- «тетрис» – лучшая игра-головоломка
- «когда она у меня заиграла, я не мог остановиться, ни доделать, ни дооформить»
- Gps-навигаторы
- Головоломка из академии наук
- Как «тетрис» распространился по всему миру?
- Кто и как придумал “тетрис”
- Мировые гиганты «дрались» за «тетрис»
- Портативные игровые приставки
- Портативные плееры
- Фотоаппараты
- Электронные книги
«тетрис» – лучшая игра-головоломка
Портал о гаджетах и технологиях Engadget пишет, что всего продано более 170 миллионов копий игры “Тетрис” для практически всех игровых и компьютерных платформ, которые только можно представить. По их данным, только постоянно развивающийся Minecraft продал больше.
В 2021 году игре исполнилось 30 лет, и в честь этого в Филадельфии на выставке Philly Tech Week геймдизайнеры сыграли в самый большой «Тетрис» – его спроецировали на 29-этажное здание. Хэнк Роджерс, глава The Tetris Company, заявил в интервью, что количество платных загрузок игры для мобильных телефонов превысило 425 миллионов.
«Тетрис» используют как пасхалку: например, его можно найти в текстовом редакторе emacs (открывается после нажатия Esc X и ввода команды tetris) и клиенте программы μTorrent («Справка» – «О программе», затем и нажать клавишу «Т»). Американский журналист Дан Акерман написал об игре книгу «Эффект Тетриса».
Но «Тетрис» стал не просто популярной игрой. В 2007 году его сочли одной из 10 важнейших компьютерных игр и приняли на сохранение в самую крупную библиотеку мира – Библиотеку Конгресса США.
Психологи даже назвали в честь игры феномен, когда человек уделяет так много внимания и времени некой деятельности, что начинает видеть характерные для этой деятельности образы во сне, в мыслях, а также в реальном мире. Об эффекте или «синдроме Тетриса» впервые написали в 1994 году в журнале Wired в статье «This is Your Brain on Tetris».
Люди, долго игравшие в «Тетрис», видели характерные падающие блоки во сне или периодически задумывались о компактном совмещении форм в реальном мире, замечали «пустые места» среди коробок в супермаркете или в массивах зданий на улице. В 1996 году в издании Philadelphia City Paper впервые назвали феномен «Эффектом Тетриса», и этот термин впоследствии прижился.
В «Тетрис» играли и продолжают играть разные поколения, он был и остаётся популярной головоломкой на самых разных устройствах. Хэнк Роджерс сказал: «Если экран может отображать, то на этом устройстве должен и будет работать «Тетрис».
Мы не знаем, появится ли ещё одна подобная игра-головоломка, не теряющая популярность так долго. Но «Тетрис» уже 35 лет адаптируется под все возникающие технологии, и (во всяком случае, пока) нет причин полагать, что игре это когда-нибудь перестанет удаваться.
«когда она у меня заиграла, я не мог остановиться, ни доделать, ни дооформить»
В СССР в тут пору были популярны головоломки с фигурками пентамино. Пентамино — плоские фигуры, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов, соединённых между собой сторонами. Пажитнов пытался автоматизировать укладку пентамино в заданные фигурки, но мощностей компьютера не хватало, и он перешел к более простым тетрамино — таким же фигуркам, но состоящим из четырех квадратов. На их основе и родился «Тетрис».
Gps-навигаторы
Навигаторы всегда казались весьма странными и громоздкими, не говоря уже о скорости их работы. К тому же, нужно было мучаться с обновлением карт. Но это было гораздо удобнее, чем ориентироваться по бумажным картам — достаточно лишь подключить сторонний навигатор в прикуриватель автомобиля.
К счастью, с появлением iPhone и развитием индустрии необходимость в навигаторах пропала — спасибо GPS, AppStore и приложениям, которые стали развиваться не по дням, а по часам. Местоположение стало определяться точнее и быстрее, а карты обновляются часто — вероятность заблудиться в трех соснах снизилась до нуля.
Навигаторы до сих пор можно найти в продаже. Мало того, автопроизводители до сих пор встраивают их в мультимедийные системы автомобилей. Честно говоря, правда, я давненько не видел, чтобы кто-то из моих друзей или водителей такси пользовались этой функцией — сподручнее установить смартфон и следовать по маршруту Яндекс.Карт.
Статьи для вас: Пять причин купить iPhone 12 Mini. И одна, чтобы передумать
Головоломка из академии наук
«Тетрис», покоривший весь мир, родился в СССР. Наверное, поэтому игра проста и гениальна, как автомат Калашникова.
Все началось в 1984 году в Вычислительном центре Академии Наук СССР. Сотрудник центра Алексей Пажитнов занимался проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи. Для обкатки различных идей использовались головоломки.
Как «тетрис» распространился по всему миру?
В 1985 году шестнадцатилетний Вадим Герасимов переписал «Тетрис» на Turbo Pascal, адаптировав таким образом игру для IBM PC – первого массового персонального компьютера. Двумя годами позднее он также добавил в игру некоторые детали.
Это способствовало глобальному распространению игры.
Спустя несколько месяцев после выхода “Тетриса” о нём узнал Роберт Стейн – импортёр программного обеспечения из Венгрии. Стейн приехал в Москву, чтобы договориться с Пажитновым о лицензии на выпуск игры. Пажитнов подарил ему «Тетрис», и Стейн решил, что игру можно свободно издавать.
Пока Стейн пытался договориться, Mirrorsoft и Spectrum HoloByte выпустили свой вариант «Тетриса». В отличие от оригинальной версии Пажитнова, у нового «Тетриса» появился звук и была значительно улучшена графика, а ещё разработчики добавили в неё «русский колорит»: например, в фоновой заставке игры появлялся Юрий Гагарин и другие персонажи.
Игра стала узнаваемой и распространялась как сенсационная новинка – первая игра из-за «железного занавеса» СССР.
Роберт Стейн так и не сумел договориться с руководителями «Электроноргтехники», его позиции особенно пошатнулись после того, как мир узнал настоящего автора игры: журналисты CBS взяли интервью у Пажитнова. Далее борьба за право выпускать популярную головоломку для разных устройств достигла нешуточных оборотов, что тоже подогрело интерес к «Тетрису».
Mirrorsoft и Spectrum HoloByte продали права как сублицензию на свою версию «Тетриса» для разработки игры для консолей фирмам Bullet-Proof Software (с распространением на японском рынке) и Atari Games (для рынков Японии и США). Nintendo разрабатывает Game Boy – карманную игровую приставку.
«Если вы хотите продавать Game Boy маленьким мальчикам, то продвигайте «Марио». Если хотите продать Game Boy всем – запускайте «Тетрис», – сказал руководству компании Хэнк Роджерс, президент Bullet-Proof Software.
Хенк Роджерс пытался связаться со Стейном, чтобы решить вопрос с лицензированием игры, но не получил ответа. Тогда он решил сам лететь в Москву, куда также отправлись Стейн и Кевин Максвелл – сын медиамагната Роберта Максвелла, которому принадлежали Mirrorsoft и Spectrum HoloByte.
Здесь началось настоящее противостояние за права на выпуск игры между несколькими компаниями.
Роджерс из Bullet-Proof Software первым встретился с представителями «Электроноргтехники», он был знаком с Пажитновым и присоединившимся к разработке Владимиром Похилко. Русские заключили контракт с Роджерсом, теперь его компания могла разрабатывать версии «Тетриса» для карманных устройств.
Он продемонстрировал версию “Тетриса” для Famicom – игровой консоли от Nintendo. Нарастала напряжённость между Bullet-Proof Software, разрабатывающей игры для Nintendo, и Atari Games. Компания Роджерса купила права на «Тетрис» для японского рынка не только как сублицензию у Mirrorsoft и Spectrum HoloByte, но также и у Tengen – подразделения Atari Games, распространяющую «Тетрис» для консолей в Японии.
А вот Atari Games ничего покупать не стала: они сделали специальный чип, позволяющий обходить защитные механизмы Nintendo, что позволило создавать картриджи для этой игровой системы фирмам без лицензии Nintendo. Конфликт между компаниями привёл к длительному судебному разбирательству, длившемуся до 1993 года.
Когда Кевин Максвелл прибыл в Москву, ему показали картридж с «Тетрисом» для Famicom, где производителем значилась Mirrorsoft – игра произведена по сублицензии компании. Кевин не был в курсе дел компании отца, поэтому заявил, что это подделка, и покинул Москву.
Спустя всего 5 лет о правах на версии «Тетриса» для разных компьютеров заявляют несколько компаний, среди которых – Atari и Nintendo. «Электроноргтехника» распределяет права: Atari достаются права на версии для игровых автоматов, а Nintendo – на игровые консоли и портативные игровые системы.
В 1989 году в Москве вновь обсудили права на игру. Представитель «Электроноргтехники» сообщил, что компания на стороне Nintendo. Роберт Максвелл, глава Mirrorsoft, продавший права Atari, пытался переломить ситуацию. Он задействовал немалые ресурсы: газетный концерн Mirror Newspaper Group в Англии и издательство Macmillan в США, привлёк связи на уровне правительства.
Из Москвы магнату пришло письмо, посланное лично Михаилом Горбачёвым, в котором сообщалось, что «не нужно беспокоиться по поводу японской компании». Но уговоры Nintendo вместе с поддержкой Роджерса самим Пажитновым перевесили, и «Электрооргтехника» не стала уступать властным структурам.
Nintendo получает высокую прибыль от продаж «Тетриса», а Пажитнов остаётся ни с чем вплоть до 1996 года: в этом году истекает первоначальная лицензия, и только после этого ему достаются первые небольшие отчисления от продаж. Зато хорошие отношения с Роджерсом идут ему на пользу: в этом же году они вместе создают компании The Tetris Company LLC и Blue Planet Software. Они регистрируют Tetris в качестве торговой марки, и теперь компании приобретают у них лицензию на игру.
Пажитнов перебрался в США и устроился на работу в Microsoft, где под его руководством выпустили набор головоломок Pandora’s Box. В компании он проработал вплоть до 2005 года, но непосредственно программированием не занимался.
Кто и как придумал “тетрис”
«Тетрис» – это игра-головоломка, которую придумал и разработал советский программист Алексей Пажитнов из Вычислительного центра Академии наук СССР. Пажитнов написал игру на языке программирования Pascal, её выпустили для «Электроники-60» – серии микроэлектронных вычислительных машин советского производства.
Название «Тетрис» – производное от двух слов, «тетрамино» и «теннис».
Тетрамино – геометрические фигуры, образованные из 4 квадратов, которые по-разному соединены разными сторонами: это те самые фигурки, что падают в игре. Головоломки на основе подобных фигур существовали задолго до появления «Тетриса», именно они и стали основой идеи для игры.
В СССР начиная с 1960-х было популярно пентамино: головоломки из фигур, образованных соединением 5 квадратов: им была посвящена постоянная рубрика в научно-популярном журнале «Наука и жизнь», а в магазинах продавали пластмассовые наборы фигурок (они были дефицитными, и купить их считалось удачей).
Такой набор пластмассовых фигурок пентамино вместе с другими классическими головоломками использовал Алексей Пажитнов для обкатки своих идей: в ВЦ Академии наук СССР он работал над искусственным интеллектом и распознаванием речи. Пажитнов пробовал автоматизировать укладку пентамино, но тогда мощности оборудования не хватало для обработки вращения пентамино. Тогда программист решил убрать один квадрат – получились тетрамино.
Опыты привели к идее игры «Тетрис»: падающие фигурки можно вращать и ставить в разные места поля, от чего заполненные ряды исчезают. 6 июня 1984 года Пажитнов выпустил игру, ставшую известной во всем мире. СССР, в котором появился «Тетрис», не существует, а вот игра популярна до сих пор.
Мировые гиганты «дрались» за «тетрис»
Дальше началось нечто невероятное. «Тетрис» покорил Советский Союз, вышел за его пределы, и вскоре стал сенсацией на Западе, где никто даже не знал имени автора.
История борьбы за права на «Тетрис» — это отдельный детектив, про который можно написать целую книгу. Сам Алексей Пажитнов объяснял происходившее так: «Вопрос о моих правах всегда был серым и непонятным местом и с юридической, и с практической точки зрения.
Я особо не педалировал эту тему, не старался настоять на своих правах. Но в определённый момент вокруг «Тетриса» возник юридический спор. Права были неправильно проданы одной компании без согласия советской стороны. Когда стали оформлять эти вещи юридически, понадобилось понять всю историю.
К началу 1989 года до полудюжины различных компаний заявили о своих правах на версии «Тетриса» для разных компьютеров, игровых консолей и карманных игровых систем. Гиганты буквально сражались между собой за права на игру, разработанную советским специалистом.
В конечном счете, авторские права Алексея Пажитнова были подтверждены. В 1991 году он переехал в США. С 1996 года по 2005 годы Пажитнов работал в компании Microsoft, занимаясь разработкой головоломок Pandora’s Box. Автор «Тетриса» последние годы живет в Сиэтле.
Портативные игровые приставки
Тетрис, PSP, Nintendo Switch — что объединяет эти гаджеты? То, что эти игровые приставки остались для нас приятным воспоминанием. Согласен, Nintendo Switch еще продается и до сих пор остается актуальным устройством, но это, к сожалению, нишевая вещь, которая подойдет не каждому.
Раньше такие карманные консоли были очень популярны — круто, когда любимые игры у тебя в кармане, особенно условная PSP выручала во время длительных поездок или во время учебы, когда была острая необходимость «залипнуть» в игре, чтобы перезагрузиться.
Портативные плееры
Мы уже писали о том, что плееры не так уж плохи в 2021 году — статья вызвала бурю негодования среди читателей и понять их можно. Плееры были актуальны 10-15 лет назад, когда хотелось иметь музыку под рукой, а в телефонах памяти было невероятно мало.
Эти устройства очень выручали нас раньше — перекинуть 2-3 Гб любимых треков с компьютера не составляло труда, а время автономной работы позволяло наслаждаться музыкой днями напролет. Сейчас плееры актуальны для тех, кто, например, занимается спортом, не любит брать iPhone с собой на пробежку или не гнушается загрузить треки из годами собранной медиатеки с компьютера. Для всего остального есть подписка в Apple Music, которая делает нашу жизнь гораздо проще.
Apple отлично работает с инновациями. В самом первом iPhone не было чего-то выдающегося, зато спустя столько времени он стал действительно универсальным: от чтения и игр до редактирования фото и видео. iPhone подталкивает развитие смартфонов так, что они каждый год вытесняют какие-то привычные устройства. Зачем носить лишний гаджет, если в смартфоне это уже есть?
Фотоаппараты
В середине нулевых иметь цифровой фотоаппарат считалось обычным делом — это лучший вариант, чтобы сохранить приятные воспоминания об отдыхе или важных событиях. Основное их преимущество — компактность. Носить удобно в кармане, в рюкзаке, на руке, а качество снимков у фотоаппаратов — очень даже сносное. Телефоны не могли похвастаться хорошими камерами, поэтому в необходимости «мыльниц» никто не сомневался.
С появлением iPhone и дальнейшим ростом индустрии смартфонов появились удобные инструменты для работы со снимками, например, встроенные приложения для редактирования позволяли сразу исправлять недостатки фотографий и видео, не подключая устройство к компьютеру.
Электронные книги
Сложно сказать, что происходит с электронными книгами сейчас, но с ростом популярности iPhone и iPad я стал реже видеть людей, уткнувшихся в читалки. Честно говоря, я и сам почувствовал, что меня больше не влечет к этому устройству, когда появился iPad — приложение «Книги» в iOS с каждым годом становится все лучше и лучше, интерфейс приятный, а читать удобно даже ночью.
К тому же, нет необходимости подключать устройство к ноутбуку, чтобы перекинуть новую книгу. Еще из плюсов: если пользоваться одним Apple ID в iPhone и iPad, то приложение запоминает, на какой странице остановился. К тому же, можно почитать наш Яндекс.