Конспект НОД в старшей группе «Гаджеты — вред или польза». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — Маам.ру

Конспект НОД в старшей группе «Гаджеты — вред или польза». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру Гаджет

Консультация для педагогов.как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми.

Современные дошкольники легко и с удовольствием обращаются с гаджетами. Предлагаю Вам узнать, как с помощью гаджетов реализовать индивидуальный подход в работе с воспитанниками и расширить рамки образовательного процесса.

СЛАЙД №2

Гаджет (англ. gadget – принадлежность) – техническое приспособление (в т. ч. с цифровыми технологиями, обладающее повышенной функциональностью, но ограниченными возможностями (специализация).

Дети знакомятся с гаджетами очень рано.В каждой семье есть электронные устройства: компьютер или ноутбук, планшет, телефон и т. д. Поэтому оградить ребенка от них невозможно. Задача родителей и педагогов в этой ситуации – создать такие условия, чтобы развивать детей и не навредить их здоровью.

Электронные устройства развивают, если наполняют детскую деятельность новым содержанием, а не заменяют ее. Поддерживать интерес дошкольника к электронным устройствам необходимо с помощью игр, приложений и функций, которые расширяют кругозор, помогают осваивать новые навыки.

СЛАЙД №3

Рациональное введение гаджетов в образовательный процесс позволяет повысить его качество. Согласно ФГОС ДО принцип индивидуализации является основополагающим. Поэтому в перспективе гаджеты могут стать одним из средств индивидуализации дошкольного образования.

Использовать гаджеты в совместной и самостоятельной детской деятельности можно по-разному. Прежде всего, предоставить детям возможность самостоятельно искать, изучать и сохранять личностно значимую информацию. В результате этой деятельности накапливаются познавательные материалы различной тематики, к которым дети, педагоги, родители неоднократно обращаются в дальнейшем. Все это создает вариативную образовательную информационную среду.

5 причин использовать гаджеты в работе с детьми:

1. Вы научите воспитанников использовать гаджеты правильно.

2. Сможете активизировать самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность детей.

3. Наглядно покажете коллегам и родителям, что гаджеты развивают детей, формируют новые навыки и умения.

4. Создадите условия для совместной деятельности детей и родителей в новом формате.

5. Дошкольники получат положительные эмоции, научатся самостоятельно находить нужную информацию с помощью разных электронных устройств.

СЛАЙД №4

Остановимся на доступных педагогам и дошкольникам электронных устройствах.

Фотоаппарат для развития познавательной активности.

Фотоаппарат имеет большие возможности.С его помощью ребенок может:

• сохранять информацию из разных источников (со страниц книг, иллюстраций, изображений на мониторе компьютера и т. д.);

• фиксировать важные для него объекты окружающего мира, явления и события;

Гаджет:  Гаджет что такое. Что такое электронный гаджет и для чего он нужен

• проводить длительные наблюдения;

• фиксировать этапы познавательно-исследовательской деятельности.

СЛАЙД №5

Детское фотографирование – способ использования фотоаппарата в образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста.Этот процесс положительно влияет на дошкольников:

• вызывает у них яркие эмоции;

• развивает познавательную активность;

• создает условия для рефлексии;

• формирует способность выделять личностно значимые объекты в окружающем пространстве;

• служит средством самоопределения в мире интересов.

Фотоаппарат позволяет визуализировать и сопоставлять этапы развития любого процесса: сезонные изменения, рост растений и т. д. Ребенок снимает интересующий объект с определенной периодичностью с одного и того же ракурса. По фотографиям длительного наблюдения он делает вывод о происходящих изменениях, выделяет характерные особенности исследуемого объекта.

Дошкольник может зафиксировать процесс собственной познавательно-исследовательской деятельности. Сделанный фоторепортаж позволит проанализировать ход деятельности и оценить полученный результат. На основе этих материалов воспитатель совместно с детьми создает алгоритмы опытно-экспериментальной деятельности.

Детское фотографирование позволяет дошкольникам выразить себя, а педагогу – создать благоприятные условия для реализации личностного потенциала каждого воспитанника. Кроме того, анализ продуктов детского фотографирования помогает определить область интересов воспитанников.

Фотографии, которые делают дети,отличаются по трем параметрам: тематикой, дистанцией и способами фотографирования. Например, если ребенок интересуется растительным миром,то на большей части его фотографий обязательно присутствуют растения: комнатные цветы, трава, кустарники, деревья и все, что с ними связано (иллюстрации из энциклопедий, дневника наблюдений за рассадой, схемы роста и развития).

Важную информацию дает беседа по фотографиям:

• Что ты фотографировал?

• Почему сфотографировал именно это?

• Как у тебя получилась эта фотография?

• Чем отличается данная фотография от других?

СЛАЙД №6

Диктофон для развития коммуникативных навыков.

Интересные занятия можно организовать с помощью диктофона. Наиболее эффективными они будут с детьми старшего дошкольного возраста, которые умеют планировать и осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность.

Дошкольники могут пользоваться диктофоном без помощи взрослого: брать интервью, искать нужную информацию, фиксировать результаты наблюдений и опытов.Ребенок может выступать в роли интервьюера: задавать вопросы сверстникам, педагогу, родителям.

СЛАЙД №7

Занятия с диктофоном развивают произвольность поведения: дети подбирают слова, стараются точно формулировать мысль. Воспроизведение записи позволяет дошкольникам услышать себя со стороны, оценить качество речи, что формирует у них адекватную самооценку.

Гаджет:  Гаджеты, компьютер, телевизор. Стоит ли ограничивать детей? - Папамамам — МИФПапамамам — МИФ

Дети могут исследовать звуковое окружение (как журчит вода, шумит листва, поют птицы и т. д.) и фиксировать с помощью диктофона результаты наблюдений или опытов. Возможность использовать аудиозаписи неоднократно позволяет им делиться опытом с окружающими, возвращаться к исследованию, углублять знания.

СЛАЙД №8

Ноутбук, планшет для организации совместной деятельности.

Ноутбук и планшет помогут найти необходимую информацию в голосовом режиме, организовать коллективный или индивидуальный просмотр видеоматериалов по интересующей теме, провести образовательный веб-квест.

Искать информацию в голосовом режиме позволяет команда «О’кей, Google», которая переводит приложение Google в режим управления голосом. Ребенку достаточно озвучить, что он хочет узнать. Приложение предоставляет ответ из сети Интернет в режиме реального времени. Дошкольники, которые не умеют набирать текст, быстро получают необходимую информацию и удовлетворяют собственные интересы.

Голосовой режим стимулирует правильное звукопроизношение, формирует у ребенка умение формулировать запрос и самостоятельно находить нужный ответ.

СЛАЙД №9

Веб-квест (в переводе с английского языка «Веб»(Wеb) – «сеть», «квест»(Quest) – «путешествие») – продолжительный, целенаправленный поиск, который связан с приключениями или игрой.

Образовательные веб-квесты – способ организации совместной деятельности детей и родителей. Это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются ресурсы сети Интернет. В ходе веб-квеста ребенок совместно с родителями ищет, анализирует и обобщает полученную информацию.

Чтобы разработать веб-квест, педагог создает отдельный сайт с помощью бесплатных конструкторов или презентацию в программе PowerPoint.

Обязательные элементы веб-квеста:

• мотивирующая информация;

• проблемное задание;

• роли и соответствующие маршруты;

• ссылки на интернет-ресурсы;

• результаты и способы их презентации.

Мотивирующая информация – обращение к участникам веб-квеста – размещается на центральной страничке (первом слайде). Она может сопровождаться мультфильмом, слайд-шоу, приветствием сказочных персонажей.

Проблемное задание подбирается в соответствии с возрастом воспитанников. Например, задание по теме «Птицы»для детей среднего возраста: «Есть птицы домашние, а есть дикие. О домашних заботится птичница, о диких – лесник. Решили они своих птиц накормить. Как вы думаете, кто быстрее накормит их?»

Роли, от лица которых дети выполняют проблемное задание, педагог подбирает также в соответствии с их возрастом. Например, для старшего дошкольного возраста – реалистичные роли (фотограф, ученый, турист); для младшего дошкольного возраста – игровые (утенок, цыпленок).

Гаджет:  Подростки и гаджеты - вред или польза?

СЛАЙД №10

В соответствии с выбранными ролями дошкольники вместе с родителями ищут ответ на поставленный в проблемном задании вопрос. Каждый ребенок проходит по своему информационному маршруту, знакомится с новыми сайтами. При этом педагог должен обеспечить безопасность информационного пространства, использоватькачественные интернет-ресурсы: реалистичные изображения, познавательные видеоролики, материалы, имеющие художественную и познавательную ценность.

Результаты прохождения веб-квеста педагог проектирует заранее. Это может быть распечатанная информация, которая заинтересовала ребенка, набор картинок, рисунок, поделки и т. д.

Таким образом, какой бы путь ни выбрал ребенок в процессе путешествия по сети Интернет, он найдет ответ на поставленный проблемный вопрос и значимую для него информацию.

С помощью технологии веб-квеста педагог создает условия для самовыражения каждого ребенка в познавательно-исследовательской деятельности. У детей появляется желание обменяться впечатлениями и новой интересной информацией друг с другом. Кроме того, это способ вовлечь родителей в образовательную деятельность для решения задач образовательной программы ДГ.

СЛАЙД №11

Поколение альфа: какими вырастут дети мобильной эпохи?

Позиция Всемирной организации здравоохранения: чем меньше экранов у детей, тем лучше. Их рекомендации таковы: совсем никаких гаджетов для малышей в возрасте до двух лет, дошкольникам от двух до пяти можно посвящать мультикам и играм на планшете не больше часа в день.

Современные родители, кстати, не следуют этим советам: дети от трех до пяти лет проводят перед экранами в среднем 2,5 часа в день, а малыши двух лет и младше, которым гаджеты вовсе противопоказаны, и того больше, — около трех часов ежедневно.

Можно понять родителей, которые пытаются как-то отвлечь детей, когда им надо совместить уход за ними, работу и домашние дела, что стало особенно актуально во время пандемии и самоизоляции. Но важно помнить, какие последствия это может иметь для развития детей, — и рассказать, какие способы использования гаджетов могут все же пойти ребенку на пользу.

Исследование, проведенное на 1642 японских первоклассниках, показало: дети, которые привыкли проводить в экранах более часа в день, до двух-трех раз чаще сталкиваются с проблемным поведением и гиперактивностью по сравнению со сверстниками, уделяющими меньше времени гаджетам. Из этого можно сделать вывод, что раннее приобщение к экранам может осложнить будущую жизнь ребенка.

Оцените статью
GadgetManiac
Добавить комментарий