Как бороться с гаджетоманией у детей: и вообще — стоит ли это делать? — Папамамам — МИФПапамамам — МИФ

Как бороться с гаджетоманией у детей: и вообще — стоит ли это делать? - Папамамам — МИФПапамамам — МИФ Гаджет

Как отвлечь ребенка от гаджетов и почему это обязательно надо сделать?

Спрос на гаджеты для детей, согласно данным рынка, растет с каждым годом. Показатели повысились в период пандемии и не снижаются. Детские психологи и педиатры сегодня бьют тревогу. Что делать, когда наступает стадия зависимости и как отвлечь ребенка на более полезные занятия?

Как бороться с гаджетоманией у детей: и вообще — стоит ли это делать? - Папамамам — МИФПапамамам — МИФОтвечает Татьяна Буцкая, врач-педиатр, председатель всероссийского общественного движения «Совет Матерей»:

— Часто родители сами приучают своих детей к смартфонам, руководствуясь тем, что ребенок не будет отвлекать их от «взрослых дел». Хорошо же — сидит в уголке, играет, никому не мешает. На самом деле, как и любая зависимость, тяга к гаджетам ограничивает человека в социальной сфере и лишает развития, притупляя контакты с окружающими.

Отмечу сразу, что для детишек младше двух лет использование гаджетов противопоказано. Некоторые родители заблуждаются, думая, что смартфон с мультиками заменит сказки, развлечет и убаюкает. Но именно в этом возрасте формируется связь между родителем и ребенком, к тому читая детям книги на ночь, вы закладываете интеллектуальный, психологический и социальный фундамент развития его личности.

В возрасте трех-пяти лет время использования смартфона должно ограничиваться, максимум, одним часом. В районе пяти-шести лет прекрасный шанс привить ребенку иммунитет от гаджетов — научить читать.

Для дошкольников и школьников младших классов гаджетозависимость опасна еще в одном плане. Именно в этот период у ребенка развивается и формируется мышление, воображение, фантазия, закладываются ценностные ориентиры. Гаджет оттягивает все внимание на себя и отнимает силы. Распространенные симптомы: вялость, невозможность сосредоточиться на чем-то одном, рассеянность, неспособность выстроить простой сюжет, подавленное настроение, трудности в коммуникации.

Чтобы этого не случилось, во-первых, пересмотрите отношения со своими детьми. Корень проблемы зачастую не в гаджете. Если ребенок проводит много времени, уткнувшись в телефон, связь у него, скорее всего, нарушена именно с вами.

Если ребенок замкнулся на виртуальном мире, нужно поискать, в каких моментах у вас взаимное недопонимание. Звучит просто, но придется аккуратно выстраивать диалог, в котором вы выступите не в роли ментора, а в роли самого близкого человека, который переживает за своего ребенка и хочет ему добра. Самое главное — в этом диалоге каждый из участников имеет право на собственное мнение. Особенно внимательным нужно быть к подросткам: в этом возрасте на зависимость от гаджетов может накладываться проблема кибербуллинга, или травли в сети.

Помните, что резкие меры не работают. Если вы решили отобрать у ребенка планшет, то ничего кроме пустоты ему не оставите. Ребенок будет смотреть на сверстников с завистью, таить обиду и думать, какие деспоты его родители. К тому же, дети всегда найдут возможность прикоснуться к «запретному плоду», не превращайте в него обычный смартфон.

Лучше понаблюдайте за ребенком, обратите внимание на то, что увлекает его в реальной жизни, от чего «горят глаза». Найдите занятие, которое оттянет на себя внимание ребенка.

Лучшая альтернатива — творчество и занятие спортом. Рисование, лепка, анимация, фотография, настольные игры, изготовление поделок из дерева, картинг, футбол. Какая-то позитивная деятельность, которая увлечет, поднимет самооценку и даст ребенку возможность почувствовать себя нужным.

Сюда же относятся кружки по интересам. Часто ребенок хватается за телефон из-за нехватки социализации, живого опыта. А если будет ходить в секцию — найдет там себе новых друзей. Увлечение чем-либо, где есть установка на достижение результата, закаляет характер.

Еще одна чудесная и незаменимая альтернатива — природа. Чаще ходите в парки, на городские пруды, выезжайте за город. Детям на природе не может быть скучно по определению. С оговоркой: пока гаджеты не поглотили все их внимание. Поэтому с самого раннего возраста приобщайте детей к красоте природы.

Также отличный вариант — выстроить какие-то правила, ритуалы внутри дома. Можно определить зону, свободную от гаджетов. Это может быть кухня, салон автомобиля, гостиная, рабочий стол. Еще одно полезное правило, оно работает и для взрослых — за час до сна откладывать смартфоны и планшеты в сторону. Дети готовы следовать общим для всех правилам, если все объяснить разумно и без негативных эмоций.

Всегда держите в голове, что родители — главный пример для своих детей. Если вы отваживаете ребенка от смартфона, а сами проводить вечера в соцсетях и перед телевизором, ребенок подсознательно почувствует лицемерие и перестанет вам доверять. Вроде простое, но сложное в выполнении правило, особенно для молодых родителей.

И, наконец, если вы видите, что все зашло слишком далеко, лучше обратиться к детскому психологу. Будет большой ошибкой закрыть на проблему глаза. По данным нейрофизиологов, зависимость от гаджетов нарушает нейронные связи примерно так же, как другие виды зависимости. Опасность состоит в том, что процесс формирования подобной зависимости происходит быстро и незаметно.

Дети и гаджеты

Сегодня проблема «дети и гаджеты» — это действительно проблема. На эту тему уже проведены серьезные научные исследования. Но все равно никто точно не знает, нужно ли отрывать детей от гаджетов. А если нужно, то как и когда. «Ъ-Наука» собрала мнения ученых по этому вопросу.

Дарья Фурсова, Московский государственный институт культуры:

Digital natives

Разрыв между поколением отцов и детей существовал всегда. Однако сейчас тут пролегла уже почти официально признанная граница. Мы — поколение digital immigrants, пришедшие в digital-мир из бескомпьютерных времен. Они — поколение digital natives, родившиеся со смартфоном в руках. Кто эти digital natives, и действительно ли они обладают новой природой?

Думаю, никто не станет спорить, что digital natives появляются на свет традиционным путем и внешне не отличаются предыдущих поколений. Зато сразу после рождения ребенок погружается в мир технологий и гаджетов. То есть именно мы, взрослые, делаем из детей digital natives. Между прочим, по данным международной организации Common Sense, родители проводят в интернете в среднем в 1,5 раза больше времени, чем подростки, и в 2 раза больше, чем младшие школьники.

Родители обычно сами дают детям гаджеты, и довольно рано — с шести-восьми месяцев. Побуждения, разумеется, благие: хочется, чтобы малыш как можно раньше освоил счет, алфавит, иностранный язык. Но стоит внимательнее рассмотреть эффект от таких занятий.

Во-первых, ребенок проводит с гаджетом значительно больше времени, чем проводил бы за традиционными занятиями. Сложно представить ребенка, часами штудирующего английский, а вот часами сидящий со смартфоном — обычное явление. Отсюда, конечно, и определенный результат самообучения. Но в ущерб двигательной активности, не менее важной для полноценного развития. Во-вторых, информация часто не соответствует возрасту. А значит, можно говорить об отсутствии системного и поэтапного развития мышления ребенка.

Однако существует куда более важная проблема — родители перестают быть «экспертами» в воспитании и социализации своих детей. Самоустранение от процесса социализации родители объясняют по-разному, часто ссылаются на уникальную digital-природу нового поколения, которому абсолютно необходима цифровая среда. В результате утрачивается культура родительства, связь поколений через передачу опыта.

Последствия альтернативной социализации техническими средствами уже видны невооруженным глазом: многие дети, к примеру, проявляют интонирование, напоминающее озвучивание в «развивающих» приложениях. Другим, и более ощутимым в перспективе последствием является изменение типа мышления. Чтобы получить от роботизированной игрушки результат, надо однозначно сформулировать запрос. Так мышление ребенка незаметно трансформируется, упрощается, утрачивает глубину.

Вообще относительно мышления digital natives бытует много мифов. Один из самых растиражированных — способность современных детей одновременно справляться с несколькими задачами. Однако прежде чем констатировать наличие у digital-детей сверхспособностей, стоит обратиться к исследованиям в области мозга, в частности, вспомнить о трех системах мозга — рефлексирующей, рефлекторной и архивирующей. Рефлексирующий мозг отвечает за мышление, рефлекторный — за реакцию на внешние стимулы, а архивирующий — за упорядочивание и хранение поступившей информации.

Рефлексирующий мозг работает только в режиме последовательных задач, причем переход от одной задачи к другой требует большого времени. Попытка выполнять несколько мыслительных операций одновременно означает лишь переключение между ними при частичной потере информации. Так что многозадачное мышление — это утопия.

А вот рефлекторный мозг может работать в режиме многозадачности и быстро, в бессознательном режиме. Эта стимулозависимая система переключается на новые стимулы, а значит, постоянно отвлекается.

Гаджет:  Гаджеты против курения - Здоровая Россия

Архивирующая система, отвечающая за упорядочивание информации, может работать только в состоянии «информационного покоя» — во время прогулки, тренировки или сна.

Спешное и бесцельное пролистывание разнообразного контента не связано с работой рефлексирующего мозга, и потому не может быть названо мышлением. Кроме того, в сплошном информационном потреблении мало перерывов для работы архивирующего мозга, то есть информация не упорядочивается и не хранится в памяти.

То, что digital natives не способны запоминать большие объемы информации, некоторые ученые пытаются отнести к экономии ресурсов мозга — мол, хранение больше не входит в задачи мозга; нужно уметь ориентироваться в информации. Против подобного тезиса можно привести как минимум два аргумента. Во-первых, личный объем памяти и способность запоминать информацию никак не связаны с умением ориентироваться в информационном пространстве. Во-вторых, умение ориентироваться базируется на навыках анализа, критической оценки, структурирования информации, которые чаще всего отсутствуют у современных детей.

Пока сторонники особенности digital natives ищут все новые доводы в пользу необходимости для этих детей digital-среды как основы их существования, противники фиксируют появление комплекса симптомов под общим названием псевдодебильность. Термин ввел немецкий психиатр М. Шпитцер, описывая им общее снижение когнитивных способностей у интеллектуально сохранных детей. Любопытно, что дети из «Силиконовой долины» не пользуются гаджетами и посещают частные школы, работающие «по старинке», где вместо гаджетов и уроков компьютерной грамотности играют в традиционные детские игры, много времени уделяется чтению, другим видам речевой деятельности, в том числе и на иностранных языках, а также спорту и ручному труду. Так что, вероятно, довольно скоро традиционное образование будет свидетельствовать о принадлежности к элите.

Digital-дети ничем не отличаются от предыдущих поколений, за исключением того, что они оказались в самой гуще «социокультурного водоворота». В эпоху Великих географических открытий никто не отправлял детей в плавание к неизвестным берегам. В эпоху создания автомобилей никому не приходила в голову мысль, что дети от природы умеют водить машину.

В эпоху освоения космоса детей не высаживали на Луну. Но в digital-эру дети окружены еще не изученными гаджетами и погружены в еще не изученную digital-среду


Елена Балашова, кандидат психологических наук, клинический психолог, ведущий научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова:

Специфика родительских отношений к детям в условиях киберсоциализации

В последние десятилетия проблема киберсоциализации не только постоянно обсуждается в средствах массовой информации, но и является предметом серьезных научных исследований.

Однако влияние киберпространства на отношения родителей и детей является лишь одним из вариантов очень-очень старой проблемы. Развитие цивилизации обязательно связано с появлением новых предметов и технологий. Еще Сократ высказывал опасение, что письменность может негативно сказаться на человеческой памяти. До появления письменности люди были вынуждены заучивать информацию наизусть, с письменностью ситуация меняется. Теперь, более чем две тысячи лет спустя, мы можем сказать, что печальный прогноз Сократа не оправдался.

Если говорить о киберсоциализации, то доступность информации сегодня вышла на небывалый уровень. Совершенствование интернет-технологий позволяет человеку мгновенно получить ответы на многочисленные вопросы, всегда быть в курсе событий. Такие уникальные возможности для саморазвития должны, казалось бы, вести за собой повышение интеллектуального уровня общества в целом и каждого человека в отдельности. Однако так происходит не всегда. Широко известен тот факт, что под влиянием компьютерных игр у ребенка уже в старшем дошкольном и в младшем школьном возрасте может сформироваться аддиктивное (зависимое) поведение, которое характеризуется стремлением уйти от реального мира в виртуальный. Изменяется психическое состояние ребенка: он перестает осознавать ценность реального общения с близкими взрослыми и со сверстниками, гораздо меньше интересуется обыкновенными ролевыми и предметными играми. С точки зрения психологов, такая ситуация негативно сказывается на развитии навыков общения и тонкой моторики.

Особо следует сказать о позиции родителей. По данным В. Н. Клипининой (БПГУ, Минск), только 55% родителей ограничивают для детей время пользования интернетом, а 45% разрешают пользоваться им свободно. Возможный вред интернета многие родители осознают, но считают его незначительным. Более того, часто не замечают первых признаков интернет-зависимости. А обнаружив их, начинают критиковать и наказывать ребенка. Но это не решает проблему, а только усугубляет ее и отдаляет ребенка от родителей.

Внимание ученых все больше привлекает влияние чрезмерного увлечения гаджетами на успешность психического развития. Широко известен следующий факт: Стив Джобс, основатель компании Apple, строго ограничивал для своих детей время пользования планшетом. В ряде элитных школ США и Европы не приветствуется наличие гаджетов — дети учатся делать вычисления вручную. Психические функции (устная и письменная речь, память, моторика, интеллект и другие) в детстве должны пройти определенный путь развития, складывания, автоматизации входящих в их состав действий и операций. При передаче ряда таких операций гаджетам функция не формируется в достаточном объеме.

Специалисты говорят и о том, что серьезным фактором интеллектуальной деградации является потребление информации маленькими порциями (именно так она представлена в мессенджерах). Оно не требует интеллектуальных усилий, и мозг начинает «лениться». О влиянии многочасовых игр в «Тетрис», «Шарики» или «Пиратские сокровища» и говорить не стоит. Такое прогрессирующее интеллектуальное снижение уже получило медицинское название — «цифровая деменция» (digital dementia).

Современная клиническая психология внимательно анализирует факторы риска, связанные с киберсоциализацией, и ее возможные негативные последствия. Эти последствия могут быть связаны не только с формированием у детей и подростков аддиктивного поведения, но и с возникновением отклонений в развитии различных психических функций. Например, во многих странах отмечается значительный рост случаев дисграфии и дислексии (затруднений при обучении письму и чтению). Педагоги и психологи связывают эти «детские» проблемы с тем, что сами родители стали значимо меньше читать.

Прогрессирующая интеллектуальное деградация уже получила медицинское название — «цифровая деменция» (digital dementia).

Когда речь идет о дисграфии, проблемы касаются не только моторики письма, но и грамотности. Это понятно и также связано, конечно, с дефицитом чтения, поскольку именно при регулярном чтении формируются зрительные образы букв и слов, которые сохраняются в памяти и становятся одной из опор правописания. Что касается текущей ситуации, я бы назвала ее воинственной экспансией безграмотности. Письменное общение наших с вами взрослых современников на просторах интернета создает впечатление, что они получают колоссальное удовольствие в результате полного отказа от соблюдения языковых норм. Умение «ступить и молвить» (в частности, правильно говорить и писать) перестает быть ценностью в мире взрослых, и это обязательно будет иметь реальные последствия для детей.

Родители не должны забывать, что развитие когнитивных функций и навыков требует систематической работы и со стороны ребенка, и со стороны взрослых. Задача взрослых — постоянное моделирование бытовых, игровых, учебных ситуаций, в которых возникает необходимость формирования и упражнения различных психических функций (памяти, внимания, речи, пространственных навыков и т. п.). В противном случае затруднения при освоении детьми вербальных и пространственных навыков (не только чтения и письма, но и формирования словарного запаса, определения времени по аналоговым часам и т. п.) могут оказаться хроническими и препятствовать успешному обучению в школе.

Не будем забывать и о том, насколько важно в детском и подростковом возрасте развитие не только отдельных психических функций, но и психической деятельности (возможностей программирования ее реализации, контроля, критичности к ошибкам, понимания последствий собственных действий и т. п.). Роль семейного воспитания, детско-родительских отношений в таком развитии, в преодолении негативных последствий киберсоциализации нельзя недооценивать.


Татьяна Коломеец, Омский государственный университет путей сообщения:

Homo digital

Антропологи создали такую последовательность эволюции видов человека: homo habilis (человек умелый), начавший использовать каменные орудия; на следующей ступени был homoerectus (человек прямоходящий);затем появился человек современного типаhomo sapiens (человек разумный).

И в наше время эволюционные процессы продолжаются. Человечество XXI века проводит значительную часть жизни в антропогенно загрязненном пространстве, насыщенном информационными потоками. В этом виртуальном мире возник новый подвид homo sapiens — homo digital,или человек цифровой. Следует добавить, что, кроме этого типа личности, появились и «человек глобальный» — «homo globalis», «человек потребляющий» — «homo consumens», «человек мобильный» —«homo mobilis» и «homo institutius» — «человек институциональный».

Несомненно, что преобразование нашего общества в цифровое есть основное направление его развития. Необратимый процесс превращения в homo digital активно продолжается: гаджеты стали обычным предметом жизни, услуги сотовой связи и функциональные возможности телефонов с интернет-ресурсами расширяются, «оцифровывание» жизни продолжается.

Гаджет:  TNR MoonLight 2.31.122 - Лунный календарь - скачать бесплатно TNR MoonLight 2.31.122 - Лунный календарь

Как влияет мобильный телефон на молодое поколение? Необходимы ли преподавателю и ученикам средства мобильной связи на уроке? Негативные стороны их использования сегодня известны.

Во-первых, активное использование мобильных телефонов дестабилизирует организацию урока и всего процесса обучения, приводит к деформации мышления обучающихся: звонки телефонов отвлекают преподавателя, разрушается логика процесса обучения. Ученики могут произвести видео- и аудиозапись урока без согласия преподавателя, с последующим использованием по собственному усмотрению. В некоторых странах использование мобильных телефонов на уроках запрещено; у нас эта проблема не имеет законодательной базы вообще.

Во-вторых, постоянное использование телефонов ведет к формированию особого типа восприятия: ученики привыкают воспринимать информацию в усеченном объеме, ограниченную экраном телефона. А это приводит к проблемам с пониманием печатных текстов. СМС-культура общения, ограниченное СМС-форматом восприятие мира приводит к тому, что при работе с печатной информацией обучающиеся оказываются не в состоянии удерживать зрительно и логически предложения более чем из десяти слов. Длинные предложения не воспринимаются и не запоминаются вообще. Сканируя текст глазами, обучающиеся не выделяют наиболее важную информацию, не понимают смысл отдельного предложения, части текста и текста в целом.

В информационном виртуальном мире возник новый подвид homo sapiens — homo digital,или человек цифровой

В-третьих, проблемы с использованием мобильных телефонов на занятиях могут возникать и из-за разрыва в возрасте преподавателя и ученика, что порой приводит к непониманию и осложнениям в педагогическом взаимодействии.

В-четвертых, мобильный телефон стал настолько обыденным явлением, что молодежь буквально «не вылезает» из интернета; к нему обращаются за решением любой проблемы, вбивая в поисковик буквально все (например, идет ли сейчас дождь?). «Зависание» в гаджете ведет к психологической зависимости, поглощая время, необходимое на учебу, отдых и занятия спортом. Возможно, появляется новая болезнь — мобильная наркомания или «мобиломания»?

С конца прошлого века существует еще одна опасность, инициируемая использованием гаджетов,— это возможность возникновения «мертвого периода» для последующих поколений: не исключено, что о нынешнем времени останется слишком мало документов. Ведь если бы Леонардо да Винчи или Шекспир набирали свои труды на ноутбуке, то их шедевры едва ли бы дошли до потомков. А черновиков, отражающих ход мыслей писателей и поэтов и представляющих не меньшую ценность, чем законченные произведения, не было бы вообще. По мнению некоторых архивистов, мы действительно рискуем остаться в забвении, во-первых, потому что электронные носители менее долговечны чем, скажем, камень, папирус или даже бумага; а во-вторых, в связи с постоянным апгрейдингом компьютерной техники и информационных технологий.

Проблема для педагогов заключается в том, каким образом модную игрушку гармонично включить в образовательный процесс, сделать привычной частью образовательной среды. Если в традиционной системе обучения мобильный телефон пока еще выглядит необычно и не совсем естественно, то в онлайн-обучении он является имманентным техническим элементом образовательной среды. Телефон в комбинации с компьютером, ноутбуком, видеопроектором и мультимедийной доской может значительно повысить эффективность учебного процесса. Современный обучающийся из объекта обучения превращается в полноценного субъекта.

Что нас ждет? Эволюционный процесс превращения в homo digital будет продолжаться, поскольку будет продолжается «оцифровывание» жизни. Что делать? Как и в прочих жизненных ситуациях: жить в гармонии с собой и окружающей средой, знать разумную меру использования информационно-коммуникационных технологий и помнить, что настоящий мир и живые близкие люди — рядом с нами, а не на экране гаджета.


Ирина Симаева, доктор психологических наук, профессор института образования БФУ им. И. Канта:

«Не позволить им заменить семью и друзей в реальном мире»

Современные гаджеты — очередной скачок технократической цивилизации. Эти компактные электронные устройства проникли практически во все сферы жизни. Они слышат, видят, рассказывают и подсказывают, показывают видео и выполняют еще кучу разных дел, без которых дети раньше легко обходились. Гаджеты — великолепные универсальные инструменты для коммуникации и развлечения, и отрицать их значение для детей бессмысленно.

Что касается влияния на психику ребенка, я бы отметила в первую очередь риск замещения или искажения гаджетами развития высших психических функций: памяти, мышления, воображения, речи, внимания. Долговременная память ребенка перемещается в гаджет. Гаджет выполняет за ребенка математические операции, анализирует историю и литературу, рисует картинки и схемы и т. д. Фактически он становится придатком мозга, без которого в последующем ребенок будет затрудняться адаптироваться в обществе и пространстве, критически относиться к событиям и людям.

Возникает состояние сенсорной депривации, так как «освоение мира» активирует преимущественно зрительную и слуховую сенсорную систему. Движения тела и глаз ограничены примитивными манипуляциями пальцами и концентрацией на маленьком экране, что не дает возможности изучать реальные законы взаимодействия предметов, определять объемы и расстояния и т. д.

В отсутствие контроля со стороны взрослых гаджет становится не только источником информации, но замещает авторитетного взрослого и настоящих друзей, устанавливает нормы поведения и предписывает ценности. В частности, под влиянием блогеров, сетевых сообществ, преследующих далеко не всегда одобряемые законом и обществом цели, искажается восприятие и понимание других людей, возникают угрозы не только для эмоционального и социального развития, но и реальные риски для жизни.

Задача взрослых — контролировать применение гаджетов детьми для поиска информации и обучения в надежных источниках. А еще — не позволить им заменить семью и друзей в реальном мире.


Максим Кожемякин, психоаналитик, доцент Института образования БФУ им. И. Канта:

«Будьте готовы убрать и свой смартфон»

Чуть более ста лет назад Зигмунд Фрейд показал, что одним из условий психического здоровья является возможность реализовывать человеческие желания. Современный философ Славой Жижек утверждает, что картина изменилась на противоположную — чтобы быть психически и психологически здоровым, нужно уметь не желать. Что в такой постановке вопроса представляют гаджеты для детей? Это изобретения, которые все время меняются, совершенствуются, создавая новые возможности: потрясающую воображение графику игр, новые социальные сети, редакторы изображений и т. д. Гаджет словно сообщает: «Желай меня! Смотри, какие новые возможности я даю!» Стоит ребенку не устоять один-два раза, и это желание захватывает, погружая его в воображаемый мир.

Речь не столько о виртуальности игр, сколько о том, что происходит конструирование себя-воображаемого в социальной сети — таким, каким я не являюсь в действительности, знакомство и дружба с такими же воображаемыми друзьями, завязывание романтических отношений с воображаемым партнером.

Но рано или поздно реальность дает о себе знать — мир человеческих отношений гораздо сложней, чем набор «эмодзи», у реального партнера есть голос, взгляд, движения, он может оказаться неловким, молчаливым, или излишне самоуверенным, болтливым. Юный пользователь гаджета ко всему этому просто не готов! Его воображаемый мир дает трещину. А с трещиной жить непросто.

Риск не адаптироваться к реальности возрастает, что выражается в депрессии, разного рода зависимостях, психопатии и проч. С другой же стороны, если применять концепты воображаемого и реального к гаджетам, то последние в реальном их измерении — высокотехнологичные средства и не более того. Они упрощают доступ к информации, досугу, коммуникациям, являясь дополнением мира, а не способом его создания. Если удается отстоять такое понимание, то путаницы реального и воображаемого не происходит — вещь остается вещью.

Таким образом, дело не столько в увлечении гаджетами, сколько в смысле, который ребенок в это увлечение вкладывает. Есть ли у ребенка воображаемая смысловая надстройка, определить просто: договоритесь не пользоваться гаджетом какое-то время и посмотрите, что будет происходить. Но будьте готовы к тому, что сын или дочь захочет провести время с вами, так что придется убрать и свой смартфон.


Елена Строгецкая, заведующая кафедрой социологии и политологии, директор Института научно-методических исследований в области образования СПбГЭТУ «ЛЭТИ»:

«Когда говорят о детях с гаджетами в руках, возникает сравнение с очками»

Да, очки помогают видеть мир четче, ярче, детальнее. В данном случае гаджеты моделируют реальность, в которой дети могут раньше соприкоснуться с большим репертуаром человеческого опыта: игрового, психологического, социального и даже профессионального. В этой виртуальной среде можно «надеть» на себя различные маски и испробовать новые роли, выбрать то, что подходит тебе. Вместе с тем каждый, кто надевал очки, знает, что, снимая их, ощущаешь дискомфорт. В случае с гаджетами этот дискомфорт или даже стресс связан с контактом ребенка, заостренного на гаджеты, с реальными людьми и событиями. Во-вторых, очки неизбежно создают «слепую» зону — то, что не видно в привычной повседневности. Для таких детей предельный трагизм связан с ощущением «бессмертия», неабсолютности ценности жизни, порожденным игровой средой. Риск, приводящий к «Game over», оправдан — ведь стоит только запустить игру снова, как игрок опять жив. В этом, кроме известной проблемы зависимости и отстраненности от реального мира, я вижу наихудшее последствие «неразрывности отношений детей с гаджетами».

Гаджет:  Удобные записки-стикеры на рабочем столе Windows

Олег Маркелов, доцент кафедры радиотехнических систем СПбГЭТУ «ЛЭТИ»:

«Это реальность наших дней»

При ответе на этот вопрос необходимо учитывать возраст ребенка. Если речь о начальной школе, то, безусловно, неразрывное «общение» детей с гаджетами влияет негативно — по причине снижения их интереса к личному познанию окружающего мира, а не через запрос к поисковой системе. Однако в старших классах трудно себе представить современного молодого человека, который быстро усваивает все новое, без гаджетов. Поэтому нельзя однозначно сказать, хорошо это или плохо,— это реальность наших дней, и необходимо ее воспринимать в таком виде и использовать для улучшения качества жизни, но не забывать и об остальных способах общения и поиска информации.


Анастасия Таболина, доцент Высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ):

«Мы должны дозировать нагрузки на психику»

За время психологического консультирования я заметила, что современные дети начиная с двухлетнего возраста повсеместно увлечены гаджетами — телефонами, планшетами, компьютерами. Это очень интересная тема с психологической точки зрения. И довольно частый запрос в терапии. Проблема, которая возникает при частом использовании гаджетов, проявляется в детско-родительских отношениях не сразу, а носит пролонгированный характер. Часто камнем преткновения становятся конфликты между родителями и детьми. Родители, в попытке вернуть внимание ребенка к реальности, сталкиваются с тем, что ребенок начинает проявлять агрессивность, эмоционально отстаивает право на гаджет.

Причины, по которым родители включают своим детям мультики, различны, частой детерминантой является скрытая потребность отдохнуть от ребенка и занять его чем-то безобидным и полезным. Родителям кажется, что ребенок, находясь в поле видимости взрослого, спокойно проводит время, развивается. На самом деле формируется накопительный эффект воздействия на психику. Ребенок привыкает к упрощенным ярким картинкам. Он учится просто смотреть на сменяющиеся кадры, они ему интереснее, чем реальность.

Во многих странах отмечается значительный рост случаев дисграфии и дислексии. Специалисты связывают эти «детские» проблемы с тем, что сами родители стали значимо меньше читать

Однако те же гаджеты открывают для ребенка мир науки и техники, что помогает ему идти в ногу со временем. И изолировать ребенка от мультимедиа-среды значит «выключить» его из современности. Но мы должны дозировать нагрузки на психику, потому что истощаемость нервных центров, которая начинается в раннем детстве, может привести к формированию невротического симптомокомплекса.

Гаджеты препятствуют формированию межличностного интерактивного живого взаимодействия. Дети начинают жить в виртуальной реальности и дорисовывать свою жизнь до невротического идеала. Например, когда подростки тратят много времени на обработку своих фотографий перед тем, как ‘выложить’ их в соцсети.

Так что необходимо бережно относиться к психике ребенка и понимать, что любой гаджет приносит как пользу, так и вред. И это прежде всего ответственность родителей. Важно рефлексировать вместе с ребенком. И его социальный и эмоциональный интеллект будет развиваться, ребенок будет получать обратную связь от значимого взрослого.

«Не воспитывайте детей, воспитывайте себя, они все равно будут похожими на вас».

Современные гаджеты, которые облегчают жизнь

Много современных устройств способны значительно облегчить жизнь обывателей. В действительности, многие из самых современных гаджетов, лишь улучшенные версии привычных всем вещей. Однако, все это не делает их хуже. В любом случае смотрим новый обзор.

Современные гаджеты, которые облегчают жизнь

1. Зубная щетка

Как бороться с гаджетоманией у детей: и вообще — стоит ли это делать? - Папамамам — МИФПапамамам — МИФ

Зубная щетка, которая отслеживает правильность чистки зубов и дает некоторые рекомендации через специальное приложение на смартфоне. Кроме того в мобильном приложении к щетке Kolibree предусмотрен ряд игр, которые сделают процесс чистки зубов увлекательным для детей. Также это высокотехнологичное устройство присылает напоминание, если владелец забыл почистить зубы, и мониторит общее состояние полости рта.

2. Палочки для еды

Как бороться с гаджетоманией у детей: и вообще — стоит ли это делать? - Папамамам — МИФПапамамам — МИФ

Супер разработка от китайской корпорации Baidu — умные палочки для еды Kuaisou. Эти палочки примечательны тем, что с их помощью можно определять состав приготовленной еды, температуру блюда, наличие вредных веществ, уровень pH и количество калорий. Со всеми данными об интересующем блюде или продукте владелец палочек может ознакомиться в специальном приложении для смартфона.

3. Ванна

Как бороться с гаджетоманией у детей: и вообще — стоит ли это делать? - Папамамам — МИФПапамамам — МИФ

Великолепная разработка бразильской компании — полностью автоматизированная ванна Smart Hydro. Управлять чудо ванной можно с помощью смартфона, ноутбука, планшета, устных команд и даже посредством обычного стационарного телефона. Ванна способна сама наполняться к указанному времени, регулировать количество и температуру воды, добавлять пену и бальзам. После водных процедур запускается функция слива и дезинфекции.

4. Унитаз

Как бороться с гаджетоманией у детей: и вообще — стоит ли это делать? - Папамамам — МИФПапамамам — МИФ

Унитаз Satis, синхронизируется с мобильным телефон, посредством которого можно поднять, опустить или нагреть сиденье, активировать биде, смыть, произвести чистку или включить воспроизведение музыки через встроенные динамики.

5. Система полива

Как бороться с гаджетоманией у детей: и вообще — стоит ли это делать? - Папамамам — МИФПапамамам — МИФ

Умная система полива станет замечательным помощником всем владельцам частных домов и дач. Управление системой орошения Greenbox, осуществляется через любой девайс, имеющий доступ к интернету, что дает возможность владельцам земельных участков осуществлять полив дистанционно и не переживать за свои растения, находясь в отъезде. Также устройство учитывает прогноз погоды, показатели окружающей среды и отзывы других людей вашей местности, чтобы наиболее точно составить график полива.

6. Кошачья кормушка

Как бороться с гаджетоманией у детей: и вообще — стоит ли это делать? - Папамамам — МИФПапамамам — МИФ

Интеллектуальная кормушка Bistro обеспечит домашних питомцев необходимым количеством еды и воды во время отсутствия хозяев. Устройство оборудовано весами, ведет историю питания и умеет различать физиономии животных так, что все домашние любимцы будут сыты и довольны.

7. Регистратор утечки воды

Как бороться с гаджетоманией у детей: и вообще — стоит ли это делать? - Папамамам — МИФПапамамам — МИФ

Невнимательные соседи, прорыв трубы, трещины в стенах — все это может привести к потопу и серьезно навредить имуществу и внешнему виду квартиры. Сеть датчиков Wally разработана для мониторинга и регистрации влажности и температуры воздуха в помещении. О водопроводной утечки или любой другой нештатной ситуации девайс оповещает владельцев посредством смс.

8. Трекер сна

Как бороться с гаджетоманией у детей: и вообще — стоит ли это делать? - Папамамам — МИФПапамамам — МИФ

Этот маленький очаровательный шарик на самом деле является умным трекером сна. Устройство призвано отслеживать уровень шума, освещенность, температуру, влажность и чистоту воздуха в спальне. Все эти данные трекер передает в специальное приложение на смартфон, чтобы владелец гаджета мог регулировать и улучшать качество отдыха.

9. Копилка

Как бороться с гаджетоманией у детей: и вообще — стоит ли это делать? - Папамамам — МИФПапамамам — МИФ

Очаровательная копилка в виде забавного поросенка позволит со временем превратить звенящие монетки в кругленькую суму. Копилка синхронизируется с приложением на смартфоне и позволяет контролировать текущий баланс. Также, хрюшке-бухгалтеру можно поставить конкретную финансовую цель, о достижении которой копилка оповестит в приложении.

10. Термометр

Как бороться с гаджетоманией у детей: и вообще — стоит ли это делать? - Папамамам — МИФПапамамам — МИФ

Интеллектуальный термометр, способный помимо температуры измеряет также давление и ведет цифровой журнал лечения. Все данные регистрируются в специальном приложении, котором можно отмечать препараты и график их приема.

11. Будильник

Как бороться с гаджетоманией у детей: и вообще — стоит ли это делать? - Папамамам — МИФПапамамам — МИФ

Будильник Flying Alarm Clock, оснащенный пропеллером и способен не только разбудить, но и поднять с постели любого соню. Необычные часы состоят из двух частей: пластикового корпуса с электронным циферблатом и пропеллера, который в установленное время отсоединяется от корпуса и начинает летать по комнате. Выключить сигнал будильника можно лишь, установив пропеллер на место, а для этого точно придется встать с постели.

12. Часы

Как бороться с гаджетоманией у детей: и вообще — стоит ли это делать? - Папамамам — МИФПапамамам — МИФ

Уникальные настенные часы, на циферблате которых, кроме текущего времени отражается информация о текущих делах, количестве часов сна и погодной ситуации за окном. Часы Glance Clock, синхронизируются и получают данные с фитнесс-трекеров, органайзеров и прочих устройств.

13. Наматрасник

Как бороться с гаджетоманией у детей: и вообще — стоит ли это делать? - Папамамам — МИФПапамамам — МИФ

Умное покрывало Luna создано для мониторинга сна и состояния здоровья своих владельцев. Покрывало кладется на матрас, может регулировать температуру кровати и даже выполнять функции будильника.

14. Выключатель

Как бороться с гаджетоманией у детей: и вообще — стоит ли это делать? - Папамамам — МИФПапамамам — МИФ

Очаровательный жучок на самом деле является устройством для экономии электроэнергии. Устройство BugPlug подключается к электросети и имеет розетку для нужного прибора. Благодаря датчикам, встроенным в глаза насекомого, устройство определяет, пользуетесь ли вы тем или иным прибором и в нужный момент выключает его. Такой гаджет позволит здорово сэкономить электроэнергию и пригодится людям, которые часто забывают выключать технику.

15. Индикатор свежести продуктов

Как бороться с гаджетоманией у детей: и вообще — стоит ли это делать? - Папамамам — МИФПапамамам — МИФ

Устройство I Fresh оснащено датчиком, экраном и выглядит, как обычный магнит для холодильника. Нужно просто сканировать штрих-коды купленных продуктов и гаджет посредством звуков будет напоминать, когда их срок годности подходит к концу.

Оцените статью
GadgetManiac
Добавить комментарий