Маленькие жертвы гаджетов / Здоровье / Независимая газета

Маленькие жертвы гаджетов / Здоровье / Независимая газета Гаджет

Что такое гаджет-зависимость?

Смартфон – это современный способ контролировать свою жизнь. Он позволяет связываться с близкими людьми в любой удобный момент. Удивительно то, что такая вроде бы полезная вещь делает человека не спокойнее, а гораздо более нервным. Если кто-то забыл свой смартфон дома, он испытывает сильнейший стресс, справиться с которым очень нелегко.

Кроме того, у современных гаджетов есть масса дополнительных функций, которые только укрепляют зависимость. Безусловно, узнавать последние новости, погоду, курсы валют или дорогу до места с помощью портативного устройства удобно, важно и нужно. Наши предки могли только мечтать о таком уровне техники и сервиса.

Растерянность, тревога, ощущение беспомощности, злость и масса других негативных переживаний, большинство из которых мы даже не успеваем осознать. Сильнее всего эти переживания проявляются у подростков. Они же быстрее остальных становятся жертвами гаджет-зависимости. Особенно, если большую часть своего времени посвящают общению в социальных сетях и мессенджерах.

Зависимость от гаджетов, как и любая другая форма зависимости, отравляет нашу жизнь. Чаще всего те, кто находит в себе смелость обратиться с этой проблемой к специалистам – психологам и психотерапевтам, – жалуются на то, что не могут, как раньше, радоваться жизни, не в состоянии стать счастливыми и успешными, теряют друзей и контакт с близкими людьми, испытывают трудности в работе, финансовые затруднения и т.д.

Регулярно отвлекаясь на звонки, сообщения, новости, интересные посты и забавные картинки в соцсетях, мы постоянно переключаем своё внимание с одного на другое, становимся рассеянными и невнимательными к окружающим. Если на работе уделять больше внимания своему гаджету, а не рабочему процессу, карьерного роста и материального благополучия попросту не будет.

Как гаджеты уничтожают психику наших детей.

Привет всем пикабушникам!

Недавно поругался с сыном из-за того, что он постоянно сидит в этом долбанном компьютере. Запрещаешь компьютер, сидит целый день в телефоне. Забираешь телефон — начинается истерика…

Я думал, может я чего-то не понимаю и делаю что-то не так. Потом наткнулся на статью в блоге, где популярно написано о влиянии гаджетов на будущее поколение.

Поколение, родившееся между 1996 и 2021 годами, особенно подвержено влиянию новых технологий. Среднее время использования экрана составляет около 5 часов в день. Вы выйдите сейчас на улицу и пройдитесь по футбольным полям у вас в районе – они все пустуют. Всё потому, что поколение детей сидят, уткнувшись в мониторы. Наше детство таким не было однозначно!

Дети настолько сходят с ума, что если начинаешь ограничивать их во времени использования компьютером или телефоном, то начинается настоящая истерика и скандал.

Что все это значит? Исследователи только начинают узнавать об истинном влиянии гаджетов на когнитивные и эмоциональные процессы. Было продемонстрировано, что всего два часа в день, проведённые за экраном, негативно влияют на мозг, снижая содержание серого вещества.

Большинство исследователей предупреждают, что длительное использование гаджетов приводит к высвобождению дофамина, похожего по воздействию на мозг на такие наркотики, как кокаин. Эти изменения в мозге могут привести к снижению внимания , затруднению памяти и изменению нашей способности думать, читать и писать на глубоком уровне.

Изменения в функционировании нашего мозга — не единственная область, вызывающая беспокойство. Учёные отмечают глубокое снижение уровня счастья, повышение тревожности и депрессии, а также появление суицидальных мыслей. Наши дети борются с социально-эмоциональным развитием, влияющим на их устойчивость в целом.

Не все исследователи согласны с доводами против новых технологий и гаджетов. Они также указали на некоторые позитивные моменты. Видеоигры повышают координацию рук и глаз и навыки визуальной обработки.

Что это значит для родителей? Независимо от того, вызывают ли гаджеты негативные изменения в мозге и усиливает ли тревогу и депрессию, мне ясно одно, слишком частое их использование пагубно влияет на наших детей. Они становятся зависимыми от гаджетов и теряют вкус к настоящей жизни, заменяя её виртуальной. Это ставит родителей в трудное положение.

В целях своей безопасности оставлю ссылку на источник статьи.

Если статья вам понравилась, перейдите  на этот блог, может найдёте для себя ещё что-нибудь интересное.

20 фотографий, доказывающих нашу зависимость от гаджетов

Если посмотреть по сторонам на улицах или в общественных местах, кажется, будто всех охватила гаджетомания. Люди общаются в кафе через сообщения, а не глядя друг другу в глаза, переходят улицы, уткнувшись в экран. Даже перед церемонией бракосочетания жених и невеста не волнуются, а смотрят вниз, опустив головы к экранам своих смартфонов. Сегодняшняя юмористическая подборка из 16 фотографий, демонстрирующих зависимость от гаджетов, которая поглотила общество.

:212:Не пропустите:
Лето без интернета. Полная версия (30 фото)
Иркутское управление СК опубликовало методичку по спасению детей от Интернета
Жертвы айфонов: безумные поступки ради дорогого смартфона
10 гаджетов из нашего детства

Гуглят и сёрфят, а шнурки завязать не могут

Как говорят специалисты, давая ребёнку в руки планшет или телефон, мы лишаем его самого главного для развития — возможности полноценно познавать мир.

— В моей практике был мальчик пяти лет, который легко находил мультфильмы, видео и игры. Но при этом не мог собрать самые простые пазлы, логический куб или матрёшку! Не играл с игрушками. А ведь игра — это самое главное для ребёнка-дошкольника! У этого мальчика были серьёзные трудности в общении с детьми, он плохо разговаривал, всё время держался в стороне, часто болел.

Андрей Степанов, доктор медицинских наук, врач-педиатр сообщил, что участились случаи обращений с проблемами, которые возникли из-за чрезмерного увлечения компьютерами. Дети чаще приходят не только к окулистам, но и неврологам и другим специалистам с жалобами на здоровье и различные расстройства, которые возникли из-за активного использования гаджетов.

— Окулисты в этой связи говорят об участившихся изменениях остроты зрения, а невропатологи фиксируют по меньшей мере повышенную возбудимость, особенно у детей с дефицитом внимания и синдромом гиперактивности, — рассказал Андрей Степанов.

Как гаджеты лишают людей здоровья, свободы и счастья

И даже довести его до неизлечимой болезни «Интеллектуальный инсульт». Именно так называется новая книга журналиста Шекии Абдуллаевой. Она известна серией совместных работ по популярной психологии с теледоктором, психотерапевтом Андреем Курпатовым. На этот раз ее соавтором стал исследователь-консультант Кирилл Николаев. Как заставить современные технологии служить человеку, а не вредить ему? В книге — масса рекомендаций и полезных советов. Но неужели все настолько серьезно? Не преувеличена ли опасность гаджетов? С этого мы начали разговор с Шекией Абдуллаевой.

Новостями можно отравиться

— С чего вы вообще взяли, что гаджеты — это плохо? Это же прогресс. Почему вы решили пойти против прогресса?

— Прежде всего мы не писали, что гаджеты — это плохо. Наоборот, мы подчеркиваем, что они необходимы и могут быть очень полезны. Но любую вещь можно использовать как во благо, так и во вред. И мы предложили читателям отнестись к гаджетам объективно, без излишнего восторга — чтобы разглядеть проблемы, которые они способны спровоцировать.

Мне самой раньше казалось, что компьютерной зависимостью страдают только игроманы. Но на самом деле цифровая зависимость есть уже у многих людей, просто мы не осознаем степень опасности, когда, например, обнаруживаем вдруг под утро, что засиделись в соцсетях, ничем особенным не занимаясь — просто читали ленту, посты знакомых и незнакомых людей, рассматривали картинки и ролики. А какой стресс мы испытываем, забыв дома телефон! Появился даже специальный термин — номофобия (от англ. no mobile phobia): страх остаться на продолжительное время без мобильного телефона. По мнению психиатров, номофобия может провоцировать панические атаки, головокружения и тахикардию. И это не единственная опасность для здоровья. Мы приводим в книге результаты многочисленных исследований о влиянии гаджетов на нейрофизиологию, работу мозга, память.

Гаджет:  35 креативных вещей и крутых гаджетов на все случаи жизни

— Как именно гаджеты влияют на мозг?

— Негативных факторов много. Один из ключевых — привыкание к постоянному прерыванию деятельности. Это когда человек то и дело отвлекается на свой телефон, электронную почту, сообщения в соцсетях. Постепенно привыкание перерастает в зависимость. И он уже просто не может на чем-то сосредоточиться. Чем бы ни занимался, ему требуется все время заходить в Интернет, проверять почту, листать ленту новостей… Такая интернет-зависимость провоцирует ослабление связей между нейронами головного мозга. Подобные процессы происходят также у тех, кто употребляет наркотики.

Еще один негативный момент — потеря так называемой длинной памяти. Дело в том, что вся информация, которая попадает в поле нашего внимания, сначала оказывается в короткой памяти. Срок ее действия — 72 часа, затем она забудется. Кстати, поэтому люди, которые подолгу сидят в Интернете, напрасно думают, что с пользой проводят время. Даже если они читают там что-то действительно важное, одного только чтения недостаточно. Если из короткой памяти информацию не перевести в длинную, она сотрется, а значит, вы только зря потеряли время.

Но у нас есть возможность с помощью повторений, анализа и практического применения перевести важную информацию в длинную память, чтобы сохранить ее надолго — так мы учим иностранные слова, таблицу умножения и т. д. Однако сегодня многие вообще не считают нужным что-то запоминать. Зачем? Ведь в любой момент можно все найти в поисковиках. Но длинная память — это вовсе не сундук с ненужными вещами. Она хранит наши знания, наш жизненный и профессиональный опыт. Без нее мы были бы как рыбки в аквариуме. Они плавают в этом маленьком пространстве, и им там все в новизну, потому что их память длится всего несколько секунд. Пока доплыла от одной стенки к другой, уже все забыла. От длинной памяти во многом зависит наша профессиональная состоятельность и даже безопасность. Представьте хирурга, который во время операции лезет в «Википедию» уточнить, как пользоваться скальпелем!

На здоровье отражается и просто негативная информация, которой в Интернете очень много. Сегодня, когда мы живем в едином информационном поле, все цунами и наводнения, все несчастья этого мира — наши. У потребителя новостей складывается ощущение, что мир летит в тартарары. Люди часто считают, что навредить им может только физическое воздействие: тебя ударили, и ты чувствуешь боль, а от негативной информации ничего вроде бы не болит. Но особенность нашего мозга в том, что он не фильтрует — реальна опасность или нет. Новость о страшном событии, произошедшем пять лет назад на другом конце планеты, он воспринимает как угрозу. Она провоцирует тревожные мысли, а каждая мысль, которая возникает в голове, вызывает биохимическую реакцию. По сути, от наших мыслей зависит, будет ли организм производить полезные или вредные химические вещества, способные разрушить психологическое и физическое здоровье. Чем больше плохих мыслей, тем больше адреналина, кортизола и других веществ поступает в кровь — ментальная интоксикация переходит на физический уровень. Так, поглощая негативные новости, человек, сам не подозревая, себя отравляет.

Разумеется, мы не предлагаем смотреть на мир сквозь розовые очки, но призываем осознанно относиться к потреблению информации. И даем технические и общечеловеческие советы на этот счет. Например, лично я, прежде чем открыть какую-то новость, всегда задаю себе вопрос: зачем она мне? Это не значит, что я просматриваю только позитивные сообщения. Например, как волонтер фонда «АдВита», который помогает детям, больным раком, я читаю тексты по этой проблеме — потому что в ее решении реально могу поучаствовать. Но не стану погружаться в подробности землетрясения на другом континенте — мне всех жалко, но помочь я им не смогу.

Есть такой фильм «Интайм», где люди получают зарплату часами и минутами, а потом это время вычитается из их жизни при оплате еды, жилья и т. д. Кажется, фантастика, да? Но ведь, поглощая новости из жизни звезд, человек потраченное на чтение время вычитает из собственной жизни. И поэтому мы предлагаем, прежде чем кликать на статью о Собчак или Пэрис Хилтон, задать себе вопрос: какую часть своей жизни ты готов отдать за информацию о чужих тебе людях?

Чужая жизнь вместо своей

— Но людям свойственно и простое любопытство. Интернет позволяет его утолять.

— Согласна. Поэтому хотите, поделюсь своим секретом? Понимая, что не готова заплатить за поток любопытных, но ненужных новостей своей жизнью, я решила, что такое чтение следует совместить с чем-то полезным. Я иду в фитнес-клуб, сажусь на велотренажер и только тогда позволяю себе читать все, что угодно. Как показывает опыт, чем выше нагрузка, тем быстрее удовлетворяется твое любопытство.

— Есть еще такая проблема — скука. Люди не знают, как сделать насыщенной свою жизнь. И это проблема не только нашего времени. Она была и 10, и 20, и 100 лет назад. Люди часто не умеют заполнить свой досуг. Они часами могут глазеть не в гаджеты, а в телевизор, лежа на диване. Тут дело не в гаджетах. Шарясь в «Фейсбуке», поглощая сплетни со всего мира, человек наполняет свою жизнь эмоциями, которых ему не хватает.

— Все зависит от того, как ты хочешь прожить свою жизнь. Можно действительно лечь на диван, включить телевизор, и другие люди там, на экране, проживут за тебя твою жизнь. У них будут драмы, победы, любовь, путешествия. Весь вопрос в том, как ты относишься к самому себе. Хочешь ли, чтобы у тебя в жизни было еще что-то, кроме подсматривания за чужой жизнью? Можно наблюдать, как на экране готовят, а потом едят красивые блюда. А можно позвать друзей и самим попробовать создать тот самый шедевр из телевизора — насладиться новым вкусом и общением друг с другом. Но для этого надо приложить усилия, для начала хотя бы встать с дивана. А гаджет не требует никаких усилий: вошел в Интернет — и тебе уже обеспечен короткий эмоциональный всплеск — можно и посмеяться, и поплакать, испугаться… Но наша книга для тех, кому интересно жить самому. Поэтому мы рассказываем о ловушках, которые нам расставляют современные технологии. Да, в жизни много стрессов и мрачно одинаковых будней. Но есть события, делающие ее счастливой: общение с семьей и друзьями, путешествия, книги, профессиональные успехи. И важно, чтобы эта яркая жизнь была у нас, а не у наших телефонов и телевизоров. Наша книга о качестве жизни, а не о гаджетах.

Синдром ненужной усталости

— Вы отмечаете, что во время работы нельзя отвлекаться на гаджеты. Но разве такая нагрузка на мозг не полезна? Это же так классно, когда ты разбираешься одновременно с кучей задач: пишешь статью, отвечаешь на важные звонки и электронные письма. Это как кроссворды разгадывать, а они, как теперь принято считать, тренируют мозг и тем самым продлевают жизнь.

Гаджет:  8 лучших микронаушников для сдачи экзаменов: без провода в ухо

— Мы в книге приводим результаты исследований, доказывающие, что на самом деле такая мультизадачность снижает эффективность труда. Да, часто возникает иллюзия: вот я такой многозадачный и успешный, потому что вроде бы все дела переделал. Но мы не можем представить, насколько было бы эффективнее решение каждой из этих задач, если бы мы уделяли ей больше времени. Когда ты пишешь статью или составляешь финансовый отчет и при этом постоянно отвлекаешься на электронные письма, ты должен то и дело открывать почту, погружаться в очередную проблему, формулировать ответ, а потом возвращаться обратно к своей основной работе. В результате мозг тратит много энергии на то, чтобы каждые несколько минут сосредотачиваться на новой задаче. И в конце дня на тебя наваливается усталость. Она кажется естественной, но на самом деле ее могло и не быть. И статья получилась бы лучше, и на ее написание ушло бы 2 часа, а не 6.

Попробуйте хотя бы день прожить по-другому. Если пишешь статью — пиши статью, занимаешься языком — учи язык. И не отвлекайся. А потом сравните свои результаты и ощущения.

Мы, кстати, цитируем в книге «МК» в Питере». У вас в газете я прочитала про российского ученого, который изобрел технологию, позволяющую лекарству достигать нужной точки в организме. Мировое открытие! Но, кроме радости и гордости за страну, меня потрясло еще кое-что. Этот человек интенсивно работал — ему важно было успеть первым, потому что параллельно над решением той же проблемы бились иностранные конкуренты. В месяц он позволял себе отдыхать 1–2 дня, как он сам говорит: чтобы восстановить внимание. То есть ученый, сделавший открытие, признает, что внимание — главный ресурс, позволивший ему добиться успеха. И этот ресурс в течение дня ограничен. Не случайно к вечеру бывает трудно на чем-то сосредоточиться. А если еще растрачивать внимание бездумно на всякую ерунду, постоянно отвлекаясь на гаджеты, то КПД в работе получится очень низкий. Гаджеты убивают привычку концентрироваться, а именно она позволяет нам чего-то достичь.

(Окончание следует.)

Как определить, есть ли зависимость

Сделать это несложно. Если вам легко проводить выходные без средств связи, если в день делаете не более 5 звонков и не висите всё свободное время в мессенджерах, скайпе или соцсетях, можете быть спокойны. Но если в вас вселяется тревога при мысли о том, что придётся расстаться со своим гаджетом даже ненадолго, то стоит пройти этот небольшой тест. Честно ответьте самому себе на каждое из этих 10 утверждений.

  1. Телефон – это главное устройство в моей жизни. Я не представляю свою жизнь без него.
  2. Я провожу со своим смартфоном много времени. Гораздо больше, чем уделяю другим занятиям.
  3. Я конфликтую с близкими из-за того, что много времени уделяю своему гаджету.
  4. С каждым днём я все больше времени провожу с телефоном в руках. При этом неважно, как его использую, возможны игры, общение или чтение.
  5. Мой телефон способен поднять мне настроение, когда он рядом, мне спокойнее.
  6. Если я не могу пользоваться смартфоном, то начинаю нервничать.
  7. Мне постоянно хочется использовать смартфон, при каждом удобном случае я беру его в руки.
  8. У меня не получается сократить время использования. Постоянно появляется повод вновь взять смартфон в руки.
  9. Иногда я врал окружающим людям о том, сколько времени я провёл за своим телефоном.
  10. Я часто откладываю важные дела, чтобы заняться чем-то не очень полезным на смартфоне.

Если вы отметили у себя 5 и более пунктов, есть повод задуматься о гаджет-зависимости и начать профилактику: например, ограничить для себя время использования смартфона, планшета и компьютера.

Если же вы согласились с 9 утверждениями из 10, то, скорее всего, вам уже нужна помощь специалиста, а частое общение со своим любимым гаджетом выходит за рамки рабочей и бытовой необходимости.

Разумеется, некоторые профессии напрямую связаны с общением, в том числе, с общением по телефону и через интернет. И люди этих профессий более подвержены стрессам, связанным с гаджетами.

Кто, если не родитель?

Российские медэксперты главную причину развития умственной отсталости у детей видят в педагогической запущенности, а не в самих гаджетах. То есть если вам безразлично будущее ваших детей и вы хотите сделать из своего ребёнка зависимого от гаджетов социопата, то можете продолжать пичкать детей с двух лет мобильниками и планшетами.

Педагоги и врачи предупреждают: если не заниматься развитием ребёнка, а оставлять это на усмотрение электронных помощников, задержка в развитии и снижение умственных способностей неминуемы. У ребёнка формируется дофаминовая зависимость и предрасположенность к ранней наркомании и алкоголизму, умственная отсталость и слабоумие — всё это может развиться у маленьких любителей гаджетов ещё до школы.

Маленькие жертвы гаджетов

интернет, дети, здоровье

Хоть и не вполне натуральная, но все-таки природная среда весьма полезна для ребенка.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Цивилизация, облегчив и продлив жизнь человека, все дальше уводит его от природы. Образ жизни меняется даже не с каждым поколением, а едва ли не в два раза скорее смены поколений. Показательнее всего изменения, происходящие с детьми.

С 2005 года входит в психологический оборот термин «синдром дефицита природы» (Nature-Deficit Disorder). Это не заболевание или расстройство, это скорее образ жизни: ребенок проводит большую часть времени не на воздухе, не в играх со сверстниками, а перед компьютером и новомодными гаджетами. Но последствия такого времяпрепровождения – как раз болезни и расстройства. В Европе и США с 1970 года стабильно возрастает показатель ожирения, психических расстройств и суицидальных наклонностей среди детей и подростков в возрасте до 18 лет.

Развитие социальных навыков в ходе игр и естественного общения с друзьями и ровесниками, по мнению большинства психологов, является гарантией того, что ребенок вырастет полноценной личностью, защищенной от всевозможных психологических расстройств.

Ассоциация психотерапевтов Великобритании рекомендовала школьным и дошкольным учреждениям почаще организовывать занятия или различные культурно-развлекательные вылазки на природу. Некоторые неврологические расстройства, в частности синдром дефицита внимания и гиперактивности, могут существенно ослабевать именно на природе.

Родителям не стоит идти на поводу у детей или соревноваться с другими родителями в своей щедрости. Результаты этой щедрости могут оказаться противоположными тем, которых желали бы родители. Различные игры в телефонах, планшетах и ПК, по данным ряда исследований, существенно снижают познавательные способности ребенка – темпы его личностного и психологического развития снижаются. Такие дети отличаются от своих ровесников, проводящих время на природе, меньшими показателями интеллекта.

Негативное влияние затворнической жизни в закрытом помещении находит все новые подтверждения. Недавно в американском журнале Human Biology опубликовано исследование, свидетельствующее, что дети, которые тратят больше трех четвертей своего свободного времени на просмотр телевизора и компьютерные игры, могут столкнуться с ухудшением моторики и координации движений – в девять раз и более по сравнению с нормальными показателями.

Исследование, проведенное в нескольких школах Португалии, показало, что простой физической активности недостаточно для преодоления отрицательного влияния сидячего образа жизни на основные моторные навыки и функции координации, такие как, к примеру, ходьба, бросание или ловля предметов, которые представляют собой структурные элементы более сложных движений.

«Детство является критическим временем для развития навыков координации движения. А они, в свою очередь, играют важнейшую роль в формировании здоровья и благополучия человека на протяжении всей его жизни, – говорит ведущий исследований доктор Луис Лопес из Университета Минью. – Мы знаем, что сидячий образ жизни негативно влияет на развитие этих навыков, что влечет за собой ухудшение общей физической формы, снижение самооценки, ухудшение успеваемости и развитие ожирения».

Гаджет:  Художественные планшеты для рисования в Беларуси. Сравнить цены, купить потребительские товары на маркетплейсе Deal.by

Группа доктора Лопеса изучила 110 девочек и 103 мальчиков в возрасте от 9 до 10 лет из 13 различных начальных школ города Минью. Уровни физической активности детей измеряли с помощью акселерометров (прикрепляемых к талии небольших устройств, регистрирующих все движения и их интенсивность в повседневной жизни) в течение пяти дней. Координацию движений оценивали комплексно посредством анализа способности детей выполнять определенные базовые упражнения на моторику и координацию.

В среднем все дети провели 75,6% времени исследования малоподвижно, однако влияние этого на моторную координацию оказалось большим у мальчиков, чем у девочек. Девочки, которые потратили 77,3% или больше времени исследования малоподвижно, в четыре-пять раз реже имели нормальную координацию движений, чем более активные девочки. Тем не менее мальчики, которые пренебрегали физической активностью более 76% своего времени, будут иметь в пять–девять раз худшую координацию движений, чем их физически активные сверстники.

По мнению врачей, родители должны задуматься, как сделать так, чтобы их дети больше времени проводили на открытом воздухе. Подойдут и прогулки во дворе или в парке, и поездки всей семьей на пикники, да что угодно – лишь бы на воздухе и лишь бы в движении.

Комментарии для элемента не найдены.

Подсадка на «электронную иглу»

Детский и семейный психолог Наталия Простун привела ещё несколько примеров отставания в развитии из-за гаджетов: ей встречались дети, которые к 15 годам так и не научились вырезать из бумаги или дерева, лепить из пластилина и даже завязывать шнурки. В своей статье о дофаминовой зависимости детей Наталия также напоминает, что ради получения очередной дозы «гормона радости» они, как наркоманы, готовы на всё.

— В реальной жизни невозможно получить такую дозу дофамина. Когда дети живут онлайн от трёх до пяти часов, доза становится настолько сильной, что пропадает интерес к жизни, к хобби, к кружкам, обучению и даже к самому себе. Были случаи в моей практике, когда ребёнок шантажировал родителей суицидом, чтобы получить телефон.

В беседе с Лайфом психолог Наталья Простун привела несколько примеров отставания детей в развитии из-за явной зависимости от гаджетов. Один из них произошёл в специальном детском лагере «без гаджетов»: 10-летний мальчик, с рождения увлечённый играми и видео, просто не мог нормально жить, не то чтобы учиться, постоянно требовал смартфон, истерил, ничем не интересовался, игнорировал кружки и мастер-классы, пока его не забрали.

Ещё один пятиклассник был отчислен из частной математической школы с высокими требованиями к знаниям. Причём он был одним из талантливых учеников, но с головой ушёл в компьютер и в пятом классе перестал справляться со школьной программой.

— Появилась агрессия, драки. Школу пришлось оставить, — рассказала психолог Жанна Сафиуллина.

Проблема не только в гаджетах

Комментируя исследование канадских учёных, доцент кафедры психологии, образования и педагогики Санкт-Петербургского государственного университета Роман Демьянчук заявил Лайфу, что число интернет-зависимых детей растёт не из-за массового внедрения новых технологий.

— Дети уходят в виртуальный мир в поисках снятия психологического напряжения, это лишь инструмент, способ уйти от настоящих проблем, — говорит Роман Демьянчук.

В раннем возрасте идёт развитие по всем направлениям, и в то же время очень быстро формируется интернет-зависимость или игромания. Михаил Хорс, клинический психолог, писатель и телеведущий, пояснил, что не сам гаджет становится причиной зависимости. Но дети, предрасположенные к виртуальным играм, подсаживаются на «электронную иглу» гораздо быстрее.

— Это как с электричеством. Само по себе оно не опасно, если соблюдать меры предосторожности, но вас всё-таки может убить током. Дофаминовая зависимость, которая возникает у детей, вынуждает их искать способы получить желаемое из-за ломки. Тут же как в случае с героином: не ради кайфа, а чтобы унять ломку, возникающую в отсутствие дофамина, — пояснил Михаил Хорс.

Ранее учёные из Национального института США заявили, что у детей-игроманов и интернет-сёрферов при длительном пребывании перед экраном истончается кора головного мозга, которая обычно истончается у человека только к старости.

Кроме того, индийские исследования о пользе обучающих видеороликов показали, что дети ими только развлекаются, а не учатся. По крайней мере, заменить педагога обучающим контентом пока не удаётся. Как показала практика, дети выучили новые слова с помощью образовательного видео, только повторяя их за родителями.

Речь и моторика влияют на мышление

Во время просмотра видео или игры в телефоне дети молчат и не двигаются. В своей работе о нарушениях речи из-за массового использования детьми электронных устройств учитель-логопед Эмма Агопян обратила внимание на то, как тихо стало в общем вагоне поезда, хотя в нём едут дети.

Специалисты объясняют это тем, что речевое развитие, как и моторика, напрямую влияют на мышление. Медики всё чаще отмечают у современных детей такие проблемы, как отстающая речь и аутические расстройства. Но родители и педагоги продолжают пичкать подрастающее поколение новыми электронными игрушками. В основном — чтобы высвободить время или успокоить ненадолго ребёнка.

Смешение реальностей

— Дети становятся невнимательными, сильно ухудшается память. У меня был случай, когда шестилетний мальчик отказывался выходить из дома, спал только при свете, просил маму заходить с ним вечером в туалет. Какая уж тут учёба, когда все мысли заняты страхами! — рассказала Сафиуллина.

Позже выяснилось, что ребёнок в последние несколько месяцев был увлечён компьютерной игрой, из-за которой у него возникли страхи, серьёзные проблемы с мотивацией и обучением. При этом психиатр подтвердил, что других причин для появления этих проблем у мальчика не было.

По словам Жанны Сафиуллиной, дошкольникам категорически нельзя проводить перед экраном больше 20–30 минут в день. И взрослые должны присутствовать при этом, а не оставлять детей наедине с их «увлечениями».

— У ребёнка, погружённого в виртуальный мир, полностью пропадает связь с реальностью. Как и интерес к живому общению и учёбе, — отметила детский психолог.

— Кроме того, дети в этом возрасте воспринимают то, что видят на экране планшета, как реальный мир. Всё, что делают герои игры, это своего рода руководство к действию для ребёнка. Вспоминаю один случай, когда в детском саду девочка четырёх лет попыталась воткнуть карандаш в голову мальчика, насмотревшись хоррор-игр со старшим братом.

Если малыш с двух-трёх лет спит в обнимку с планшетом — однозначно будут последствия. Виртуальное пространство не даёт в полной мере развивать творчество и креативность.

Электронные доски ослепляют и отупляют?

В свете этих исследований всё больше критики звучит в адрес проекта «Московская электронная школа» (МЭШ). Он направлен на модернизацию учебных заведений путём отказа от меловых школьных досок, которые заменяют на интерактивные экраны. Тетради уступили место планшетам и смартфонам, а учебники — электронной базе и библиотеке, контент для которых готовят учителя и специалисты.

По словам психолога и педагога Романа Демьянчука, несколько месяцев назад министр просвещения Ольга Васильева ясно дала понять, что формирование электронных школ и подключение электронных ресурсов к образовательной системе было придумано не для детей, а для педагогов.

— Основная идея МЭШ — повысить качество преподавания, — сказала она тогда. — Однако влияние всех этих средств интерактивного обучения на здоровье детей ещё не вполне изучено. Санитарные нормы и правила сами отстают от технического развития, при таком интенсивном внедрении инноваций они просто не успевают подстроиться.

Оцените статью
GadgetManiac
Добавить комментарий