Как ездят беспилотники и так ли они надежны, как говорят | РБК Тренды

Как ездят беспилотники и так ли они надежны, как говорят | РБК Тренды Гаджет
Содержание
  1. Что сегодня могут армейские бпла
  2. Проблема № 1: беспилотники — это электроника! что произойдет, если пропадет электричество?
  3. Что еще может предложить россия?
  4. Основные преимущества беспилотников
  5. Основные недостатки беспилотников
  6. Bayraktar tb2
  7. Gaas avenger
  8. Heron tp
  9. Lord darpa
  10. Mq-9 reaper
  11. Taranis
  12. Yabhon united 40
  13. Академики и коммерсы
  14. Беспилотники или истребители?
  15. Большинство производителей беспилотников исповедуют одну концепцию. но нюансы есть даже в ней
  16. Бпла — «всевидящее око» в небе
  17. Другая история
  18. Ии назвали третьей революцией в военном деле
  19. Некоторые заблуждения, связанные с использованием бпла
  20. Первые успехи беспилотного автомобиля
  21. Преимущества использования дронов
  22. Проблема №2: если спутники gps выйдут из строя, то как ваш беспилотник сможет летать?
  23. Проблема №з: используя беспилотник, вы можете дать шанс плохим парням обнаружить вас
  24. Проверку боем не проходили
  25. С-70 «охотник»
  26. Сh-5 (rainbow-5)
  27. Сбивать дроны пачками
  28. Сильнейшие боевые беспилотники планеты
  29. Управление дроном
  30. Характеристики многих бпла — военная тайна
  31. В заключение

Что сегодня могут армейские бпла

Самая главная задача военных беспилотников — разведка и наблюдение с воздуха. Они патрулируют территорию, охраняют маршруты, могут работать наводчиками и корректировщиками огня. Размер одного из самых миниатюрных разведчиков, американского Wasp, составляет всего 33 см в длину, а вес — 200 г. Он принят на вооружение еще в 2008 году. Тогда он стоил $ 50 тыс.

Как минимум в 100 раз дороже обходятся куда более мощные аппараты: те, которые умеют воевать. Они сбрасывают бомбы (китайский гиперзвуковой WU-14 способен доставить ядерное оружие через континент), стреляют ракетами и могут выполнять роль камикадзе — пикируют на цель, подрывая себя и противника.

Одними их первых использовать беспилотники для самоподрыва придумал Израиль. Их Harop (барражирующие снаряды) применял Азербайджан в Нагорном Карабахе осенью 2020 года.

Проблема № 1: беспилотники — это электроника! что произойдет, если пропадет электричество?

Дроны как гражданские БПЛА в подготовке к чрезвычайным ситуациям

Персональные БПЛА работают на перезаряжаемых батареях — аккумуляторах, так что вам понадобится заранее продумать, как вы сможете их подзарядить. К счастью, комплекты для зарядки, работающие на солнечной энергии, существуют. Впрочем, эту работу может выполнять и обычный генератор.

Что еще может предложить россия?

По последним данным, с 2021 года в российскую армию на вооружение принято 900 беспилотников. В основном это разведчики, корректировщики огня, перехватчики различных сигналов противника. В 2021 году российские военные получат сразу семь первых отечественных беспилотных авиационных комплексов «Орион» (он же «Иноходец») разведывательно-ударного назначения.

«Орион» — средневысотный беспилотник большой продолжительности полета. Размах крыльев — 16 м, длина — 8 м, взлетная масса — 1 т. Крейсерская скорость заявлена на уровне 120 км/ч, максимальная же скорость неизвестна. Аппарат способен работать на высотах до 7,5 км. Максимальное время полета — 24 часа.

Беспилотник может нести управляемые ракеты и авиабомбы нескольких типов. Специально для него изготовлены боеприпасы малых калибров, чтобы «Орион» мог поднять груз в воздух.

Основные преимущества беспилотников

Однако некоторые военные эксперты уверены, что час беспилотников еще не пробил и БПЛА эффективны лишь против стран, у которых практически отсутствует ВВС и ПВО, либо существующие системы обнаружения давно устарели.

Основные недостатки беспилотников

  • БПЛА не могут самостоятельно принимать решения, они полностью зависят от человека. Причем оператор может просто не увидеть грозящую дрону опасность. Он получает картинку с камеры на носу устройства или под фюзеляжем, что ограничивает радиус обзора. Живой пилот же судит об опасности лично и моментально среагирует;
  • БПЛА не такие прочные и маневренные, как истребители. Часто вместо металлов используются композитные материалы, которые умеют поглощать лучи РЛС, чтобы беспилотник был максимально незаметным для систем ПВО;
  • Не всякий беспилотник может поднять тяжелый груз. На большинство моделей не повесить, к примеру, мощные авиабомбы;
  • К минусам беспилотников относят также слабую автоматизацию, неавтономность и низкую скорость. Попасть в медленную мишень куда проще, чем в скоростную. Препятствием к полету может стать даже плохая погода.

Bayraktar tb2

Турецкий аппарат относится к классу тактических средневысотных БЛА с большой продолжительностью полета. Его программное обеспечение несколько превосходит подобный компонент у некоторых конкурентов, в том числе и у израильского дрона Heron.

Крейсерская скорость — 130 км/ч, максимальная — 250 км/ч. Практический потолок — 7,3 км. Длина — 6,5 м, размах крыла — 12 м. Беспилотник весит 630 кг, способен поднять до 55 кг боеприпасов. Максимальное время нахождения в воздухе — сутки.

Может нести на себе две противотанковые управляемые ракеты и корректируемые бомбы MAM-C (8 кг) и MAM-L (23 кг) с наведением по лазерному лучу, опасные для автомашин и легкой бронетехники.

Gaas avenger

Это беспилотник для авианосцев, модификация Predator, снятого с вооружения ВВС США в 2020. Крылья складываются, чтобы аппарат занимал меньше места и поместился на корабле.

Хотя опасен он, конечно, не этим. Грузовой отсек GAAS Avenger способен нести в себе две бомбы с лазерным прицелом, общим весом 440 кг. Кроме них, беспилотник легко перевезет еще полтонны оружия и снаряжения. «Мститель» необыкновенно быстр — разгоняется до 740 км/ч. Потолок составляет 18 км.

Heron tp

Израильский Heron, вероятно, один из самых продаваемых военных беспилотников в мире. Heron TP — средневысотный многоцелевой беспилотник большой продолжительности полета. Размах крыльев — 26 м. Потолок — 13,7 км. Длительность полета — 36 ч.

Lord darpa

К примеру, историк искусственного интеллекта Джон Гуис отмечает, что DARPA (в тот момент ARPA) во многом ответственна за создание искусственного интеллекта, поскольку активно поддерживала группы ученых, которые этим занимались. Поддержка была такой большой, что разные команды, делающие искусственный интеллект, боролись прежде всего за финансирование, как тогда шуточно называли, «лорда ARPA». Любопытно при этом, что менеджеры DARPA в конце 1950-х — 1960-х поддерживали «победивших» в тот момент сторонников символического ИИ (М. Мински и других), кидая в них миллионы долларов. В то время как адепты нейросетей (Ф. Розенблат) едва ли получали от них и сотни тысяч долларов. То есть помимо активной поддержки и продвижения ИИ, DARPA еще и сыграла огромную роль в том, чтобы сделать именно символический ИИ основным направлением развития искусственного интеллекта. Хотя в 1980-1990-е гг. они уже поменяли свои взгляды, вслед за падением символического ИИ.

Mq-9 reaper

И снова американец. Один из самых мощных и известных в мире БПЛА. Это основной разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат армии США. Он может взлетать на высоту 14 км и находиться в воздухе до 30 часов. Крейсерская скорость — 280-310 км/ч, максимальная — до 480 км/ч.

Беспилотник способен поднять в небо груз весом до 4,7 т. Оптоволоконная система AN/AAS-52 распознает и отследит цель, телекамеры прочитают номерной знак, даже находясь в 3 км от автомобиля. Время реакции на полученную от оператора команду — 1,5 с.

Вооружен Reaper противотанковой ракетой AGM-114 Hellfire, а также управляемыми бомбами GBU-12 и GBU-38. Может нести до 14 ракет Hellfire класса «воздух-земля».

Reaper ликвидировал, в частности, третьего человека в руководстве «Аль-Каиды» Мустафу Абу Язида, известного как шейх аль-Масри, Мохаммеда Эмвази (он же «Джихадист Джон»), генерала Касема Сулеймани, заместителя командующего мобилизационными силами Ирана.

Гаджет:  гаджеты для телефона на АлиЭкспресс — купить онлайн по выгодной цене

Taranis

Британский разведчик-штурмовик пятого поколения назван в честь кельтского бога грома. До недавнего времени детали его разработки держались в тайне. Доподлинно известны лишь масса — 3 т, длина — 11 м, размах крыльев — 10 м и то, что беспилотник оснащается технологией «Стелс», которая делает аппарат практически невидимым для ПВО противника. Максимальная скорость — сверхзвуковая, рассчитан на выполнение межконтинентальных полетов.

Yabhon united 40

Средневысотный разведывательно-ударный БПЛА разработанный в ОАЭ, может находиться в воздухе до пяти суток (120 часов). Способен нести 1 030 кг боеприпасов. Потолок — 7 км.

Академики и коммерсы

Когда первый краеугольный камень в виде демонстрации ALV был заложен, и впереди замаячила цель делать беспилотник все более и более автономным, начались проблемы. В итоге они привели к тому, что в 1987 году, просуществовав всего 4 года, проект беспилотных автомобилей был заморожен. 

Главные проблемы касались социальной и организационной составляющей. В социальном плане в создании беспилотников на деньги DARPA участвовали два типа сообществ: академические исследователи и представители коммерческих компаний. Между ними постепенно возникали конфликты, связанные с совершенно разным представлением о работе и о целях проекта. Академические исследователи привыкли работать скученно, каждый в своей лаборатории, и заниматься радикальными и зачастую не переводимыми в разработку проектами. Их интересовали более рискованные алгоритмы, более глобальные задачи. В свою очередь коммерческие компании, в числе которых был и главный контрактор AVL Мартин Мариетта, привыкли за короткий срок представлять результаты разработок, которые бы устроили заказчика. Поэтому как только Мартин получили требования для следующей демонстрации, он бросил практически все силы на то, чтобы новая сборка автомобиля удовлетворила DAPRA. В течение двух месяца до новых испытаний он 400 раз проводил тестовые заезды. Он настолько «утомил» беспилотник, что у того не выдержал двигатель и его пришлось срочно менять.

Беспилотники или истребители?

В кабине БПЛА никого нет, оператор управляет машиной из наземного центра, находясь в десятках, сотнях и даже тысячах километров от самого беспилотника. В этом основное преимущество БПЛА перед самолетом с летчиком.

Большинство производителей беспилотников исповедуют одну концепцию. но нюансы есть даже в ней

Общие принципы работы у всех беспилот­ников примерно одинаковы. Классическую концепцию беспилотного авто­мобиля можно описать так. Сенсоры (perception) собирают информацию об окружающем мире, передают её в компонент системы управления (motion planning), который планирует действия на основе этой информации, а также данных карт и локализации.

Беспилотный автомобиль может пере­двигаться само­стоятельно благодаря специальному софту и набору разных сенсоров. Программное обеспе­чение (ПО) управляет всеми узлами — тормозит, ускоряется, меняет передачи и рулит, а сенсоры собирают для этого максимум информации об окружающей обстановке.

Сенсоры — это обычно камеры, радары и лидары. По отдель­ности каждый из них не позволяет чётко определить расстояние до объектов, их скорость и форму, но комби­нация приборов устраняет индивиду­альные минусы и усиливает плюсы. Камеры позволяют «видеть» объекты и определять их тип, будь то другая машина, пешеход, дорожный знак или сигнал светофора.

Бпла — «всевидящее око» в небе

Дроны как гражданские БПЛА в подготовке к чрезвычайным ситуациям

В гражданском БПЛА есть три ключевых компонента: двигатели определённой конфигурации, система наблюдения от первого лица и GPS.

Квадрокоптер - это беспилотник с четырьмя винтами. Шестивинтовой беспилотник также известен как гекстакоптер. Октокоптеры имеют восемь пропеллеров и, как правило, более стабильны в воздухе, но также весят больше и требуют больших батарей.
A. Квадрокоптер — это беспилотник с четырьмя винтами.
B. Шестивинтовой беспилотник также известен как гексакоптер.
C. Октокоптеры имеют восемь пропеллеров и, как правило, более стабильны в воздухе, но также весят больше и требуют больших батарей.

Размер и характеристики полета личного БПЛА в значительной степени определяются количеством и конфигурацией двигателей (каждый с пропеллером). Если есть четыре мотора — это «квадрокоптер», шесть — это «гексакоптер» и восемь — «октокоптер.

» Практический смысл этого заключается в том, что чем больше винтов вращается, тем более стабильным БПЛА является и тем больше веса он может поднять. Обратная сторона заключается в том, что конструкция станет массивнее и будет требовать более мощных батарей.

Большинство коммерческих беспилотников выступает в качестве платформы для отправки видеокамеры в небо. Королевское место среди «небесных видеокамер» занимает GoPro. Конечно, есть другие камеры наблюдения, но большинство продуктов на рынке относятся именно к Gopro.

Вы можете СКАЗАТЬ: «Моя видеокамера в небе, а я здесь на земле. Я не МОГУ ждать, чтобы ПРИ ПОСАДКЕ ДРОНЫ загрузить видео с карты ПАМЯТИ. Мне нужно получить видеоизображение незамедлительно!»

К счастью, есть несколько вариантов. GoPro имеет приложение, которое позволяет следить за тем, что видит ваша камера. Но это вариант с коротким радиусом действия. Иногда видео может прерываться и передача может быть ненадежной. К счастью, существуют беспилотники с функцией просмотра от первого лица (FPV). Это означает, что вы увидите то, что камера видит в реальном времени, причём без задержек и в полном цвете.

Использование FPV-дронов очень важно для воздушного наблюдения. Если вы не можете получить мгновенную визуальную обратную связь, дрон летает вокруг вас и фиксирует видеоинформацию, которая может устареть к тому времени, когда он вернется на землю.

Другая история

Историки отмечают, что в прекращении работы над единым беспилотным автомобилем виноваты не только склоки между робототехниками в университетах и в коммерческих компаниях. В отличие от первых двух проектов, которые подразделение DARPA начало поддерживать в 1983 году — помощника пилота и системы управления полем битвы — беспилотный автомобиль был слишком далек от непосредственных нужд армии США. Очевидно, что военные чины не могли понять, каким образом они могут использовать автомобиль, способный только ездить по прямой и ровной дороге и объезжать кусты. 

Ии назвали третьей революцией в военном деле

Известный тайваньско-американский ученый в области компьютерных технологий Ли Кайфу назвал искусственный интеллект (ИИ) третьей революцией в военном деле. Он считает, что беспилотники и «умные» системы вооружения уже произвели эффект, сравнимый с изобретением пороха и ядерного оружия в свое время.

«Автономные системы вооружения — это третья революция в военном деле. Эволюция от пехотных мин до управляемых ракет стала лишь прелюдией к настоящей автономии оружия при помощи ИИ,— полагает известный эксперт в области ИИ Ли Кайфу, ранее работавший на руководящих исследовательских должностях в Google, Microsoft и Apple.— Теперь такое оружие может убивать самостоятельно — от поиска цели до принятия решения и лишения человеческой жизни — и все это может происходить без вмешательства человека». В качестве примера он называет израильскую беспилотную системуHarpy, которую можно запрограммировать на воздушное патрулирование определенного района, охоту на определенные цели и их уничтожение при помощи ракет, получивших прозвище «Запусти и забудь».

Еще одним ярким примером использования «умных машин для убийства» эксперт называет попытку покушения на венесуэльского президента Николаса Мадуро в 2021 году. Тогда президент был атакован целой группой начиненных взрывчаткой беспилотников. Охрана смогла их уничтожить, однако несколько человек были ранены.

Ли Кайфу отмечает, что сейчас такие беспилотники может собрать даже любитель или потратить на них не более $1 тыс.— все компоненты можно приобрести в интернете, а программное обеспечение доступно для скачивания.

«Такие нежелательные последствия развития ИИ и робототехники становятся все более доступными и дешевыми. И это не какое-то отдаленное будущее, это вполне реальное настоящее»,— отмечает эксперт.

Действительно, в последние годы военные все чаще сообщают об использовании ИИ. В декабре прошлого года командование ВВС США сообщило о первом использовании системы ИИ как полноценного «второго пилота» в ходе полета разведывательного самолета U-2. В ноябре Федерация американских ученых (FAS) представила Конгрессу специальный доклад, посвященный ИИ и национальной безопасности. В нем говорится, что Министерство обороны США ведет уже около 600 проектов с применением ИИ, а инвестиции Пентагона в такие проекты выросли с $600 млн в 2021 году до $2,5 млрд в 2021 финансовом году.

Гаджет:  Лучшие будильники для компьютера

А еще в начале 2021-х годов компания iRobot, известная своими роботами-пылесосами, представила несколько военных роботов, которые могут использоваться для обезвреживания мин и других взрывных устройств на расстоянии. Управление таким роботом осуществлял человек, однако технологии iRobot, уже опробованные на пылесосах, позволяли военному роботу уверенно ориентироваться в пространстве и избегать преград.

Два года назад стартап Guardbot представил одноименного мини-робота-вездехода сферической формы. Он может осуществлять слежку за движущимся объектом по суше и даже по воде, патрулировать территорию или периметр, обнаруживать несанкционированное проникновение, взрывное устройство или другой опасный объект.

В июле мировые СМИ сообщили, что в ходе военной операции в секторе Газа в середине мая армия обороны Израиля использовала боевые беспилотные летательные аппараты, управляемые ИИ, чтобы обнаруживать, опознавать и атаковать боевиков группировки «Хамас». Это первый известный случай применения так называемого роя беспилотников в военных целях.

Евгений Хвостик

Некоторые заблуждения, связанные с использованием бпла

Итак, мы сейчас свободно говорим о полезном применении гаджетов, которые многие считают исключительно высокотехнологичными игрушками. Но с большим количеством компьютерных программ, интеграцией GPS и другими настройками, адаптированными к вашим конкретным потребностям, коммерчески доступный беспилотник не является исключительно лишь модной игрушкой.

А с ростом популярности этих гаджетов, благодаря их использованию в Голливудских фильмах и в таких компаниях, как Amazon, исследующих технологию для поставок в течение одного дня (возможно, даже в течение одного часа), — персональные БПЛА быстро становятся более надежными и простыми в использовании. Так что пользователю больше не приходится разбираться в технике и особенностях работы камеры на высоте 100 метров и выше.

Прежде чем перейти к деталям обсуждения, давайте определим некоторые нюансы и успокоим скептиков:

Первые успехи беспилотного автомобиля

Интересующая нас история начала раскручиваться в начале 1980-х гг. Она связана с менеджером DARPA Клинтом Келли (Clint Kelly). Именно он ответственен за руководство проектом, который станет одним из первых в сфере автономного вождения — Autonomous Land Vehicle (1983-1987). Келли получил степень инженера и всю жизнь мечтал создать шагающего робота. Этому не суждено было сбыться, и он в скором времени стал менеджером DARPA, где непосредственно курировал проект первого беспилотника.

В 1983 году DARPA создала подразделение Strategic Computing, целью которого было отобрать проекты, связанные с интеллектуальными технологиями, которые бы обеспечивали помощь военным в тех или иных ситуациях. В итоге было отобрано три проекта: помощник пилота (Pilot’s Associate), система управление боем (Battle Management System) и третья — Autonomous Land Vehicle. Третью программу сначала хотели ориентировать на создание беспилотного подводного аппарата, но им уже занимались ВМС США. Келли предложил тогда делать шагающего автономного гуманоидного робота, но от этой идеи тоже отказались, поскольку сделать шагающего робота было сложнее, чем колесного или гусеничного, а особенно эффективным он не был. В итоге было решено делать именно беспилотный автомобиль. Изначальные требования к нему были такие: автомобиль должен был планировать путь, основываясь на информации в компьютере; реализовывать этот план; вносить в свой маршрут корректировки в случае препятствия перед ним (т.е. иметь экспертную систему на борту); распознавать объекты на своем пути. В целом, это то, как мыслятся беспилотные автомобили и сегодня. 

Преимущества использования дронов

Дроны как гражданские БПЛА в подготовке к чрезвычайным ситуациям

Во-первых, давайте определимся, что такое дрон. Обычно, когда кто-то говорит «беспилотник», появляется мысленное изображение американского многоцелевого беспилотного летательного аппарата MQ-1B Predator или разведывательно-ударного БПЛА MQ-9 Reaper, летящего на высоте более 6 000 метров и сбрасывающего бомбы на террористов.

Эти модели — самолеты с толкающими винтами, почти такого же размера, как истребители, управляемые дистанционно пилотами ВВС (дальность перелёта которых может охватывать полмира). Но гражданские беспилотники, на которых мы фокусируемся, крайне малы в сравнении с военными БПЛА.

Напрашивается вопрос: «Как дрон вписывается в ваш личный план на случай БП?»

План действий большинства людей на случай чрезвычайных ситуаций часто ограничен тем, насколько далеко они видят происходящее вокруг них. Установка камеры на беспилотник не только даст вам возможность осмотреть местность с высоты птичьего полета, но и позволит это сделать с безопасного расстояния, чтобы спланировать защитный периметр, ориентируясь на материалы разведки в реальном времени.

Без оснащенного камерой беспилотника, единственный способ получить информацию о своём местонахождении — это отправиться самостоятельно на разведку. Это совсем не страшно, если ваша группа выживания состоит из бывших морских пехотинцев. Но что если ваша команда состоит только из вас, вашей жены и вашего 10-летнего сына?

Дроны могут летать в пещерах, передвигаться над водой и исследовать промышленные комплексы в поисках сигналов о помощи, потенциальных опасностей или ресурсов.
Дроны могут летать в пещерах, передвигаться над водой и исследовать промышленные комплексы в поисках сигналов о помощи, потенциальных опасностей или ресурсов.

Ваш личный беспилотник также может быть использован для следующих целей:

  • может стать «всевидящим оком», обозревающим недоступные территории или места;
  • наблюдать за изменениями погоды;
  • может вызвать помощь в бедственном или затруднительном положении;
  • доставлять небольшие грузы в отдаленные районы намного быстрее, чем пешком;
  • отслеживать в реальном времени приближающейся опасности со стороны других групп;
  • охватывать большую территорию при поиске потерянных членов вашей группы;
  • сократить время ваших поисков, помогая вам быстро и точно определить источники воды и пищи.

Вы ограничены только вашим воображением в том, как именно адаптировать  для решения насущных проблем в ситуации выживания.

Проблема №2: если спутники gps выйдут из строя, то как ваш беспилотник сможет летать?

Глобальная система определения координат необходима лишь для выполнения некоторых функций, таких, как автопилотирование и планирование маршрута полета. Каждый персональный беспилотник может управляться вручную без помощи GPS.

Проблема №з: используя беспилотник, вы можете дать шанс плохим парням обнаружить вас

Это проблема только в той ситуации, если вы уже находитесь в обороне или вам реально угрожает опасность. Но даже в этом случае возможность получить в реальном времени общую картину того, что происходит вокруг вас, дает вам гораздо большее преимуществ, чем простое ожидание без понимания масштабов опасности.

В большинстве ситуаций вы не столкнётесь с теми же масштабами мародёрства, которые наблюдались после урагана Катрина. Вы с куда большей вероятностью будете использовать свой личный беспилотник для поиска еды, помощи или для того, чтобы просчитать дальнейший маршрут эвакуации.

Проверку боем не проходили

«Раньше было сложно разработать боеприпасы, так как было непонятно, какие будут беспилотники. В настоящий момент у производителей боеприпасов есть представления о беспилотниках, об их тактических возможностях, соответственно, создаются и боеприпасы», — рассказал Литовкин.

По словам члена общественного совета при Минобороны России, директора Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, Россия отстает от других стран в создании беспилотных аппаратов, их применении и в экспорте.

Гаджет:  25 лучших настроек Rainbow Six Siege, которые дадут вам преимущество - Игры на ПК

С-70 «охотник»

Пока детальные характеристики российского «Охотника» засекречены. Однако известно, что его вес — около 22 т. Разработчики уверяют, что несколько «Охотников», укомплектованных ракетами «земля-воздух» Х-58, Х-35, Х-74М2 и корректируемыми авиабомбами КАБ-25, могут нанести страшный урон инфраструктуре противника.

Максимальная скорость аппарата — 920 км/ч. Боевая нагрузка — 6 т, максимальная высота полета — 18 км.

Приблизительная стоимость «Охотника» — около ₽1 млрд. Однако военные эксперты полагают, что цена сократится на 40-50% после запуска БПЛА в серию. Глава ОАК (Объединенной авиастроительной корпорации) Юрий Слюсарь заявил, что в армию серийные БПЛА начнут поступать с 2024 года.

Сh-5 (rainbow-5)

Новый средневысотный разведывательно-ударный беспилотник из Китая. Rainbow-5 может нести до 16 ракет класса «воздух-земля» или других высокоточных боеприпасов общей массой до 900 кг. Размах крыльев — 21 м, максимальная скорость — 400 км/ч. Без дозаправки будет держаться в воздухе 60 часов.

Сбивать дроны пачками

Боевые БЛА со временем смогут существенно потеснить пилотируемые самолеты, и России важно не упустить этот тренд.

«Человек ошибается при выборе решений, у него не такая быстрая реакция, как у компьютера. Сама система жизнеобеспечения летчика — катапультное кресло, кислородные баллоны — весит много. Если убрать человека с борта самолета, то можно взять больше топлива и оружия.

Дмитрий Литовкин отметил, что одно из основных преимуществ беспилотников над самолетами в том, что для них не нужно долго готовить летчиков.

«Самолет можно сделать, а человека подготовить очень тяжело. Дроны можно сбивать пачками. Пострадает бюджет, а люди останутся целы. Операторы, которые ими управляют, сделают выводы и смогут «начать игру заново». В глобальном плане это дешевле и эффективнее», — сказал Литовкин.

Вместе с тем эксперты уверены, что беспилотники не заменят пилотируемую авиацию полностью.

«От управляемой авиации никто не откажется. Тот же оператор по мониторам видит достаточно ограниченную ситуацию, которая происходит на земле. Пилот же может принять решение на изменение условий выполнения боевого задания, — рассказал Литовкин. — Оператор беспилотника не всегда это может сделать оперативно и происходят трагические ошибки.

К примеру, американцы бомбили в Афганистане свадебные процессии. Разведка докладывает, что там должен пройти караван с оружием — они наносят удары дронами, а оказывается, что там были мирные люди. Оператор беспилотника не смог принять решение, потому что он вообще не разобрался в ситуации».

«То, что время пилотируемой авиации прошло — сильное преувеличение, — согласен Руслан Пухов. — БЛА будут отвоевывать все больше места, но пилотируемые самолеты надежны, гибки и удобны для использования. Поэтому в обозримом будущем мы будем видеть некий микс роботизированных систем с системами пилотируемыми».

Сильнейшие боевые беспилотники планеты

США лидируют в сфере производства боевых дронов. По прогнозам, в 2028 году американская армия будет иметь больше беспилотных летательных аппаратов-разведчиков, чем весь остальной мир вместе взятый. Армии других стран таким количеством дронов «в погонах» похвастаться не могут, зато на боевое дежурство способны выставить самые мощные боевые дроны на планете.

Управление дроном

Дроны как гражданские БПЛА в подготовке к чрезвычайным ситуациям

Эти летательные аппараты — не просто куски пластика с камерой, которые бесцельно летают, а сложные, но не требующие больших затрат, изобретения. Не нужно быть пилотом, чтобы уметь на них летать. В каждом есть куча компьютеров и датчиков, которые работают синхронно с алгоритмами, в то время как вы остаетесь на месте.

Акселерометры регулируют скорость каждого пропеллера по отдельности, чтобы поддерживать определённое положение дрона в полете. Если вы чувствуете, что ваш полёт становится немного странным, просто уберите руку с пульта управления и система GPS позволит дрону зависнуть на одном месте, пока заряд в батарее не закончится.

Если говорить о ёмкости батарей, большинство гражданских БПЛА вернутся к месту начала полета, когда заряд батареи приблизится к критически низкому уровню. Вы также можете вернуть свой беспилотник при помощи специальной кнопки на пульте управления.

Некоторые дроны, например как этот DJI Phantom 2 на фото, работают с приложением на смартфоне, позволяя планировать маршруты и смотреть изображение с камеры с реальном времени.
Некоторые дроны, например как этот DJI Phantom 2 на фото, работают с приложением на смартфоне, позволяя планировать маршруты и смотреть изображение с камеры с реальном времени.

Наиболее полезной особенностью беспилотных летательных аппаратов является их способность выполнять задания без контроля оператора. Автопилот работает в сочетании со смартфоном или планшетом. Так как это закрытая связь между гаджетом и беспилотником, сотовая связь здесь не понадобится.

Приложение выглядит как расширенная версия Google Maps, которое вычисляет ваше местоположение на данный момент через GPS (поэтому спутниковая связь должна быть доступна). Вы можете на карте обозначить область, куда вы хотите отправить и откуда получить обратно свой летательный аппарат, затем дать ему команду, чтобы он летел по определенному маршруту или выполнял поиск на высоте, которую вы зададите, фиксируя местоположение камерой по вашему желанию (это простейшие задачи БПЛА, которые легко можно найти в меню).

Как только дрон подаст вам сигнал, просто отойдите назад, нажмите «выполнить задачу», и беспилотник выполнит свою миссию. Вы можете все сделать без особых усилий, оставаясь на месте, вы отслеживая перемещения своего дрона при помощи видео обратной связи.

Единственное, что еще необходимо, это зарядное устройство для вашего БПЛА. У вас наверняка есть план по поводу того, как пополнять заряд ключевых электронных гаджетов, таких как фонарики и средства связи. Так что вы просто добавите сюда ещё и беспилотник.

Скорее всего, вы будете использовать аккумуляторные батареи, зарядное устройство на солнечной энергии или портативный генератор. Имейте в виду, что аккумуляторы БПЛА часто имеют специальные разъемы, но они заряжаются точно так же, как и любые другие аккумуляторы.

Характеристики многих бпла — военная тайна

Достоверно известно только о тех БПЛА, испытания которых проводились официально. Информация о других засекречена. Как на самом деле показывают себя в воздухе секретные машины, пока никто, кроме самих разработчиков, не знает.

К примеру, Китай не ведет сейчас никаких вялотекущих или гибридных войн и не демонстрирует свои возможности в этой сфере, однако в будущем он способен серьезно изменить характер боевых действий. Пока же об истинных успехах большинства китайских БПЛА можно судить только по данным разведки или на примере тех немногих моделей, которые поставляются на экспорт.

В частности, на экспорт поставляются дешевые аналоги американских MQ-1 Predator MQ-9 Reaper — разведывательно-ударные CH-4. При цене вдвое ниже американских прототипов покупателями CH-4A/B стали Алжир, Иордания, Ирак, Пакистан, Туркменистан, Мьянма, ОАЭ и Саудовская Аравия.

В заключение

Дроны как гражданские БПЛА в подготовке к чрезвычайным ситуациям

Фраза «знание — сила» — это клише, но она абсолютно верна. Беспилотные летательные аппараты могут оказать вам неоценимую помощь и придать вам больше уверенности в оценке ситуации во время катастрофы, когда все остальные вокруг вас сбились с ног, понимая свою беспомощность, а также то, что нет ни сети, ни возможности выйти на связь.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Даже если личный беспилотник вам обойдется дороже, чем другие категории спасательных средств, в нужную минуту он сможет предоставить бесценную информацию, так что определённое душевное спокойствие вам будет гарантировано.

Оцените статью
GadgetManiac
Добавить комментарий