Лучшие рации с Алиэкспресс — Baofeng и аксессуары к ним

Лучшие рации с Алиэкспресс - Baofeng и аксессуары к ним Гаджет

Baofeng walkie talkie uv-5r – лучший радиообмен

Эта модель надежна и обладает большим охватом доступных частот в двух диапазонах: 136-174 и 400-520 МГц. Оптимальное расстояние для нормальной связи достигает 5 км, что является хорошим показателем для этой ниши.
Топ 30 раций на Алиэкспресс - фирма Baofeng и другие
Разработчик пожертвовал автономностью из-за дешевизны гаджета. Поэтому полного заряда UV-5R хватит на сутки.

Подробный обзор на рацию UV-5R читайте по доступной ссылки.

Мощность10В
Дальность связи5 км
Диапазон частот136-174MHz & 400-520MHz
Материал корпусаПластик

Плюсы:

  • легкость в настройке;
  • 5 видов дизайна;
  • покрытие двух диапазонов;
  • встроенный дисплей.

Минусы:

Посмотреть на Aliexpress

Когда используются pmr и lpd радиостанции?

Несмотря на свои недостатки, «мыльницы» — это отличное средство для описанных нами выше ситуаций внутригрупповой связи — поиске места под лагерь, наведении переправы, общении с замыкающим и пр. Также это отличный вариант для организации связи на небольших расстояниях для грибников, охотников и рыбаков. LPD и PMR радиостанции также можно порекомендовать лыжникам и сноубордистам, которые хотят оставаться на связи в пределах курорта, при этом не сильно удаляясь друг от друга, но не хотят пользоваться телефоном. На курортах со сравнительно небольшим перепадом высот, например, в том же Шерегеше, их применение более чем оправдано. Также классическую «мыльницу» можно выдать детям, которые катаются с вами в пределах одного склона/подъёмника. Для больших по площади горнолыжных курортов в высокогорье целесообразно поискать более мощные модели радиостанций, особенно если райдеры хотят устанавливать связи на значительном удалении друг от друга.

Помимо дешевизны, рации PMR и LPD диапазона отличаются компактными размерами и весом — качества, которые всегда востребованы среди любителей активного отдыха.

Одним из самых важных преимуществ «мыльниц» является их простота — любой новичок сможет разобраться в их работе, задействуя все их функции на 100%. Также опыт их эксплуатации позволит в дальнейшем предъявить точные требования при покупке более продвинутой радиостанции и сделать осознанный выбор.

Про диапазон частот рации

Большая часть существующего радиодиапазона выделена для использования различными военными и государственными службами и только малая его часть официально разрешена для использования частными лицами и коммерческими организациями. Контроль за соблюдением норм радиообмена в России осуществляет федеральная служба «РосСвязьНадзор», а регулирует и распределяет для использования радиочастотный спектр «Государственная комиссия по радиочастотам» (ГКРЧ).

Чтобы вы могли выйти на связь с корреспондентом, ваши рации должны работать на одной частоте, которую необходимо либо ввести вручную, либо использовать одинаковый канал в пределах одного диапазона. Для гражданской безлицензионной (т.е. не требующей специального разрешения) радиосвязи в России выделено два различных диапазона:

На коротких волнах (КВ) — на частотах 27 МГц (26.975-27.855 МГц). Известен как CB (аббревиатура от «Citizens Band» — «гражданский диапазон» и читается как «Си-Би»). Радиостанции, способные работать на этих волнах, требуют антенн больших габаритов, в противном случае — при геометрическом укорачивании антенны — качество и дальность связи сильно падают. Из-за этого, несмотря на хорошую работу CB-радиостанций в условиях леса и пересечённой местности, их портативные версии не получили широкого распространения. Наиболее популярны они в подвижной связи — станции устанавливаются в автомобилях, грузовиках и на маломерных судах.

На ультракоротких волнах (УКВ). Здесь выделено сразу две полосы частот, на каждой из которых следует остановиться подробнее:

  • PMR («Private Mobile Radio», т.е. радиосвязь для частного использования) — выход в эфир осуществляется на частотах 446 МГц (446.0-446.09999 МГц), поэтому часто этот диапазон именуется просто PMR446. Выделен он специально для удовлетворения бытовых нужд в радиосвязи. В России использование PMR для коммерческих целей официально запрещено. В диапазоне PMR выделено 8 каналов частоты которых легко найти в Сети.
  • LPD. Расшифровывается как «Low Power Device», то есть диапазон частот для маломощных устройств. Выход в эфир осуществляется на частотах 433 МГц (433.075-434.75 МГц), поэтому часто этот диапазон именуется просто LPD433. В отличие от PMR, здесь частоты распределены на целых 69 каналов, поэтому пользователям LPD-радиостанций не составит труда найти незанятый канал для общения, что может быть актуально, например, в условиях горнолыжного курорта.
  • Также существуют портативные радиостанции стандартов FRS и GMRS, но они запрещены к использованию в России.

Рации, работающие в диапазонах LPD и PMR, обеспечивают хорошее качество связи на сравнительно небольших расстояниях (в среднем 2-3 км), и неплохо работают в условиях плотной городской застройки. Так как они ориентированы на широкие массы потребителей, то отличаются достаточно большим разнообразием выбора моделей, простотой в использовании, сравнительно невысокой стоимостью и для работы на них не требуется никаких разрешений.

Также к плюсам PMR и LPD радиостанций следует отнести их очень компактные и лёгкие корпусы, а также способность работать от разных источников питания — встроенных аккумуляторов или от батареек AA/AAA стандарта. За небольшие пластиковые корпусы и ограниченный набор функций радиостанции, ориентированные на работу в LPD и PMR диапазонах получили в среде радиолюбителей своё жаргонное прозвище — «мыльницы».

К сожалению, сигнал таких раций слабо огибает препятствия из-за короткой длины волны. Поэтому они отлично работают только в условиях прямой видимости. То есть, когда на пути сигнала встречается минимум препятствий. Поэтому в густой лесной чаще дальность радиосвязи может ощутимо сократиться. А в условиях гористой местности добиться устойчивой связи в рамках диапазонов PMR и LPD и вовсе невозможно, если на пути сигнала встанет непреодолимый рельеф в виде отрога или хребта.

Про любительские двухдиапазонные радиостанции

К достоинствам двухдиапазонных радиостанций также стоит отнести их, как правило, высокое качество исполнения. Многие модели выполнены в особо прочных и часто водонепроницаемых корпусах, что несомненно является плюсом в рамках активного отдыха. Любительские «dual band» радиостанции из верхней ценовой категории при этом собираются из высококачественных компонентов и на базе приёмников, которые обладают большей чувствительностью и обеспечивают более стабильную и качественную радиосвязь в сравнении с бюджетными аналогами. Но помните, что поломка или утеря дорогостоящей радиостанции ощутимо бьёт по вашему бюджету и нервам.

Работа в эфире на частотах 2-метрового диапазона требует прохождения через процедуру регистрации вашей радиостанции. В случае нарушения закона вас ждут штраф и конфискация устройства. На практике, в пределах вашей же туристической группы вдали от цивилизации можно свободно общаться без опаски визита представителей компетентных служб. Но увлекаться выходами в эфир без соответствующего разрешения в черте города, а тем более вблизи стратегически важных объектов, совершенно точно не стоит! Также, при авиаперелётах, если ваша двухдиапазонная радиостанция не зарегистрирована, желательно сдавать её в багаж со снятой антенной, дабы не вызывать лишних вопросов у сотрудников таможенного контроля.

К ещё одному недостатку любительских «dual band» радиостанций стоит отнести некоторую сложность освоения, если у новичка нет хотя бы минимального радиолюбительского опыта. Владельцы таких раций, не обладающие достаточными навыками, увы, используют лишь малую долю их потенциала.

Рация: истории из жизни, советы, новости, юмор и картинки — горячее | пикабу

Дата сайентист — человек, который умеет в магию, дрессирует роботов и может, кажется, узнать абсолютно любую информацию. Например, сколько раз в день на Пикабу пишут слово «кот». В отличие от аналитика данных, дата сайентист чаще общается не с людьми, а с машинами. Поэтому для него открыты пути, по которым аналитики с классическими алгоритмами и статистикой не пройдут. Две сотрудницы Пикабу прошли бесплатный вводный курс сервиса онлайн-образования Яндекс.Практикум «Специалист по Data Science»и рассказывают о своих впечатлениях. Спойлер: опыт в IT правда не нужен, но цифр будет много.

Когда правят внезапный баг, а дедлайн по запуску проекта уже прошел

УЧАСТНИК ЭКСПЕРИМЕНТА #1.

Кира, проджект-менеджер Пикабу, не очень в теме IT

Меня зовут Кира, в Пикабу я менеджерю крупные рекламные проекты. Часто взаимодействую с разработчиками: ставлю им задачи и подглядываю за ходом работы — естественно, у меня есть некоторые базовые знания из разных областей программирования. Могу сверстать простой лендинг, найти ошибку (если повезет), представляю, что такое Docker Compose, но понятия не имею, как это работает.

Курс «Специалист по Data Science» начинается с бесплатного блока «Python и анализ данных». Мне казалось, что для бэкенда и уж тем более анализа данных нужна усидчивость 100 лвл и серьезно повернутые в сторону математики мозги. Раз уж Яндекс.Практикум дает такую возможность, настало время проверить, так ли это.

Я слышала, что Питон, с которого стартует изучение анализа данных, достаточно человеческий язык программирования. А еще очень хочется понять, чем же занят самый загадочный человек в команде, умеющий во всякую магию (это я про дата сайентиста), и как аналитики получают внятные стройные результаты из огромного массива цифр.

Судя по описанию, на вводный блок дается около 20 часов — это десять тем с разным количеством уроков. Планирую заниматься каждый день по два часа и справлюсь дней за десять, ну, максимум — за пару недель. Выглядит не очень сложно.

«Получив данные, аналитик не сразу бросается что-нибудь делать. Для начала он смотрит на таблицу, соображая, что это такое. Эта созерцательная часть необходима», — цитата из начала вводного курса.

С первого занятия стремительно погружаемся в математику. Вы радостно выполняете два простых первых задания, а потом получаете таблицу.

Кошка — главный помощник в борьбе с переменными

Как только справилась с испугом, дело пошло быстро: за час-полтора я закончила 14 из 19 уроков вводной темы. Взяла паузу с уверенностью, что закончу завтра. Ага.

Я забила на целую неделю, не делайте так. Вернуться к курсу спустя время, когда жесткий диск мозга уже переполнился и стер лишнюю информацию, и осознать, что ничего не понимаешь, — не самое приятное ощущение. Радует, что можно всегда вернуться к материалам предыдущих уроков и вспомнить. А еще есть вот такая карта, которая автоматически заполняется с каждым пройденным уроком.

Не сказать, что в вводной теме много материала, но базовые вещи усваиваешь. Я узнала о нескольких базовых функциях Питона, понимаю, что такое аргументы и переменные, могу выводить все это на экран и чувствую себя великолепно.

Решила не повторять ошибок и сразу приступила к следующей большой теме «Циклы и списки», тем более на нее заявлено аж три часа. Объем информации поначалу испугал, но оказалось, что читать теорию дольше, чем выполнять практику. Тому, кто в совершенстве владеет Ctrl C и Ctrl V, как говорится, все по плечу. Нет смысла печатать код от начала до конца, когда можно брать и изменять код из теории. Это вам не с доски списывать, поэтому я справилась с модулем за полтора часа.

После внезапно набранного темпа я отвратительно завязла на «Операциях с таблицами». Видимо, из-за того, что я быстро проскочила введение и не сильно глубоко вникала.

В этой теме я впервые испытала новый, ни с чем не сравнимый опыт. Я сидела над одним заданием 20 минут, написала 30 строчек кода, нажала на кнопку «Проверить» и результат был ПОЧТИ таким, как нужно, но все-таки нет. И вот спустя еще 15 минут, когда наступил тот самый момент и стало понятно, что всю эту мутотень можно было решить одной строчкой, я просто:

Зато в полной мере осознала, почему разработчики ненавидят офисы: стоит отвлечься хоть на минуту — и все, капец нашей тарантайке, собрать вновь мысли в кучу сложно. Самое забавное, что задачу можно решить разными способами, но в задании требуют именно тем, который вы сейчас изучаете. Фактически задание я выполнила правильно, НО НЕПРАВИЛЬНО!11 Нет, я не плачу, это просто дождь.

Гаджет:  Гаджеты для Blogger. — Примеры

Отмечу, что после каждого пройденного этапа Яндекс.Практикум дает шпаргалку — вот такую. Но также отмечу, что отчаянно не хватает общей подсказки на весь пройденный материал в одном файле.

Совет: не останавливайтесь на выполненном задании. Остановитесь на середине — так завтра будет проще вспомнить, что вообще происходит.

Все, что было до темы «Pandas для анализа данных», — циклы, списки, таблицы, условия, функции и операторы — можно охарактеризовать как боль и страдания, занимающие ровно столько времени, сколько и заявлено в курсе. Изучение же библиотеки Pandas (это пятая тема из десяти) прошло легко и интересно. Отдельный респект: представить данные в таблице на примере морского боя — хитро!

После всех ужасов работа с Jupyter Notebook (восьмая тема) — слезы счастья на глазах. Тут-то я и поняла, как много значит для работы инструмент. Эта мини-тема из одного урока нужна, чтобы подготовить вас к работе над самостоятельным проектом.

Я, увидевшая проект

В итоговом проекте Яндекс.Практикум предлагает изучить, как популярность разных музыкальных жанров зависит от времени суток и дня недели, и заодно проверить знания, приобретенные на курсе. Проект состоит из пяти этапов, итоговый результат можно добавить в портфолио. Сразу скажу, что это самое интересное задание курса. Я потратила на него больше трех часов (возможно, намного больше, но затуманенный мозг, не получавший такой нагрузки со времен универа, просто не зафиксировал остальное).

Немного разочаровывает оформление финального проекта: ты можешь пролистать в конец документа и узнать рабочие гипотезы заранее. А мы тут, знаете ли, чахнем над кодом не только для получения знаний, но и из любопытства.

В целом от такого формата обучения остались в основном положительные эмоции: учишься тогда, когда удобно и нужно тебе, а сам материал подан доступно. Вас научат не только собирать данные, но и качественно их обрабатывать, делать грамотные выводы, расскажут, что такое функции, аргументы и операторы, что такое принцип GOGO, как работать с библиотекой Pandas и оформлять работу в Jupyter Notebook. В финале вы выполните реальный проект по анализу данных, закрепите полученный материал, выберете профессию аналитика данных или дата сайентиста — и получите программу для дальнейшего развития в ней. Звучит как амбициозный план!

Бесплатная вводная часть одинакова как для аналитиков, так и для сайентистов. Если вы выберите аналитику, то продолжите углубляться анализ данных, а если data science — свернете в увлекательные дебри с большим количеством кода и крутыми возможностями.

Что могу посоветовать: внимательно читайте задания, чтобы не чувствовать себя глупо, когда застрянете на задании. Если с внимательностью сложно, дружелюбная поддержка всегда поможет. Но без усидчивости и внимательности в аналитике никуда. Успехов, уверена, что вы справитесь!

УЧАСТНИК ЭКСПЕРИМЕНТА #2.

Настя, тестировщик Пикабу, работает в IT-команде

Меня зовут Настя, и я QA-инженер Пикабу. В профессию я попала неслучайно. Мой знакомый заметил мою страсть к поиску ошибок. Бывало, верстка какого-нибудь сайта мозолила мне глаза, и я отправляла ему скрины со своими комментариями. Он убеждал попробовать себя в тестировании, а я отнекивалась: думала, в QA высокий порог входа, и вообще это люди-перфекционисты и граммар-наци. В общем, не про меня. Продолжала работать в далекой от IT сфере и не любить свою работу.

Однажды, как это бывает, решила все бросить и попробовать — так я попала в IT, а через какое-то время устроилась в Пикабу. Так вот, первый совет: не ждите подходящего момента или знака свыше, просто берите и делайте. Когда мне предложили протестировать курс Яндекс.Практикума «Специалист по Data Science», я последовала своему же совету — взяла и попробовала. Почему бы и нет? Люблю учить новое.

Мои помощники в обучении — Король-лич и Печенюх

Я часто прохожу онлайн-курсы, но быстро разочаровываюсь: они либо пустые, либо скучные, либо слишком сложные. Преимущество Яндекс.Практикума — можно «попробовать» и решить, хотите продолжать (и платить) или не очень.

В первых уроках знакомишься с платформой. Пишут, что если столкнетесь с багами, можно написать в техподдержку. Очень хочется найти хоть какой-то баг, но держу себя в руках. Хотя один момент все же подбесил: когда нажимаешь на «следующее задание» в таблицах, то задание иногда открывалось не с начала, а сразу с таблицы.

Удобство номер раз: если застряли на задании, можно там же открыть подсказку. Забегая вперед: помощь гугла мне ни разу не понадобилась. Подсказок хватило. После семи уроков платформа предложила сделать паузу и вспомнить, что я изучила. От перерыва вежливо отказалась — я только-только разогналась. Если честно, задания были простые. Думала, осилю 19 уроков за час. Пока не дошла до глав, где нужно писать код. Да, так сразу.

Проглотила вводную часть за пару часов. Было бы быстрее, но не могла запомнить, что функция format() требует двойную скобку. Еще не хватало внимательности: написала код правильно, но забыла добавить слово «человек». Искала ошибку в самом коде, а надо было в словосочетании.

Следующие две темы «Списки и циклы» и «Операции с таблицами» дались не так бодро — вместо отведенных на них пяти часов я потратила шесть *harold_pain*. Задания в Практикуме необычные: допустим, анализируешь использование эмодзи в разных соцсетях. Попутно учишься собирать данные в таблицах, регулировать длину строк и списков, добавлять столбцы оформлять тексты, выводить информацию на одной строке — все это требует повышенной концентрации. Здесь я попала в ловушку буквы «ё»: мне не засчитали ответ из-за того, что я использовала «е» вместо «ё» — обидно, знаете ли. Ну вот кто сейчас пользуется этой буквой?

То самое задание, где меня подвела буква «ё»

Официально заявляю: «Условия и функции» — одна из самых сложных для меня тем, потратила на нее четыре часа. Изучила функции с несколькими аргументами, переменные, операторы и формулировать выводов на основе фильмов, получивших «Оскар» за последние 30 лет (я уже говорила, что задания нетипичные?).

После предыдущей темы изучение Pandas пролетело. Студентам дают не готовые данные, а разрешают вписать свои — пять музыкальных групп или исполнителей и пять треков. На своих примерах интереснее! Пошла по классике: Queen, Nirvana, Kiss, Ramones и Madonna.

Полезнее всего, как мне кажется, тема «Переработка данных» — о том, как найти и избавиться от «мусора» в данных, отсортировать их и превратить в красивый ровный отчет. Это как убраться дома, аж полегчало после этих заданий. Работы с проектом Jupyter Notebook сразу не задалось: я долго не понимала, где ошибка, и злилась на себя.

Последняя тема без заданий — «Выбор профессии». Наконец-то открывается тайна, в чем разница между аналитиком данных и дата сайентистом. Курс предлагает выбрать направление: можно углубиться в аналитику (полгода обучения), а можно уйти в машинное обучение и стать специалистом по Data Science (восемь месяцев). При этом стоимость неизменна — около 10-15 тысяч рублей в месяц в зависимости от выбранной программы и способа оплаты.

Формат обучения в Практикуме легкий: я плохо воспринимаю информацию на слух, вебинары мне не заходят, а текст и практика самое то. С первыми уроками без проблем бы справилась моя мама — настолько все разжевано. В интерфейсе мне не хватило прогресс-бара — шкалы с процентами, где видишь свой прогресс (это мотивирует) и затраченное время. По моим подсчетам на курс ушло «чистыми» чуть больше недели: две пары выходных, когда занималась с утра до вечера, и несколько будних вечеров — после работы заставить себя учиться было тяжко.

Я перед тем, как приступить к учебе, и после недели в аналитике

Теперь я умею создавать и использовать переменные, преобразовывать float в int (и наоборот), проводить операции с таблицами, отсеивать «мусорные данные», анализировать, работать с библиотекой Pandas и немного Jupyter Notebook. Применимо ли это в моей работе? Не уверена, но понимать аналитиков Пикабу станет чуточку проще. Хотя не знаю, стоило ли для этого проходить 20-часовой курс.

Курс «Специалист по Data Science»рекомендую всем, кто хочет сложить мнение о Python и Data Science. Поначалу айтишный бэкграунд не нужен, разве что вспомнить, как умножать и делить, а вот с третьей темы даже для человека из IT начинается жара. Главное, я поняла, что цифры и аналитика — это не мое. Зато я нашла свою маленькую любовь в виде Питона и хочу двигаться в этом направлении. Возможно, без курса я бы еще долго не добралась до языков программирования. Продолжу учиться в свободное время: уже записалась на аналогичныйвводный курс по Python-разработке. Удачи! И помните: берете и делаете.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

Если убеждены, что далеки от IT и математики, а любые цифры наводят на вас ужас — это не помешает попробовать себя в Data Science. Курс начинается с азов и не требует специфических знаний (даже опыт работы в IT не сильно поможет, если не знакомы с Python и аналитикой), только желание учиться и щепотку терпения.

Сейчас в Яндекс.Практикуме можно освоить профессию разработчика, интернет-маркетолога, дата сайентиста или прокачать востребованный навык, допустим, разговорный английский. А главное, любой из курсов вы можете бесплатно протестировать: пройти вводную часть, состоящую из нескольких тем, чтобы понять, насколько вам подходит направление и такой формат обучения.

§

Наверное, все знают, что дальнобойщики активно пользуются рацией CB (аббревиатура Си-Би, получившая свое название от англ. Citizen`s Band, что в переводе на русский означает «гражданский диапазон»). И многим становится интересно: о чем говорят между собой водители? Может, это интересно и обычным автомобилистам? Да, иногда полезно. А иногда — нет. А то и просто непонятно, потому что не каждый знает, как на трассу попали «кактус», «бедуин» и при чем тут «контрабас».

Зачем нужна «си-бишка»?

И все-таки, есть ли какой-то смысл обычному водителю ставить в машину рацию и слушать эфир дальнобойщиков или даже самому в нем участвовать? Да, есть.

Тут хотелось бы внести важную ремарку: сейчас речь пойдет о трассе. В городе есть свои особенности, о которых расскажем чуть ниже.

Итак, что интересного можно услышать на «пятнадцатом канале»? Как ни странно, но первое, что может шокировать нежного и неподготовленного автолюбителя, так это трехэтажный мат. Да, он есть. И это стоит учитывать, если едете всей семьей куда-нибудь на юг и в машине сидят дети. Правда, иногда есть смысл сообщить в эфир, что в салоне с вами едут маленькие уши, которые пока не готовы слышать столько речевых фиоритур полового значения. Это действительно работает (если сообщить вежливо, а не в стиле «эй, вы, заткнитесь»). Есть и другой способ: попросить выдать в эфир несколько слов свою жену (ну, или спутницу, с которой вы едете тайно от жены). После этого речи дальнобойщиков смогут позавидовать российские дворяне XlX века, потому что водители — это совсем не толпа быдла, как многие почему-то думают, а такие же нормальные люди. Часто — хорошо воспитанные и культурные. И при женщине они ведут себя достойно.

По рации можно услышать предупреждения о пробках и о «засадах» ГИБДД. Впрочем, это уже не так актуально: сейчас почти все берут с собой навигаторы или едут по навигации с телефона, где указаны и пробки, и расположение камер видеофиксации.

В целом больше ничего интересного для обычного автомобилиста в прослушке чужих разговоров нет. Слушать про пункты весового контроля, очереди на таможню или в какой-нибудь терминал — это неинтересно и не слишком-то полезно. Но ведь рацию можно не только слушать, в нее можно и говорить!

А вот тут «си-бишка» действительно полезна. В эфире можно задать практически любой вопрос (неглупый, естественно) и получить на него толковый ответ. Можно спрашивать о том, где лучше или ближе заправиться, где безопасно встать на ночевку или пообедать. Можно спросить и о работе дэпээсников с передвижными камерами (их, например, много в Татарстане) или о выборе более удобного маршрута. Дальнобойщики могут поделиться инструментом или не дать замерзнуть зимой на обочине. И вместе с тем есть пара вещей, о которых просить практически бесполезно: поделиться бензином или сгонять с канистрой до заправки. С первым вопросом все просто: все грузовики — дизельные, бензина у них нет. Вот солярку вам, скорее всего, сольют. Хотя бы литров пять-десять, чтобы доехать до заправки — для грузовика это совсем немного. Но сделать это лучше быстро, потому что время — самый ценный ресурс дальнобойщика. И, кстати, именно по этой же причине желающих отвезти вас с канистрой до заправки и вернуть назад, скорее всего, не найдется. К тому же «обсохнуть» сегодня на федеральной трассе в центральной части России сможет только исключительно талантливый человек, которого другие и за водителя не посчитают. Заправок много, и бесконечно ехать «на лампочке» — это занятие для отважного, но не слишком умного человека. Таких на дорогах просто не уважают. Правда, иногда им все-таки помогают. Из жалости. Ну, или ради смеха.

Гаджет:  CheckThisGadget

В городе рация CB работает иначе. Там практически нет смысла выходить на «дальнобойную» частоту 27,135 МГц. В городах часто есть свои автомобильные частоты, где в эфире сидят члены клубов, форумов, обществ и прочих организаций энтузиастов. Часто, кстати, весьма интересных. В городских каналах можно намного проще узнать особенности местных отелей, заправок и стоянок. Тут же часто транслируют данные о пробках, перекрытых улицах и прочих полезных водителю вещах. Нюанс: если хотите использовать рацию на городском канале, придется заранее узнавать его частоту.

Как правильно вести себя в эфире?

Как я уже говорил, мат в эфире — вещь нормальная. Но это не значит, что там царят постоянный хаос, беспредел, Содом и Гоморра. В эфире, несмотря на особенности лексики, есть свои жесткие правила, которые всегда соблюдаются. Первое из них — разговаривать нужно вежливо. И уж тем более не хамить и не нарываться на «разборки». Поверьте, если перегнуть палку, можно «ответить за базар» на полную катушку. К тому же это просто некрасиво.

Правила вежливости не допускают засорения эфира долгой частной болтовней с интересным собеседником. Если есть желание с кем-то поговорить «с глазу на глаз», уходите на другую частоту (обычно ее выбирают по договоренности с собеседником на канал-два выше или ниже пятнадцатого). Никогда не встревайте в чужой разговор и не перебивайте собеседника. Это просто бесполезно: у симплексной связи, при которой информация передается только в одном направлении, есть свои особенности. Пока один абонент не закончит передачу, другому нет смысла говорить ему что-то в ответ: первый все равно ничего не услышит. Так что молча ждем, потом отвечаем.

Водители ценят и любят правильное обращение. Если вопрос не относится к кому-то лично, то можно обратиться просто «ребята». Если хотите сказать что-то конкретному человеку (например, сообщить ему о потухшем «габарите»), то лучше назвать номер (регистрационный знак) его автомобиля или прицепа. Желательно — с указанием региона, это лучше привлекает внимание.

В принципе, соблюдения этих правил для начинающего пользователя «си-бишки» вполне достаточно. Ну а профессиональные водители знают их и без нас. Поэтому перейдем к самому интересному вопросу: а как поставить такую рацию на свою малолитражку?

Все дело в антенне!

Я не буду давать каких-то советов по выбору рации. Тут может быть разными и бюджет (хорошая рация — штука дорогая), и цель ее установки (не каждый захочет ради короткой поездки на Черное море поставить рацию за 15 тысяч рублей и спрятать ее так, чтобы наркоманы не сперли ночью на парковке). Раций много, для эстетов есть приборы, корпус которых сделан «под дерево», есть совсем недорогие комплекты. Так что «ищите и обрящете». Но не забывайте, что хотя большинство раций работают от 12 вольт, есть и такие, которые можно подключить только к 24-вольтовой сети (у грузовиков как раз такая бортовая сеть). Правда, можно купить какой-нибудь преобразователь, но смысла в нем нет: как я уже сказал, большинство раций как раз 12-вольтовые.

В интернете растиражировано мнение о том, что запитывать рацию надо обязательно отдельным проводом к АКБ. Это не совсем так. Подключить можно и через обычное гнездо прикуривателя: потребляемый ток рации редко превышает 5 ампер, а запас у прикуривателя обычно 15 А. Предохранитель надо ставить нормальный, который действительно перегорит в случае замыкания, а не сожжет машину, оставшись на пожарище единственным несгоревшим элементом. И уж тем более нельзя использовать разветвители разной степени паршивости. Все-таки ток значительный, а какие сейчас продают разветвители, вы знаете без меня. Обычно — поганые. Поэтому если в дороге надо заряжать телефон, навигатор или что-то еще, то лучше действительно кинуть на рацию отдельный провод от аккумулятора. И на всякий случай в этой ситуации есть смысл в плюсовую сторону поставить предохранитель на 10 А — лишним он там не будет.

У современных машин 12-вольтовых розеток обычно больше, чем родственников у жены, поэтому необходимости «колхозить» проводку для рации нет.

При подключении антенного кабеля надо помнить одну вещь: его ни в коем случае нельзя резать или укорачивать! Тащите его через всю машину, но не обрезайте. Саму антенну придется выбирать не самую дешевую. Чем антенна длиннее, тем она дороже. Метровая антенна — деньги на ветер, поэтому придется раскошелиться на антенну длиной около двух метров.

А вот дальше начинается самое интересное: антенну нужно настроить. Точнее — ее длину. А сделать это можно только со специальным прибором — КСВ-метром (измерителем коэффициента стоячей волны). Стоит он в пределах тысячи рублей (конечно же, китайский), дороже покупать его смысла нет. Как им пользоваться — лучше прочитать в инструкции. Ничего сложного в КСВ-метре нет: его надо будет включить в цепь антенны и, изменяя длину антенны, добиться показателя коэффициента стоячей волны, близкого к единице. КСВ может быть в пределах от 1 до 1,5, но чем ближе к 1, тем лучше.

Само собой, возникает вопрос: да на фиг мне этот КСВ-метр и танцы с бубном? Неужели нельзя это сделать как-то проще? Конечно, можно. На любой крупной стоянке дальнобойщиков есть магазинчик с такими рациями. Там же обычно можно отремонтировать или установить рацию и настроить антенну. Так что если не хочется покупать КСВ-метр, то добро пожаловать на стоянку с магазином раций.

Как настроить «си-бишку»?

Тот самый известный всем 15-й канал правильно называется C15EA на частоте 27,135 МГц. Что означают буквы в названии?

«С» — это названии сетки. Понятие сетки появилось в результате эволюции частот. Большинство раций не показывают частоту — слишком много цифр. Изначально они были настроены на 40 предустановленных частот. Со временем этого перестало хватать, и их количество увеличили до двухсот. 200 каналов разбили на пять групп по 40 каналов, присвоив каждой из групп свой буквенный индекс A, B, C, D и E. Саму же группу стали называть сеткой. Тот самый изначальный канал оказался в центральной сетке с индексом С, ну а номер канала с частотой 27,135 МГц остался под номером 15. Отсюда — С15. Поехали разбираться дальше.

Буква «Е» означает «Европа». «Гражданский диапазон» (на английском — как раз те самые буквы CB, Citizen`s Band) начинается с частоты 26,965 МГц и идет с шагом частоты, кратным 10 КГц. Собственно, соседние частоты — это и есть соседние каналы сетки. Такое деление принято называть «Европой», «европейской», поэтому в названии канала используется буква «Е». Кстати, изначально была немного другая сетка, которую на сленге называли «Россия» или «нули». Иногда — «Польша». Сейчас ее дальнобойщики не жалуют, а вот радиолюбители пока еще ею пользуются.

Осталась последняя буква — «А». Она означает, что в сигнале используется амплитудная модуляция АМ. Честно говоря, я не могу сказать точно, почему в среде водителей популярность завоевала именно амплитудная модуляция. Но факт остается фактом — она наиболее востребована. Иногда используют и частотную модуляцию FM, иногда — даже однополосную (SSB), но если хотите найти общий язык с дальнобойщиками, то придется работать в АМ.

Итак, чтобы выйти в эфир, достаточно лишь включить 15-й канал на сетке С в режиме АМ. Правда, есть одно но: у некоторых раций почему-то своя собственная система обозначения сеток, поэтому С не всегда С. Иногда это может быть и D, и что-то другое. Придется искать.

Нельзя не затронуть еще одну тему в настройке рации — шумоподавление. Не секрет, что амплитудная модуляция предполагает большое количество помех. Для их устранения в рациях есть специальная система. И вот с регулировкой «шумодава» иногда здорово ошибаются.

Принцип работы у него простой: он отсекает слабые сторонние сигналы, которые в эфире выглядят помехами. А вот то, что считать такими сигналами, обычно задают вручную, изменяя порог этих сигналов. В идеале, конечно, рация должна молчать (если вы с кем-то не переговариваетесь). В реальной жизни такого не бывает. Если вы «слышите» тишину, значит, «шумодав» работает слишком хорошо. И само собой, он отсекает и просто слабые, но вполне нормальные сигналы. Как не ошибиться с регулировкой «шумодава»? Тут есть два простых совета: не регулировать его по близко стоящей машине (там уровень сигнала будет очень высоким, а когда она уедет, в эфире будет почти постоянная тишина) и не реагировать на кратковременные посторонние шумы от трамвая или опоры линии электропередачи. Да, они «фонят» сильно, но лучше их перетерпеть, чем выкрутить ручку шумоподавления и оглохнуть совсем. В принципе, источники помех есть и в той же самой машине, в которой стоит рация. В легковом автомобиле это в первую очередь генератор. Вот его фона быть не должно.

деально было бы настраивать шумоподавление одновременно с чувствительностью приемника. Тогда оба параметра можно выставить очень качественно, но для этого нужны опыт и знание особенностей собственной рации.

Немного о ценах

Как я уже говорил, стоимость раций может сильно отличаться. Самые доступные (например, MegaJet MJ-50 или Midland M-ZERO Plus) можно купить всего за 3500 рублей. Вот только надо ли? Рации вполне рабочие, но недостатков хватает. И «шумодавы» частенько работают некорректно, и звук со своего динамика обычно просто никакой. Из плюсов — небольшие размеры. Собраны недорогие рации тоже неважно, ремонту поддаются с трудом. Но для любителя они часто вполне пригодны.

Midland M-ZERO Plus

Если планируете пользоваться рацией серьезно и долго, то лучше поискать что-нибудь посолиднее. Например, MegaJet MJ-450 или 600, Optim 778 или что-то другое тысяч за семь-восемь. Но будьте готовы к тому, что более дорогие рации имеют более высокую потребляемую мощность, особенно в режиме передачи. Нужно быть уверенным в бортовой сети своего автомобиля, чтобы ставить себе такие устройства. В противном случае можно остаться с севшим аккумулятором. Кроме того, иногда они здорово греются — это тоже надо предусмотреть и учитывать при установке рации в машину.

Optim-778

Более дорогие рации используют те, кто без них себе жизни не представляет, а значит, в наших советах не нуждается. Начинающим радиолюбителям тратить 12-20 тысяч на такие «сибишки» смысла нет.

Лучше не пожалеть денег и к своей рации купить хорошую антенну — ее качество не менее важно, чем качество самой рации.

Как я уже говорил, недорогие короткие антенны нам не подойдут: толку от них мало. Поэтому всякие 45-сантиметровые «Триады» за 700 рублей — это выброшенные деньги. Нормальные антенны стоят от 2,5-3 тысяч рублей и длина их должна быть хотя бы не менее 1,5 метра. Обратите внимание на характерную деталь: по способу установки антенны бывают магнитными и врезными. Для установки второй антенны придется сверлить кузов автомобиля. А это не всегда хорошо. Тем временем антенна на магните с такими же характеристиками обычно стоит дороже врезной (ее проще ставить и можно снимать без последствий для кузова). Так что тут придется думать: то ли переплачивать за магнит, то ли сверлить дырку, то ли изобретать свое крепление для врезной антенны.

Гаджет:  10 необычных гаджетов, которые упростят домашние заботы - Лайфхакер

Вариант установки врезной антенны на крышу легкового автомобиля

И последнее: не все антенны хорошо работают со всеми рациями. Иногда желательно хорошенько «покурить» тематический форум (коих множество) и выяснить у более опытных пользователей, с какой антенной ваша рация будет работать лучше всего. Умный совет часто позволяет сэкономить и деньги, и нервы.

И последнее…

Кажется, кое-что я все-таки упустил… Да-да, я о том, что говорил в самом начале: что такое «кактус», «бедуин» и «контрабас»? Все это — жаргонные словечки дальнобойщиков. Почему-то многие думают, что водители разговаривают исключительно на языке Сергея Владимировича Шнурова и с использованием сленга. Это верно лишь отчасти. Да, есть и то и другое, но не все так страшно, как кажется. Само собой, было бы неплохо знать некоторые термины дальнобойщиков, но учить многочисленные словари, разгуливающие в Сети, необходимости нет — там все сильно преувеличено. И все-таки скажу: «кактус» — это Mercedes-Benz Actros, «бедуин» — легковушка с багажником на крыше (обычно — сильно загруженным), а «контрабас» — это искажение слова «контрабанда». Не обязательно оружие или наркотики, чаще всего — неправильно оформленный или вообще неоформленный груз. Вставлять в свою речь такие слова не нужно — выглядит это смешно. А вот блеснуть перед друзьями можно. Пусть завидуют.

§

Ты с трудом задвинул стопор двери, выходящей на крышу. За дверью послышались глухие удары и протяжный рев толпы зомби, преследовавших тебя по лестнице. Фууу, успел.

Отдышавшись, ты оглядываешься вокруг и мрачнеешь. Ты попал, и, похоже, безнадежно. Перед тобой крыша здания, вокруг провалы улиц, позади зомби, и все. Что делать? О! Где-то слышится шум вертолета. Надо подать им сигнал, но как? Телефон уже давно показывает «нет сети», да и заряд уже 10%.

Так, а это что лежит? Черт, это же охранник здания, которому не повезло. Но у него на ремне рация! Как хорошо, что ты когда-то прочел на пикабу статью, как пользоваться рациями!

Под «рациями» подразумеваются портативные или мобильные приёмопередатчики, предназначенные для связи, эти устройства также известны под наименованием Walkie-Talkie (Уоки-Токи, англ. «ходить-говорить»). Сегодня для гражданской радиосвязи используются следующие частотные диапазоны:

— CB (си-би, сокращение от англ. citizen`s Band – «гражданский диапазон», короткие волны частотой 27Мгц)

— LPD (англ. Low Power Device – «маломощные устройства», частота от 433.075 МГц до 434.775 Мгц)

— PMR (англ. Private Mobile Radio – «частное переносное радио», частота от 446 до 446,1 МГц)

В России эти частоты разрешены для использования без регистрации гражданами при условии, если мощность рации не превышает определенных значений. У CB разрешённая мощность передатчика до 10 Вт, LPD — до 0,01Вт, PMR — до 0,5Вт. Если мощность передатчика превышает указанные параметры, то необходимо получать разрешение на использование радиочастоты в Роскомнадзоре и регистрировать рации в Управлении Роскомнадзора по региону. Теоретически.

Ты снимаешь рацию с охранника и внимательно ее осматриваешь. Ага, обычный аппарат. Хорошо, что это не военная рация, была бы большая вероятность, что ей ты бы не воспользовался, военные любят шифровать свои переговоры, бывает, ее даже не включить, не введя код на клавиатуре. Но сама рация у охранника приличная, видно по антенне. У этой рации антенна хоть и короткая, но съемная, что говорит о качестве аппарата, при необходимости антенну можно заменить на более длинную, увеличив дальность связи.

Для качественного приема длина антенны рации должна строго соответствовать длине волны диапазона, или быть кратна половине или четверти длины волны. У ультракоротковолных раций длина волны небольшая, и антенны в основном короткие несъемные, у LPD длина антенны 17,3 см, у PMR — 16,8 см. Особняком стоят рации СВ диапазона, из-за того, что длина волны 27МГц примерно 11 метров, даже четвертьволновая антенна имеет длину 2,75м, что неудобно при мобильном пользовании, поэтому рации CB ставят в основном на транспорт. Да, рации CB самые дальнобойные, 11-метровые волны легко огибают большие препятствия и этими рациями можно осуществлять связь на десятки и даже сотни километров, но мобильность таких раций небольшая. А дальнейшее укорачивание антенны очень сильно ухудшает прием.

Ты берешь рацию в руку. Так, 4 кнопки в верхней части, две боковые кнопки, возле антенны две вращающиеся круглые ручки, одна отвечает за включение/уровень громкости динамика, другая переключает каналы. Дисплея нет, но для обычной связи он особо и не нужен, а надежность рации падает, стекло может разбиться, да и ночью светит ярко. Вот для частотных и цифровых раций дисплей нужен. 

Частотная рация – сленговое наименование рации, у которой нужную частоту канала можно ввести с помощью цифрового блока на самой рации, в отличие от простых раций, в память рации частоты каналов записываются через компьютер, и при пользовании рацией ты оперируешь только номерами каналов, устанавливая их с помощью вращающейся ручки.

Цифровая рация – новое поколение раций, за счет цифровой обработки сигналов рация обеспечивает высокое качество речи, значительное снижение энергопотребления, можно передавать текстовые сообщения, координаты и другие данные.

Еще непонятно, жива ли рация, может, она разрядилась окончательно. Поворачиваешь ручку включения. Рация издает тональный сигнал и вспыхивает зеленый светодиод.

В современных радиостанциях аккумуляторы используются двух типов – металлогидридные (Ni-MH) и литий-ионные (Li-ion). Литий-ионные более емкие, работают при низких температурах воздуха, не имеют эффекта памяти, но более дорогие. Принято считать, что свежезаряженный аккумулятор обеспечивает работу рации в течении 18-24 часов в режиме приема.

Ага, работает. Правда, непонятно, что с зарядом аккумулятора, на рациях с дисплеем индикатор батареи сразу виден, в рациях без дисплея можно оценить уровень заряда только по звуковым сигналам и работе светодиода, к примеру, в некоторых рациях во время передачи при низком заряде раздается прерывистый звуковой сигнал и светодиод горит не постоянно, а прерывисто.

Ты нажимаешь кнопку с надписью PTT на боку рации. Индикатор загорается красным светом.

Кнопка PTT (англ. Push-To-Talk – «Нажми чтобы говорить») — в отличие от сотовой связи, когда можно говорить и слушать одновременно (дуплексный режим), рации передают сигнал одновременно только в одном направлении (полудуплексный режим). Поэтому ты или говоришь, или слушаешь — при нажатой кнопке PTT рация работает на передачу, при отпущенной – на прием.

— Кто-нибудь слышит меня, прием? – говоришь ты в рацию и отпускаешь кнопку. Светодиод гаснет и рация издает тональный сигнал. Ага, у рации авто Roger включен.

Автоматический Roger. При работе с рацией надо давать понять корреспонденту, что сейчас произойдет переключение рации на прием. Общепринято, что сигналом о прекращении передачи служит фраза «перехожу на прием» или «прием», за рубежом эталоном стала фраза «Roger». Во многих рациях существует функция автоматической подачи короткого звукового сигнала об окончании процесса передачи и выключении передатчика.

В эфире тишина, никакого ответа. К тому же с зарядом аккумулятора у рации плохо, во время передачи прозвучал звуковой сигнал. Нужно ускориться, пока рация не села.

Получается, никого на этом канале нет. Надо послушать, что на других каналах. Ты нажимаешь кнопку «сканирование». У такого типа раций по умолчанию кнопка сканирования или вторая слева, или нижняя боковая, у частотных и цифровых раций кнопка сканирования в основном подписана явно. Рация начинает перебирать зашитые в ее память каналы, если на канале есть активность, она временно остановит сканирование и включит динамик.

В диапазоне CB существует сетки каналов (всего 40 каналов в сетке), под названием «европа (E)» или «пятерки», а также дополнительные сетки со сдвинутыми частотами по отношению к основным, с такой же нумерацией каналов. Эти частоты называют «польша (P)», в России она называется «россия (R)» или «нули». В массе пользователями CB используется «пятерки», «нули» используются радиолюбителями. Обозначение сеток в CB:

первой буквой («С») обозначается сетка, содержащая в себе набор из 40 каналов, далее цифра — номер канала, за ним — необязательное обозначение («E») для «европейской» или обязательное («R») для «российской» сетки частот, в конце — используемая модуляция («FM») или («F»), («AM») или («A»). Например (C9EFM, C9EF, C9EAM, C9EA).

Основной канал дальнобойщиков – 15, С15EA, частота 27.135 Мгц.

Аварийный канал в CB диапазоне – 9, C9EF (27.065 МГц).

В диапазоне LPD количество каналов 69. В частотных и цифровых рациях можно задействовать все каналы, в рациях без дисплея с вращающейся ручкой выбора каналов в память рации прошиваются только первые 16 каналов.

Аварийный канал — 16 (433.450МГц) согласно Решению ГКРЧ от 10 марта 2021 г. N 11-11-03.

В диапазоне PMR количество каналов 8.

Аварийный канал — 8 (446.09375МГц).

Рация сканирует, но в динамике ничего не слышно, эфир чистый. Что, все вымерли? А может, в рации включены субтоны?

Субтоны CTCSS и субкоды DCS – системы шумоподавления, предназначенные разделять пользователей, работающих в одном частотном диапазоне, на группы. Пользователи из одной группы могут слышать друг друга благодаря идентификационному тону или коду, игнорируя другие группы. CTCSS – аналоговая система, DCS – цифровая.

Рации, в которой эта система отключена, слышит другие рации, рации с включенной системой – нет.

Так, получается, если охрана включила субтоны на своем канале, то, может быть, на других каналах они не включены. Ты начинаешь перещелкивать ручкой каналы, взывая в эфир крик помощи. Ты залезаешь на трубу, чтобы подняться максимально выше.

Дальность приема и передачи сигнала зависит от диапазона, от окружающей обстановки, от мощности рации. В диапазоне CB самый дальний прием за счет длины волны, в LPD и PMR короткие волны распространяются только прямо и не могут огибать препятствия. Много зависит от высоты расположения, чем выше, тем дальность увеличивается. Типичная дальность раций LPD и PMR в городе 1-2 км, при подъеме на крышу дальность увеличивается. Наибольшее влияние оказывает мощность рации, рация с разрешенной мощностью 0,01Вт работает в городе максимум на 200м, рацию с 5 Вт слышно на 2-3 км. Многие рации могут переключаться с минимальной мощности на большую. 

Вот! Добравшись почти в самый конец диапазона, в ответ на очередной крик ты вдруг слышишь что-то неразборчивое, похожее на английский язык. Да хоть кто!

— Хелп! – вспоминаешь ты школьные уроки – Нид хелп!

— Ху из ит? – разбираешь ты сквозь треск эфира. А затем ты слышишь приглушенное, сказанное явно в сторону, на чистом русском языке  – У нас тут иностранцы какие-то.

— Я свой! – кричишь ты в рацию – я на крыше торгового комплекса! Спасите, меня сейчас зомби достанут!

— Принято – слышишь ты — мы вас запеленговали, сейчас будет помощь, держитесь.

Ты стоишь на самом краю крыши и с отчаянием смотришь на трясущуюся под напором зомби дверь. Где помощь? Дверь трещит, изгибается и срывается с петель. Черт, это конец! Клубок тел вываливается из дверного проема и несется к тебе. Ты закрываешь глаза и делаешь шаг назад. Но в это мгновение за спиной раздается грохот и тебя толкает воздушной волной. Да! Ты задираешь голову вверх и видишь, как из зависающего над тобой вертолета летит вниз струя огня, сметая с крыши выбегающую нечисть, и падает, разворачиваясь в воздухе, веревочная лестница. Спасен!

Оцените статью
GadgetManiac
Добавить комментарий