В этой статье я расскажу вам о том, с чего начать новичку в FPV полетах, дам несколько советов и упражнений, чтобы вы научились правильно и главное БЕЗОПАСНО летать на квадрокоптере или любой другой авиамодели.
Есть специальные упражнения для новичков, которые помогут повысить навык владения квадрокоптером с управлением по FPV, а также простые правила безопасности, которые помогут уберечь вас и других от травм и других несчастных случаев.
Эта статья создана на основе моего личного опыта, поэтому, если вам есть что дополнить, пишите в комментариях и я это внесу в статью.
- Что нужно знать перед тем, как начать летать
- Режим стабилизации и АКРО режим
- Расстояние
- Симуляторы полетов по FPV
- Как правильно держать стики пульта
- Настройка PID и Rate/Expo
- Подключение дрона к телефону или планшету
- Huawei Mate 20
- Достоинства и недостатки такого способа подключения
- Вывод
- Управление квадрокоптером с телефона
- Из чего состоит?
- Кому подойдет такой способ управления
- Sjcam sj4000 wifi
- Советы новичкам
- Что делать, если для вашего дрона нет специального приложения
- Amkov amk5000
- Как выбрать?
- Некоторые правила воздушной съемки
- ВЛП (Визуальная линия полета) и упражнения для полета
- Взлет и удерживание на высоте
- Посадка и приземление
- Вращение (рыскание)
- Предотвращение крашей и поломок
- Если у вас не получается летать
- Подготовка к полету
- Правила безопасности
- Диагностика и проверка после полета
Что нужно знать перед тем, как начать летать
Пульт управления (он же передатчик) очень похож на обычный джойстик для консолей и у него 2 основных элемента управления:
Вот схема, чтобы вы поняли все наглядно:
Схема элементов управления пульта и их значение
И сразу англоязычная версия схемы:
Подробнее о значениях — все значения имеют стандартные аббревиатуры на английском языке, я на нем их и приведу, но с расшифровкой:
Вот как это выглядит на примере самолета:
На пультах есть обычно еще куча всяких тумблеров, но они программируются под конкретные задачи, например, для переключения режимов полета и так далее.
Режим стабилизации и АКРО режим
Новичкам всегда рекомендуется начинать летать в режиме стабилизации, это режим, в котором вам помогает управлять гироскоп, он не даст перевернуть дрон или сильно ему наклониться, и если вы отпустите правый стик, то квадрокоптер сам выравнит свое положение. В таком режиме дрон будет себя вести плавно и аккуратно, не будет никаких резких завалов и поворотов.
Более опытные пилоты летают в АКРО режиме. В таком режиме отключены все датчики стабилизации, т.е. если вы наклоните правым стиком дрон влево, а потом отпустите его, то он так и останется наклоненным влево.
Наглядно, чем они отличаются от автора одного из каналов Ютуба:
Расстояние
При полетах по FPV нужно привыкнуть к габаритам дрона и дистанции до объектов, так как по FPV это все воспринимается иначе. Это связано из-за линзы камеры, обычно она имеет эффект рыбьего глаза. Кажется, что объект еще далеко, а на самом деле он уже близко и наоборот. Поэтому в начале первых полетов летайте очень осторожно и медленно, вам нужно будет привыкнуть к ощущению расстояния и габаритам дрона.
Симуляторы полетов по FPV
Для первых тренировок рекомендую не менее 6 часов налетать в симуляторах квадрокоптера по FPV, их несколько, вроде как все платные, некоторые продаются в Steam. Хороши они тем, что там отлично передается физика полета и летаешь с помощью своего пульта от дрона. Подключаются пульты обычно с помощью специального штекера (продаются отдельно) в разъем микрофона. Для этого скачивается программа SmartPropoPlus, в ней вы выбираете разъем с подключенным пультом. Сворачиваете программу и запускаете симулятор, например, Liftoff.
Лучшие FPV симуляторы гоночного квадрокоптера: обзор, видео и ссылки
Как правильно держать стики пульта
Есть два мнения, как держать:
Настройка PID и Rate/Expo
Это достаточно важный момент, ПИДы настраиваются индивидуально и под каждого пилота, они у всех обычно разные. Настраивать их нужно для того, чтобы точно управлять дроном. Подробнее как настроить PID-регуляторы здесь: https://profpv.ru/chto-takoe-pid-na-chto-vliyaet-i-kak-nastroit/
Если у вас после прочтения остались вопросы, пишите в группу в ВКОНТАКТЕ
Как подключить квадрокоптер к телефону, к нам очень часто обращаются пользователи с этим вопросом. Актуальность этой задачи подтверждается тем, что хотя большинство современных дронов комплектуется RC контроллерами, но есть целый ряд моделей, связь с которыми поддерживается через смартфон и специальные приложения к нему.
Чаще всего для работы с БПЛА подобного типа применяется канал wi-fi. Этот способ управления широко используются при полетах на небольшие расстояния, создавая новые возможности и идеи для моделей потребительского класса. Отметим, что мобильные устройства применяются не только для управления летательным аппаратом, но и для его настройки, активации различных режимов полета, работы с подвесом и видеокамерой.
Подключение дрона к телефону или планшету
Huawei Mate 20
Huawei Mate 20 является универсальным смартфоном с IPS-дисплеем с диагональю 6,5 дюйма, минимальным вырезом в экране, обеспечивает полную диагональ смартфона для обзора. Дисплей с разрешением Full HD+ представляет очень яркие цвета и невероятно четкое изображение.
Достоинства и недостатки такого способа подключения
Начнем с достоинств. Это удобно, поскольку способ не требует приобретения дополнительного оборудования. Пилотирование с помощью телефона через WiFi – несложный процесс, с которым справится даже начинающий пользователь. Фирменные приложения часто содержат обучающие уроки, позволяющие в короткие сроки освоить множество трюков. Подключение смартфона к дрону существенно расширяет функционал камеры беспилотника: это лучший способ использовать ее возможности по максимуму. Кстати, зарождающийся класс селфи-дронов ориентирован именно на работу в связке со смартфоном.
Теперь упомянем и минусы. Например, подключение между телефоном и беспилотником может теряться в случае эксплуатации в местах с нестабильным интернет-соединением по вай-фай. Еще одна проблема – плохое качество изображения с камеры дрона. Дешевые смартфоны не всегда справляются с обработкой видео и одновременной поддержкой управления. Стоит учитывать, что при полетах на большие расстояния этот способ может привести к задержке передачи данных. Как правило, она не превышает 2-3 секунд. Кроме того, обладатели Андроид-устройств версии ниже 4.1 могут столкнуться с невозможностью установки приложений на свой гаджет.
Вывод
Как видим, использование смартфона для управления коптером является не столько данью моде, сколько действительно полезной и интересной технологией. Ее давно взяли на вооружение все крупные производители, ведь это один из самых простых способов расширить функциональность аппаратуры управления. Мобильное приложение может содержать десятки и даже сотни параметров для настройки режимов полета, видеокамеры, подвеса. С помощью мобильного телефона вы сможете управлять дроном через FPV, снимать видео и делать фотографии, составлять план полета и даже вести прямые трансляции в интернет.
На этом пока все, не забывайте подписываться на наши статьи и делиться полезными материалами в соцсетях. До новых встреч.
Управление квадрокоптером с телефона
Пилотирование с использованием смартфона схоже с эксплуатацией пульта управления, но все-таки имеет свои особенности. Так, например, вам потребуется некоторое время, чтобы привыкнуть к плоским клавишам. Объемный джойстик со стиками удобнее держать в руках, да и силу нажатия объемных клавиш регулировать проще. Однако практика показывает: спустя три-четыре полета вы забудете о подобных неудобствах.
В остальном, джойстик в приложении полностью повторяет классический пульт управления квадрокоптером:
Из чего состоит?
Классические летающие дроны включают:
Именно рама выступает технической основой беспилотника, и именно к ней крепятся все элементы.
Любые разработчики старательно занимаются поисками баланса по легкости, прочности к ударам и сроку службы. Чаще всего раму делают из полимеров либо легких сплавов. Во многих моделях применяют и карбон, и стекловолокно, и прочие вещества.
Полетный контроллер — это мощный процессор и ряд других компонентов, без которых невозможно управление устройством. Если этот контроллер не работает, ни о каком нормальном использовании дрона речи быть не может.
Именно по числу одновременно отрабатываемых сигналов можно судить о совершенстве беспилотника. К полетным контроллерам подключают датчики, по показаниям которых определяются параметры полета и некоторые другие характеристики окружающей среды. Еще есть всегда:
Что касается подводных дронов, то их типовое оснащение, кроме камеры, включает:
Кому подойдет такой способ управления
Пилотирование дрона с телефона по вай-фай придется по вкусу начинающим пользователям, не готовым тратить лишние деньги на новый беспилотник с пультом дистанционного управления или покупку отдельного контроллера. Расширенный функционал оценят по достоинству и профессионалы, особенно, если речь идет о летательных аппаратах, используемых для съемки с высоты птичьего полета. Некоторые приложения позволяют не только просматривать отснятый контент, но и редактировать его, а также транслировать в социальные сети в режиме реального времени.
Sjcam sj4000 wifi
Экшн-камера Sjcam sj4000 wifi недавно выпущенная в новой ревизии 2.0 отличается невысокой стоимостью (около 80$), богатой комплектацией, наличием 2-х дюймового дисплея. В комплект входят несколько креплений, водонепроницаемый бокс и даже карта памяти на 32 Гб.
Эта одна из самых легких экшн-камер в обзоре, вес вместе с аккумулятором составляет всего 46 грамм. Качество съемки можно оценить, как среднее. При недостаточном освещении изображение оказывается темным (типичная проблема для небольших объективов). 30 кадров в секунду при разрешении 1920×1080 являются пределом для sj4000. В настройках можно менять угол обзора, но это приводит лишь к ухудшению картинки.
В целом, на свои деньги sj4000 весьма неплоха. Ее можно устанавливать на бюджетные квадрокоптеры для съемки собственных полетов. Небольшой вес позволяет уменьшить требования к грузоподъемности дрона.
Советы новичкам
Что делать, если для вашего дрона нет специального приложения
В этом случае вы можете воспользоваться универсальными утилитами из следующего списка:
Научиться подключать квадрокоптер к телефону по WiFi и управлять беспилотником мы научим вас в нашей Школе Пилотов.
Купить дрон по выгодной цене с доставкой можно в каталоге wifi.kz.
Твитнуть Поделиться 0
Amkov amk5000
Экшн-камера Amkov amk5000 wi fi относится к одним из самых дешевых устройств. Ее стоимость в китайских онлайн магазинах составляет около 90$. Комплект поставки можно назвать исчерпывающим. Помимо разнообразных адаптеров, защелок и площадок, в комплектацию входит водонепроницаемый бокс.
Как понятно из названия, камера оснащена wi-fi модулем. Пользователь может управлять устройством, используя смартфон. И хотя дальность связи не превышает 50 метров, этого достаточно для того, чтобы активировать камеру только после взлета или выключить перед приземлением.
Качество съемки можно охарактеризовать как среднее. Объективу явно не хватает светосилы, что особенно заметно в пасмурную погоду. С другой стороны, за 100$ найти более качественный вариант, да еще и в такой богатой комплектации, вряд ли получится. Из экшн-камер начального уровня Amkov amk5000 wi fi является одной из лучших. Широкий угол обзора позволяет не упустить ничего из виду.
Отметим, что по внешнему виду amk5000 копирует Hero, что, впрочем, неудивительно.
Как выбрать?
Если подбирается дрон исключительно для квартиры, то можно остановиться на самых миниатюрных моделях. Запуск такой техники на улице, мягко говоря, безрассуден. Достаточно небольшого порыва ветра, чтобы БПЛА унесло далеко – а если он покинул поле зрения, то почти наверняка оказался потерян.
Стоит разобраться и с выбором техники для FPV-полетов в квартире. Обычно производители маркируют подобные дроны под названием Tiny Whoop. Хороший тому пример – Eachine E010C. Установленная на него камера дает обзор 150 градусов. Гарантирована передача импульса как на специальные очки, так и на дисплей.
Все больше людей покупает беспилотники для селфи. Они обязательно должны быть хорошо оснащены. В сколько-нибудь продвинутых моделях непременно есть сенсоры ультразвука и инфракрасного излучения. Почти все они управляемы через мобильный телефон. Присутствует обычно и опция FPV; однако лишь единицы селфи-беспилотников летают дольше 6 минут.
Больше всего вариантов представлено в сегменте квадрокоптеров с камерой непрофессионального уровня. Одним из лучших вариантов считается Syma X5C.
Очень важную роль при выборе таких дронов играет способность камеры наклоняться. Полезны и опция возврата к пилоту при нажатии на одну кнопку, а также режим поддержания высоты. Еще необходимо оценить, на каком расстоянии возможно управлять БПЛА; фактически это более реалистичная дальность полета, чем обеспечиваемая двигателями и аккумуляторами.
Но просто выбирать устройство с большим радиусом действия — это еще не все; обязательно следует учесть и различие полетных режимов, которые каждый производитель назначает по своему усмотрению.
Стоит, к примеру, обратить внимание на:
Некоторые правила воздушной съемки
Пришло время затронуть простейшие правила, которых должен придерживаться любой энтузиаст аэрофотосъемок.
Не будем забывать о скорости и массе современных радиоуправляемых ЛА. Определенная их часть давно утратила статус простейших RC игрушек и представляет собой транспортное средство повышенной опасности. Не стоит летать над жилыми постройками, скоплениями людей, в ветреную погоду или в запретных зонах. Все это несет опасность для окружающих, самого коптера и вашего кошелька.
От разного рода потрясений пилота может спасти только глубокое знание воздушного законодательства страны пребывания. Необходимо ознакомиться с правилами полетов, списком беспилотных зон, санкциями за потенциальные нарушения. Например, во Франции за несанкционированные полеты над городом пилота могут оштрафовать на 75 тыс. евро или даже посадить на год в тюрьму.
Тренировочные полеты лучше проводить без установки камеры. При этом желательно выехать за город и найти большое открытое пространство без деревьев и прочих препятствий. В своей работе оператор должен быть готов к любым неожиданностям, для преодоления которых ему понадобятся навыки ручного управления.
Не бойтесь экспериментировать, снимайте в разное время и под разными ракурсами, пробуйте пролетать сквозь объекты съемки (например, между стволами деревьев). Это сделает кадр очень динамичным и зрелищным.
Не стоит забывать, что в некоторых странах правила безопасности предписывают обязательное присутствие на съемочной площадке ассистента оператора, который должен контролировать положение дрона визуально и предупреждать пилота о возникновении потенциальной опасности для окружающих.
ВЛП (Визуальная линия полета) и упражнения для полета
Прежде чем пуститься во все тяжкие по FPV, летайте на маленькие дистанции, то есть на таком расстоянии, чтобы при возникновении проблем с видео, вы могли снять очки/шлем и визуально контролировать квадрокоптер, это называется визуальная линия.
После тренировок в симуляторе FPV, лучше подержать квадркоптер в воздухе без очков, чтобы ощутить как он работает и ведет себя в воздухе, при этом наблюдая за ним визуально, а не через очки/шлем, подвигайтесь во все стороны (дроном), ощутите как он это делает.
В первых полетах даже не пытайтесь выполнить какие-то трюки, просто старайтесь держать квадрокоптер ровно, стабилизируйте его, чтобы он не прыгал и не скакал в 3 плоскостях, при этом не дезориентируя себя самого.
Я начинал учиться так: вместе с квадрокоптером смотрел в одну сторону, т.е. он камерой смотрит на север (условно) и я лицом смотрю на север, но стою позади него. Такой взлет и полет интуитивнее и проще, позволит вам сразу понять принцип работы управления. Не газуйте, стиками управляйте плавно.
Взлет и удерживание на высоте
Взлетите примерно на 1-2 метра над землей (плавно поднимайте стик газа) и постарайтесь удержать квадрокоптер в одной точке, очень плавно управляя стиками. Ниже полуметра пока не опускайтесь, так как будут завихрения воздушных потоков и дрон может откинуть в сторону. Просто удерживайте в одной точке на высоте 1-2 метра. Так вы получите первые навыки полета. И да, это нужно делать визуально, а как только научитесь спокойно держать, пробуйте удерживать по FPV.
Посадка и приземление
После отработки взлета, удерживания высоты и посадки, начните отрабатывать контроль набора высоты и наклоны вправо влево. Для этого выберите большую площадку без людей и животных и делайте цикл: подняться на 2 метра, пролететь метров 5 вперед, наклонить влево или вправо, при этом не теряя курс вперед и снова пролететь вперед. Затем наклоните квадрокоптер назад и повторите обратное. Таким упражнением вы отработаете навыки удержания и контроля высоты, а также наклоны для поворота.
Вращение (рыскание)
С помощью него квадрокоптер может вращаться на 360° по своей оси. Упражнение такое: вам нужно постараться облететь какой-либо объект (например себя) вокруг. Для этого используйте все навыки полученные из упражнений выше + вращение. Следите за газом, делайте все очень плавно (гонять будете немного позже).
Предотвращение крашей и поломок
Краш — это падение, столкновение. Чтобы минимизировать краши в начале вашего обучения, не взлетайте высоко, держите 2-3 метра высоты. Это связано с тем, что если вы поднимитесь слишком высоко (для вас высоко) то есть большая вероятность, что вы запаникуете от мысли, что начали терять управление и не понимаете куда летит квадрокоптер и вам придется его как то экстренно сажать, пока он не улетел далеко, а высота то большая, он упадет и сломает что-нибудь, главное, чтобы не кого-нибудь
Если у вас не получается летать
Не переживайте, вы бы знали, сколько было крашей у меня в первые полеты, но я учился в поле, падал на мягкую землю и ничего не сломал тогда. Сначала учился просто летать прямо, нарезал круги по полю, учился делать подъемы и снижения в полете, удерживание. Постепенно таким образом научился и потом стал нормально летать, сейчас у меня не супер навыки, но летаю довольно хорошо
Удачи вам в полетах, и не забывайте, безопасность для себя и других прежде всего, не летайте там, где люди!
Подготовка к полету
Перед полетом обязательно проверьте всю аппаратуру — пульт, приемник, камеру и видеопередатчик. Как то раз, я захотел полетать, вышел, включил пульт и дрон, взлетел, опустил шлем на глаза — а там нет видео! Пришлось экстренно выключать двигатели и дрон упал. Почему я выключил двигатели? Поднялся я всего метров на 6, а шлем почему-то опустил на глаза не сразу и не посмотрел, в какую сторону полетел дрон (выравниваюсь в полете, места много, летал тогда на заднем дворе частного дома), но этих 6 метров хватило, чтобы дрон залетел за часть дома. Там никого быть не должно было, так как все знают, что у меня время полетов и я принял решение отключить двигатели. Не совершайте моей ошибки, у меня все обошлось, сломал только крепление от экшен-камеры. Всегда полностью проверяйте всю периферию.
Правила безопасности
Прежде, чем начать статью, давайте уясним некоторые правила безопасного полета на квадрокоптере.
Обычно, квадрокоптер весит в среднем 500 грамм, чаще больше и вот представьте, что будет, если эти пол килограмма начнут падать, но у этого камня есть еще острые (скорее всего вращающиеся) лопасти. Будьте разумны и не делайте ничего опасного там, где могут быть люди.
Диагностика и проверка после полета
После полета тоже необходимо все проверять. Как только приземлились, сразу потрогайте двигатели и регуляторы, они все должны быть одинаковой температуры, теплые, но не горячие, палец должен терпеть тепло. Если какой-то горячий, скорее всего у него проблема с подшипником или магнитами (какой-то отклеился и трением нагревает корпус) или может выйти из строя регулятор оборотов. Если двигатели горячие с левой стороны дрона (два правых, например), это означает, что неправильно распределен вес на раме и квадрокоптер это компенсирует повышенными оборотами.
Подробнее о том, как ремонтировать двигатели: https://profpv.ru/remont-beskollektornogo-dvigatelya/ Также, проверьте раму и двигатели на люфт, где-нибудь может открутиться болтик. Проверьте визуально плату и провода, все ли целое.