Как отвлечь ребенка от гаджетов и почему это обязательно надо сделать? | Здоровье ребенка | Здоровье | Аргументы и Факты

Как отвлечь ребенка от гаджетов и почему это обязательно надо сделать? | Здоровье ребенка | Здоровье | Аргументы и Факты Гаджет

Что можно и что нельзя смотреть детям?

Ограничения напрямую зависят от возраста ребенка.

Боль в спине, искривление позвоночника

Если вы долго сидите со смартфоном в руках или играете в приставку в неудобном положении, быстро утомитесь. В перспективе могут возникнуть различные искривления, артриты и артрозы. Вспомните, как вы наклоняете голову, когда читаете что‑то с экрана. Чем ниже наклон, тем больше нагрузка на шейный и грудной отделы.

Что делать? Во время разговора держите голову прямо. Телефон должен находиться в руке. Не читайте со смартфона или планшета на ходу. Сидя, следите за осанкой, старайтесь не наклонять голову вперёд.

Влияние на здоровье

  1. Электромагнитное излучение современных гаджетов негативно влияет на незрелую нервную систему детей.
  2. При чрезмерном увлечении ими у детей наблюдается проблемы с координацией действий руками, что проявляется, например, в играх с мячом.
  3. Мелкая моторика также не развивается. Ребенку полезно играть конструктором и мозаикой, а не пользоваться компьютерной мышкой. Дети недополучают необходимых им сенсорных ощущений.
  4. Пристальное всматривание в небольшие объекты на экранах телефонов и планшетов развивает близорукость.
  5. Вредно увлечение гаджетами и для детского позвоночника. Ребенок за компьютером долго сидит в одной позе, а его голова неестественно наклонена.

Влияние на психику ребенка

В детстве закладываются основы и происходит наиболее быстрое развитие психики человека. Гаджеты способствуют интеллектуальному развитию, но негативно влияют на развитие мышления и восприятия. Яркие картинки вызывают у ребенка сильные эмоции, зрение и слух его перенасыщаются, а в тактильных и осязательных ощущениях испытывается дефицит. Воображение и фантазия ребенка также не развиваются, поскольку ему предоставляются уже готовые формы.

Современные мультфильмы и игры создаются таким образом, чтобы ребенок сразу и без усилий получал удовольствие и положительные эмоции. В реальном же мире для этого нужно приложить много труда. Понять, какая игрушка нравится, придумать, как с ней поиграть, пригласить кого-то поиграть с тобой — все это достаточно сложно.

У детей, предпочитающих играть в «стрелялки» искажается восприятие мира. Ребенок не в состоянии отделить игру от реальности. Поэтому все трюки компьютерных героев, их способность к восстановлению он считает правдой. А также перенимает модель поведения, в которой не несется ответственность за совершенные плохие поступки.

Кроме того, игры не учат прилагать усилия и целенаправленно трудиться для достижения результата. При столкновении с проблемами в реальной жизни дети, чрезмерно увлеченные гаджетами, склонны к стрессам, истерикам, депрессиям.

Влияние на социализацию

Как уже было сказано, ребенку для формирования навыков коммуникации нужно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, играть в ролевые игры. Проводя много времени за гаджетами, дети не имеют возможности и желания совершенствовать эти умения. Поэтому их социализация страдает.

Опасно это и для подростков, которые соцсетями заменяют живое общение и выпадают из реальной жизни. Негативную роль играет и фактор анонимности. В Интернете легко жить двойной и даже тройной жизнью. Это создает препятствия формированию личности, идентичности, пониманию себя.

Вред гаджетов для детей. это важно знать

Мир изменился. За последние 100–200 лет поменялось всё: образ жизни людей, ценности и приоритеты. Если раньше родители переживали, когда ребёнок сутками пропадает на улице, то сегодня всё наоборот — переживать стоит тогда, когда ребёнок не выходит из дома.

И если раньше многие с облегчением говорили: «Пусть лучше так, чем по подворотням шатается», то сегодня уже появляется понимание того, что пребывание в виртуальной реальности может быть гораздо более губительным, чем опасность «связаться с плохой компанией». Впрочем, это можно сделать и онлайн.

Эмоциональная тупость — этот не совсем корректный с точки зрения психиатрии термин — наверное, как нельзя лучше даёт понимание проблемы вреда гаджетов для детей и подростков. Более научно корректное понятие — «уплощённый аффект», то есть бедность и примитивность эмоциональной сферы.

Нет, речь не идёт о контроле над эмоциями, напротив, их просто нет. И тут возникают две проблемы. Во–первых, человек не способен адекватно эмоционально реагировать на происходящее, второе, не способен понять эмоции и чувства других людей. Почему так происходит?

Уже стало чуть ли не признаком хорошего тона все проблемы в воспитании детей валить на интернет, компьютер, смартфон и иже с ними. Но на сей раз ситуация обстоит именно так. Онлайн общение и постоянное пребывание в разного рода виртуальной реальности постепенно приводит к эмоциональной тупости.

Проблема также и в том, что современный ребёнок получает в десятки раз больше информации, чем его сверстник ещё 100 или даже 50 лет назад. И ничего хорошего в этом нет по той причине, что информация эта чаще всего негативная. Негативная и позитивная информация — понятия, разумеется, условные, но тут идёт речь о том, что большая часть информации, с которой мы сталкиваемся, не ведёт нас к развитию, а чаще скорее наоборот.

К примеру, уже многие поняли, что информация из телевизора подаётся так, как это нужно тому, кто этот процесс оплачивает — внимание человека концентрируется на нужных вещах, чтобы человек думал в том или ином направлении. Но сегодня у многих есть такая иллюзия, что в интернете есть свобода выбора. Отчасти это так, но, объективно говоря, негативной информации, то есть той, которая не ведёт к развитию, в разы больше, чем противоположной.

Не следует также забывать и о том, что сама наша психика (так задумано природой) заточена на то, что негативная информация быстрее и активнее привлекает внимание. Природа так задумала с целью выживания вида, чтобы опасность всегда воспринималась остро и болезненно. Но с развитием IT–технологий эта особенность нашей психики всё больше приносит нам вред.

Можно долго рассуждать о том, что такое сознание. Это то, что управляет материей, или некая особенность психики, способность индивида, собственно, осознавать себя самого и происходящее вокруг. Не будем углубляться в философский аспект этого понятия, можно даже принять точку зрения, что сознание — лишь продукт деятельности мозга.

Гаджет:  Выбираем гаджет для первоклассника – пособие для родителей | Пикабу

Это сейчас не так важно. Важнее другое — наше сознание не всегда управляется нами. С точки зрения психологии, сознание оказывает лишь 5% влияния на нашу жизнь, всё остальное — это влияние подсознания.

Нобелевский Лауреат Даниэль Канеман пришёл к выводу, что чаще всего поступки человека идут вразрез с элементарной логикой.

Как влияют гаджеты на детей? Собственно, гаджеты влияют на всех людей без исключения, но учитывая, что у детей психика ещё не сформирована, влияние гаджета на психику ребёнка может стать роковым. В психологии существует такое понятие, как гипногештальт. Говоря компьютерным языком, это своего рода вредоносная программа, вирус.

Очень хорошо это понятие раскрывает Виктор Пелевин простыми, понятными словами: «Например, ребёнок растёт бандитом, потому что окно его комнаты выходит на афишу кинотеатра, где постоянно всякие гангстеры с пистолетами». Очень удачный пример, как раз в контексте нашей темы. Проще говоря, если ребёнок регулярно сталкивается с какой–то условно негативной информацией, она может кардинальным образом повлиять на его жизнь, потому что психика ребёнка всё впитывает, как губка.

К примеру, по заверениям школьных учителей, после выхода на экраны нашумевшего фильма «Бригада» в школьных сочинениях дети стали часто писать о своей мечте стать бандитом. Это яркий пример того, как негативная информация может в корне перепрошить психику и мировоззрение ребёнка.

По словам Даниеля Канемана, в нас как бы живут две личности, точнее, два способа принятия решений. И в идеале они работают сбалансированно, а в патологии — нет. Первый способ принятия решений — автоматический. Название говорит само за себя. Это принятие решений на автомате. Проще говоря, рефлекторно. Утром надо почистить зубы, при звонке телефона — нажать такую–то кнопку, при встрече со знакомым — поздороваться.

Вторая система принятия решений — личностная, в этом случае нужно, что называется, включить голову. Это происходит в тех случаях, когда ситуация выходит за рамки накопленного опыта и нужно принять нестандартное решение. В первом случае энергопотребление мозга минимальное, во втором — максимальное. И совершенно естественно, что наш организм старается выбирать всегда первый вариант, доводя всё до автоматизма.

С одной стороны, это позитивно, так как позволяет экономить энергию. С другой стороны, человек становится невосприимчивым к новой информации и продолжает жить выученными шаблонами, которые порой теряют актуальность. У нетерпеливого читателя может возникнуть вопрос: причём тут вред гаджетов для детей? Тут всё просто, как уже сказано выше, за последние даже 30 лет информационная среда стала более агрессивной, и сегодня ребёнок получает гораздо большие объёмы информации, чем его сверстник ещё в 70–80 годах.

Можно провести исторические параллели — именно 20–й век стал насыщен различными социально-экономическими потрясениями и важными событиями, и это произошло лишь потому, что СМИ постепенно стали расширять зону влияния. Сегодня та или иная идея распространяется со скоростью света, а точнее, со скоростью интернета. Если сравнивать книгу или газету с интернетом, то совершенно очевидно, что по сравнению с ними интернет позволяет распространять информацию в разы быстрее и в гораздо большем объёме.

И с появлением смартфона начался процесс непрерывного потребления информации. И это таит в себе огромную опасность, так как у человека формируется привычка постоянно потреблять информацию, своего рода зависимость. Это легко можно увидеть по тому, как люди часто даже во время еды не выпускают гаджет из рук. А теперь сравним: если раньше человек получал информацию из газеты, которой уделял 30–40 минут в день максимум, то теперь поток информации оказывает воздействие на сознание непрерывно. И если психика взрослого ещё как–то может эту информацию фильтровать, хотя это тоже большая иллюзия во многом, то психика ребёнка все впитывает, как губка.

И важно понимать, что именно в детстве закладываются привычки, и в том числе привычки потребления информации. И формирование привычки постоянно находиться, скажем так, на «информационной игле» ни к чему хорошему не приведёт. И дело тут не только в трате времени. Ведь формируется привычка не только по объёму, но и по типу информации, а она в большей части негативная, — в этом легко можно убедиться, просмотрев пару–тройку молодёжных сообществ в соцсетях.

Ничего конструктивного вы там скорее всего не найдёте. И такой ритм получения информации создаёт стойкую привычку у человека в будущем уже самостоятельно искать именно аналогичную информацию и быть восприимчивым только к ней.

Существует такое явление, как «эффект Маугли», и речь идёт не только о том, что ребёнок, воспитанный животными, навсегда потерян для социума. Ребёнок, воспитанный регулярными потоками негативной информации, тоже вряд ли сможет стать полноценным членом социума. Также важно то, что в случае с гаджетом формируется привычка определённого способа получения информации. Проще говоря, «залипание» в экран гаджета с детства приводит к тому, что ребёнок вырастет социально неадаптированным аутистом. Тот же эффект Маугли, только… в 21 веке, в цивилизованном мире.

Наша личность сформирована нейронными связями. И большинство из них закладываются в детстве. Привычка получать информацию из гаджета, а не путём выстраивания социальных связей с людьми опять–таки приводит к социальной не адаптации. И если раньше ребёнка во многом воспитывали родители, то сегодня, как ни парадоксально звучит, родители вообще имеют малое отношение к формированию личности ребёнка, во многом ребёнка воспитывает гаджет.

О последствиях увлечения гаджетами в детском возрасте хорошо пишет Манфред Шпицер в книге «Антимозг. Цифровые технологии и мозг». Он приводит такую статистику: «Около 250 000 молодых людей в возрасте 14–24 лет признаны интернет–зависимыми». Это данные из Германии. Также по данным годового отчёта комиссии по борьбе с наркотиками и иными видами зависимостей: 1,4 миллиона признаны «проблемными пользователями интернета».

По словам Манфреда Шпицера, при постоянном контакте с гаджетами у молодёжи начинает разрушаться память и способность к концентрации внимания, то есть формируется рассеянность. И также он упоминает о том, что имеют место быть и расстройства эмоциональной сферы.

Гаджет:  Вторые гаджеты на Эдгара и Байрона | Fandom

Данные по США: по статистике, молодые люди тратят более 7 часов ежедневно на цифровые СМИ, и чаще всего это больше, чем на сон. Далее Шпицер пишет, что дети и подростки, зависимые от гаджетов, «не могут прилагать усилий, чтобы сконцентрировать внимание, или если требуется написать текст большого объёма».

Всё просто — огромный поток информации лишает ребёнка способности концентрироваться долго на одной теме, а привычка общаться короткими сообщениями не позволяет затем полноценно излагать свои мысли текстом большого объёма. «Норм», «ок», «спс» и так далее, — вот и всё выражение эмоций. И будут ли при такой бедности выражения эмоций эти сами эмоции полноценными, — вопрос риторический.

И далее Шпицер пишет о том, что компьютеры и смартфоны — это вовсе не чума 21 века, просто нужно осознанно относиться к их использованию. Поэтому важно понимать, что никто не призывает остановить технологический прогресс и вернуться в каменный век, просто нужно грамотно использовать все достижения науки и техники, чтобы они приносили пользу. К примеру, тот же интернет и гаджеты открыли возможности для онлайн–преподавания йоги. И это позволяет наладить связь между преподавателем и практикующим, даже если они находятся на разных концах планеты.

Да, гаджеты вредны для детей. Как мы можем видеть, это факт, который подтверждается и учёными, и статистическими исследованиями. Проблема гаджетов — это потеря связи с реальностью. Человек начинает жить в виртуальном мире, причём, надо понимать, сформированном не с самыми лучшими побуждениями. Большая часть информации, которую мы потребляем, поставляется теми, кто хочет нам что–то продать, в чём–то нас убедить и так далее.

Наша личность — это информация, загруженная в наше подсознание. Никому в голову не придёт есть гнилую пищу, а вот «гнилую» информацию сегодня потребляют многие. И так же, как испорченная пища вредит здоровью, так же и вредоносная информация будет разрушать наше сознание и жизнь. Как же решить эту проблему?

В первую очередь, следует избежать главной ошибки — детям ничего не нужно запрещать. Если ребёнок уже «подсел» на гаджет, просто вырвать его из рук не получится. Здесь действует принцип захвата внимания. Нужно просто перенаправить внимание ребёнка на то, что его заинтересует больше. Самые лучшие варианты — это спорт или творчество.

Как только ребёнок поймёт, что он способен побеждать не только в каких–то онлайн игрушках, но и в реальной жизни, это станет ему гораздо более интересно, чем какой–то виртуальный мир, который с выключением гаджета исчезает так же, как сон. Поэтому всё, что нужно, — это заменить зависимость от гаджета на зависимость от чего–либо конструктивного.

Всё познаётся в сравнении. И реальные результаты своей деятельности всегда приятнее, чем какая–то интернет–иллюзия. Можно быть прокачанным «белым магом 80–го левла» в какой–то глупой онлайн–игрушке, но это никогда не сравнится с победой на спортивных соревнованиях или с признанием таланта художника или писателя. И важно понимать, что талант есть у каждого. Потому что каждый ребёнок приходит на эту землю со своим предназначением и своей задачей, и она явно не в том, чтобы кататься на танке в виртуальной реальности по полям сражений войны, окоченной 80 лет назад.

С другой стороны, те же гаджеты можно использовать и с пользой. Планшет, телефон, смартфон — это не «иконы дьявола», как можно подумать исходя из вышеперечисленного. Это просто инструменты, которые можно использовать для своего развития. Вредоносное влияние гаджетов начинается тогда, когда мы выстраиваем свою жизнь вокруг этого и тратим на него всё своё время.

Никогда не поздно всё исправить. Психика ребёнка весьма подвижна, и если он на самом деле увлечётся чем–то полезным, то вырывать у него из рук гаджет просто будет не нужно. Он сам про него забудет.

Детско-родительские отношения

Родители дают детям гаджеты с разными целями: для развития, для переключения внимания при капризах, когда нужно долго ждать или просто, чтобы выкроить себе свободное время. Но делать это с совсем маленькими детьми до 2 лет нельзя. В таком раннем возрасте у ребенка формируются особые эмоциональные взаимоотношения с близкими людьми. Замена родителей таким привлекательным устройством приводит к нарушениям этих связей.

В возрасте 2-7 лет дети осваивают ролевые игры, в которых они копируют действия взрослых. Это очень важный этап в развитии малышей, когда они таким образом перенимают систему человеческих взаимоотношений, учатся анализировать свои поступки.

Ролевые игры требуют от ребенка высокого творческого и интеллектуального уровня, умения сотрудничать и договариваться, а электронные развлечения и игры примитивны и предполагают только повтор действий до достижения результата. А так как такие игры происходят без участия и вовлеченности взрослого, они не способствуют формированию правильных детско-родительских отношений.

Дошкольники

Для таких детей существуют интересные развивающие мультфильмы и передачи.

Можно играть и в простые игры на внимание, логику, память. Хорошо, если родители будут делать это вместе с детьми и потом обсуждать увиденное. Но основная деятельность ребенка этого возраста — игры со сверстниками, прогулки на улице, творческие занятия.

Младшие школьники

Дети по-прежнему могут смотреть развивающие передачи и мультики, играть в игры, соответствующие их возрасту, уделяя этому не более положенного времени. Также ценным остается совместный просмотр с родителями. Ведущей деятельностью ребенка этого возраста является учеба, но и за играми и прогулками он проводит много времени.

Нарушения развития речи

У человека с рождения органы артикуляции готовы к произношению звуков. Но для развития речи (устной, а затем и письменной) необходимо время и определенные условия. Первые три года жизни ребенка очень важны для развития связной речи. Только желание малыша узнать мир взрослых, быть услышанным и понятым, побуждает его говорить.

Положительные стороны гаджетов для детей

Современному человеку умение пользоваться компьютером и ориентироваться в сети необходимо. Ведь в нашем мире все компьтеризировано. Существуют качественные игры и приложения, позволяющие детям развивать логику, память, изучать иностранные языки. Увлечение детей играми часто становится входными дверями в IT-технологии.

Гаджет:  Как самостоятельно вернуть гаджет в магазин и забрать свои деньги. Возврат гаджета по закону!

Не нужно полностью ограждать детей от гаджетов и запрещать им пользоваться интернетом. Важно уделять внимание ребенку, доносить до него значение настоящих ценностей — семьи, дружбы, общения, развития. А гаджеты должны быть только помощниками в жизни и достижении успеха. Тогда никаких проблем с ними в семье не возникнет.

Проблемы с кожей

Наш телефон так же, как и клавиатура компьютера, – рассадник бактерий. А ведь мы постоянно держим его у лица. Когда смартфон нагревается, бактерии становятся ещё активнее, а потому могут провоцировать сыпь и дерматиты. У тех, кто любит держать ноутбук на коленках, высыпания возможны и на ногах.

Что делать? Следите за чистотой ваших гаджетов, ежедневно протирайте их антибактериальными салфетками.

Прогресс или деградация: как влияют гаджеты на детей

Мама двенадцатилетнего Станислава (женщина согласилась пообщаться с нами только на условиях полной анонимности) 

Мой ребёнок уже полтора года не ходит в школу: когда мы его туда пытались привести, он начинал кричать, ломать всё вокруг, толкаться, визжать, даже драться, кусаться… Сначала мы не связывали это с тем, что наш сын сутками напролёт сидит за компьютером, сейчас становится понятно, что дело именно в нём. Ребёнок совсем не чувствует времени, может сидеть у монитора сутками напролёт, он перестал спать, есть и даже мыться. Конечно, я пробовала запрещать ему все гаджеты – убирать компьютер, забирать планшет и мобильный телефон. Но тогда он начинает ломать в доме всю мебель, разбивать посуду и технику, всё, что попадается под руку.

Вторая попытка оградить сына от гаджетов закончилась тем, что Станислав чуть не выбросился из окна, благо, мы были рядом в этот момент. Ещё один раз, когда мы запретили сыну пользоваться компьютером и планшетом, завершился тем, что он сбежал из дома, и мы его искали две недели. Психолог, к которому мы обратились за помощью, посоветовала идти к психиатру, так как на лицо – явное психическое расстройство. На приёме у специалиста мой сын накинулся на психолога с кулаками, как только та заикнулась про то, что дело, скорее всего, в компьютере. Мой совет всем родителям: убирайте подальше от своих детей гаджеты! Последствия такой зависимости, мягко говоря, не очень приятны.

Профилактика зависимости от гаджетов

  1. Важно с самого раннего возраста приучать ребенка к соблюдению правил, которые устанавливают родители. Тогда и ограничение времени, проводимого с гаджетами, не будет восприниматься болезненно.
  2. Некоторые родители практикуют кормление малышей во время просмотра мультфильма. Ребенок, увлеченный мелькающими картинками, послушно открывает рот. Но это приводит к нарушениям пищевого поведения и развитию зависимости от гаджета.
  3. Нельзя использовать гаджеты, как средство от истерик или плохого настроения. Малыш должен учиться справляться с эмоциями самостоятельно, успокаиваться и благополучно переживать трудности.
  4. Родители подают пример ребенку. Свободное время лучше проводить, общаясь с семьей, а не с гаджетом.
  5. Детям всех возрастов нужно общение с родителями, общие интересы и цели. Тогда у них не будет потребности убегать от одиночества в сеть.
  6. Важно обеспечить ребенку интересный и разнообразный досуг, достаточно игрушек, материалов для творчества, спортивного инвентаря.
  7. Родителям нужно интересоваться, чем дети занимаются в сети, во что играют, что смотрят, с кем общаются. Уважение к интересам ребенка укрепляет родительский авторитет.

Сколько времени ребенку можно пользоваться гаджетами?

Рекомендации педиатров, неврологов, психологов относительно времени, которое дети разных возрастов могут проводить за гаджетами, следующие:

  • детям до 2 лет не стоит давать в руки гаджеты;
  • детям 3-4 лет — 30-40 минут в день;
  • детям 5-6 лет — 1 час в день;
  • детям 7-9 лет — 1,5 часа в день;
  • детям 10-13 лет — 2 часа в день;
  • детям 14-16 лет допустимо использовать гаджеты до 3 часов в день.

Средние школьники

Дети старше 10 лет уже хотят иметь собственный смартфон и проводить с гаджетом больше времени. Родителям нужно ввести правила. Гаджет — это вещь родителей, пользоваться которой они разрешают на своих условиях.

Нужно обязательно контролировать, какие сайты посещает ребенок, сколько времени проводит в сети. Для этого существуют специальные программы родительского контроля, которые помогают в организации безопасности ребенка в интернете. Разрешая играть в игры, стоит ограничивать игры с элементами насилия — «стрелялки».

Трудности в обучении чтению и восприятии информации

Многие современные дети, использующие гаджеты с раннего возраста, имеют сложности в удержании в памяти предыдущей фразы при прослушивании текста, связывании слов в предложения, понимания смысла рассказа. Отсюда и дальнейшие проблемы с чтением. Они понимают отдельные слова и короткие предложения, но суть текста от них ускользает, поэтому читать становится скучно и неинтересно.

Частые экранные игры вызывают неправильную работу глазных мышц. Глаза привыкают следить за яркими перемещающимися объектами, а фокусировать взгляд на том, что не движется, очень трудно. Отсюда и проблемы с прослеживанием строки в направлении слева направо и возвратом на новую строчку.

Тугоухость и синдром фантомной вибрации

Когда мы на большой громкости слушаем музыку в наушниках, барабанная перепонка травмируется, а в слуховом нерве происходят негативные изменения. Со временем слух ухудшается, могут возникать головные боли. Частые разговоры на большой громкости провоцируют боль и шум в ушах, вызывают неврит слухового нерва.

Что делать? Не слушайте музыку в наушниках на максимальной громкости. Телефонные разговоры сокращайте до 5 минут. Общее время дневного телефонного общения не должно превышать 30–40 минут. Если приходится разговаривать дольше, не подносите смартфон близко к уху, по возможности используйте громкую связь.

Утомление глаз и ослабление зрения

Если вы постоянно сидите в смартфоне, увлёкшись очередной игрой или листая странички в соцсетях, то перенапрягаете глаза. Рассматривать мелкие предметы и читать текст с экрана некомфортно, даже если у вас самый большой дисплей. Конечно, это можно делать недолго.

Но постоянная привычка зависать в телефоне через год-два скажется на здоровье глаз. Именно с мобильниками врачи связывают резкое падение зрения у подростков. В мире даже появилось понятие «экранная близорукость». Чрезмерное увлечение смартфонами может провоцировать дистрофию сетчатки и астенопию – повышенную утомляемость глаз.

Что делать? Держите телефон на расстоянии не менее 40 см от глаз. Не читайте и не смотрите фильмы со смартфона и планшета в темноте. Прерывайтесь каждые 20 минут и дайте глазам отдохнуть. Чаще моргайте. Постарайтесь не читать в транспорте: там не всегда хорошее освещение и постоянная тряска, отчего глаза перенапрягаются.

Оцените статью
GadgetManiac
Добавить комментарий