Проект "сказочные гаджеты"
Свет мой,
зеркальце, скажи,
Да всю
правду расскажи,
Я ль на
свете всех милее,
И румяней,
и белее…
— Ребята, а почему Ариша с зеркалом
разговаривает? Она, что не знает, что для того есть скайп?
— Но ведь скайп, телефон, компьютер
были не всегда! Мне стало интересно, какие волшебные предметы были в сказках,
как они помогали людям, дошли ли они до нас и где их можно встретить. Для того
я позвала своих друзей.
Желание
больше узнать о волшебных предметах, которые упоминаются в сказках, и их
аналогах в современном мире и с какими изменениями они дошли до наших дней,
привело нас к созданию проекта «Сказочные гаджеты»
Мы хотим
опровергнуть или подтвердить гипотезу, что сказочные предметы дошли до наших
времен, возможно с некоторыми изменениями.
Цель
нашей работы: проанализировать русские народные сказки, в которых упоминаются
различные волшебные предметы, найти их аналоги в современном мире и узнать,
какие изменения они претерпели. Сделать вывод: можно ли в современном мире
найти сказочные гаджеты.
Для достижения
поставленной цели мы перед собой ставили следующие задачи:
ØПрочитать русские народные сказки, в которых
встречаются сказочные предметы
ØКлассифицировать волшебные предметы.
ØНайти в современном мире аналоги этих предметов,
узнать их назначение, проследить изменения, произошедшие с волшебными
предметами.
XXI век подарил человечеству разнообразные
хитроумные гаджеты и другие вещи, поающие человеку в жизни, но волшебные
истории изначально были богаты не меньшим ассортиментом облегчающих жизнь и спасительных
приспособлений. Особенно демонстрируют находчивость и смекалку русские
народные сказки. Волшебные предметы в них самобытны и очень полезны.
Сказка –
повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах
и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил и
предметов. Такое определение сказки даётся в толковом словаре С. И. Ожегова.
Для начала мы перечитали
сборник « Русских народных сказок», нашли сказки, в которых упоминаются
волшебные предметы. Затем составили таблицу, выделили в ней группы, по которым
классифицируются предметы. Это – одежды (шапка-невидимка, рубашка,
сапоги-скороходы, пояс); орудия и оружие (меч-кладенец, дубина, посох, палка,
клюка); всякого рода сумки, мешки, кошельки, сосуды; музыкальные инструменты
(свистки, рожки, гусли); бытовые предметы (огниво, полотенца, ковры-самолеты,
скатерти-самобранки, клубочки, зеркала, карты), плоды, ягоды. Главное во всех
этих предметах – волшебная сила, которой они обладают, помогая герою достичь цели.
Составили таблицу, в которой классифицировали предмет, написали название
сказки, в которой они употребляются и описали назначение предмета.
Волшебные | Название | Назначение |
Стрела, | «Царевна-лягушка», «Финист-Ясный «Поди «Кощей | Показывают |
Зеркало, | «Королевич | Говорят |
Палочка, | «Притворная | Исполняют |
Гребешок, | «Медведко, | Преграждают |
Ковер-самолет, | «Вещий | Быстро |
Кольцо, | «Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой | Вызывают |
Свисток, | «Гусли-самогуды», | Заставляют |
Яйцо, | «Кощей – | Хранят |
Молодильные | «Молодильные яблоки», «Иван царевич и серый волк», «Марья | Возвращают |
Шапка-невидимка. | «Вещий сон», «Царевна лягушка», | Делает |
Меч-саморуб, | «Буря-богатырь», «Заколдованная | Выполняют |
Рубашка. | «Чудесная | Защищает, |
Куколка | «Василиса Прекрасная», «Матушкина | Даёт |
Сначала мы провели в школе опрос, в
котором попросили ребят подобрать к сказочным предметам аналоги в современном
мире, чтобы знать, в каком направлении искать эти самые предметы. В опросе
участвовали учащиеся трех возрастов: 4 , 7 и 11 классы. И вот, что получилось.
Как водится в сказке, мы
послали гонцов во все концы, чтобы найти сказочные предметы. Для исследования
мы взяли такие предметы, как сапоги — скороходы, шапка-невидимка, волшебное
зеркальце, блюдечко с яблочком, живую и мертвую воду, волшебную палочку,
клубок. А теперь отчет наших гонцов о проделанной работе.
1. Бытовые предметы.
К
волшебным бытовым предметам относятся говорящие зеркала, скатерти-самобранки,
клубочки, огниво, полотенца, гребни и другие. Мой папа работает в компьютерном
магазине, свое исследование я начала с него. В русской народной сказке
«Волшебное зеркальце» злая мачеха смотрелась в зеркало и говорила:
— Нет меня в свете прекраснее!
— А
зеркальце в ответ:
— Ты
хороша — спору нет! А есть у тебя падчерица, живет у двух богатырей в дремучем
лесу, — та еще прекраснее!
В сказке
этот предмет разговаривает с человеком и говорит ему правду, т.е. облегчает ему
жизнь. В папином магазине очень много гаджетов. А что такое гаджеты, мне папа
объяснил так:
Га́джет — небольшое устройство,
предназначенное для облегчения и усовершенствования
жизни человека.
Значит, волшебные предметы, которые встречаются в сказках,
ничто иное как гаджеты.
Мы нашли устройство в магазине, которое работает по принципу
волебного зеркала, это скайп – бесплатные видеозвонки.
Скайп (или Skype) — это программа, позволяющая общаться через
сеть интернет со своими коллегами, друзьями, родственниками по всему миру.
Программа разработана компанией Skype Limited.
Эти два устройства похожи тем, что с
их помощью можно узнать интересующую тебя информацию, и не только о своей
красоте.
В другой русской народной сказке
«Серебряное блюдечко и наливное яблочко» говорится о другом древнем гаджете, о
блюдечке и яблочке, которые показывают то, что делается на белом свете.
Машенька
села в уголок горницы, покатила наливное яблочко по серебряному блюдечку,
поет-приговаривает:
— Катись, катись, яблочко наливное, по
серебряному блюдечку, покажи мне и города и поля, покажи мне леса, и моря,
покажи мне гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь-матушку.
Я сразу поняла, что это
древний компьютер. Папа сказал, что компьютер –это электронное
устройство, предназначенное для хранения, обработки и передачи данных. С его
помощью можно заглянуть в любой уголок земного шара, увидеть города и реки,
побывать в глубинах космоса, увидеть любой предмет, познакомиться с любым
человеком. Но ведь и у блюдечка с яблочком такое же предназначение, значит, я
нашла второй волшебный предмет в нашем мире.
Остался
клубочек. Для чего он? Читаем сказку «Царевна лягушка» :
Вот тебе клубочек: куда
он покатится, туда и ты иди.
Иван-царевич поблагодарил старика и пошел за клубочком.
Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым
лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все
идет да идет за ним — не остановится на отдых ни на часок.
Что это как ни
современный новигатор?
Навигатор
– это специальное устройство, которое предназначено для определения своего местоположения.
На сегодняшний день основными такими системами являются GPS и ГЛОНАСС. С его
помощью можно доехать в любую точку земного шара, как и с помощью волшебного
клубочка. В большинстве повествований этот предмет ориентируется лучше
компаса в сторонах света и никогда не сбивается с заданного маршрута.
Разница в том, что за клубочком нужно идти пешком, а новигатор располагается в
устройстве, которое можно установить в автомобиль, самолет, корабль.
Итак,
я нашла все волшебные предметы, правда они претерпели некоторые изменения, но
назначение их осталось прежним.
2. Одежда.
Мне досталось найти волшебную одежду,
к которой относятся сапоги-скороходы и шапка-невидимка
.
Сапоги-скороходы — сказочный волшебный предмет для очень быстрого передвижения.
Благодаря сапогам — скороходам, можно иметь небольшой рост и недлинные ноги,
все равно быстро окажешься в желаемом месте.
Сапоги-скороходы встречаются в разных сказках народов мира, в том
числе и в русских сказках.
Так, например, в русской народной сказке под названием «Вещий
сон», где сапоги-скороходы были у главного героя сказки Ивана-купеческого
сына.
Упоминание об этой сказочной обуви можно
встретить в сказке «Ночные пляски», в которой находчивый солдат так
поделил между мужиками волшебные предметы, что сапоги достались ему.
В сказке «заколдованная королевна» так же есть
сапоги-скороходы, которыми воспользовался герой сказки — отставной солдат.
Я посетила обувной магазин и
поинтересовалась у продавца, есть ли в их магазине сапоги-скороходы.
Оказалось, что таких сапог у них не нашлось. Я очень расстроилась, но на
площади встретила ребят, которые катались на роликах! Вот они сапоги-скороходы!
Тогда я пошла к нашему учителю
физкультуры и расспросила все об том удивительном средстве передвижения. Она
рассказала, что на роликах передвигаются по твердой ровной поверхности, реже по
бездорожью. Предназначены они для занятий фитнесом и активного отдыха. На
роликах можно разогнаться до скорости 32-35 км/ч. Значит то и есть
сапоги-скороходы. Только на колесиках.
Осталось найти шапку –невидимку
Такой
магический предмет, как шапка-невидимка часто встречается в народных и
авторских сказках. Наверное, люди всегда хотели оказаться совершенно
невидимыми и делать все, что душе угодно. Так, в Русских народных сказках
«Заколдованная королевна», «Безногий и слепой богатыри», «Вещий
сон», «Ночные пляски» упоминается этот волшебный предмет.
С ее
помощью персонажи прятались, проникали в темницы, кладовые, убегали из замков и
прочее. Сейчас нам это не нужно, у нас нет замков, темниц, кладовых. Потому
надобность в этой вещи отпала. Но в соцсетях есть такая услуга, как Невидимка.
Она нужна для того, чтобы
спокойно просматривать любые странички друзей и знакомых, при этом, в разделе
«гости» у личности, страницу которой вы открыли, вместо вашей фотографии будет
серый квадрат. Это и есть невидимка.
Итак, я нашла нужные предметы, но они выглядят
совсем по-другому. Немного изменились и назначения этих предметов.
3. Еда.
С
детства из народных сказок все помнят о живой воде, обладающей необычными,
целебными свойствами. Как оказалось, сказочные предания совсем недалеки от
реальности. Герой убит коварными злодеями, разрублен на части, миссия его
не выполнена. И тут его окропляют мертвой водой, и разрубленное тело начинает
срастаться, сам герой становится краше прежнего, но по-прежнему бездыханен.
Наступает черед живой воды: ею брызгают на погибшего, и тот сбрасывает оковы
вечного сна.
Вспомним
русские сказки: «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Марья
Моревна»: «Ворон брызнул мертвой водой — тело срослось,
соединилося ; сокол брызнулживой водой — Иван-царевич
вздрогнул, встал и заговорил. Жаль что в сказках не был описан процесс
получения живой воды, способной заживлять и оживлять.
Я думаю, мертвая вода – морская, т.к.
одно из морей называется Мертвое . За подтверждением моей догадки я отправилась
к учителю биологии. Вот что она рассказала. «Вода заживляет раны, потому что в
ней много йода; но все же не дает жизнь земным растениям из-за большого
содержания в ней соли; живая вода — родниковая, (выпьешь ее – и сразу лучше
себя почувствуешь, так сила воды – в тебе самом: ты на 75% cостоишь из воды) До сих пор бытует
старинное поверье, что напившись родниковой воды, получаешь живительную силу
самой матушки земли..
.
Но морская вода только заживляет раны,
ни одного факта сращения частей тела науке неизвестно. Значит, свойства мертвой
воды из сказки и воды Мертвого моря различны.
Но и родниковая вода не сможет оживить
мертвого человека, как живая вода, тоже доказанный факт.
Значит, живой и мертвой воды в прямом
смысле этого слова не сузествует.
4.
Волшебная
палочка.
Мне досталась самая трудная работа.
Где искать волшебную палочку? Сначала я решила прочитать сказки, в которых
встречается волшебная палочка и выяснила, что волшебная палочка встречается в
основном в авторских или зарубежных сказках: «Золушка» и «Спящая
красавица»Шарля Перро, «Снежная королева»Ганса Христиана Андерсена . Но нет ни
одного упоминания волшебной палочки в русских народных сказках. Волшебством
обладает прутик, срезанный с дерева. Сказка
не сохранила только одного обстоятельства: прутик срезается с живого дерева, и
тогда он может оказаться волшебным, перенося чудесное свойство плодородия,
обилия и жизни на того, с кем он соприкасается. Таких случаев приводится очень
много, и они ясно показывают, что здесь на ударяемого переносится жизненная
сила растения. То же самое приписывается корням и травам. В сказке
«Притворная болезнь» убитый царевич оживляется корешком, подарком
старика. «Они взяли корешок, нашли могилу Ивана-царевича, разрыли, вынули его,
тем корешком вытерли и три раза перевернулись через него – Иван-царевич встал».
Сила корешка переходит на человека.
А я, изучив различную
литературу, делаю вывод , что волшебной палочки нет. Хотя каждый человек
хотел бы иметь этот сказочный предмет, чтобы делать дела, не вставая с дивана
или чтобы помочь бедным, чтобы сделать мир чище или исполнять желания.
. Заключение
Волшебные предметы в сказках являются либо неким
порталом, проводником в другой мир, либо выполняют роль помощников, талисманов,
оберегов и защиты. Причем ни в одной сказке нет описания этих предметов. Просто
упоминаются их волшебные свойства и функции, любой предмет в волшебных сказках
может служить помощником. Главное – магическая сила, заключенная в нем. Мы поняли, что
волшебными свойствами наделяются чаще всего самые обычные предметы быта,
которыми герои пользуются каждый день: вёдра, печь, зеркало, клубок ниток. Проводя аналогию с современными предметами
делаю вывод, что в современном мире тоже есть свои волшебные предметы, только
наделены они не волшебными свойствами, а нужны для того, чтобы сделать нашу
жизнь удобной и комфортной. Сейчас эти предметы называют необычным словом
гаджеты.
Итак, чудо в сказках делают волшебные предметы, они наделены
хорошими или плохими чертами, имеют собственный характер, помогают добрым или
злым героям. Иногда так хочется иметь волшебную палочку или доброго джина,
которые могли бы выполнить все твои желания. Я знаю, что в реальной жизни их
нет, но как приятно об этом мечтать.
Практическая значимость моего исследования состоит в том, что
результаты могут использовать на уроках литературного чтения при изучении
устного народного творчества, при проведении литературных конкурсов, викторин,
а также в собственном литературном опыте, например, при написании сказки.
Профессор и «злые» гаджеты
В современном обществе сложно себе представить человека, который не пользовался бы гаджетами. Но в городе N. жил профессор Степанов, который считал, что все приборы — это зло. Ведь выполняя за человека те или иные действия, они воспитывают в нем лень и разгильдяйство, что в свою очередь приводит к появлению не самого лучшего общества.
Именно поэтому он твёрдо решил для себя отказаться от использования любых гаджетов. К тому же он решил освободить весь город от пагубного воздействия новомодных агрегатов. Для этого он работал дома над прибором, который мог бы заблокировать работу всех гаджетов. Это было единственное устройство, которое было у него дома.
Учёный работал несколько лет над прибором, но запустить его никак не удавалось. Не хватало одной важной детали, но какой именно он никак не мог понять. Однажды он сидел в парке и изучал очередную книгу по электромагнитным волнам. К нему подсела молодая девушка. Она была просто увешана гаджетами: в руках телефон, на шее небольшой MP3-плеер, рядом стояла сумка с ноутбуком и планшетом. Степанов взглянул на девушку с пренебрежением и отодвинулся от неё.
Я Вам неприятна?
Спросила девушка.
Вы? Нет. Но мне вас жаль.
Почему?
Вы ведь зависимый человек. Посмотрите, сколько у вас всяких гаджетов. Вы с ними не расстаетесь, а значит без них не можете.
Не понимаю. И что же плохого в гаджетах?
Они лишают возможности думать и делать что-либо самостоятельно. Скоро я все исправлю.
Заявил Степанов.
Вы не правы. Я докажу это. Я знаю о том, что вы уже долгое время работает над своим прибором. И я знаю, почему он не работает.
Но как? Кто вы такая?
Это неважно. Держите.
Сказала девушка и протянула профессору небольшую коробочку.
Что там?
Спросил Степанов.
Там деталь, которой так не хватает вашему устройству. Учтите, что когда вы включите своё устройство, выключить его не удастся. Только трижды крикнув «Я не прав!» вам удастся устранить свою ошибку.
Сказала девушка и исчезла, будто её никогда не было.
Профессор обрадовался и побежал домой. Он установил полученную деталь в свой прибор и, не медля ни минуты, включил его. И тут началось. Во всех домах пропал свет, газ, вода. Ведь их подачу контролировали приборы. На улицах началась неразбериха. Вызвать скорую помощь было невозможно, поскольку все телефоны были в нерабочем состоянии.
Весь транспорт встал. Образовались огромные пробки. Никто не мог продолжать работать. Люди опаздывали, ведь и часы не стали работать. Движение в городе было парализовано.
Люди выскакивали на улицу, не понимая, что случилось. В панике они толкались, падали. Профессор наблюдал за этим из окна своего дома. Он был в ужасе, ведь даже не представлял, что такое может произойти. Степанов кинулся к прибору и хотел его выключить, но ничего не получалось. При попытке вытащить хоть какую-то деталь, устройство билось током.
Профессор был в отчаянье, как вдруг он вспомнил слова незнакомки. Он трижды прокричал: «Я не прав!», «Я не прав!», «Я не прав!» и хаос прекратился, как будто ничего и не было. Все вернулось на свои места. Степанов сел на пол и стал думать, почему он был так глуп.
И тут появилась та девушка, которая подарила профессору недостающую деталь для его прибора. Она хлопнула в ладоши три раза и прибор исчез.
Приняв решение о том, что все гаджеты вредны, вы и не подумали о том, что их создавали не для вреда человечеству, а в помощь ему.
Если вы не хотите, вас никто не заставит ими пользоваться. Но решать за всех никто не имеет права.
Сказала незнакомка.
Профессор понял, что он был не прав. Нельзя никому навязывать своё мнение.
Каждый человек вправе решать самостоятельно, что для него полезно, а что нет.
Сказка про иванушку (ребенок рожденный с гаджетом в руке)
Дорогие родители! Разрешите рассказать вам сказку:
«Жили-были мама и папа. И был у них сынок Иванушка, двенадцати годков. Родителям стало казаться, что вместо сына, дома живет репка. А все потому что родители как не потянут, вытянуть сыночка из-за компьютера не могут! Кушает сыночек только перед экраном, уроки делать не заставишь, по дому помощи не дождешься. Комната на грядку стала похожа, вся в пыли да мусоре.
Стали родители тревогу бить! Позвали на помощь фею-крестную. Просят, взмахни палочкой, и исправить нашего Иванушку в одно мгновение. Говорят, мы все для любимого сынишки сделали, а он вот так с нами.
Посочувствовала фея-крестная родителям и предложила во времени попутешествовать. Что бы самой увидеть как рос Иванушка, да что родители делали. Взмахнула фея палочкой, и отмотала время на 12 лет назад.
Увидела фея прелестного мальчика–лежит в кроватке, агукает и радостно улыбается маме и папе, которые рожицы смешные корчат. Порадовалась фея.
В год Иванушка начал ползать, а потом ходит. Исследовал всю квартиру, решил сделать её ярче и начал на обоях рисовать. Родители переживали по этому поводу, только ремонт сделали. Тогда мама и папа дали Ивану телефон. Очень ему понравилась эта игрушка — звуков много разных издает, пальчиками возюкать по экрану можно, да еще и картинки меняются.Стал Иванушка чудесным ребенком, ни куда не лезет и ни чего не портит.
Ав три года Иванушке телефона стало мало! Капризничать начал, истерики закатывал, и тогда родители нашли помощника. Дали Иванушке планшет. На нем можно было мультики смотреть и часами занимать Иванушку, главное во время нужный мультик включить. Иродители смогли телевизор в тишине смотреть, да отдыхать.
К пяти годам сынишка сам научился, как игры себе включать и новые скачивать. Довольны были родители таким увлечением Иванушки, особенно папа. Ведь теперь с сынишкой нашлось во что поиграть вместе!
А вот Иванушка в школу пошел. Учиться ему не интересно было, только игры подавай. Родители, как только не уговаривали, и подарки делали,и денюшку ему предлагали, и даже мышку с клавиатурой прятали. Ни чего не помогало. Иванушка только хитрить да юлить научился, что бы свое получить.
Взмахнула фея-крестная своей палочкой, и оказалась в настоящем. Стали родители просить фею вернуть время назад, да только так что бы родители ошибки СВОИ исправили, а не Иванушкины. Долго уговаривали фею-крестную. Обещаний много дали. Сказали, что в годик вместо телефона, альбом дадут Иванушке, и вместе там будут учиться рисовать. А в три годика, согласны не давать планшет, говорят, мы лучше будет сами его развлекать, в кубики играть, да гулять ходить. Не так уж мы и устали после работы. А в пять лет, мы будем наперегонки на велосипеде кататься, и книжки детскиечитать это же сынишке интереснее и полезнее будет. Пообещали, что не дадут Иванушке ни телефон, ни планшет. И папа при сыне в него играть не будет.
Пожалела родителей фея-крестная, дала им второй шанс, начать все с начала…»
Как жаль, что в нашей жизни нет таких добрых фей-крестных, которые взмахом палочки, дадут нам второй шанс. Однако, мы можем предложить другой и очень эффективный путь!
Читать подробней http://salve51.ru/menu/psychological_diagnostics
О вопросах воспитания вы можете также прочитать здесь http://salve51.ru/menu/parents_page
С уважением, Медведева Полина,
психолог, специалист ПЦ «SALVE»
Сказочный гаджет. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — маам.ру
Фотоотчет «Сказочный мир Г. Х. Андерсена»
Фото отчет «Сказочный мир Г. Х. Андерсена».Нет на свете человека, который бы не любил сказок. С раннего детства мы с интересом слушаем сказки,.
Фотоочерк «Сказочный Муром»
Каждый из нас знает, что Баба – Яга – злая колдунья, которая живёт в лесу и крадёт непослушных детей. Но так ли это на самом деле? Ведь.
Фотозарисовка «Сказочный листопад»
Детям так понравилось рисовать листья ватными палочками, что нас было не остановить. И теперь такой фантазийный листопад случился у нас.
Квест «Сказочный переполох»
Конспект квеста в старшей логопедической группе Тема: «Сказочный переполох». Цель: • Развитие речи детей посредством квест-игры и театрализованной.
Бизиборд «Сказочный город»
Современные дети так же, как в прежние времена любопытны и активны в познании окружающей их действительности. Но бывает, что родители.
Проект «Мир детства — сказочный мир»
Проект «Мир детства-сказочный мир» Актуальность. Анализ предметно-пространственной среды детского сада на территории показал, что имеется.
Сказочный домик для принцесс
Домик-игрушка в тихом саду – вряд ли для жизни лучше найду. Линий изящность, белый фаянс – сказочный мир, зазывающий нас. Как бы хотелось.
Сказочный огород на подоконнике
Весна, середина апреля! Как хочется зелени, свежего воздуха и витаминчиков. Для поднятия настроения себе и окружающим решила показать наш.
Сказочный ужин
Помните рецепт цветов на ужин от Людмилы Мальцевой?Многие сожалели,что уже нет цветов и придется ждать следующего года. Мне повезло-я.