Свежее исследование: гаджеты провоцируют у детей виртуальный аутизм! в Молдове — Semia.md

Свежее исследование: гаджеты провоцируют у детей виртуальный аутизм! в Молдове — Semia.md Гаджет

Виртуальный аутизм — это уже реальность

Проблема год от года становится все актуальнее — в 90% случаев родители детей с ментальными особенностями признали, что их малыши проводили 4–5 часов в день перед телевизором, мобильным телефоном или планшетом.

Исследование, проведенное Центром детей-аутистов Румынии, показало, что у 90 % детей в возрасте 2–3 лет триггерным (провоцирующим, запускающим — ред.) фактором развития расстройств аутистического спектра (РАС) стал чрезмерный просмотр (более 4–5 часов в день) телевизионных программ или взаимодействие с другими формами и видами виртуальной реальности.

Для взрослых даже 5 часов просмотра телевидения и интернета в день не становятся повреждающим фактором, но на совсем маленьких детей (возрастом 0–2 года) электронные гаджеты оказывают просто разрушительное действие. Мариус Замфир, психолог и координатор Центра детей-аутистов Румынии, собственно, и придумавший термин «виртуальный аутизм», поделился результатами проведенного им и коллегами исследования: «В большинстве случаев у малышей, которых оставляли более 5 часов перед экранами с виртуальной реальностью, выявлены задержки психомоторного развития и речевых функций, расстройства поведения вплоть до очень серьезных — СДВГ или даже аутизма. Это подтверждалось в 90% случаев при новых обращениях родителей с детьми до 2 лет».

«Самое поразительное то, что практически невозможно отличить «аутизм виртуальный», то есть развившийся вследствие неконтролируемого воздействия на психику ребенка гаджетов, от классического, потому что симптомы совершенно одинаковы. Это отсутствие или затрудненность социализации, устойчивого зрительного контакта, речи, ролевых игр, где ребенок перевоплощается в воображаемого персонажа, а также преобладание повторяющихся слов, фраз, действий и игр — так называемые стереотипии, — акцентирует внимание на проблеме Мариус Замфир и добавляет: — Разница между классическим и виртуальным аутизмом заключается в том, что в первом случае мы говорим о биологическом неврологическом недоразвитии, а во втором — об уничтожении нейроразвития, вызванного воздействием виртуальной реальности. При биологическом недоразвитии синапсы практически не восстанавливаются, но при ненадлежащем их развитии, например, неконтролируемом просмотре гаджетов и почти полном отсутствии живого общения, есть шанс все восстановить, если вовремя заняться стимуляцией нейронных областей ребенка, его правильным развитием».

Гаджет:  Как я перенёс чаты WhatsApp с iPhone на Андроид. Самый удобный способ

Как правило, дети узнают смысл слов с помощью социального взаимодействия — играя с разными предметами, взаимодействуя с людьми, которые объясняют им, что они видят и как это работает, для чего нужно. Панама ассоциируется у малыша с теплом и солнцем, шапка — с холодом. Ребенок узнает о мире, объектах, игрушках, прямо взаимодействуя с ними или через чувства. Мозг малыша не может развиваться без прикосновений других людей или предметов, без понимания связей между собой, людьми и их действиями. Свет и шум, создаваемые экранами, привлекают внимание ребенка, но не могут нормально развить его мозг.

Экраны настолько захватывают внимание и все чувства ребенка, что он уже не может быть внимательным к тому, что происходит вокруг него. Ведь на экране все гораздо ярче, громче и быстрее. Так рождается зависимость от света, шума и картинки, продуцируемых гаджетами, которые тем самым изолируют ребенка, удерживают его от взаимодействия с другими людьми, абсолютно необходимого для развития речи и навыков общения. Чрезмерный шум, свет, быстрота смены кадров (даже в мультфильмах) могут вызывать у ребенка негативные и довольно болезненные эмоции, которые достаточно часто переходят в жестокое и агрессивное поведение, неконтролируемую ярость.

Психологи и медики настоятельно рекомендуют детям первых двух лет жизни дольше гулять, находиться на улице, на природе, общаться как можно больше со взрослыми или старшими ребятами, которые говорят и играют с ними.

Еще в 2008 году Американская академия педиатрии рекомендовала полностью ограничить доступ к мультимедийным технологиям и устройствам детей в возрасте от 0 до 2 лет. Для детей в возрасте от 3 до 6 лет взаимодействие с виртуальной реальность должно быть ограничено максимум одним часом в день, между 6 и 12 годами жизни ребенок может уделять просмотру телепрограмм или играм на электронных устройствах не более двух часов в день.

Гаджет:  SIP-телефония: просто о сложном. Отвечаем на вопрос, как работает ip телефония sip

После исследования Замфира Центр детей-аутистов Румынии начал кампанию «Остановить виртуальный аутизм!». Ее цель — повысить осведомленность взрослых, особенно молодых родителей, об очень серьезных последствиях неконтролируемого просмотра телевизора или игр с гаджетами для психики детей в возрасте от 0 до 2 лет.

Источник

опубликовано 04/04/2021 16:50
обновлено 30/12/2020
Педагогика и психология, Уход за ребенком, гигиена, Нервные, психические и психологические болезни, Врожденные и наследственные болезни, генетика, Особенные дети и их семьи

Цифровой аутизм и цифровое слабоумие: отклонение или суперспособности?

Скринэйджеры, зуммеры, или поколение Z — современное дети, которые не представляют своей жизни без электронных устройств и безнадежно превосходят в этом многих взрослых. Даже малыши пытаются взаимодействовать с бумажной книжкой, увеличивая картинку пальцами. Это очевидность и это проблема. Ее видят все – родители и школа, политики и психиатры… И все признают, что это новая реальность, в которой нужно учиться существовать. Как это делать правильно, чтобы не получить цифровой аутизм и цифровое слабоумие у детей, нам рассказал заведующий детским отделением Вологодского психоневрологического диспансера №1, член Общественного совета при уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка Юрий Афанасьев, недавно побывавший в Кузбассе.

— Юрий Валентинович, сегодня многие родители считают главным врагом в отношениях с детьми – интернет и смартфон. Когда нужно начинать формировать медиагигиену в своей семье и устанавливать правила взаимодействия с гаджетами?

— Чем раньше, тем лучше. Потому как с проблемами психологической зависимости от смартфонов ко мне обращаются даже с маленькими детьми. Однажды мамочка принесла годовалого ребенка ко мне на прием и сказала, что у ее сына развилась интернет-зависимость, потому что он без телефона не может уснуть. Это не зависимость. Это нарушение ритуала отхода ко сну, связанное с отсутствием правил использования гаджетов. Когда-то этой мамочке было удобно вручить ребенку телефон, и малыш засыпал под мерцание экрана.

Свежее исследование: гаджеты провоцируют у детей виртуальный аутизм! в Молдове — Semia.md
Юрий Афанасьев. Фото: с личной страницы в социальных сетях.

— Но многие ведь дают детям гаджеты с раннего возраста не только чтобы занять или отвлечь, но и развить.

— Это иллюзия и самоуспокоение — гаджеты не развивают. Аудиосказки и мультфильмы не развивают речь, потому что речь — это двусторонний процесс. Важно понимать, что ребенку нужна обратная связь. Но современные родители этой обратной связи не дают, им проще вручить телефон.

Гаджеты не разовьют пространственное понимание и восприятие предмета. Не разовьют мелкую моторику и сенсорную интеграцию. А мелкая моторика тянет за собой очень много тонких процессов и настроек. Как вы думаете, почему большинство из нас сегодня не покупают детям краски? Потому что «обои разрисуют, а в планшете он все то же самое делает». Да не то же самое! Ребенок должен брать, лизать, швырять, кусать, собирать и ломать. Тыкать в экран пальчиком – это не мелкая моторика. Но мы вручаем телефон – мол, там все есть. Просто и легко. А этап развития ребенка не повторить. Он упущен.

Как-то ко мне пришел папа и сказал: объясните моему трехлетнему сыну, что нельзя заколачивать гвозди смартфоном. У меня был один вопрос: а что делает смартфон в три года у вашего ребенка?.. В три года сегодняшние дети погружены в телефон, а не во взаимодействие со сверстниками. Поэтому они очень плохо общаются. Я сначала думал, что это преувеличение. Пошел гулять со своим ребенком, подходим к детям в песочнице, а они рычат и шипят… Как кошечки и собаки. Потому что родители с ними на человеческом языке не разговаривают, и дети копируют поведение домашних животных. Они разучились играть и пользоваться воображением. В интернете много шаблонов, все готовое, воображение развивать не нужно. А это такой потенциал!.. Вспомните свое детство. У вас была одна палка, но это была и палка-копалка, и палка-мост, и палка-отгонялка, и палка-выручалка. Так ребенок развивает образное мышление. В игре он учится выставлять границы, коммуницировать. Не дадут этого ни интернет, ни виртуальные игры…

— Что делать, чтобы дети не утрачивали навык общения?

— Все давно придумано. По нормам советского времени детей было рекомендовано отдавать в детский сад в три года. Потому что навыки общения закладываются с 2 до 4 лет. В это время ребенок осознает себя солнцем, вокруг которого на ближайшей орбите — мама, чуть дальше – папа, бабушки и дедушки. И вдруг – детский сад. А там 20 таких солнечных систем, ходят, начинают сталкиваться и учатся взаимодействовать. Всем, кто жалуется на то, что их ребенок долго не разговаривает, я рекомендую отдавать детей в детский сад. Через полгода мало кто из этих пациентов возвращается с той же жалобой.

Свежее исследование: гаджеты провоцируют у детей виртуальный аутизм! в Молдове — Semia.md
Фото: pixabay.com

— Если ребенок, как положено, пошел в детский сад, научился общаться и разговаривать, потом ему можно давать телефон?

— Не спешите вручать ребенку гаджет. Цифровые технологии никуда не уйдут. С 7-летнего возраста у ребенка развивается словесно-логическое мышление. По нему тоже наносится удар. Поэтому дети сегодня не умеют мыслить, воспринимать длинные тексты, у них не сформирована концентрация, не развито внимание. Многие со мной поспорят и скажут – «Ну мой же ребенок может смотреть часы напролет мультфильмы, значит, развито у него и внимание, и концентрация». Мультфильмы – это технологическая ловушка для внимания, они его вылавливают, но не развивают. Вы же тоже внимательны, когда едете за рулем, но вряд ли сможете воспроизвести по памяти всю дорогу.

Свежее исследование: гаджеты провоцируют у детей виртуальный аутизм! в Молдове — Semia.md
Юрий Афанасьев в составе вологодской делегации на кемеровском форуме «Вектор детства 2021».

— Но вы же понимаете, что в современном мире вряд ли получится полностью изолировать детей от гаджетов.

— Конечно, понимаю, я же реалист. И этого не требую. Но нужно соблюдать хотя бы простые правила. Первые гаджеты ребенка должны быть без выхода в интернет. Устанавливайте границы на старте. Телефон – это личная вещь мамы или папы. Контролируйте время использования гаджета. Если трехлетнему ребенку, для которого в этом возрасте ваш авторитет абсолютен, вы не можете выставить правила, то что вы будете делать, когда ему исполнится 12? Выделите зону, свободную от гаджетов. Лучше, если это будет кухня. Существует множество исследований, согласно которым семейный ужин без телефонов – лучшая профилактика всевозможных зависимостей. Если вы вовремя не выставили границы, их придется постепенно сужать. А это всегда труднее.

— Гаджеты тормозят развитие детей. Чем еще они опасны?

— Одна из главных опасностей, на мой взгляд, – бытализация тяжелых психиатрических заболеваний. Мне как врачу приходится иметь дело с огромным количеством запросов на так называемые «цифровые» болезни: цифровой аутизм, цифровое слабоумие, фейсбук-депрессия, цифровой Альцгеймер, цифровая морская болезнь (это когда вы уткнулись в телефон, резко поднимаете голову – и вас штормит). Конечно, все эти заболевания неофициальны, в МКБ10 (международной классификации болезней) их нет. Через год выйдет новая 11 редакция, там появятся болезни, связанные с игровой онлайн-зависимостью. Но эти понятия уже используются в профессиональной среде как некий сленг. И мы должны понимать и помнить, что интернет может провоцировать начало некоторых психиатрических состояний.

Свежее исследование: гаджеты провоцируют у детей виртуальный аутизм! в Молдове — Semia.md
Фото: pixabay.com

Также опасны для детей деструктивные интернет-движения. В 2021 году всех шокировали «Синие киты» и суициды. Слабым звеном оказались взрослые, которые подняли панику. В результате вместо профилактики вышла пропаганда. 2021 год прошел под знаком селфи-харма – молодежь наносила себе повреждения, занималась членовредительством, пытаясь таким образом затушить психологическую боль и снять эмоциональное напряжение. 2021-ый – год грустных картинок. Девочки и мальчики жаловались на потерю интереса к жизни, не желали учиться и что-либо делать. В 2020-ом всех преследовали панические атаки. А 2021-ый начался с биполярных расстройств. Появилась мода на психические расстройства, которые при обследовании не подтверждаются. О чем это говорит? О том, что нашими детьми манипулируют в сети, вкладывают в голову лжеистину, которая может оказывать влияние на их судьбу в течение всей жизни.

— А что делать, если ребенок нашел в интернете блогера-кумира, мнение которого расходится с позицией родителей и здравым смыслом, но для ребенка оно в разы авторитетнее?

— Авторитет для детей – тот, кто владеет информацией и умеет ее доказывать. Я заставляю детей сомневаться в ложных истинах, не применяя при этом директивного тона, учу факт-чекингу. Не нужно, чтобы ребенок согласился с вами здесь и сейчас. Нужно, чтобы он засомневался. А потом он сам перероет интернет в изучении этого вопроса. Просто важно подсказать источник, где искать.

— Через какие каналы связи можно достучаться до современных детей, выстраивая их отношения с интернетом? Что для них важно?

— Представители современного поколения Z слишком щепетильно относятся к своему будущему, стараются его выстраивать и программировать. Имиджевые потери действуют для них как мотивация. Этим тоже можно пользоваться. Нынешние дети прекрасно знают, что одна фотография может испортить карьеру чиновника. Его могут просто уволить за неудачный пост. Или за кадр из прошлого. К примеру, федеральная судья забыла, что 9 лет назад разместила в сети фотографию, на которой она хорошо отдохнула в Турции. Фото достали, опубликовали, и судья была лишена своего статуса. Для сегодняшних детей важны социальные последствия. Они все хотят в будущем устроиться на хорошую работу. Однако большая часть серьезных компаний начинают сбор информации о кандидате с социальных сетей и интернета. Достаточно запустить пару программ, и они соберут 90% информации о вас, выстроят ваш психологический профиль по цифровому следу. Обидно, когда ребенок, не понимая этого, делает репост и заканчивает карьеру, не начав ее. Вот что надо объяснять. Объяснять законы, которые сейчас распространяются на сеть. И даже если ты стер переписку или удалил пост, информация остается в корневом сервисе, ее легко можно получить. Когда дети начинают осознавать, сколько вокруг них законов и последствий, они зачастую начинают аккуратнее относиться к своим действиям в интернете.

— И напоследок…

— И напоследок я скажу, что очень важно помнить: любые нормы и правила должны соблюдаться всеми членами семьи. Если родители с утра до вечера живут в телефоне, то как мы сможем научить ребенка обратному? Начинайте с себя, показывайте пример, найдите мотивацию. Чаще всего это — любовь к своему ребенку.

Это мнение врача-психиатра.

А ВОТ ЧТО ОБ ЭТОМ ДУМАЮТ ДРУГИЕ.

Андрей Андреев, директор ГТРК «Кузбасс», журналист:

Свежее исследование: гаджеты провоцируют у детей виртуальный аутизм! в Молдове — Semia.md
Андрей Андреев. Фото предоставлено спикером.

— Я – отец двоих детей гаджетоопасного возраста. И согласен с теми, кто считает, что нужно предлагать детям альтернативу, загружать их спортом и кружками. Тогда у ребенка не будет оставаться ни сил, ни времени на гаджеты. Он будет приходить домой и падать спать. Однако, с другой стороны, во времена моего детства дети вопреки запретам взрослых читали под одеялом под фонарем, смотрели телевизор больше положенного времени втайне от родителей. Любое излишество вредит человеку. Гаджет – это всего лишь носитель информации. И, если пользоваться им с умом безе крайностей и перегибов, то он может нести пользу, а не вред. Ведь важно, ЧТО посредством гаджета потребляет ребенок. У нас сегодня нет возможности выбирать – гаджет или не гаджет. За нас этот выбор уже сделал прогресс. Задача взрослых сегодня понять, что и как мы можем предложить ребенку посредством этого гаджета. Ну и заниматься воспитанием, конечно. Изначально, много лет назад воспитание строилось на чем? На физическом превосходстве – кто сильнее, тот и прав. Потом определяющим стал набор навыков: старший умеет больше — владеть мечом, стрелять из оружия. Потом главенство определялось наличием образования. Сейчас в приоритете имущественный аспект – я тебя кормлю, одеваю, предоставляю крышу над головой. Но эта система начинает давать сбой. Мальчики и девочки благодаря интернету стремительно становятся миллионерами и перерастают своих родителей в финансовом смысле, легко могут накормить и маму, и бабушку. Знаний в плане пользования интернетом у них тоже намного больше. Мы живем во время ломки авторитетов и битвы за главенство. Как не проиграть эту битву в эпоху гаджетов? Скажу банальную вещь, но это так: только путем искренних бесед и привития верных ценностных ориентиров. Если сможешь это сделать, то ты выиграл. Если нет, то проиграл.

Евгения Шамис, основатель и координатор исследовательского центра «RuGenerations — российская школа Теории поколений»:

Свежее исследование: гаджеты провоцируют у детей виртуальный аутизм! в Молдове — Semia.md
Евгения Шамис. Фото: gurugenerations.ru.

— Быть между ребенком и гаджетом – слабая позиция. Это позиция судьи. Нужно не судить и не осуждать. Нужно разговаривать и формировать, развивать цифровой вкус. Абсолютно новое понятие для мирового общества – вкус на компьютерные игры, соцсети, блоги, жизнь, в которую сбалансированно интегрирован интернет. А сегодня он, цифровой вкус, совершенно не сформирован, ни у взрослых, ни у детей. Цифровой, виртуальный прогресс так быстро вошел в нашу жизнь, что мы не успели сформировать четкие нормы и правила существования в новой цифровой реальности, можно сказать, «не наелись», да и не разобрались до конца с тенденциями. Депутаты сейчас выдвигают идею включения в школьную образовательную программу уроков цифровой грамотности. Но пока это вызывает много вопросов. Цифровой этикет и цифровая грамотность  находятся на начальной стадии формирования.

Мы недавно запустили онлайн-мастерские, где прорабатываем эту тему совместно с родителями и их детьми поколения Z (2003-2023 г.р.). На них мы получаем такие отзывы от детей: «Спасибо, что вы учите наших родителей разговаривать с нами». А мы действительно учим. Учим в диалоге задавать не банальные вопросы, а те, на которые детям будет интересно отвечать. К примеру, на ура проходит вопрос «Какие компьютерные игры вы можете отнести к фастфуду, а какие – к гастро-кухне?» Или «Ты стал свидетелем кибертравли, как тебе действовать?», «Почему ругаются родители, когда ты играешь?» Нынешнее поколение детей и подростков не просто слушает ваши идеи и предложения, они их тестируют. Поэтому транслируйте детям свои мысли и взгляды, рекомендуйте им фильмы и книги. Они проверят по интернету отзывы, прочитают рецензию, поговорят с лидерами мнений в разных интернет-сообществах. А потом примут решение: согласятся с вашим предложением – будут читать, не согласятся – не будут. Гаджеты, соцсети и интернет уже здесь, бороться с ними бессмысленно, надо искать на этой новой площадке новые форматы взаимодействия со своими детьми. Новые варианты для доверительного общения, новые темы для разговоров. Уметь с этим жить. И тогда будет совершенно не важно, к «цифровому» поколению вы относитесь или нет.

Цифровой аутизм, информационная псевдодебильность и образование

Социальная потребности является одной из важнейших потребностей для примата под названием Человек.

Эволюционно мы нуждаемся в социальных контактах просто потому, что без этого было не выжить, по сравнению с большинством хищников человек ну совсем уж беззащитен в одиночку, группа же людей способна одолеть любого “монстра”.

Человек всегда обменивался знаниями, они передавались от родителя к ребенку, от племени к племени, порой чтобы знания раздобыть приходилось прикладывать немалые усилия, иногда нужные знания приходилось кому-то усиленно прививать, например родителю ребенку, чтобы тот мог выжить. Потребность в информации заложена генетически, нужно всматриваться в кусты, чтобы распознать хищника, именно поэтому многие так любят проводить время в Instagram, вглядываться в те самые кусты, но об этом позже.

Возьмем времена более современные, скажем пару веков назад, когда в образовательных заведениях могли и розгами отлупить. Самим обществом прививалось безукоризненное послушание, преподаватель был мощным авторитетом, который мог одним взглядом усмирить и заставить учиться юнца, даже если ну совсем вот не хочется и не интересно.

Без знаний, без образования, без социальных связей — шанс на достойную жизнь сводился к нулю, конечно дети это не понимали, но понимали их родители, само общество диктовало такие условия.

Взрослые в большинстве своём осознавали — если знаком с мясником, то можешь рассчитывать на мясо получше, знаком с генералом — имеешь авторитет и безопасность, заболел ребенок — лучше иметь знакомого врача, или того, кто знаком с врачом. Хочешь сыну должность в канцелярии — нужно грамоте обучить, а чтобы еще куда-то пристроить нужно подмаслить одного, второго, третьего.

Весь мир человека был пропитан социальными связями.

Переместимся чуть ближе к нашему времени, век эдак в XX, СССР. Все те же поведенческие паттерны, розгами уже конечно не лупят, но авторитет преподавательский значителен, давление социума помогает учиться и выбирать профессию, планировать свое будущее, а социальные контакты становятся как никогда важны, чтобы что-то раздобыть придется пройти “три круга ада” и кучу рук пожать.

Что имеем сейчас.

Дефицита информации нет, дефицита товаров нет, жизненной необходимости в социальных контактах нет, все потребности удовлетворены.

Зачем что-то учить, если все есть в гугле и википедии, достаточно запомнить путь к информации, достать товар можно потратив пару минут и лежа на диване, безопасности ничто не угрожает, а социальную потребность в общении можно удовлетворить социальным сетями.

Рычагов давления на человека у общества почти не остается, родитель не знает как своего ребенка побудить учиться и слушаться, что уж говорить об учителях и преподавателях.

Выходит на арену новый псевдорычаг — интерес! Теперь чтобы побудить человека к действию его нужно заинтересовать, отсюда и доминирующее мнение что обучение должно быть интересным, работа должна быть интересной, все должно быть интересно!

Ребенок не хочет учиться — дайте ему свой смартфон с интерактивной обучающей игрой. Ребенок не хочет ходить в школу — выдайте ему планшет на уроке, а вместо скучного монолога учителя включите видеоролик или фильм.

И вообще на ребенка будут плохо влиять в школе (учителя идиоты, сверстники имбецилы и наркоманы, а на физкультуре ребенок вообще может умереть), заберу на домашнее обучение, тем самым лишая ребенка социальных контактов и ускоряя его аутизацию, но об этом стоит написать отдельную статью, не стану на этом сейчас заострять внимание.

А что же на счет взрослых: что-то заболело — не нужно сразу звонить доктору, можно начать с изучения симптомов в гугл, начитались там ужасов и решились пойти к доктору — не нужно узнавать у знакомых и друзей кто из докторов можем помочь, почитали отзывы на сайте и пошли к тому, у кого рейтинг выше, вот она информация, вся как на ладоне, ну и пусть не структурированная, структурировать информацию у себя в голове вообще сложно, легче запомнить где ее найти.

Подытожим.

Digital-среда: гаджеты, смартфоны, социальные сети, интернет — удовлетворяют все потребности человека на самом примитивном уровне.

Налаживать социальные связи, реальные социальные связи, уже мало кто стремится. Люди добровольно старадют от одиночество, но думают что 5000 друзей на фейсбук имеет значение.

Современные методы обучения, ввиду утери обществом рычагов давления на своих детей привели к тому, что единственный шанс повлиять на них — интерес, в этом приходят на помощь цифровые инструменты (VRAR, планшеты и другие всевозможные гаджеты и приложения для них), но обучение неразрывно связано со сложностями, повторение одной и той же скучной информации, постройка сложных интеллектуальных объектов заставляют мозг “страдать” и ничуть его не развлекают.

Мозг всегда стремиться оптимизировать затраты энергии, он ленивый, все что упрощает ему жизнь воспринимается на ура. Но оборотная сторона этой “оптимизации” — в погоне за интересностью и развлечениями мы превращаемся в дебилов.

Гениальных ученых, изобретателей, художников, музыкантов скоро не станет, если они еще остались, а новые не появятся, среда не позволит.

Если мы хотим своим детям здорового интеллектуального развития, если мы сами хотим перестать деградировать — необходимо ограничить цифровое потребление. Детям лучше вообще запретить гаджеты и смартфоны или ограничить до часа в день. Взрослым стоит сделать тоже самое, выделяйте время на просмотр почты, отключите всевозможные уведомления в приложениях и мессенджерах, перестаньте хватать телефон как только вам поставят лайк. Общайтесь с живыми людьми, пытайтесь понять их и не доставайте при этом свой смартфон, разговаривайте с соседями, не делайте вид что их не знаете, это же не так, встречайтесь со старым друзьями, одноклассниками и одногруппниками.

Живите счастливо и не превращайтесь в дебилов! 🙂

{
«author_name»: «Александр Усталов»,
«author_type»: «self»,
«tags»: [],
«comments»: 0,
«likes»: 0,
«favorites»: 2,
«is_advertisement»: false,
«subsite_label»: «unknown»,
«id»: 88623,
«is_wide»: true,
«is_ugc»: true,
«date»: «Fri, 18 Oct 2021 12:34:25 0300»,
«is_special»: false }

Оцените статью
GadgetManiac
Добавить комментарий