяк в затылочной части шлема на самодельном креплении из велкро-липучек. Так как при размещении под седлом (или ниже) маячок, независимо от времени суток, практически всегда заслоняется попутным транспортом, от чего страдает боковая заметность.
Пару лет назад приобрел на ebay комплект из двух фонарей американской сборки. Собственные продукты бренд продает только в Северной Америке, но при этом отличается умеренной ценовой политикой. Мой кошелек похудел примерно на 120$, но оно того стоило. Отмечу отдельно, что на китайском рынке с их (условно) «гуманными» ценниками на момент активных поисков подобных штук мне найти не удалось. К китайским же «люменам» и «миллиампер-часам» в описании и сейчас нужно относится с большим недоверием. А вот у ряда европейских производителей подобные решения уже имеются достаточно давно.
Купленные фонари оснащены качественными и достаточно мощными диодами. А также оптикой, реализованной по принципу линзы Френеля, которая усиливает и концентрирует световой поток, увеличивает дальность обнаружения источника. Видео с демонстрацией работы прикладываю. Аккумуляторы встроенные. Полного заряда передней фары вполне хватает для городских маршрутов большой протяженности, Далее может потребоваться подзарядка через микро-USB. Что вполне объяснимо т.к. сам фонарь очень маленьких габаритов и убирается в любой карман. Задний же маячок разряжается гораздо дольше, поэтому не требует ежедневной подзарядки — его ставлю на зарядку два-три раза в неделю.
Передний габарит в дневном режиме выдает сдвоенные вспышки, вблизи напоминающие фотоаппаратные. Благодаря этому, он неплохо воздействует по правым зеркалам автомобилей (которыми не пользуются наиболее часто, особенно в правой полосе) и, в какой-то степени «вынуждает» обратить на него внимание. Эффект проверял лично. Сидел на водительском месте и специально не смотрел в правое зеркало. Мой ассистент с направленным горизонтально фонарем в руках при этом приближался вдоль правого борта, имитируя велосипед. Фонарь (в мигающем режиме) дает переотражение в салон авто через зеркало, которое можно уловить периферийным зрением. В ночное время дорогу освещает довольно посредственно (для моих обычных скоростей 30 этого явно недостаточно), поэтому я использую дополнительный фонарь уже для подсветки асфальта. Чтобы не слепить других участников дорожного движения, в условиях плохой видимости, при плотной облачности и в темноте (сумерках) переключаю в режим «деликатного» строба и направляю под небольшим углом вниз. В этом случае габарит горит постоянно, помигивая при этом с интервалом в ~2 секунды. Глаза не вытекают.
По субъективным наблюдениям, с задним маяком, световой поток которого заявлен в 200 люменов, стало меньше неприятных опережений впритык т.е. с малым боковым интервалом. Предполагаю, что перестраиваются или берут левее заранее. Иногда имею возможность наблюдать в нашлемное зеркальце. Однако, у конкретной модели выявился и серьезный недостаток. Его яркость слишком избыточна в сумерки и ночью. Из-за чего маяк приходится переключать на постоянную работу с «задушенной» вполовину яркостью (яркость в данном режиме регулируется и запоминается) и дополнительно ставить второй, недорогой китайский, маячок в режим мигания.
При движении вдоль правого края проезжей части, благодаря передней фаре часть водителей реагирует на мой фонарь и сдвигается в полосе. Не раз наблюдал, как выезжающие с второстепенной на главную, из положения «сильно задумался, смотрю в одну точку перед собой» резко поворачивают голову в мою сторону.
Достаточно сказать, что тот и другой фонари ясным солнечным днем хорошо заметны уже за сотни метров. Их видно задолго до того, как получается разглядеть фигуру велосипедиста. На прямых и хорошо просматриваемых участках, разумеется.
Некоторые выводы и оставшиеся вопросы
— Лично для меня очевидно, что использование качественной светотехники днем повышает безопасность движения на велосипеде по ДОП. Особенно в наше время широкого распространения смартфонов за рулем. Тем более, в большом городе, где отвлекающие водителя объекты и прочие факторы в огромном избытке.
Разумеется, это не оберег от всех опасных ситуаций. А просто еще один способ несколько снизить риски от угроз, исходящих от ротозеев за рулем.
— Можем заключить, что динамические (мигающие) световые габариты днем работают эффективнее «вырви глаз» одежды. Или жилеток, в которых при бодрой езде недолго спариться. Впрочем, одно другому не мешает. В особенности, яркая одежда безальтернативна для улучшения боковой заметности.
— Использование качественных габаритов позволяет несколько снизить требования к расцветкам велосипедной одежды. Как известно, не вся качественная велоодежда доступна в «попугайских» цветах. А на распродажах выметают в первую очередь самые яркие варианты. Отдельный привет любителям ездить во всем черном по эстетическим соображениям.
— Место задней мигалки на шлеме. Выше уровня крыш немалого количества легковых авто. Однако встречается мнение, что при таком размещении источник света будет выше и большинства задних габаритов автотранспорта, включая грузовой. Что может привести к определенному замешательству других участников дорожного движения. С чем я не согласен. Ведь велосипедисту наиболее важно в принципе обозначить себя как объект или препятствие.
Для передней фары существуют решения с размещением на шлеме (спереди). Польза очевидна, но может быть громоздко и добавит возимый на голове вес.
— Что касается переднего габаритного света днем. Остался вопрос — использовать мигание или постоянный режим. С одной стороны, мигающий источник лучше привлекает отвлеченное внимание, хорошо «цепляется» боковым (периферийным) зрением, эффективнее «отрабатывает» по зеркалам. С другой, существует мнение, что постоянно горящий габарит позволяет более достоверно и быстро определить скорость объекта (движущегося велосипеда) и расстояние до него. Для ночи это бесспорно. Но для светлого времени суток все не так очевидно. Так ли это важно для велосипедных скоростей? Если вынести за скобки «заряженные» электробайки без отсечки по скорости и прочие мопеды.
— Имеется обратная сторона медали. В наших реалиях повышенная заметность привлечет внимание не только нормальных водителей (большинства), но и невежественных «водятлов», которые не признают велосипед за транспортное средство. По каким-то своим личным «понятиям» или от элементарного незнания действующих ПДД. Такие, завидев велосипедиста с приличной дистанции, могут «заранее приготовиться» его не пропускать. Или же подрежут, если посчитают дистанцию безопасной.
Заранее извиняюсь за качество видео с демонстрацией фонарей в ясную погоду. Снималось не на профессиональном оборудовании. А в интернет-обзорах не видел не одного внятного видеоролика, отснятого на солнце.
Спасибо тем, кто дочитал до конца. Желаю всем безаварийной езды.