МДОУ «Детский сад №144». Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми

МДОУ «Детский сад  №144». Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми Гаджет

Влияние гаджетов на развитие ребенка дошкольного возраста. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — маам.ру

Тупаева Гульчехра
Влияние гаджетов на развитие ребенка дошкольного возраста

Детско-родительские отношения

Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть

разными: для развития ребенка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого

ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. При

этом знакомить ребенка с гаджетами они начинают уже с первого года жизни. И

напрасно! Поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые

эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время, когда роль любящего

родителя незаменима и любые «электронные няни» могут необратимо навредить

ребенку, сформировав аутичные черты в его поведении.

В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейший навык – ролевую

игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок

сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих

отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и

действий. Так, эволюция действия по Д. Б.Эльконину проходит следующий путь:

ребенок ест ложкой, затем манипулирует ложкой («кормит куклу», как мама, далее

его действия все более схематизируются, кормление превращается в уход, в

отношение к другому человеку.

Компьютерная же игра в исполнении дошкольника имеет другую психосоциальную структуру.Для компьютерной игры характерны:

преобладание механического следования игровому протоколу с погружением в

полисенсорный мир звуков и ярких цветовых эффектов;

многократный повтор действия для достижения результата;

малоосмысленное продвижение по уровням сложности;

попытки поймать, отсортировать или собрать что-то, преодолевая однотипные

препятствия, уничтожая возникающие на пути преграды.

Такая игра не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения

разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и

нравственные качества. При этом она привлекает ребенка сенсорными эффектами,

иллюзией управляемости («захочу – включу, захочу – выключу», примитивным,

понятным без слов сценарием, способностью самому наполнять свой досуг,

независимо от друзей и родителей.

Игра ребенка на компьютере или планшете не требует эмоциональной

включенности в этот процесс родителя, его участия, помощи и содействия, что

отражается на степени детско-родительской привязанности. Роль родителя

трансформируется: постепенно ребенок воспринимает его как «хранителя гаджета»

или досадное препятствие на пути к любимому устройству.

Развитие речи

Исследователями Казанской государственной медицинской академии М. В.

Белоусовой, А. М. Карповым, М. А. Уткузовой было проведено анкетирование 180

семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста, с целью выявления факторов,

влияющих на речевое развитие ребенка. У 50 детей диагностированы проявления

общего недоразвития речи в сочетании с аутистикоподобными нарушениями. В

семьях таких детей наблюдалось неоправданно раннее знакомство ребенка с

электронными устройствами (смартфонами, планшетами, продолжительное и

неконтролируемое взаимодействие с ними.Авторы исследования отмечают: «Если

ребенок раннего и дошкольного возраста бесконтрольно и длительно “зависает” с

планшетом, если компьютер для него становится лучшим другом, любимым или

единственным способом занять себя и заполнить свободное время, если образ жизни

семьи позволяет компьютеру интегрироваться в нее как постоянному спутнику

семейной системы, если время, проведенное у компьютера, обладает для ребенка

большей ценностью, чем совместное общение с родителями, чтение книг, прогулки и

занятия спортом, значит, нарушился эволюционно-цивилизационный алгоритм жизни

семей и воспитания детей. Безответственное пользование достижениями цивилизации

становится фактором риска дезинтеграции и деградации психических функций и

поведения детей, семей и общества».

Диктофон для развития коммуникативных навыков

Интересные занятия можно организовать с помощью диктофона. Наиболее эффективными они будут с детьми старшего дошкольного возраста, которые умеют планировать и осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность.

Дошкольники могут пользоваться диктофоном без помощи взрослого: брать интервью, искать нужную информацию, фиксировать результаты наблюдений и опытов. Ребенок может выступать в роли интервьюера: задавать вопросы сверстникам, педагогу, родителям.

Гаджет:  9 лучших игр для двоих: свежие идеи для домашнего свидания | Playboy

Занятия с диктофоном развивают произвольность поведения: дети подбирают слова, стараются точно формулировать мысль. Воспроизведение записи позволяет дошкольникам услышать себя со стороны, оценить качество речи, что формирует у них адекватную самооценку.

Дети могут исследовать звуковое окружение (как журчит вода, шумит листва, поют птицы и т. д.) и фиксировать с помощью диктофона результаты наблюдений или опытов. Возможность использовать аудиозаписи неоднократно позволяет им делиться опытом с окружающими, возвращаться к исследованию, углублять знания.

Консультация для воспитателей «как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми». воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — маам.ру

Багирян Гаяне
Консультация для воспитателей «Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми»

Консультация для воспитателей

«Как эффективно использовать гаджеты в работе с

детьми».

Современные дошкольники легко и с удовольствием обращаются с гаджетами. Предлагаю Вам узнать, как с помощью гаджетов реализовать индивидуальный подход в работе с воспитанниками и расширить рамки образовательного процесса.

Гаджет (англ. gadget – принадлежность) – техническое приспособление (в т. ч. с цифровыми технологиями, обладающее повышенной функциональностью, но ограниченными возможностями (специализация).

Дети знакомятся с гаджетами очень рано.В каждой семье есть электронные устройства: компьютер или ноутбук, планшет, телефон и т. д. Поэтому оградить ребенка от них невозможно. Задача родителей и педагогов в этой ситуации – создать такие условия, чтобы развивать детей и не навредить их здоровью.

Электронные устройства развивают, если наполняют детскую деятельность новым содержанием, а не заменяют ее. Поддерживать интерес дошкольника к электронным устройствам необходимо с помощью игр, приложений и функций, которые расширяют кругозор, помогают осваивать новые навыки. Кроме того, когда взрослый участвует в занятиях ребенка с гаджетом, проблема замены живого общения не возникает.

Рациональное введение гаджетов в образовательный процесс позволяет повысить его качество. Согласно ФГОС ДО принцип индивидуализации является основополагающим. Поэтому в перспективе гаджеты могут стать одним из средств индивидуализации дошкольного образования.

Использовать гаджеты в совместной и самостоятельной детской деятельности можно по-разному. Прежде всего, предоставить детям возможность самостоятельно искать, изучать и сохранять личностно значимую информацию. В результате этой деятельности накапливаются познавательные материалы различной тематики, к которым дети, педагоги, родители неоднократно обращаются в дальнейшем. Все это создает вариативную образовательную информационную среду.

5 причин использовать гаджеты в работе с детьми:

1. Вы научите воспитанников использовать гаджеты правильно.

2. Сможете активизировать самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность детей.

3. Наглядно покажете коллегам и родителям, что гаджеты развивают детей, формируют новые навыки и умения.

4. Создадите условия для совместной деятельности детей и родителей в новом формате.

5. Дошкольники получат положительные эмоции, научатся самостоятельно находить нужную информацию с помощью разных электронных устройств.

Остановимся на доступных педагогам и дошкольникам электронных устройствах.

Фотоаппарат для развития познавательной активности.

Фотоаппарат имеет большие возможности.С его помощью ребенок может:

• сохранять информацию из разных источников (со страниц книг, иллюстраций, изображений на мониторе компьютера и т. д.);

• фиксировать важные для него объекты окружающего мира, явления и события;

• проводить длительные наблюдения;

• фиксировать этапы познавательно-исследовательской деятельности.

Детское фотографирование – способ использования фотоаппарата в образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста.Этот процесс положительно влияет на дошкольников:

• вызывает у них яркие эмоции;

• развивает познавательную активность;

• создает условия для рефлексии;

• формирует способность выделять личностно значимые объекты в окружающем пространстве;

• служит средством самоопределения в мире интересов.

Фотоаппарат позволяет визуализировать и сопоставлять этапы развития любого процесса: сезонные изменения, рост растений и т. д. Ребенок снимает интересующий объект с определенной периодичностью с одного и того же ракурса. По фотографиям длительного наблюдения он делает вывод о происходящих изменениях, выделяет характерные особенности исследуемого объекта.

Дошкольник может зафиксировать процесс собственной познавательно-исследовательской деятельности. Сделанный фоторепортаж позволит проанализировать ход деятельности и оценить полученный результат. На основе этих материалов воспитатель совместно с детьми создает алгоритмы опытно-экспериментальной деятельности.

Детское фотографирование позволяет дошкольникам выразить себя, а педагогу – создать благоприятные условия для реализации личностного потенциала каждого воспитанника. Кроме того, анализ продуктов детского фотографирования помогает определить область интересов воспитанников.

Фотографии, которые делают дети,отличаются по трем параметрам: тематикой, дистанцией и способами фотографирования. Например, если ребенок интересуется растительным миром,то на большей части его фотографий обязательно присутствуют растения: комнатные цветы, трава, кустарники, деревья и все, что с ними связано (иллюстрации из энциклопедий, дневника наблюдений за рассадой, схемы роста и развития).

Гаджет:  7 бесполезных дорогих технологичных штуковин для кухни, которым есть дешёвая альтернатива / Как сэкономить

Важную информацию дает беседа по фотографиям:

• Что ты фотографировал?

• Почему сфотографировал именно это?

• Как у тебя получилась эта фотография?

• Чем отличается данная фотография от других?

Диктофон для развития коммуникативных навыков.

Интересные занятия можно организовать с помощью диктофона. Наиболее эффективными они будут с детьми старшего дошкольного возраста, которые умеют планировать и осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность.

Дошкольники могут пользоваться диктофоном без помощи взрослого: брать интервью, искать нужную информацию, фиксировать результаты наблюдений и опытов.Ребенок может выступать в роли интервьюера: задавать вопросы сверстникам, педагогу, родителям. В другой игровой ситуации он сам отвечает на вопросы. Такие задания формируют у детей умение выслушивать друг друга, давать четкие ответы, высказывать собственные суждения.

Занятия с диктофоном развивают произвольность поведения: дети подбирают слова, стараются точно формулировать мысль. Воспроизведение записи позволяет дошкольникам услышать себя со стороны, оценить качество речи, что формирует у них адекватную самооценку.

Дети могут исследовать звуковое окружение (как журчит вода, шумит листва, поют птицы и т. д.) и фиксировать с помощью диктофона результаты наблюдений или опытов. Возможность использовать аудиозаписи неоднократно позволяет им делиться опытом с окружающими, возвращаться к исследованию, углублять знания.

Ноутбук, планшет для организации совместной деятельности.

Ноутбук и планшет помогут найти необходимую информацию в голосовом режиме, организовать коллективный или индивидуальный просмотр видеоматериалов по интересующей теме, провести образовательный веб-квест.

Искать информацию в голосовом режиме позволяет команда «О’кей, Google», которая переводит приложение Google в режим управления голосом. Ребенку достаточно озвучить, что он хочет узнать. Приложение предоставляет ответ из сети Интернет в режиме реального времени. Дошкольники, которые не умеют набирать текст, быстро получают необходимую информацию и удовлетворяют собственные интересы.

Голосовой режим стимулирует правильное звукопроизношение, формирует у ребенка умение формулировать запрос и самостоятельно находить нужный ответ.

Веб-квест (в переводе с английского языка «Веб»(Wеb)«сеть», «квест»(Quest)«путешествие») – продолжительный, целенаправленный поиск, который связан с приключениями или игрой. Технологию веб-квеста разработал Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).

Образовательные веб-квесты – способ организации совместной деятельности детей и родителей. Это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются ресурсы сети Интернет. В ходе веб-квеста ребенок совместно с родителями ищет, анализирует и обобщает полученную информацию.

Чтобы разработать веб-квест, педагог создает отдельный сайт с помощью бесплатных конструкторов или презентацию в программе Power Point.

Обязательные элементы веб-квеста:

• мотивирующая информация;

• проблемное задание;

• роли и соответствующие маршруты;

• ссылки на интернет-ресурсы;

• результаты и способы их презентации.

Мотивирующая информация – обращение к участникам веб-квеста – размещается на центральной страничке (первом слайде). Она может сопровождаться мультфильмом, слайд-шоу, приветствием сказочных персонажей.

Проблемное задание подбирается в соответствии с возрастом воспитанников. Например, задание по теме «Птицы»для детей среднего возраста: «Есть птицы домашние, а есть дикие. О домашних заботится птичница, о диких – лесник. Решили они своих птиц накормить. Как вы думаете, кто быстрее накормит их?»

Роли, от лица которых дети выполняют проблемное задание, педагог подбирает также в соответствии с их возрастом. Например, для старшего дошкольного возраста – реалистичные роли (фотограф, ученый, турист); для младшего дошкольного возраста – игровые (утенок, цыпленок).

В соответствии с выбранными ролями дошкольники вместе с родителями ищут ответ на поставленный в проблемном задании вопрос. Каждый ребенок проходит по своему информационному маршруту, знакомится с новыми сайтами. При этом педагог должен обеспечить безопасность информационного пространства, использоватькачественные интернет-ресурсы: реалистичные изображения, познавательные видеоролики, материалы, имеющие художественную и познавательную ценность.

Результаты прохождения веб-квеста педагог проектирует заранее. Это может быть распечатанная информация, которая заинтересовала ребенка, набор картинок, рисунок, поделки и т. д.

Таким образом, какой бы путь ни выбрал ребенок в процессе путешествия по сети Интернет, он найдет ответ на поставленный проблемный вопрос и значимую для него информацию.

С помощью технологии веб-квеста педагог создает условия для самовыражения каждого ребенка в познавательно-исследовательской деятельности. У детей появляется желание обменяться впечатлениями и новой интересной информацией друг с другом. Кроме того, это способ вовлечь родителей в образовательную деятельность для решения задач образовательной программы ДГ.

Гаджет:  Конспект НОД в старшей группе «Гаджеты — вред или польза». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Направленность интересов

Степень выраженности параметра: 0 – отсутствует; 1– слабо выражен; 2 – явно выражен.

Способы и результаты использования гаджетов в детской деятельности

Гаджет

Способ использования

Продукт детской деятельности

Результат

Фотоаппарат

Фиксация личностно значимой информации

Фоторепортажи:
«Что есть интересного в нашей группе»;
«Удивительное на прогулке»;
«Самые интересные страницы книги»;
«Бывает же такое, или Удивительный Интернет»

Определены интересы ребенка. Созданы условия для самовыражения в интересующей его области познания

Долговременные наблюдения

Фоторепортажи:
«Как мы растили рассаду»;
«День за днем – сезонные изменения» (живая природа, неживая природа, одежда человека и т. д.)

Фиксация этапов познавательно-исследовательской деятельности

Фоторепортаж «До и после»;
кейс-ситуации «Что будет, если..?»;
алгоритмы проведения опытов

Поиск и фиксация необходимой информации

Банк фотографий реальных событий, фрагментов
из книг, изображений
с монитора компьютера

Диктофон

Интервью

Аудиорепортажи:
«Что бы ты сделал с… (предмет или материал)?»; «Как поздравить маму
с праздником?»
и др.

Созданы условия для проявления детьми коммуникативной активности

Фиксация результатов наблюдений и опытов

Аудиорепортажи:
«Каким стало солнце в начале зимы?»;
«Что под снегом?» и др.

Поиск и фиксация необходимой информации

Банк аудиозаписей
с ответами взрослых
и детей по интересующей теме; аудиоспектакли

Ноутбук, планшет

Веб-квесты (совместно со взрослыми). Просмотр видеоматериалов по интересующей теме. Поиск необходимой информации в голосовом режиме

Индивидуальные проекты, рассказы детей, книжки-малышки и др.

Ребенок сам выбирает темы для исследований. В процессе обмена информацией с окружающими систематизируются представления детей по интересующей их теме

Статья для воспитателей и родителей дошкольников «современные гаджеты, девайсы и интернет». воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — маам.ру

татьяна данилова
Статья для воспитателей и родителей дошкольников «Современные гаджеты, девайсы и интернет»

Современные гаджеты, девайсы и интернет

В наше время трудно себе представить современную семью, у которой не было бы различных гаджетов, смартфонов, компьютеров, планшетов. Эти и другие цифровые устройства уже прочно обосновались в нашей жизни. Многих родителей интересует вопрос: безопасно ли это увлечение? С одной стороны они способствуют интеллектуальному развитию ребёнка, когда он хаотично нажимает на кнопки и клавиши, незаметно развивает моторику пальцев и непроизвольно запоминает цифры и буквы, слушая мелодии и рассматривая картинки на мониторе, совершенствуется слуховое и зрительное восприятие. Это способ занять ребёнка в очереди, в поездке, в пробке и т. д, для этого не нужно брать много игрушек, достаточно включить ребёнку мультфильм или поставить развивающую игру, это помощник в учёбе, некоторые приложения учат детей грамоте математике, рисованию, развивает внимание, память, логическое мышление. Но с другой стороны это негативное влияние на физическое развитие и здоровье. Если ребёнок излишне увлечён планшетом или компьютером, то может пострадать зрение острота зрения, ведь глаза испытывают огромную нагрузку, так же страдает осанка- дети сутулятся, сидят в неправильной позе,т. к недостаточно двигательной активности, и это приводит к искривлению позвоночника. Так же страдает и головной мозг ребёнка происходит нарушение циркуляции крови в конечностях. и внутренних органах, при нахождение в одной позе, снижается концентрация внимания и памяти, нет возможности задеть все каналы восприятия, происходит понижение творческой активности уход в виртуальное пространство, страдает не только общение со сверстниками, но и взаимоотношение с родителями. Старайтесь придерживаться возрастных рекомендаций, указанных к компьютерным играм и мультфильмам. Нельзя допускать, чтобы малыш находился за компьютером больше установленных возрастных норм. Так детям не следует сидеть за ноутбуком больше часа в день, каждые 20 минут необходимо устраивать физминутки, чтобы отдохнули глазки и тело ребёнка. Напоследок хочется сказать, что всё же не стоит запрещать детям пользоваться современными достижениями техники. Мы живём в эру технологий и прогресса, а значит, навыки и умения в этой области пригодятся малышам в будущем, но не забывайте, что реальное общение с ребёнком нельзя подменить никаким, даже самым дорогими и новомодными устройствами. И всё же, как воспитывать детей решать в первую очередь вам, родителям!

Оцените статью
GadgetManiac
Добавить комментарий