«Мобильный художественный театр» Михаила Зыгаря — это точно театр? Разве может быть спектакль в телефоне? Рассказываем о первом театре, который помещается в кармане — Meduza

«Мобильный художественный театр» Михаила Зыгаря — это точно театр? Разве может быть спектакль в телефоне? Рассказываем о первом театре, который помещается в кармане — Meduza Гаджет

Что значит «мобильный»?

МХТ выпускает спектакли для телефонов. Проекту не нужна ни сцена, ни постоянная труппа, ни декорационная мастерская. Спектакли создаются раз и навсегда, а не воспроизводятся снова и снова, как в привычном театре, и доступны зрителю в любое время, а не в семь часов вечера в конкретную дату.

Что такое мобильный театр?

Все просто, мобильный художественный театр – это приложение для телефона (доступно в App Store и Google Play) со сборником аудиоспектаклей. Каждый из них – иммерсивный: нужно гулять по определенному маршруту и слушать постановку. Фактически все действо разворачивается у вас в голове, есть только голоса героев и город вместо декораций.

Алгоритм «просмотра» простой: покупаете спектакль (цена – 379 рублей), приезжаете в нужное место в любое удобное время и слушаете неограниченное количество раз. На самом деле, включить запись можно и дома, но это не так эффектно – лучше побродить по тем местам, где разворачиваются события.

Например, в «Мастере и Маргарите» атмосферу создают именно Патриаршие (стартовая точка маршрута), улицы с барами, аптека с кислотной неоновой вывеской, лавочка, где сидела Маргарита. Смотрите на это, а в наушниках в это время реплики: «Если есть свободные скамейки, то присядьте рядом с Воландом, подслушайте его разговор с Берлиозом» или «Посмотрите налево, в этом элитном ЖК живет тот самый Берлиоз».

Михаил зыгарь разве не журналист? как это он вдруг основал театр?

Прежде чем открыть «Мобильный художественный театр», Михаил Зыгарь сменил несколько профессий. В нулевых он работал военным корреспондентом, а с 2021 по 2021 год — возглавлял телеканал «Дождь». Он автор нескольких документальных книг, в том числе — бестселлера «Вся кремлевская рать» об истории России двух последних десятилетий.

После ухода с «Дождя» Зыгарь занимается мультимедийными проектами, посвященными разным историческим эпохам — от революции 1917 года до перестройки и распада СССР. Все это разрабатывает креативная студия «История будущего», которую Зыгарь основал на пару с журналистом и редактором его книг Кареном Шаиняном.

«Мобильный художественный театр» они тоже придумали вдвоем, и с другими продуктами студии у МХТ гораздо больше общего, чем с обычными репертуарными театрами. В команде проекта лишь один человек профессионально связан с театром — это критик и куратор Алексей Киселев, который сейчас работает там директором.

А третья премьера о чем?

Третья премьера — это как раз «Свинарка и пастух» по сценарию журналиста Валерия Панюшкина. По формату это что-то среднее между «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым» и «Мастером и Маргаритой»: мы следим за персонажами и попутно узнаем историю ВДНХ.

Фильм Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» вышел в 1941 году и спустя год принес режиссеру Сталинскую премию. История любви вологодской свинарки Глаши и дагестанского пастуха Мусаиба на фоне всесоюзной сельскохозяйственной выставки превращается в сегодняшний сюжет о двух московских экспатах, американце и китаянке, которых играют артисты «Гоголь-центра» Один Байрон и Ян Гэ. Их собеседником и проводником по ВДНХ становится Чулпан Хаматова.

Гаджет:  Gadget Support, сервисный центр, Пермь

Современная мелодрама смешана с увлекательным рассказом о передовиках сталинского искусства — архитекторе Вячеславе Олтаржевском, сценаристе Викторе Гусеве, операторе Валентине Павлове — и о задачах, которые ставило перед ними государство. Если спектакль о Серебренникове слегка страдает от монотонности, а «Мастер и Маргарита» сводится к идее «Воланд в сегодняшней Москве», то «Свинарка и пастух» подкупает идеальным балансом развлекательного и познавательного: это та самая работа, ради которой стоило затевать «Мобильный художественный театр».

Еще они поставили «мастера и маргариту» — это как?

«Мастер и Маргарита» — первое название, которое приходит в голову, если вы собираетесь поставить спектакль в декорациях реальной Москвы. Спектакль МХТ начинается там же, где и роман Булгакова, — на Патриарших прудах, — но не повторяет траектории героев буквально, а движется по собственному маршруту.

Мастер из писателя превратился в сценариста, которого третируют не за сомнительный по советским меркам выбор темы, а за оскорбление чувств верующих. У проекта звездный каст: Воланда играет Ингеборга Дапкунайте, мастера — Юрий Колокольников, Маргариту — Александра Ребенок, а Берлиоза — Леонид Парфенов.

Из трех спектаклей «Мобильного художественного театра» этот — самый неубедительный: к моменту премьеры в одной только Москве было восемь постановок «Мастера и Маргариты», и не сказать, чтобы девятая открыла что-то новое в романе.

Кто придумал мхт

Театр создан студией «История будущего» Михаила Зыгаря, бывшего главреда телеканала «Дождь» и автора бестселлера «Вся кремлевская рать». Первая аудиопостановка – «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым» – вышла осенью прошлого года (и сейчас тоже доступна в приложении). Теперь, после премьеры «Мастера и Маргариты», в планах – выпускать один спектакль в месяц.

Теперь более широкая аудитория сможет смотреть и слушать постановки: обычный гаджет стал мобильным театром. Мы сделали современный арт-театр, состоящий из аудиоспектаклей, которые написаны под конкретное пространство. Сценой здесь выступает, с одной стороны, город, с другой – воображение зрителя. Предполагается, что каждый спектакль – это прогулка, сопровождаемая аудиодорожкой. Зритель видит, что происходит вокруг него: дома, деревья, переулки, кусты, скамейки, и слышит текст пьесы, вписанный во все городские объекты.

Ксения Сергиенко

Минутку! разве это театр?

Нет поводов думать иначе. Сегодня словом «театр» называют не только представление с актерами на сцене: бывают сайт-специфические спектакли в парках и заброшенных зданиях, спектакли-инсталляции без людей и интерактивные спектакли-игры, в которых участвуют не артисты, а зрители.

Сейчас единственная обязательная составляющая театра — взаимодействие с физической реальностью: если произведение требует, чтобы вы находились в каком-то конкретном месте, можно смело считать его спектаклем — главное, чтобы с таким определением соглашались создатели проекта.

Городская прогулка — вполне сложившийся театральный жанр. Немецкая компания Rimini Protokoll с 2021 года выпускает знаменитую франшизу Remote X: 50 человек исследуют мегаполис в компании компьютерного голоса, который говорит им, что делать. Проекты из этой серии выходили по всему миру, в том числе в России: нынешнее лето — последняя возможность увидеть московскую версию Remote.

Но кое в чем Зыгарь и Шаинян действительно были первыми: они придумали написать мобильное приложение. Спектакли «Мобильного художественного театра» можно слушать (смотреть) на своем гаджете, а значит, не нужно сверяться ни с каким расписанием. 

Слышал, они работали с кириллом серебренниковым

Все верно. Правда, Серебренников сотрудничал с МХТ в необычной роли — не как режиссер, а как актер и персонаж. Когда создатель «Гоголь-центра» еще находился под домашним арестом, Зыгарь задумал проект «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым». В то время режиссер имел право на ежедневную прогулку по согласованному маршруту: вот этой дорогой — от «Кропоткинской» до «Парка культуры» — зрители и ходят в спектакле.

Гаджет:  Интернет-магазин Xiaomi в Краснодаре, купить аксессуары для гаджетов

Серебренников записал аудиогид, в котором он рассказывает о своих именитых соседях — архитекторах, артистах, ученых и писателях, тоже некогда обитавших в районе Пречистенки. Почти все биографии перекликаются с судьбой самого рассказчика: главный герой как бы движется по рельсам исторических закономерностей, которые стесняют его так же, как и правила прогулок под домашним арестом.

Тульский тюз знает, как отвлечь от гаджетов

Актёр Тульского театра юного зрителя Игорь Берзон убеждён: детский театр может успешно конкурировать с гаджетами, если убедит юных зрителей в том, что живое общение значительно интереснее виртуальных игрушек. 

Через СТЭМ — к «Риску»

— Я настороженно отношусь к повсеместному использованию мультимедиа в театре, тем более детском,— подчеркивает Игорь Берзон.— Считаю, что спецэффекты, лазеры, видеоряд можно и нужно включать в спектакль, но не заменять ими живое театральное действо. Когда за всем этим теряется человек, исчезает сама суть нашего искусства. Недавно говорили об этом с коллегой — артистом Тульского государственного театра кукол Ринадом Кондаевым. Грустно так шутили, что, если эта тенденция продолжится, скоро совсем перестанем на сцену выходить, только сниматься на видео, а зрителям в театре будут показывать кино…

При этом Игорь Берзон отмечает ряд постановок, в том числе и в своем театре, где, по его мнению, мультимедиа использованы умеренно и к месту. Например, спектакль-путешествие «Веселое чаепитие» для малышей, в котором видеоряд переносит зрителей в другие города и страны, при этом главный акцент сделан на артистов и интерактивное общение с детьми.

Игорь Берзон родился в Щёкино, в детстве о том, чтобы стать артистом, даже не думал. После окончания школы поступил в Тульский политехнический институт и неожиданно для самого себя стал активным участником СТЭМа — студенческого театра эстрадных миниатюр. На талантливого парня обратил внимание руководитель созданного в 1980 году в институте молодежного театра-студии «Риск» Геннадий Крестьянкин.

— Геннадий ставил пьесу Маяковского «Клоп». С актером, который должен был играть Присыпкина, что-то случилось, и он предложил мне попробовать. Так я окончательно «влип» в театр. Учился — и работал в «Риске»,— вспоминает Берзон.

Игорь получил диплом — и по распределению уехал в Калининградскую область. Работал на заводе, при этом принимал участие в местных фестивалях и конкурсах самодеятельности. А в Тулу вернулся после того, как Крестьянкин написал ему письмо и сообщил, что у театральных студий появилась возможность перейти на хозрасчет, а это значит, что «Риск» теперь будет платить зарплаты. В конце 80-х многие театральные студии, существовавшие как самодеятельные, воспользовались этим шансом. Правда, количество «зарплатных» должностей было ограничено, поэтому Берзона оформили как технического директора. При этом он занимался множеством организационных дел и одновременно работал как артист. У «Риска» появилась настоящая репертуарная афиша, театр раз в неделю выезжал с гастролями в область. Всё закончилось в начале 90-х, когда в стране начался кризис…

— Мы оказались без работы. Однажды мой друг Гена Бажанов — тоже артист «Риска» — сказал, что хочет попробовать устроиться в ТЮЗ, и попросил помочь ему на просмотре: сыграть сцену на двоих из «Клопа»,— продолжает рассказ И. Берзон.— Тогда директором театра был Борис Сергеевич Карцев, а главным режиссером — Александр Сергеевич Литкенс. После просмотра они сказали, что берут нас обоих…

В свободном плавании

Игорь признаётся, что первые месяцы в Тульском ТЮЗе оказались непростыми. В «Риске» у него было множество ролей, часто главных, студийцы ставили пьесы классиков и актуальных современных драматургов, комедии и трагедии, психологические драмы и политические памфлеты. А театр юного зрителя — это совершенно другая аудитория, другой репертуар. Но самое главное — более строгие профессиональные требования, предъявляемые к спектаклям, работе всех цехов и, конечно, артистам.

Гаджет:  Дорого и вредно для зрения: главные мифы вокруг электронной книги и самые интересные сведения об этом устройстве

Работы было много: нового артиста вводили в уже готовые спектакли, в частности на главную роль в «Винни-Пухе», постоянно занимали в массовых сценах. Тем не менее Игорь Берзон считает, что настоящая профессиональная жизнь в ТЮЗе для него началась со спектакля «Оловянный солдатик».

— Режиссер Виктор Шубников предложил мне роль злобного Тролля, который из-за безответной любви к бумажной балерине решил разогнать весь кукольный городок,— рассказывает И. Берзон.— Шубников тогда со мной серьезно работал, профессионально многое поправил…

Игорь Берзон перечисляет значимые для него роли за весь период в ТЮЗе. Карлсон в спектакле Литкенса — по замыслу режиссера, актер время от времени выходил из образа главного героя спектакля и обращался к зрителям от своего лица. «Волшебник Изумрудного города» (режиссер — Владимир Шинкарёв), в котором Берзон сыграл Страшилу.

— На мой взгляд, в этом спектакле у меня получилось создать интересный образ. Кстати, этот типаж я скопировал с реального человека, моего знакомого из Щёкино: перенял его походку, немного странную мимику и манеру говорить,— делится профессиональными секретами Игорь.— А Абаж из «Королевства Кривых зеркал» несмотря на то, что коллеги признавали эту работу удачной, мне мало чем запомнился. Разве только тем, что перед спектаклем долго сидел в гримерке, превращая себя в лягушку… Я люблю играть, когда ты чувствуешь себя как в свободном плавании, когда всё, что бы ты ни сделал, получается…

Леший и вахтёр

У Игоря Берзона есть своя «актерская копилка». Он наблюдает за людьми, запоминает их манеру двигаться, интонации, любимые словечки.

— В спектакле «Серебряная сказка» мне досталась роль Лешего. Мой персонаж сидел на дереве с автоматом, ждал, когда прилетит Баба-Яга, и время от времени приговаривал «ёлки-моталки». Наши ребята говорили, что получилось смешно, при этом все пытались вспомнить, где в жизни видели этого «Лешего»,— улыбается Берзон.— А я им показывал на нашего вахтера…

Пристально наблюдать приходится и за животными: в театре юного зрителя кого только не приходится играть. И актер, играющий, скажем, пса, будет выглядеть неубедительно, если начнет двигаться, как кошка или лошадь…

Игорь Берзон — характерный и фактурный актер, поэтому список его ролей чрезвычайно разнообразен: Нарцисс в «Трех толстяках», купец в «Аленьком цветочке», начальник королевской стражи в «Бременских музыкантах». При этом есть роль, которую артист играет каждый год: Дед Мороз в новогодних сказках и интермедиях. Игорь Берзон «дедморозит» много лет, при этом говорит, что эта работа нисколько ему не надоела:

— Стоит только надеть шубу, нацепить бороду и взять посох — и я действительно начинаю чувствовать себя добрым волшебником…

Этот проект как-то связан с московским художественным театром?

Нет, это просто отсылка в названии. В столице сейчас три Художественных театра: МХТ имени Чехова под руководством режиссера Сергея Женовача, МХАТ имени Горького, которым управляет продюсер Эдуард Бояков, и МХТ Михаила Зыгаря. Кстати, команда проекта не намерена ограничиваться Москвой: если все пойдет удачно, уже в этом году в приложении появятся спектакли для других городов, а со временем — и для других стран.

Я не слежу за современным театром. мне стоит смотреть спектакли мхт или будет скучно?

Стоит! Помимо слова «художественный» Зыгарю стоило позаимствовать у Станиславского и Немировича-Данченко слово «общедоступный»: его спектакли рассчитаны не только на завсегдатаев продвинутых театральных фестивалей, но и на тех, кто в театре не был со школы.

Антон Хитров

Оцените статью
GadgetManiac
Добавить комментарий