- Гаджеты «убивают» рефлексию
- Диктофон для развития коммуникативных навыков
- Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми | консультация: | образовательная социальная сеть
- Нормотипичные профили
- Ноутбук, планшет для организации совместной деятельности
- Проблема в педагогическом составе
- С детства быть всем вместе
- Фотоаппарат для развития познавательной активности
Гаджеты «убивают» рефлексию
Дошкольный возраст — невероятно важный период в жизни ребенка. Детство — это не трамплин перед школой, оно должно проживаться полноценно. Советский психолог и классик дошкольной педагогики Александр Владимирович Запорожец подчеркивал, что в основе развития ребенка в дошкольный период должно лежать развертывание и обогащение деятельности, присущей именно детям: игра, художественное творчество, конструирование и коммуникация со сверстниками. При этом в игре развиваются метанавыки, формируются предпосылки, необходимые для готовности к обучению в школе.
Диктофон для развития коммуникативных навыков
Интересные занятия можно организовать с помощью диктофона. Наиболее эффективными они будут с детьми старшего дошкольного возраста, которые умеют планировать и осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность.
Дошкольники могут пользоваться диктофоном без помощи взрослого: брать интервью, искать нужную информацию, фиксировать результаты наблюдений и опытов. Ребенок может выступать в роли интервьюера: задавать вопросы сверстникам, педагогу, родителям.
Занятия с диктофоном развивают произвольность поведения: дети подбирают слова, стараются точно формулировать мысль. Воспроизведение записи позволяет дошкольникам услышать себя со стороны, оценить качество речи, что формирует у них адекватную самооценку.
Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми | консультация: | образовательная социальная сеть
Консультация на тему:
«Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми»
Мы живем в мире, в котором все современные дошкольники легко и с удовольствием обращаются с гаджетами. Но хочется рассказать, как эффективно с помощью гаджетов реализовать индивидуальный подход в работе с детьми и расширить рамки образовательного процесса.
Но начнём с того, что же такое «Гаджет» — это техническое приспособление, обладающее повышенной функциональностью, но ограниченными возможностями.
Сейчас такое время, где дети знакомятся с гаджетами очень рано. В каждой семье есть электронные устройства: компьютер или ноутбук, планшет, телефон и т. д. Поэтому оградить ребенка от них невозможно. И наша задача педагогов и родителей в этой ситуации – создать такие условия, чтобы развивать детей и не навредить их здоровью.
Конечно, электронные устройства развивают, если наполняют детскую деятельность новым содержанием, а не заменяют ее. Поддерживать интерес ребенка к электронным устройствам необходимо с помощью игр, приложений и функций, которые расширяют кругозор, помогают осваивать новые навыки. Кроме того, когда взрослый участвует в занятиях ребенка с гаджетом, проблема замены живого общения не возникает.
Сейчас мы педагоги активно внедряем информационные технологии на всех уровнях образования. В нашей школе педагоги и специалисты используют мультимедийные презентации. Игровые моменты, персонажи, графика, анимация, звук и видеоматериалы обогащают детскую деятельность, помогают нашим воспитанникам усваивать новый материал.
Рациональное введение гаджетов в образовательный процесс, на мой взгляд, как педагогу позволяет повысить его качество. Согласно ФГОС ДО принцип индивидуализации является основополагающим. Поэтому я считаю, что в перспективе гаджеты могут стать одним из средств индивидуализации дошкольного образования.
Использовать гаджеты в совместной и самостоятельной детской деятельности можно по-разному. Прежде всего, предоставить детям возможность самостоятельно искать, изучать и сохранять личностно значимую информацию. В результате этой деятельности накапливаются познавательные материалы различной тематики, к которым наши дети, и мы педагоги, родители неоднократно обращаемся в дальнейшем. Все это создает вариативную образовательную информационную среду в ДОО.
Остановимся на доступных педагогам и дошкольникам электронных устройствах.
Для развития познавательной активности мы используем фотоаппарат .
Фотоаппарат имеет большие возможности. С его помощью ребенок может:
— сохранять информацию из разных источников;
— фиксировать важные для него объекты окружающего мира, явления и события;
— проводить длительные наблюдения;
— фиксировать этапы познавательно-исследовательской деятельности.
Процесс детского фотографирования положительно влияет на дошкольников:
— вызывает у них яркие эмоции;
— развивает познавательную активность;
— создает условия для рефлексии;
— формирует способность выделять личностно значимые объекты в окружающем пространстве;
— служит средством самоопределения в мире интересов.
Детское фотографирование позволяет дошкольникам выразить себя, а нам педагогам – создать благоприятные условия для реализации личностного потенциала каждого воспитанника.
Таким образом, обобщение и обсуждение с воспитанником продуктов его деятельности дают возможность мне педагогу понять направленность и глубину его интересов и определить индивидуальную траекторию развития.
Для развития коммуникативных навыков используется диктофон.
С помощью диктофона можно организовать интересные НОД. Наиболее эффективными они будут с детьми конечно старшего дошкольного возраста, которые умеют планировать и осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность.
Дошкольники могут пользоваться диктофоном без помощи взрослого: брать интервью, искать нужную информацию, фиксировать результаты наблюдений и опытов. Ребенок может выступать в роли интервьюера: задавать вопросы сверстникам, педагогу, родителям. В другой игровой ситуации он сам отвечает на вопросы. Такие задания формируют у детей умение выслушивать друг друга, давать четкие ответы, высказывать собственные суждения.
Занятия с диктофоном развивают произвольность поведения: дети подбирают слова, стараются точно формулировать мысль. Воспроизведение записи позволяет дошкольникам услышать себя со стороны, оценить качество речи, что формирует у них адекватную самооценку.
Дети могут исследовать звуковое окружение и фиксировать с помощью диктофона результаты наблюдений или опытов. Возможность использовать аудиозаписи неоднократно позволяет им делиться опытом с окружающими, возвращаться к исследованию, углублять знания.
Для организации совместной деятельности мы используем ноутбук или планшет.
Ноутбук и планшет помогут найти необходимую информацию в голосовом режиме, организовать коллективный или индивидуальный просмотр видеоматериалов по интересующей теме, провести образовательный веб-квест.
Голосовой режим позволяет дошкольникам, которые не умеют набирать текст, быстро получать необходимую информацию и удовлетворить собственные интересы. А так же голосовой режим стимулирует правильное звукопроизношение, формирует у ребенка умение формулировать запрос и самостоятельно находить нужный ответ.
Образовательные веб-квесты – способ организации совместной деятельности детей и родителей. В ходе веб-квеста ребенок совместно с родителями ищет, анализирует и обобщает полученную информацию.
Чтобы разработать веб-квест, педагог должен создать отдельный сайт с помощью бесплатных конструкторов или презентацию в программе PowerPoint.
При этом мы педагоги должны обеспечить безопасность информационного пространства, использовать качественные интернет-ресурсы: реалистичные изображения, познавательные видеоролики, материалы, имеющие художественную и познавательную ценность.
Результаты прохождения веб-квеста педагог проектирует заранее. Это может быть распечатанная информация, которая заинтересовала ребенка, набор картинок, рисунок, поделки и т. д.
Таким образом, какой бы путь ни выбрал ребенок в процессе путешествия по сети Интернет, он найдет ответ на поставленный проблемный вопрос и значимую для него информацию.
С помощью технологии веб-квеста мы педагоги создаем условия для самовыражения каждого ребенка в познавательно-исследовательской деятельности. У детей появляется желание обменяться впечатлениями и новой интересной информацией друг с другом. Кроме того, это способ вовлечь родителей в образовательную деятельность для решения задач образовательной программы ДОО.
В конце подводя итог, хочется назвать 5 причин, что нас педагогов мотивирует эффективно использовать гаджеты в работе с детьми:
1. Мы учим воспитанников использовать гаджеты правильно.
2. Активизируем самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность детей.
3. Наглядно показываем коллегам и родителям, что гаджеты развивают детей, формируют новые навыки и умения.
4. Создаем условия для совместной деятельности детей и родителей в новом формате.
5. Дошкольники получают положительные эмоции, учатся самостоятельно находить нужную информацию с помощью разных электронных устройств.
Дети — это наше будущие! И для этого мы должны эффективно использовать гаджеты в работе с детьми.
Нормотипичные профили
Система дошкольного образования меняется: в 2021 году родители отдавали детей в ДОУ в 3-4 года, а в 2021 почти в равном количестве были востребованы группы для детей 5 лет (22%), 4 лет (21,7%) и 3 лет (20,4%). В 2021 году в московских детских садах было больше 80 тыс. малышей до 3 лет при общей численности в 441 тыс. человек.
Для актуализации этих знаний Smart School Pro создали нормотипичные профили детей. Опираясь на данные из этих профилей, легко проверить, что можно требовать от ребенка, а что он пока имеет права не знать или не уметь, и в соответствии с этим эффективно организовать учебный процесс.
Например, если в три года у ребенка мышление соответствует двухлетней норме, то его нужно подтягивать, а если восприятие, как у пятилетнего, то здесь дополнительная работа не нужна. Для создания блока диагностики был проанализирован большой объем литературы по возрастной психологии, отобраны и доработаны формализованные тесты, разработан алгоритм тестирования — получилась полноценная научная разработка.
Мы разделили диагностику по возрастам от двух до семи лет, выделили 15 линий психического развития. В каждом возрастном профиле оцениваются количественные и качественные показатели мышления, памяти, внимания, воображения, речевых и коммуникативных навыков, на основании которых система описывает «портрет» ребенка.
Ноутбук, планшет для организации совместной деятельности
Ноутбук и планшет помогут найти необходимую информацию в голосовом режиме, организовать коллективный или индивидуальный просмотр видеоматериалов по интересующей теме, провести образовательный веб-квест.
Искать информацию в голосовом режиме позволяет команда «О’кей, Google», которая переводит приложение Google в режим управления голосом. Ребенку достаточно озвучить, что он хочет узнать. Приложение предоставляет ответ из сети Интернет в режиме реального времени.
Голосовой режим стимулирует правильное звукопроизношение, формирует у ребенка умение формулировать запрос и самостоятельно находить нужный ответ.
Проблема в педагогическом составе
Одна из главных проблем онлайн-образования в России — высокий средний возраст педагогического состава. По данным исследования НИУ ВШЭ, средний возраст специалиста в сфере образования — 43 года. Это напрямую влияет на способность работника освоить новые информационные технологии и затрудняет их внедрение в учебный процесс.
Детские сады только подтверждают это правило. В государственных детский садах не хватает квалицированных профильных специалистов, педагогов и психологов и большие группы. На одного воспитателя может приходиться до 30 детей. В частных садах группы меньше, но таких организаций составляют всего 2,2% на рынке — 1,06 тыс., а доля воспитанников в них не превышает 1,4%.
Мы понимали, что для внедрения цифровых технологий нужно повышать квалификацию воспитателей детских садов, поэтому сделали простую в использовании и нативную систему, которой овладеет любой, кто знаком со смартфоном. Детский сад может провести диагностику даже силами воспитателей, не привлекая профильных специалистов, что решает проблему дефицита кадров в регионах.
Часть функционала Smart School Pro также подходит и для начальной школы, однако пока мы концентрируемся на дошкольном образовании. В рамках работы с АСИ и программой «100 лидерских проектов в образовании» платформа Smart School Pro начала проходить апробацию в Тамбовской области, Пермском и Хабаровском краях.
Существующие в России EdTech-проекты преимущественно предлагают платформы для школ и вузов, дополнительное образование для студентов, выпускников, курсы переквалификации. Дошкольникам и детям с особенностями развития внимание почти не уделяется.
С детства быть всем вместе
Общение в разнообразной (мультикультурной, с разными возможностями) среде сверстников делает мозг ребенка более гибким и адаптивным, что позволяет в дальнейшем легче справляться с задачами высокой сложности. Чтобы организовать образовательный процесс, требуется четкое понимание возможностей каждого ребенка.
Здесь на помощь педагогу приходят аналитические инструменты — такие, как диагностика психофизического развития. Увидев и оценив ресурсы и возможности ребенка в составе образовательной группы, воспитателю эффективнее организовать учебный процесс. Хотя, конечно, это не происходит автоматически.
Дмитрий Стариков, проект-менеджер «Сколкова», называет очень перспективным сегмент решений для детей с особенностями развития. Для них приоритетное направление в ДОУ — применение методов нейропсихологии.
По мнению Минобразования РФ, 85% детей нуждаются в помощи таких специалистов, однако полноценная нейрокоррекция нужна только 10%. Остальным достаточно достаточно исправить мелкие моменты, чтобы избежать больших проблем.
Еще до появления Smart School Pro в 2003 году мы создали первый билингвальный в Москве детский сад — Kids’ Estate. Дети там не только изучали языки. Сотрудники работали с детьми, имеющими особенности развития. Процесс взаимодействия разных воспитанников на одной площадке мы назвали широкой инклюзией. Для этих целей создали специальное структурное подразделение сада — службу психолого-педагогического сопровождения.
Фотоаппарат для развития познавательной активности
Фотоаппарат имеет большие возможности. С его помощью ребенок может:
Детское фотографирование – способ использования фотоаппарата в образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста. Этот процесс положительно влияет на дошкольников:
Фотоаппарат позволяет визуализировать и сопоставлять этапы развития любого процесса: сезонные изменения, рост растений и т. д. Ребенок снимает интересующий объект с определенной периодичностью с одного и того же ракурса. По фотографиям длительного наблюдения он делает вывод о происходящих изменениях, выделяет характерные особенности исследуемого объекта.
Дошкольник может зафиксировать процесс собственной познавательно-исследовательской деятельности. Сделанный фоторепортаж позволит проанализировать ход деятельности и оценить полученный результат. На основе этих материалов воспитатель совместно с детьми создает алгоритмы опытно-экспериментальной деятельности.