Как незаметно отучить детей от гаджетов — разговор с психологом

Т АРАЗ. КАЗИНФОРМ — Проблема «дети и гаджеты» возникла не так давно, но уже вызывает серьезные опасения у родителей, педагогов и психологов. Почему взрослые так заботятся о том, чтобы дети проводили значительную часть своего времени в компании цифровых устройств? Как их отвлечь? Предлагать или не предлагать гаджеты своему маленькому ребенку? На эти вопросы корреспонденту Казинформа отвечает учитель из Жамбылской области Индира Ерали.
«.Так в чем проблема?»
— Родители и специалисты отмечают, что с появлением гаджетов и ранним приобщением детей к этим цифровым устройствам появились такие негативные эффекты, как недостаточное развитие у детей социальных навыков, трудности в общении со сверстниками и взрослыми, неспособность к концентрации внимания, плохое запоминание. — в целом серьезные проблемы, затрагивающие эмоциональную, познавательную и коммуникативную сферы. Память, внимание, чувства, логическое мышление, воображение, умение принимать решения — все это страдает у детей 21 века.
— Может быть, это просто вечная проблема отцов и детей, а гаджеты — только предлог?
— Да, проблема «отцов и детей» существует для человечества с древности. «Отцы», как правило, критикуют то, что они делают, как думают и чем являются их «дети», которые, в свою очередь, иногда презирают отцовские наставления. Однако, когда дело доходит до гаджетов, ситуация сложнее и понимания добиться труднее.
Взрослое поколение цифровых иммигрантов прибыло в современный цифровой мир с доисторических времен, не связанных с вычислительной техникой. Сегодняшним детям невозможно понять, что когда-то, буквально 25-30 лет назад, в быту не существовало ни компьютеров, ни мобильных телефонов, ни Интернета. Детям сложно представить мир без гаджетов, мир, в котором есть чтение книг, письмо и ожидание писем, длительные прогулки, семейные телепередачи, задушевные беседы с родными и друзьями. Современные дети — поколение цифровых аборигенов — родились со смартфонами в руках и сразу окунулись в мир современных цифровых технологий.
Но тут возникает закономерный вопрос – кто подарил эти гаджеты детям и погрузил их в этот цифровой мир – такой заманчивый и полный опасностей?
Это мы, взрослые, сделали наших детей цифровыми аборигенами. Мы сами часами сидим в Интернете, в социальных сетях, занимаясь своими делами, которые кажутся нам очень важными. А чтобы ребенок нам не мешал, мы даем ему, немного вылезшему из подгузника, гаджет с мультиками. Но именно в этом самом раннем возрасте, до пяти лет, развиваются основные функции головного мозга: внимание, память, рефлексия, воображение, речь, развитие моторики. Если все это не разработать за пять лет, то это будет не так сложно — это будет невозможно!
Природа устроена таким образом, что определенные функции психики человека развиваются в определенном возрасте. Яркий пример тому — дети Маугли, которых воспитали волки или собаки и переняли у них способность выражать свои мысли и эмоции посредством лая и других специфических звуков. Даже если бы такого ребенка вернули в человеческое общество, ему было бы трудно, а иногда и невозможно научиться говорить.
— Так чем опасны гаджеты — с точки зрения психолога?
— Проблема детской зависимости от гаджетов сегодня одна из самых распространенных во многих странах мира. Настолько, что родители уже приводят своих детей к нам, психологам, с просьбами помочь отучить их ребенка от планшетов и смартфонов. В чем опасность этих, казалось бы, полезных устройств?
Если речь идет, например, о чтении книг, то здесь у человека развивается образное мышление, потому что ему необходимо мысленно представлять прочитанное. При чтении книг концентрируется внимание, тренируется память, активно развивается нейронная сеть головного мозга. Что происходит, когда ребенок погружается в цифровые устройства? Чаще всего это быстрое мерцание кадров, не позволяющее сфокусироваться и воспринять информацию, нейронная сеть не задействована в полной мере. Ребенок становится познавательным «всеядным», и в то же время ему трудно сосредоточиться, запомнить увиденное и услышанное, он становится рассеянным, его внимание не тренируется, мышление не развивается.
Последствия компьютерной зависимости могут быть очень печальными в долгосрочной перспективе. Это может быть развитие социальной изоляции, когда ребенок не получает коммуникативных навыков. Это могут быть даже нервно-психические расстройства личности, выражающиеся в психозах, клинической депрессии, истерии. Это трудности в обучении, отсутствие мотивации, асоциальное поведение, непонимание того, что можно, а что нельзя.
Такое состояние возможной компьютерной зависимости характеризуется сильным погружением в игру, пребыванием перед компьютером более трех часов в день, когда оторваться от него просто сложно, падением успеваемости в школе, повышением тонуса. эмоции во время игры, когда ребенок бурно реагирует на любые препятствия, мешающие его игре. Круг общения ребенка сужается, иногда нарушается даже сон.
— Где та грань, за которой необходима помощь психиатра?
— На стадии клинической зависимости уже необходима помощь психиатра. При этом отмечаются серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, вялость или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций, отсутствие самоконтроля, слуха, команд, отсутствие глаз, потеря аппетита и интереса к жизни, невозможность вести нормальный образ жизни, необратимые изменения головного мозга, необходимость изоляции и лечения. Течение болезни сопровождается сильными головными болями. Временная остановка игры приводит к болезненному состоянию, не дает покоя мозгу. Тогда игра превращается в болезнь.
Неблагоприятное воздействие на общее физическое здоровье ребенка нельзя игнорировать. Постоянное погружение в виртуальный мир может привести к таким заболеваниям, как гастрит, нарушение осанки, геморрой, синдром хронической усталости, нервное истощение, миопия, синдром дисплея.
Дело не только в том, что основатель Apple Стив Джобс запретил своим детям активно пользоваться гаджетами. Он понимал потенциальный вред.
— Кто виноват — вы уже определили. А теперь главный вопрос — что делать?
— Первым делом нужно проанализировать отношения с ребенком. Подумайте об этом и честно ответьте – сколько времени вы проводите с ребенком? как часто вы общаетесь? Вы делитесь своими мыслями с ребенком? Доверяет ли ребенок вам свои переживания, спрашивает ли он у вас совета?
То, что вы вместе обедаете, делаете уроки и ходите в гости к родственникам, не считается. У вас есть время, чтобы сесть и поговорить с ребенком по душам? чувствует ли он себя любимым, интересным для вас, нужным вам? Есть ли у него внештатный бизнес, хобби, обязанности по дому?
Может быть, отсутствие всего этого приводит вашего ребенка в виртуальные миры? В виртуальные игры, где он может забыть свои комплексы, где он красив и смел. В виртуальном общении, где он общителен и интересен своим собеседникам. Вот и получается, что гаджет становится его лучшим другом. Хотя должны быть родственники.
Если вы обнаружили у ребенка компьютерную зависимость, не паникуйте, не пугайте ребенка своей реакцией. Ни в коем случае нельзя прибегать к такому грубому методу, как просто убрать гаджет, запретить интернет и начать рассказывать о вреде компьютера. Быть мудрым. Ищите альтернативу, старайтесь увлечь ребенка чем-то интересным и полезным. Это может быть творчество, спорт, любая совместная деятельность. Робототехника, поделки из дерева, фотография, плавание, картинг, походы, кулинария, что угодно. Все, что интересует вашего ребенка и может делать с вами или в группе друзей.
Гаджеты не стоит запрещать, потому что, на самом деле, интернет — очень полезная вещь для поиска и получения информации. И ребенок в современном мире должен этому научиться. И если он найдет в разработке что-то познавательное и полезное с помощью Youtube или Instagram, то будет здорово.
В этом случае необходимо договориться с ребенком о том, сколько времени он будет проводить с гаджетом. Психологи установили, что детям до пяти лет безопасно смотреть мультфильмы от 5 до 15 минут в день. В 5-6 лет можно увеличить это время до 30 минут. Для школьников сроки использования гаджетов могут быть увеличены до полутора часов. Ребенок должен научиться контролировать себя и научиться экономить время.
Привлекайте ребенка к домашним делам. Развивайте семейное чтение. Общайтесь ежедневно, будьте в курсе своих проблем, конфликтов, успехов и достижений. Контролируйте круг общения, приглашайте друзей ребенка в дом. Узнайте способы снятия эмоционального напряжения, выхода из стресса. Предусмотрите разнообразные занятия для ребенка – кружки, музыкальная школа, спортивная секция. Не допускать бесконтрольного доступа в Интернет, запрещать ввод определенной информации. Расскажите о преимуществах и недостатках компьютера. Установите небольшой лимит на режим пребывания в виртуальном пространстве. Отслеживайте реакцию на новые условия и, самое главное, их выполнение.
И здесь важно, чтобы родители не только больше живо, а не виртуально, общались со своим чадом, но и подавали пример, начинали читать книги с собой и сами по себе, что-то мастерили и уходили в поход. В общем, покажите хороший пример здорового и активного образа жизни.
Вы не должны обвинять своего ребенка в его компьютерной зависимости. Вы сами не давали ему эти гаджеты? Осознайте свою ответственность, наберитесь терпения — компьютерная зависимость быстро не отступает. Найдите причины этой зависимости. Станьте другом своему ребенку, больше общайтесь, найдите альтернативные совместные занятия.
— Можете привести примеры из своей практики?
— Что примечательно в этой ситуации, так это то, что родители не всегда формулируют вопрос о компьютерной зависимости своего ребенка, а чаще жалуются на нежелание учиться, низкую успеваемость в школе, изменения в поведении, отсутствие общения, грубость. И только анализ ситуации показывает нарушения психогигиенических норм взаимодействия с компьютером.
Любопытно, что между мальчиками и девочками очень заметны различия в том, как строится их отношение к гаджетам. Девочек среди детей, страдающих компьютерной зависимостью, практически нет. Как это можно объяснить? Мальчики в определенном подростковом возрасте менее успешны, они не всегда умеют выражать свои чувства, им не хватает эмоциональной поддержки со стороны взрослых, что приводит к возникновению чувства незащищенности, снижению самооценки и общительности. И тогда потребность в личном успехе компенсируется видеоигрой, где можно забыть и уйти от всех этих проблем. Но девочки больше вовлечены в деятельность, в домашние дела, их интересы и увлечения шире. Психическое развитие девочек, как правило, опережает психологическое развитие мальчиков, они легче переживают периоды возрастного кризиса.
— Есть информация, что в развитых странах элитное образование строится без гаджетов.
— Да, дети в Силиконовой долине не пользуются гаджетами и ходят в частные школы, которые работают «по старинке», где вместо гаджетов и вводных компьютерных уроков играют в традиционные детские занятия игры, много времени уделяют чтению, развитие речи, иностранные языки, спорт и ручной труд. Получается, что традиционное образование — без уловок — становится элитарным.
А вот немецкий психиатр М. Шпитцер, описывая общее снижение познавательных способностей у современных детей, зафиксировал у них появление симптомокомплекса под общим термином «псевдодебильность». Есть над чем задуматься современным родителям, спешащим предложить гаджет своему чаду.
Интересно сравнение исторических эпох и отношения взрослых к своим детям в разное время. Во времена Великих географических открытий, когда люди много путешествовали по миру, отправляясь в дальние странствия к неизведанным берегам, за ними не следовали дети на лодках. В век создания автомобилей никому и в голову не приходило сажать детей за руль. А когда осваивали космос, детей не посадили на ракеты, а отправили на околоземную орбиту. Но почему-то в наше время, в эпоху бурного развития информационных технологий, взрослые решили, что можно окружить детей с самого рождения гаджетами, которые, по сути, еще не до конца изучены, и погрузить их в еще не изученной цифровой среде, насыщенной разнообразными и порой весьма загрязненными потоками информации.
В наше время, как говорится, появился новый подвид человека. Если до этого был homo sapiens, человек разумный, то сейчас рождается цифровой homo, или цифровой человек. И от нас, родителей, учителей, взрослых, зависит, как будет развиваться этот новый человек и куда пойдет человечество в 21 веке и далее.
— Спасибо за беседу !