Назад в реальность. Как зависимость от гаджетов и социальных сетей влияет на здоровье > Рубрика Город в Самаре

Назад в реальность. Как зависимость от гаджетов и социальных сетей влияет на здоровье > Рубрика Город в Самаре Гаджет
Содержание
  1. Что интернет делает с нашим вниманием: привычка отвлекаться — лайфхакер
  2. Как не отвлекаться на тревожные новости и мемы
  3. «сейчас вообще трудно встретить на улице компанию детей, а если и встретишь, они скорее всего будут в форме и под надзором сопровождающих».
  4. Может быть интересно
  5. Рекомендации
  6. Фаббинг
  7. Оцените степень влияния гаджетов на вашу жизнь
  8. Другими словами, чем меньше ребенок ходил в школу, тем лучше он сосредоточивался. как такое возможно?
  9. История автора
  10. Мы не сможем оградить детей от всех неприятностей — не нужно даже пытаться, — но, зная об их психологических потребностях, мы можем по-новому взглянуть на их трудности.
  11. «мои исследования показывают, что в сша к подросткам применяется в десять с лишним раз больше ограничений, чем к обычным взрослым, вдвое больше ограничений, чем к американским морским пехотинцам на службе, и даже вдвое больше ограничений, чем к опасным уголовным преступникам в заключении».
  12. Что такое цифровой детокс
  13. Урок 1. дети нуждаются в автономии — в возможности изъявлять свою волю и контролировать свои поступки
  14. Райан считает, что рамки использования технических устройств следует задавать вместе с ребенком, а не навязывать ему свое решение по той причине, что вам, дескать, лучше знать.
  15. Урок 2. дети стремятся к компетентности — к мастерству, достижениям и росту
  16. Как понять, что пора на digital-диету
  17. Возвращаем реальность
  18. Подходит ли этот тест ребенку?
  19. Топ-5 способов
  20. Осанка и зрение становятся хуже
  21. Найти мотивацию
  22. Если у ребенка не все гладко в школе и он не получает необходимой индивидуализированной помощи, он делает вывод, что достичь компетентности невозможно, поэтому перестает и пытаться. махнув рукой на компетентность в классе, дети ищут себе отдушины, чтобы испытать чувство роста и развития.
  23. Депрессия и тревожность
  24. Отказ от телефона помогает похудеть
  25. Урок 3. у детей есть потребность во взаимосвязи — в ощущении, что они важны для других людей, а другие люди важны для них
  26. Распространенность

Что интернет делает с нашим вниманием: привычка отвлекаться — лайфхакер

Однажды вечером в начале лета я открыл книгу и обнаружил, что перечитываю один абзац снова и снова, полдюжины раз, пока не пришёл к неутешительному выводу, что продолжать бесполезно. Я просто-напросто не мог сосредоточить внимание.

Я был шокирован. Всю жизнь чтение книг было для меня источником глубокого удовольствия, успокоения и знания. Теперь стопки книг, которые я регулярно приобретаю, растут всё выше и выше на прикроватной тумбочке, глядя на меня с немым упрёком.

Вместо чтения книг я проводил слишком много времени онлайн: проверял, как меняется трафик на сайте моей компании, покупал разноцветные носки в Gilt и Rue La La (хотя у меня и так их более чем достаточно), а иногда даже, каюсь, просматривал фотографии в статьях с соблазнительными заголовками вроде «Неуклюжие дети звёзд, которые выросли и стали красивыми».

На протяжении рабочего дня я проверял почту чаще, чем нужно, и провёл больше времени, чем в предыдущие года, с жадностью выискивая свежую информацию о президентской кампании.

Мы охотно примиряемся с потерей концентрации и внимания, фрагментацией мыслей в обмен на изобилие интригующей или по крайней мере занимательной информации.

Зависимость — это неустанная тяга к веществу или действию, которая в итоге становится настолько навязчивой, что мешает обыденной жизни. По этому определению почти все, кого я знаю, в той или иной степени зависимы от интернета. Можно утверждать, что Сеть является одной из форм общественно разрешённой наркомании.

По результатам недавнего социологического опроса, средний офисный работник тратит около 6 часов в день на электронную почту. При этом здесь даже не учитывается всё время, проведённое онлайн, например, на покупки, поиск информации или общение в социальных сетях.

Пристрастие нашего мозга к новизне, постоянной стимуляции и беспрепятственному получению удовольствия приводит к появлению компульсивных циклов. Как лабораторным крысам и наркозависимым, нам нужно больше и больше для достижения удовольствия.

Я узнал об этом уже очень давно. Я начал писать об этом 20 лет назад. Я объясняю это своим клиентам каждый день. Но я никогда не мог даже представить, что это коснётся меня лично.

Отрицание — ещё один признак наличия зависимости. Нет большего препятствия для излечения, чем бесконечное стремление логически оправдать своё компульсивное, неконтролируемое поведение. Я всегда умел контролировать свои эмоции. Но прошлой зимой я много путешествовал, в то же время пытаясь управлять растущим бизнесом в сфере консалтинга. В начале лета меня вдруг осенило, что я уже не контролирую себя так хорошо, как прежде.

Гаджет:  Проекты ардуино на Arduino Uno, Mega, Nano для начинающих

Кроме длительного времяпрепровождения в интернете и снижения устойчивости внимания, я заметил, что перестал правильно питаться. Я пил газировку сверх всякой меры. Слишком часто я выпивал вечером по паре алкогольных коктейлей. Я перестал делать упражнения каждый день, хотя занимался этим всю жизнь.

Под влиянием этого я составил невероятно амбициозный план. За следующие 30 дней я должен был предпринять попытку направить эти вредные привычки в правильное русло, одну за другой. Это был грандиозный порыв. Своим клиентам я каждый день рекомендую строго противоположный подход. Но я понимал, что все эти привычки связаны друг с другом. И я могу от них избавиться.

Главная проблема в том, что мы, люди, имеем очень ограниченный запас воли и дисциплины. У нас будет больше шансов на успех, если мы попытаемся изменить одну привычку за раз. В идеале новое действие нужно повторять в одно и то же время каждый день, чтобы оно стало привычным и требовало всё меньше и меньше энергии для поддержания.

Я добился определённых успехов за 30 дней. Несмотря на большой соблазн, я перестал пить алкоголь и газировку (с тех пор прошло три месяца, и газировка в мой рацион так и не вернулась). Я отказался от сахара и быстрых углеводов вроде чипсов и пасты. Я снова начал регулярно делать упражнения.

Я полностью провалился только в одном: проводить меньше времени в интернете.

Чтобы ограничить время, проведённое онлайн, я поставил цель проверять почту только 3 раза в день: когда я просыпаюсь, во время обеда и когда прихожу домой в конце дня. В первый день я продержался несколько часов после утренней проверки, а потом полностью сломался. Я был как зависимый от сахара, который пытается противостоять искушению съесть кекс, работая в пекарне.

В первое утро мою решительность сломало ощущение, что мне обязательно нужно отправить кому-то письмо по срочному вопросу. «Если я просто напишу его и нажму „Отправить“, — говорил я себе, — это нельзя будет считать временем, проведённым в интернете».

Я не принял во внимание, что, пока я буду писать собственное письмо, на мою электронную почту придёт несколько новых. Ни одно из них не требовало незамедлительного ответа, но было невозможно противостоять искушению заглянуть, что там написано в первом сообщении с такой заманчивой темой письма. И во втором. И в третьем.

ezgif.com-resize (1)

За считаные секунды я вернулся в замкнутый круг. На следующий день я бросил попытки ограничить свою жизнь онлайн. Вместо этого я начал противостоять более простым вещам: газировке, алкоголю и сахару.

Тем не менее я решил позже повторно вернуться к проблеме интернета. Спустя несколько недель после окончания моего 30-дневного эксперимента я уехал из города на месяц в отпуск. Это была отличная возможность сосредоточить свою ограниченную силу воли на одной цели: освободить себя от интернета и вернуть контроль над своим вниманием.

Я уже сделал первый шаг к выздоровлению: признал свою неспособность полностью отключиться от интернета. Сейчас настало время очищения. Я по-своему интерпретировал традиционный второй шаг — поверить, что высшая сила поможет мне вернуть здравый смысл. Высшей силой стала моя 30-летняя дочь, которая отключила электронную почту и интернет на моём телефоне и ноутбуке. Необременённый большими знаниями в этой сфере, я просто не знал, как подключить их обратно.

Но я оставался на связи по СМС. Оглядываясь назад, могу сказать, что я слишком полагался на интернет. Только небольшое число людей в моей жизни общались со мной посредством СМС. Так как я был в отпуске, в основном это были члены моей семьи, а сообщения, как правило, были о том, где мы встречаемся на протяжении дня.

В следующие несколько дней я испытывал муки из-за ограничения, и самым сильным оказался голод по Google, когда хотелось найти ответ на внезапно возникший вопрос. Но по прошествии нескольких дней офлайн я почувствовал себя более расслабленным, менее тревожным, лучше мог сосредоточиться и перестал скучать по мгновенной, но недолгой стимуляции. С моим мозгом произошло именно то, что, как я надеялся, и должно было произойти: он начал успокаиваться.

Гаджет:  Смарт часы и фитнес браслеты Samsung - каталог цен, где купить в интернет-магазинах: продажа, характеристики, описания, сравнение | E-Katalog

Я взял с собой в отпуск более десятка книг, различных по сложности и объёму. Начал я с небольшого по длине нонфикшена, а когда почувствовал себя спокойнее и сосредоточеннее, стал двигаться к более объёмной научно-популярной литературе. В конце концов я дошёл до книги «Царь всех болезней. Биография рака» американского онколога Сиддхартхи Мукерджи (Siddhartha Mukherjee). До этого книга провела на моей книжной полке практически пять лет.

Когда прошла неделя, я уже мог освободиться от своей потребности в фактах как источнике удовольствия. Я перешёл к романам и закончил свой отпуск запоем читая 500-страничный роман «Чистота» Джонатана Франзена (Jonathan Franzen), порой не отрываясь по несколько часов.

Я вернулся на работу и, конечно, вернулся в онлайн. Интернет никуда не делся, и он продолжит съедать значительную часть моего внимания. Моя цель сейчас — найти баланс между временем, проведённым с интернетом, и временем без него.

Назад в реальность. Как зависимость от гаджетов и социальных сетей влияет на здоровье > Рубрика Город в Самаре

У меня появилось чувство, что я могу это контролировать. Я меньше реагирую на раздражители и больше планирую, на что тратить своё внимание. Когда я онлайн, я стараюсь не сёрфить по Сети бездумно. Как можно чаще я спрашиваю себя: «Это действительно то, чем мне хотелось бы заняться?» Если ответ отрицательный, задаю следующий вопрос: «Что я могу сделать, чтобы почувствовать себя более продуктивным, довольным или расслабленным?»

Я применяю такой подход и в своём бизнесе, чтобы целиком сосредоточить своё внимание на важных делах. Кроме того, я продолжаю читать книги, но не только потому, что люблю их, но и чтобы поддерживать внимание.

У меня есть давний ритуал: принимать накануне решение о том, какую самую важную вещь я могу сделать следующим утром. Это первое дело, которым я занимаюсь практически каждый день, от 60 до 90 минут без перерыва. После этого я беру перерыв на 10–15 минут, чтобы расслабиться и восполнить силы.

Если в течение дня у меня есть ещё одно дело, которое требует полной сосредоточенности, на время его выполнения я выхожу в офлайн. Вечером, когда я отправляюсь в спальню, я всегда оставляю все девайсы в другой комнате.

Наконец, теперь я считаю необходимым по меньшей мере раз в год брать отпуск без цифровых устройств. Я могу позволить себе взять несколько недель отдыха, но на своём опыте убедился, что даже одной недели без интернета достаточно для глубокого восстановления.

Иногда я ловлю себя на мысли о последнем дне своего отпуска. Я сидел в ресторане со своей семьёй, когда туда зашёл мужчина лет сорока с маленькой очаровательной дочкой 4–5 лет.

Почти сразу же мужчина уткнулся в свой смартфон. Между тем его дочь была просто вихрем энергичности и неугомонности: она вставала на стул, прогуливалась вокруг стола, размахивала руками и строила рожицы — делала всё, чтобы привлечь внимание своего отца.

Не считая коротких моментов, успеха в этом она не достигла и спустя какое-то время бросила эти печальные попытки. Тишина стояла оглушительная.

Как не отвлекаться на тревожные новости и мемы

В этой статье отвечаем на вопрос, что делать, если информации стало слишком много: как отфильтровать наплыв новостей, рекламы и личных сообщений.

Когда вы сёрфите интернет и листаете соцсети, возникает иллюзия занятости. Вам кажется, что вы вовлечены в какую-то деятельность, однако результатов она не приносит (случайная полезная ссылка не в счёт). Так утекает бесценное время, которое можно потратить на саморазвитие или отдых.

Мозг получает развлекательный, информационный или продающий контент. Если развлечения приносят положительные эмоции, то в общем потоке новости, как правило, негативные. Как выяснили канадские исследователи М. Трасслер и С. Сорока, люди склонны выбирать негативные новости. Даже те, кто жалуется на избыток расстраивающих и тревожащих фактов, в первую очередь обращают внимание именно на них. Это свойственно всем людям, и вредно для психики.

Психологи из Университета Сассекса пришли к выводу, что тревожные новости вызывают не только ощущение беспокойства, но и повышают уровень гормона стресса. В результате от регулярного длительного чтения и просмотра подобного контента может нарушиться сон и развиться депрессия.

Гаджет:  Корректоры осанки, которые «выжили» / Блог компании Medgadgets / Хабр

Благодаря социальным сетям и заманчивым предложениям у интернет-пользователей обостряется чувство упущенной выгоды. Психологи описывают синдром упущенных возможностей (fear of missing out — FoMO) как боязнь не получить значимый опыт, который испытывают другие. Этот природный страх помог нашим предкам выжить, а современных людей заставляет ежеминутно смотреть в телефон.

Американские учёные обнаружили, что чрезмерное увлечение гаджетами приводит к симптомам депрессии и суицидальным наклонностям у подростков. Получается замкнутый круг: молодые люди боятся упустить то, что получают сверстники, например, приглашение на встречу или подборку свежих мемов. Из-за этого они постоянно проверяют соцсети в ущерб живому общению, сну, занятиям спортом и хобби. От избытка информации и отсутствия полезных для здоровья и психики занятий ухудшается настроение. От постоянных негативных эмоций развиваются патологические состояния, например, фаббинг — привычка постоянно проверять телефон даже во время офлайн общения.

Информационная волна сбивает с цели, поэтому необходимо возвращать себя на выбранный курс. Чтобы определиться с главными задачами, проранжируйте всё, что считаете важным: составьте список и поставьте на первое место наиболее существенный пункт, затем второй по значимости и так до конца.

Напишите свои главные задачи на бумаге — пусть они будут перед глазами и постоянно напоминают о себе. Тренируйте осознанность: «Так, что это я сейчас делаю? Смотрю мемы, а должен — ботать матешу». Пишите себе планы и списки дел каждый день: вычёркивайте пункты по мере выполнения — так вы будете поддерживать мотивацию и успешно сопротивляться прокрастинации.

Определите время, когда вы можете играть в видеоигры, общаться в социальных сетях и смотреть развлекательные видео. Пусть это будет час в первой половине дня и час во второй, но только в отведённое время. Поскольку мозг связывает место и деятельность, можно завести привычку развлекаться в определённом месте, а за компьютером только работать и учиться.

Когда вы расставили приоритеты, несложно понять, какая информация действительно нужна. Для подготовки к ЕГЭ и финальному этапу олимпиады полезно следить за новостями из области образования, полезные лайфхаки и разборы задач появляются на тематических каналах в Ютьюбе и пабликах в соцсетях. Кулинарные группы и обзоры видеоигр, пожалуй, стоит удалить из числа подписок хотя бы до летних каникул.

Если вы привыкли получать разнообразные новости, хотя бы половина из которых негативные, отпишитесь. Информация о спадах, жертвах, взрывах и войнах не влияет на вашу повседневную жизнь, но ухудшает психологическое состояние. Если произойдёт что-то действительно важное, вы непременно узнаете от близких или друзей.

Мозг отдыхает, когда вы решаете задачи разного типа: читаете, готовите еду, составляете уравнения реакций по химии, рисуете, наводите порядок в шкафу. При этом важно оставаться сфокусированным на том, что вы делаете: не берите в руки гаджет, если экранное время в вашем распорядке дня ещё не наступило.

Как бы ни был велик соблазн включить фоновую музыку для мытья полов или рисования, лучше этого не делать. Если зависимость от гаджета сильна, вам будет трудно удержаться и не нажать уведомление о новом видео. Признайте, что давно не оставались наедине со своими мыслями и чувствами — используйте домашнюю рутину и творчество, чтобы побыть с собой. Мечты и размышления помогают поддерживать осознанное отношение к событиям.

«сейчас вообще трудно встретить на улице компанию детей, а если и встретишь, они скорее всего будут в форме и под надзором сопровождающих».

Если детям предыдущих поколений разрешали просто играть после школы, то в наше время многим детям родители запрещают это делать из-за «педофилов, уличного движения и хулиганов» — именно это следует из опроса, о котором сообщил журнал Atlantic.

Может быть интересно

Цифровой детокс: почему нам всем стоит отключить уведомления на телефоне

Четыре способа сосредоточиться и победить прокрастинацию. Советы средневековых монахов

Подобные опасения высказывали и родители, даже несмотря на то, что, согласно статистическим данным, современные дети — самое защищенное поколение в истории Америки. Из-за этой тенденции многим детям, к сожалению, остается лишь сидеть в четырех стенах, посещать строго отобранные занятия и в вопросе поиска друзей и общения полагаться на технологии.

Иногда, правда, общение в цифровом пространстве приносит пользу. Ребенок, над которым издеваются в школе, может обратиться онлайн за помощью к друзьям; стеснительный ребенок — стать героем среди товарищей по игре со всех концов света.

«Данные показывают, — говорит Райан, — что детей, не ощущающих взаимосвязи со сверстниками, чувствующих себя одинокими и чужими в школе, больше притягивает среда, где они могут вступать во взаимодействие с другими людьми и находить группы по интересам. Так что здесь есть и плюсы, и минусы».

Грей полагает, что исчезновение игры в реальном пространстве, несомненно, имеет негативные последствия, учитывая, что «обучение навыку ладить и взаимодействовать с другими людьми, как с равными, возможно, важнейшая эволюционная функция дружеской игры у людей».

На его взгляд, это «как следствие, так и причина роста социальной изоляции и одиночества в нашей культуре». Около шестидесяти лет назад, задолго до того, как исследователи заговорили о связи между экранным временем и депрессией, возникла гораздо более сильная тенденция, которую Грей описывает так:

Начиная примерно с 1955 года… игра стала занимать все меньше места в жизни детей — отчасти (если не исключительно) потому, что взрослые начали все больше контролировать их занятия…

Каким-то непонятным образом мы, общество, пришли к выводу, что ради защиты детей от опасности и их обучения нужно отнять у них то, что делает их счастливыми, и еще глубже поместить их в обстановку, где их почти постоянно направляют и оценивают взрослые, — в обстановку, как будто созданную для порождения беспокойства и депрессии.

Оценивая современных детей, Райан заключает, что многие из них в жизни вне сети не получают необходимого объема важнейших психологических питательных веществ: автономии, компетентности и взаимосвязи с другими. Неудивительно, что дети ищут их в онлайн-пространстве.

«Мы называем это „гипотезой о насыщении потребностей“, — рассказывает Райан. — Чем меньше ваши потребности удовлетворяются в реальной жизни, тем больше вы будете удовлетворять их в виртуальной среде».

Результаты исследований подтолкнули Райана к выводу, что «чрезмерное пристрастие [к технологиям] — это симптом, свидетельствующий о пустотах в других сферах жизни».

Если у человека удовлетворены три главные психологические потребности, у него выше мотивация, он лучше проявляет себя, упорнее движется к цели, более творчески подходит к задачам.

Рекомендации

Вот несколько советов, которые помогут вам отвлечься от электронных устройств и вернуться в реальный мир.

1. Установите свои правила

Выделите время на то, чтобы определить лучший способ уменьшения потребления технологий. Вы слишком привязаны к смартфону? Или проблема в зависимости от соцсетей? Проанализируйте свой график, чтобы определить время и виды деятельности, для которых вы можете сократить или исключить использование технологий.

2. Отключите уведомления

Мы зависимы от телефонов и компьютеров, поскольку они все время привлекают к себе наше внимание: пищат, жужжат, звонят и щебечут. Ученые считают, что такой поток уведомлений может вызвать дофаминовую реакцию, увеличивая вероятность возникновения зависимости. Лучший способ покончить с ней — отключить уведомления, сделав исключение для самых важных сообщений.

3. Замечайте в других то, что хотите изменить в себе

Оторвавшись от телефона, я заметила, насколько неприятно находиться рядом с человеком, который пишет сообщения и письма или отвечает на звонки в ресторанах и барах. Увидела людей, которые чудом избегали несчастных случаев, когда писали сообщения на ходу. А еще есть те, кому запечатление момента для выкладки в социальные сети интереснее, чем сам момент.

4. Привыкайте к неудобству

Во всякую свободную минутку мы серфим в интернете. Отказ от этой привычки заставит разум развлекать себя самому. Поначалу это может показаться некомфортным. Но именно это, по словам специалистов по технологической заисимости, и нужно делать, чтобы от нее избавиться: проводить время с самими собой, в собственном сознании, мечтать, самостоятельно работать над своими проблемами и, самое главное, учиться не испытывать неудобств по поводу того, кто мы есть и как мы себя чувствуем.

Попробуйте преодолеть первоначальную скуку или дискомфорт, которые вы почувствуете, выключив электронное устройство. Это в результате может сделать вас счастливее и увереннее, чем когда-либо.

5. Помните, что в киберсфере все сообщения и письма двусторонние

Если вам не нравится получать обыденные сообщения в неурочное время, то и сами не посылайте подобного коллегам, друзьям и семье. Осознанное использование технологий означает и заботу о собеседниках. Если хотите поздороваться или дать кому-то понять, что вы думаете о нем, используйте вид коммуникации, который показал бы важность этого сообщения, — обычную записку или телефонный звонок.

Читайте книгу полностью на сайте издательства «МИФ»

Фаббинг

Эта форма проявления зависимости от гаджета знакома многим. Она выражается в привычке постоянно отвлекаться на свой смартфон во время разговора с собеседником. Термин «фаббинг» ввели в 2021 году во время съезда литературоведов, писателей и поэтов в университете Сиднея.

Исследователи по всему миру полагают, что это явление стало нормой из-за изменения в поведении людей. Большинство относится к общению в интернете и виртуальной жизни как к чему-то естественному и даже необходимому. Люди видят, как окружающие погружены в смартфоны, и делают то же самое.

Основные признаки фаббинга:

— во время еды человек не может оторваться от гаджета;— смартфон всегда в руке, даже во время ходьбы;— при звуковых оповещениях человек постоянно берет телефон, несмотря на живой разговор с другими;— во время пикника, праздника, вечеринки, прогулки зависимый большую часть времени проводит в телефоне;— он постоянно листает ленту новостей — возникает страх пропустить что-нибудь важное;— человек стремится проводить со смартфоном большую часть своего времени.

Согласно статистике, женщины чаще подвержены фаббингу, чем мужчины. Более того, ученые выявили взаимосвязь между пристрастием к фаббингу и зависимостью от интернета, а также слабым самоконтролем. Влияет он и на семейную жизнь. Так, в Великобритании юристы бьют тревогу из-за всплеска разводов.

— Зависимый человек — это человек, который не живет в настоящем мире и не умеет строить взаимоотношения, — уверена Лилия Левицкая. — Как и любая зависимость, подобная часто поддерживается тем, что семья также нездорова. Члены семьи глобально созависимы, и это взаимодополняющая, деградирующая и усиливающаяся система разрушения.

Оцените степень влияния гаджетов на вашу жизнь

Прежде чем избавиться от какой-либо привычки, нужно понять — зачем и на что это повлияет. Например, вы хотите меньше пользоваться смартфоном, потому что это главный отвлекающий фактор, из-за которого сложно воспринимать материал на учебе. Ухудшаются ваши показатели, и вы не достигаете поставленных учебных и, как следствие, профессиональных целей.

Определите, на какие сферы вашей жизни влияет чрезмерное пользование гаджетами. Зафиксируйте в заметках или в обычном блокноте, какие изменения произойдут, если вы станете менее зависимыми от гаджетов. Например, вы будете быстрее выполнять задачи на работе и меньше отвлекаться на учебе, снизится нагрузка на зрение, наладятся отношения с близкими людьми, которые устали видеть вас, постоянно сидящем в телефоне.

Такая функция есть во многих смартфонах и планшетах, кроме того, необходимо зафиксировать, какую часть времени вы используете гаджеты по необходимости (например, отвечаете коллегам, общаетесь с близкими людьми), и сколько минут уходит на просматривание социальных сетей и других приложений. Посчитайте, сколько часов в неделю вы тратите на это.

Составьте список дел, которыми вы бы могли заняться в эти часы, потраченные на бесцельное пользование гаджетами. Это может быть чтение, просмотр фильма, прогулка, занятие спортом или же просто сидение в тишине, которое помогает успокоиться и вернуть фокус внимания.

Другими словами, чем меньше ребенок ходил в школу, тем лучше он сосредоточивался. как такое возможно?

Психолог Сюзанна Гаскинс, на протяжении нескольких десятков лет занимавшаяся исследованиями в поселениях майя, рассказала NPR, что индейцы майя предоставляют своим детям огромную свободу.

«Цель ставит не мама, которой для достижения цели потом приходится задействовать уловки и награды, нет, цель ставит сам ребенок. А родители, как могут, помогают ее достичь», — говорит Гаскинс.

Родители майя «твердо убеждены, что каждый ребенок лучше знает, что ему нужно, и цели достигаются, только если ребенок этого хочет».

Вместе с тем большинство школ системы формального образования в США и других промышленно развитых стран — это отнюдь не то место, где у детей есть автономия и они могут самостоятельно делать выбор.

По словам Рогофф, «вполне возможно, дети отказываются от самостоятельного контроля над своим вниманием, когда этим постоянно управляют взрослые».

Иначе говоря, дети могут привыкнуть к отсутствию контроля с их стороны и, как результат, начать много отвлекаться.

Исследование Райана указывает, когда внимание детей начинает ускользать.

«Как только дети поступают в среднюю школу, как только они начинают выходить из закрепленного за ними „домашнего“ класса и попадают в более строгую, полицейскую обстановку, где звенят звонки, где оставляют после уроков и наказывают, они сразу понимают, что эта атмосфера по сути своей отнюдь не мотивирующая», — говорит он.

История автора

«В течение последних нескольких лет работы в телесети ABC меня окружали новости, и, следовательно, я много слышала о зависимости от технологий. Мои дети называют это фаббингом, привычкой постоянно отвлекаться на гаджеты, пренебрегая собеседником. К сожалению, в нашей семье обычно именно я сижу, уткнувшись в экран телефона.

Я не оправдываюсь, но у меня есть для фаббинга уважительная причина. Бывает, я нужна своим пациенткам вне временного промежутка с 9 до 17, с понедельника по пятницу. Для телевидения у меня есть отдельный телефон, и по нему я должна быть на связи 24/7, чтобы ответить на внезапно возникшие медицинские вопросы, отреагировать на срочные медицинские новости и появиться в репортажах. Чтобы хорошо делать обе работы, мне необходимо быть на связи постоянно — я не могу отключиться и исчезнуть.

Однако, начав анализировать мое ежедневное пользование техникой, я поняла: у меня проблема. В день я получаю сотни электронных писем и до 20 различных сообщений через мессенджеры. Как и почти все, у кого есть мобильное устройство, я использую свой смартфон для общения в социальных сетях:

Я решила начать с малого: убирать телефон во время пеших прогулок, а затем найти новые способы более осознанной жизни без технологий».

Мы не сможем оградить детей от всех неприятностей — не нужно даже пытаться, — но, зная об их психологических потребностях, мы можем по-новому взглянуть на их трудности.

Разобравшись, чем на самом деле обусловлено их чрезмерное увлечение гаджетами, вы сделаете первый шаг к тому, чтобы помочь своим детям обрести стойкость и перестать отвлекаться. Как только они почувствуют, что их понимают, они начнут задумываться над тем, как лучше использовать свое время.

Запомните:

  • Поведением управляют внутренние раздражители. Чтобы понять, как помочь детям справиться с тягой к отвлечению, нужно сначала выявить глубинную проблему.
  • Дети нуждаются в психологических питательных веществах. Как и взрослым людям, детям, чтобы преуспеть, требуются автономия, компетентность и взаимосвязь с другими людьми.
  • Отвлечение компенсирует дефицит. Если психологические потребности детей не удовлетворяются в реальном мире, они восполняют их где-то еще — часто в виртуальном пространстве.
  • Детям нужны альтернативы. Родители помогут детям уравновесить виртуальный и реальный миры, если предоставят им больше возможностей для автономии, компетентности и взаимосвязи в офлайн-среде.
  • Четырехкомпонентная модель сосредоточенности пригодится и детям. Обучите их приемам, помогающим справляться с тягой к отвлечению, и, самое главное, своим примером покажите, как ни на что не отвлекаться.

«мои исследования показывают, что в сша к подросткам применяется в десять с лишним раз больше ограничений, чем к обычным взрослым, вдвое больше ограничений, чем к американским морским пехотинцам на службе, и даже вдвое больше ограничений, чем к опасным уголовным преступникам в заключении».

Конечно, в подобную строгую атмосферу попадает не каждый американский учащийся, но становится ясно, почему столь многим детям не удается находить мотивацию в школе: их потребность в автономии, в исследовании своих интересов не удовлетворяется.

«Мы контролируем их в школе, и ничего удивительного, что после этого им хочется окунуться в атмосферу, где они чувствуют себя свободными и автономными, — говорит Райан. — Мы считаем [пользование гаджетами] вроде как злом, но зло — это созданный нами груз в виде альтернатив, которые мы предусмотрели для детей».

В отличие от жизни офлайн, в сети у детей есть огромная свобода; у них есть автономия, позволяющая им самим всем заправлять и экспериментировать с творческими стратегиями решения проблем.

«В пространстве интернета, как правило, бессчетное множество вариантов и возможностей и гораздо меньше контроля и надзора со стороны взрослых, — считает Райан. — Поэтому в сети подросток ощущает себя свободным, компетентным и связанным со сверстниками, особенно если в привычном окружении чересчур много контроля и ограничений или оно недостаточно его стимулирует».

Когда родителей начинает беспокоить, что их дети так много времени проводят в сети, они, как ни парадоксально, часто вводят еще больше правил, и эта тактика обычно дает обратные результаты.

Что такое цифровой детокс

Так называют период, когда человек из-за усталости от непрерывного потока информации перестаёт использовать смартфон, планшет и компьютер вне работы. Это своеобразная передышка, когда свободное время можно потратить на живое общение, прогулки, творчество или медитацию, а не на гаджеты.

В одном ряду с понятием digital-детокса стоит медиааскетизм. Его ещё называют цифровым воздержанием. Это образ жизни, при котором люди не отрицают важность новейших средств коммуникации и интернет-технологий, но при этом не зависают в телефоне каждую свободную минуту. Медиааскетизм — это стремление разумно ограничивать своё времяпрепровождение в интернете.

Соцсети, мессенджеры, стриминговые сервисы — это своеобразные аттракционы для мозга. Мы так привыкаем к виртуальным развлечениям, что попадаем в зависимость от гаджетов, а вследствие неё получаем:

  • фабинг — привычку отвлекаться на смартфон во время живого разговора с собеседником;
  • номофобию — страх остаться без мобильного телефона, то есть забыть его дома, «высадить» батарею или оказаться вне зоны действия сети;
  • экран-вуайеризм — привычку подсматривать за частной жизнью через экран чужого смартфона в общественном транспорте, офисе или другом людном месте.

Разумеется, полностью отказаться от гаджетов в современном мире уже невозможно, но устроить небольшую digital-диету вполне реально.

Урок 1. дети нуждаются в автономии — в возможности изъявлять свою волю и контролировать свои поступки

Марисела Корреа-Чавес и Барбара Рогофф, профессора Калифорнийского университета в Санта-Крузе, провели следующий эксперимент: детей попарно заводили в комнату, где одного из них взрослый человек учил делать игрушку, пока второй ребенок просто ждал.

Исследователи хотели проследить, чем станут заниматься дети, оставшиеся без дела. В США большинство детей-наблюдателей делали то, что и ожидалось: ерзали на стуле, смотрели в пол и в целом проявляли признаки отсутствия интереса. Один нетерпеливый мальчик даже сделал вид, будто игрушка — это бомба, и вскинул руки, изображая взрыв и издавая звуки под стать картине массового уничтожения.

В отличие от них, дети индейцев майя из Гватемалы концентрировались на том, чему учился другой ребенок, и смирно сидели на стуле, пока взрослый его обучал.

Исследователи подсчитали, что в целом, по сравнению с детьми майя, время, в течение которого американские дети могли сохранять сосредоточенность, было вдвое меньше.

Но еще интереснее оказалось то, что дети майя, не вполне включенные в систему формального образования, «могли удерживать свое внимание и обучаться дольше, чем их сверстники из семей майя, полностью включенные в западную систему школьного образования».

Райан считает, что рамки использования технических устройств следует задавать вместе с ребенком, а не навязывать ему свое решение по той причине, что вам, дескать, лучше знать.

Он утверждает, что чем больше вы разговариваете с детьми о последствиях чрезмерного увлечения гаджетами и чем чаще вы принимаете решения вместе с ними, а не за них, тем охотнее они прислушиваются к вашим советам.

Сначала можно поговорить с детьми о тактиках контроля и переосмысления <…>. Расскажите им, как вы изменили свое поведение, чтобы не отвлекаться: признавая собственное несовершенство и показывая детям, что вам знакомы их трудности и вы сталкиваетесь с аналогичными проблемами, вы завоевываете их доверие.

Помните, что хорошие руководители своим примером показывают, как не отвлекаться; так и родители должны демонстрировать пример сохранения сосредоточенности.

Кроме того, стоит подумать, как дать детям возможность удовлетворять свои потребности в автономии, компетентности и взаимосвязи с другими людьми в реальном мире.

Если меньше давить на них в вопросе учебных и спортивных занятий, возможно, им удастся найти себе друзей в реальности, а не в сети.

Урок 2. дети стремятся к компетентности — к мастерству, достижениям и росту

Вспомните о том, что вы умеете: о способности сделать доклад со сцены, или приготовить из ничего вкуснейший ужин, или запарковать параллельно машину в микроскопическом пространстве. Компетентность — это приятно, и это ощущение растет вместе с развитием умения.

К сожалению, сегодня дети все реже испытывают радость от движения вперед в учебных классах. «Очень многим детям мы даем понять: „Ты некомпетентен в том, что делаешь в школе“», — отмечает Райан. Отчасти, считает он, проблема заключается в повсеместном внедрении стандартного тестирования.

«Оно подрывает процесс обучения и обесценивает чувство собственного достоинства у очень многих детей, что убийственно для процесса получения знаний и мотивации».

«Дети очень разные, и скорость развития у них сильно различается», — говорит Райан. Однако в случае стандартизированных тестов эти различия умышленно не принимаются во внимание.

Как понять, что пора на digital-диету

Зависание в интернете можно сравнить с питанием. Пока вы готовите вкусные разнообразные блюда и едите в умеренных количествах, проблемы нет. Но с появлением лишнего веса, одышки и проблем со здоровьем вы наверняка задумаетесь о диете и спорте. Аналогичная ситуация складывается и с потреблением цифровой информации.

По данным ВЦИОМ, 77% пользователей интернета в России признали, что периодически им нужен отдых от Сети, а 44% опрошенных рассказали, что сознательно отключали себе доступ в интернет на день и более.

Понять, нужен ли цифровой детокс именно вам, поможет простой чек-лист. Чем больше утверждений из списка описывают ваш образ жизни, тем сильнее ваша зависимость от современных технологий и тем больше вам нужен отдых.

Возвращаем реальность

Зависимость от гаджетов, соцсетей и информации может быть потребностью во впечатлениях. В этом случае вы можете сами себе их устраивать. Если это потребность во внимании, общении, информации, и вы точно можете определить, зачем именно хватаетесь за телефон, то спрашивайте у себя:

На самом деле цифровая зависимость не настолько сильно на нас влияет, как кажется. Это просто сформированная привычка, устойчивая нейронная связь, которая формируется, когда мы много лет делаем одно и то же. Поэтому поначалу будет некий дискомфорт: непонятно, куда девать руки, куда смотреть.

Подходит ли этот тест ребенку?

Если вы считаете, что зависимостью от гаджетов страдает ваш ребенок, нужно иметь ввиду, что при тестировании он, скорее всего, будет халтурить, и выдавать «правильные» ответы, чтобы избавить себя от вашей гиперопеки и воспитательных репрессий. Нынешние школьники часто обладают клиповым мышлением, и гаджет становится как бы частью их мозга. Поэтому необходимо сочетание гибкости и настойчивости, и, конечно же, личный пример. 

Кстати, когда у Стива Джобса спросили, любят ли его дети iPad, он ответил, что они не пользуются им, и он ограничивает время, которое дети дома тратят на новые технологии. В семье Джобсов был запрет на пользование гаджетами по ночам и в выходные. Зато Стив ввел традицию семейных ужинов, на которых обсуждалось все, что было интересно детям и взрослым, и на которых пользование гаджетами было под запретом…

Топ-5 способов

Чтобы стать менее зависимым, нужно контролировать свои действия. Только так можно добиться результата, постепенно меняя свою привычку и поощряя себя за каждый удавшийся шаг.

1. Не пользуйтесь телефоном во время еды.2. Выделяйте определенное время для социальных сетей и просмотров контента.3. Отключите ненужные оповещения и установите бесшумный режим.4. Определите для себя цель — то, ради чего вы используете смартфон или другие устройства.5. Если вы скучаете, придумайте себе занятия — например, новые хобби, прогулки, встречи с друзьями, походы в кино.

Феномен хикикомори — форма отчуждения от реальности и пребывание в уединении. Япония считается родиной этого образа жизни благодаря молодому человеку, который только раз в полгода покидал свою комнату, чтобы помыться.

Осанка и зрение становятся хуже

Почему у многих 20-летних позвоночник выглядит так, как будто им 30 или 40 лет? Хиропрактики выделяют одну из главных причин: избыточное использование технологий. Проблема заключается в том, что мы годами смотрим вниз на экраны телефонов, и каждый раз это добавляет на шею и спину около 27 килограммов нагрузки.

По прошествии многих месяцев и лет подобное постоянное напряжение и поза, которую вы принимаете, склонившись над устройством, могут вызывать боль и долговременные проблемы с осанкой. В более тяжелых случаях у людей развиваются проблемы с межпозвоночными дисками и нервами.

Эти устройства не только травмируют спину, но и убивают зрение, вызывая цифровую зрительную усталость — серьезное состояние, от которого страдает примерно 60% населения.

Найти мотивацию

Придумайте себе ратификацию (поощрение). Что я сделаю для себя? Что я себе куплю или позволю, если проведу без телефона, например, шесть часов? Или если в течение недели в общей сложности буду пользоваться интернетом пять часов?

Если вы выполняете данную себе установку, то покупаете какую-то долгожданную вещь, устраиваете расслабленный отдых или дарите себе то, что раньше не могли позволить. В этот момент ваш мозг зафиксирует мысль, что если вы проводите мало времени в соцсетях, то получаете бонус.

Если у ребенка не все гладко в школе и он не получает необходимой индивидуализированной помощи, он делает вывод, что достичь компетентности невозможно, поэтому перестает и пытаться. махнув рукой на компетентность в классе, дети ищут себе отдушины, чтобы испытать чувство роста и развития.

Компании, разрабатывающие игры, приложения и другие потенциально отвлекающие продукты, с радостью заполняют эту пустоту, продавая готовые средства для восполнения нехватки «психологических питательных веществ».

Разработчики технологий знают, насколько потребителям нравится выходить на новые уровни, получать новых подписчиков и зарабатывать лайки: это быстрый отклик на достижения, оставляющий приятное чувство.

«Когда дети занимаются в школе тем, что им не нравится и что они не ценят, когда они не надеются на улучшения, не стоит удивляться, — говорит Райан, — что в свободное время они занимаются тем, в чем чувствуют себя вполне компетентными».

Депрессия и тревожность

Склонность к фаббингу может свидетельствовать не только о дурном воспитании. Исследования показывают, что такое поведение может сигнализировать о депрессии и социальной тревожности. Человек, оказавшийся во власти депрессивных переживаний, чаще позволяет себе игнорировать своих собеседников, уделяя максимальное внимание телефону.

Социальная тревожность также может привести к тому, что люди отказываются от живого общения в пользу звонков и переписки. Такой способ взаимодействия с окружающими кажется им более комфортным. У страдающих от депрессии или социальной тревоги людей чаще развивается серьезная зависимость от смартфонов.

Отказ от телефона помогает похудеть

Возможно, вы удивитесь, но электронное устройство связано с набором веса. Ноутбуки, компьютеры и мобильные телефоны — это девайсы, которые вмешиваются в жизнь хозяев и контролируют ее. Зависимость от телефона или ноутбука вызывает стресс и нарушает сон, что, в свою очередь, способствует набору веса.

Переесть или выбрать нездоровую пищу легко, когда погружен в смартфон или используешь другие технологии, даже пишешь эсэмэску. Мы получаем меньше удовольствия от еды, когда отвлечены на технологии, то есть не ощущаем сытости и продолжаем есть, чтобы получить ожидаемое чувство удовлетворения, хотя уже пора бы и остановиться.

Урок 3. у детей есть потребность во взаимосвязи — в ощущении, что они важны для других людей, а другие люди важны для них

Совместное времяпрепровождение в компании сверстников всегда было формирующей частью взросления. У детей навыки общения развиваются в игре с другими детьми. Однако в современном мире подростки все больше общаются друг с другом в виртуальной среде, поскольку делать это в реальности либо неудобно, либо невозможно.

Сама сущность игры стремительно меняется. Помните, как вы собирались поиграть во дворе, как болтались в выходные по району, пока не встречали своего друга? К несчастью, люди теперь просто меньше, чем прежде, общаются спонтанно.

Вот что писал об этом в American Journal of Play Питер Грей:

Распространенность

Исследователи полагают, что фаббинг в наши дни принимает угрожающие масштабы. Владельцы телефонов становятся все более чувствительными к гудкам и всплывающим на экране сообщениям. Им трудно удержаться от того, чтобы немедленно ответить на звонок или проверить почту, прочитать свежие новости или посмотреть прогноз погоды.

Множество людей не выпускают из рук свои телефоны во время свиданий, дружеских и деловых встреч. Особенно часто такое явление наблюдается в компании, состоящей из трех или более лиц. Человеку может казаться, что он имеет право отвлечься на смартфон, пока другие заняты беседой.

Оцените статью
GadgetManiac
Добавить комментарий