- 2021: в школах россии запретили использовать смартфоны для обучения
- Альтернатива интернету
- Аналог смартфона
- В каждой четвёртой школе в россии запретили телефоны на уроках
- Васильева и кузнецова против гаджетов. нужно ли забирать смартфоны у детей в школе?
- Возможности «шкулфона»
- Возможный выход из запретной ситуации
- Георгий бовт. для чего запрещают мобильники в школах
- Мнение учителя
- Может ли учитель или администрация школы запретить школьнику пользоваться гаджетами на территории образовательного учреждения?
- Можно ли забирать у учащихся мобильные телефоны и другие гаджеты силой?
- Немного о смартфоне
- Резюме
- Родительская связь с ребенком
- Рособрнадзор опроверг полный запрет на гаджеты в школах
- Учебный процесс и смартфон
- Франция. ужесточение без соблюдения
2021: в школах россии запретили использовать смартфоны для обучения
В начале января 2021 года стало известно о запрете на использование мобильных телефонов в российских школах для обучения. Дело в том, что вступили в силу новые санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4. 3648-20, которые будут действовать до 1 января 2027 года. Пункт 3.5.3. нового документа гласит: «Для образовательных целей мобильные средства связи не используются».
Зато в образовательных целях можно использовать компьютеры и планшеты. Минимальная диагональ монитора компьютера или ноутбука — не менее 39,6 см, а планшета –26,6 см. Не допускается использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок.
Также отмечается, что дети 1-2 классов должны проводить за компьютером не более 20 минут, 3-4 классов – не более 25 минут, 5-9 классов — не более 30 минут, и, наконец, 10-11 классов — не более 35 минут.
Предполагается, что если дети смотрят образовательные фильмы и конспектируют их в тетрадях, то продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать:
- для детей 5-7 лет — 5-7 минут,
- для учащихся 1-4-х классов – 10 минут,
- для 5-9-х классов — 15 минут.
Кроме того, как указано в новых правилах, на территории образовательных организаций не допускается размещение базовых станций подвижной сотовой связи.
В целом, новые санитарные правила — это один из ключевых документов для всей системы школьного образования. Он затрагивает не только электронное обучение, отмечает издание.[1]
Альтернатива интернету
Для доступа в интранет посредством «шкулфона» будет использоваться специальное ПО, отслеживающее, что пишут пользователи. По словам автора идеи, приложение «будет блокировать любые попытки буллинга школьников друг другом».
Иными словами, эта программа будет вылавливать в набираемом тексте слова или выражения, имеющие негативную окраску, как то: угрозы, оскорбления и т. д. Также разработчики обучат ее вырезать ссылки на вредоносные ПО и сайты, ориентированные на взрослую аудиторию, что может указывать на все-таки присутствующую возможность выхода со «шкулфона» в полноценный интернет.
Аналог смартфона
В России может появиться специальный телефон для школьников, так называемый «шкулфон», которым можно будет пользоваться, в том числе, и в учебных заведениях. Эта инициатива, по данным RT, предложена зампредом комитета Госдумы по образованию и науке Борисом Чернышовым 17 июля 2021 г.
Чернышов обратился с этим предложением в госкорпорацию «Ростех». Создание «шкулфона», по его словам, связано с возможным введением запрета использования учениками смартфонов в школах – это устройство может стать альтернативой привычным многим «умным» гаджетам.
О возможном запрете на использование мобильников в школах в начале июля 2021 г. заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. В качестве главной причины запрета она назвала отсутствие условий хранения гаджетов на территории учебных заведений.
Telegram-канал «Мышь в овощном» предложил идею по созданию гаджета для школьников на день раньше Чернышова
Добавим, что 16 июля 2021 г., за сутки до обращения Бориса Чернышова со своей инициативой в «Ростех», идею о разработке отечественного телефона единого образца для школьников подал телеграм-канал «Мышь в овощном». Гаджет было предложено назвать «Школофон».
В каждой четвёртой школе в россии запретили телефоны на уроках
К середине декабря 2021 года в каждой четвёртой российской школе запретили использование мобильных телефонов на уроках. Об этом заявила министр просвещения Ольга Васильева на «Деловом завтраке» в «Российской газете».
По словам Ольги Васильевой, запрет на использование телефонов на занятиях введён во всех школах в Северной Осетии, Ингушетии и Белгородской области. Больше половины школ внедрили аналогичные меры в Магаданской (53,3% от общего количества учреждений), Кемеровской (67,3%)
Васильева отмечает, что Роспотребнадзор, Рособрнадзор и Министерство просвещения лишь рекомендовали школам принять такие меры, однако учебные заведения могли сами принимать решения –— вводить новое правило или нет.
Васильева и кузнецова против гаджетов. нужно ли забирать смартфоны у детей в школе?
Ребёнок и гаджеты — одна из самых обсуждаемых тем (хлеще только прививки). Только если раньше мы спорили, сколько времени дети могут проводить перед экраном, то теперь вовсе хотят запретить пользоваться гаджетами в школе. Да, об этом уже высказались министерство просвещения и детский омбудсмен. Школьников, как обычно, никто не спросил.
Накануне начала учебного года министр просвещения Ольга Васильева заявила, что поддерживает отказ от использования гаджетов в школах. По её словам, многие школы уже приняли такое решение самостоятельно. И было бы хорошо, если их примеру последуют и другие. «Очень многие школы пошли по такому пути, у них есть ящички, есть контрольно-сигнальный телефон для связи с родителями. Это необходимо нам, чтобы ребёнок работал», — сказала Васильева.
Позже в Госдуме предложили запретить детям пользоваться в школе гаджетами дороже 5000 рублей. По словам зампреда Комитета по образованию Бориса Чернышева, это мотивирует школьников соревноваться в человеческих качествах, а не в возможностях своих устройств.
Детский омбудсмен Анна Кузнецова тоже не осталась в стороне и сказала, что ей нравится идея, когда мобильные телефоны оставляют при входе в школу. Но сначала стоит изучить опыт школ, которые ввели такие ограничения, и учесть мнение учителей, прежде чем принимать окончательное решение.
Дискуссия об использовании смартфонов в школах разгорелась после того, как во Франции приняли закон, который запрещает детям 6-15 лет пользоваться гаджетами в школе. Во французских школах ученикам разрешено приносить устройства в школу только в выключенном виде. Гаджеты нельзя доставать даже во время перерывов. При этом у учеников остаётся право на звонок в случае крайней необходимости.
В Великобритании право решать, могут ли дети пользоваться телефонами в учебное время, остаётся за школой. Опрос показал, что 59% британских родителей уверены, что школы должны запретить пользоваться смартфонами. 27% считают, что неплохо бы ограничить доступ к гаджетам на переменах, ещё 34% взрослых хотели бы, чтобы их детям не давали пользоваться смартфонами во время обеда.
О том, какую пользу извлечь для учёбы из увлечения ребёнка гаджетами и приложения, можно почитать здесь. А пока пройдите опрос и расскажите нам в комментариях, согласились ли вы отпускать ребёнка в школу без мобильного телефона.
Возможности «шкулфона»
Полноценная замена традиционным смартфонам из «шкулфона», согласно описанию устройства, может не получиться. В нем предполагается наличие специального ПО, открывающего доступ к приложению «Моя электронная школа» или его федерального аналога «Российская электронная школа» в дополнение к учебному справочнику по общим вопросам и калькулятору.
«Шкулфон» позволит хранить в своей памяти номера телефонов и другие контакты своих родителей, одноклассников и педагогов. О возможности выхода с его помощью в интернет Борис Чернышов не сообщил, но, по его задумке, «шкулфоны» будут объединены в школьную внутреннюю сеть (интранет), в которой школьники смогут общаться друг с другом, однако с ней тоже все не так просто.
Возможный выход из запретной ситуации
Рассмотрим случай, если ребенок пришел с телефоном. Зная о запрете его использования, он может его отключить до конца занятий, не сдавая на хранение. Если же телефон у него обнаружат, то учитель спокойно предложит школьнику добровольно передать ему гаджет на хранение до конца урока.
В данном случае право владения и пользования нарушено не будет, а учащийся избежит неприятностей, связанных с нарушением устава школы (если в нем предусмотрен запрет на гаджеты) и требований ст. 43 закона «Об образовании».
Георгий бовт. для чего запрещают мобильники в школах
В канун учебного года пришла новость, которую ожидали: в школах собираются «ограничить использование мобильных телефонов». А ограничить у нас обычно означает запретить. Правильно ли это? И если да, то как это осуществить на практике?
C 1 сентября у вашего ребенка, скорее всего, на входе в школу телефон отбирать не будут. Так что дозвониться вы ему, как и он вам, сможете. Хотя, конечно, у нас нельзя исключать «перегибов на местах». Рабочая группа Роспотребнадзора, Рособрнадзора и Министерства просвещения выработала методические рекомендации, где предложено «рассмотреть вопрос об ограничении использования в школах мобильных телефонов». Эти рекомендации разошлют по регионам, однако они отражают весьма туманное представление чиновников о том, что и, главное, как именно надо делать.
Проблема с телефонами есть. Дети «сидят» в них, в результате чего многие, кажется, тупеют и «дебилизируются» прямо на глазах. Взрослые, которые «сидят», тоже тупеют, но им запрещать уже поздно. Многочисленные исследования показывают, что чем ниже «возраст согласия на телефонизацию», тем больше риск получить «на выходе» нарушения психики. Или неслыханную в пору суровых методов воспитания ремнем и розгами «гиперактивность», которая уже стала «модной темой» для детских психологов. Снижается долговременная память и умственная работоспособность, нарушаются коммуникативные способности детей. Чем дольше они «сидят в телефоне», тем хуже они понимают печатный текст, тем более длинный (вроде этого), они не могут надолго сосредоточиться на чем-то одном, будь то текст или поставленная задача. Чуть что не так — «кликают» на другое.
Все эти страсти-мордасти перечислены в «методических рекомендациях» вышеупомянутой группы. Правда, при этом авторы, ссылаясь на иностранные источники, почему-то приводят ссылки преимущественно на научные статьи 2021–2021 годов, относящиеся к проблеме длительного просмотра телевидения, а не смартфонов. Это среди прочего наводит на подозрения, что сами рекомендации возникли в спешке — как реакция на высказывание главы Совфеда Валентины Матвиенко о надобности запретить мобильники в школах.
Появился даже специальный термин m-learning, обозначающий многоцелевое использование всевозможных гаджетов в образовательном процессе
Сторонники запретов телефонов часто ссылаются на исследование Лондонской школы экономики пятилетней давности, в котором прослежена корреляция между использованием мобильников и успеваемостью. Те, кто «сидят в телефоне», имели оценки в среднем на 6–7% ниже тех, кто не отвлекался на «мобилу» (исследователи взяли школы, где действовал запрет на телефоны, и те, где его не было). Что еще важнее, в школах «без телефонов» заметно сократился (на 15%) разрыв между хорошо успевающими и отстающими — за счет подтягивания последних. То есть, получается, слабые школьники — главная жертва «смартфонозависимости», тогда как запрет на использование мобильников является «самым дешевым средством сократить неравенство в образовании», констатировали тогда британские ученые.
Есть и другие исследования, которые, например, показывают, что лишенные мобильников учащиеся ведут на 62% более подробные записи лекций, способны вспомнить потом больше информации, полученной в классе, соответственно, более успешны на экзаменах. А, например, ученые из Чикагского университета установили, что даже выключенный смартфон, и даже перевернутый экраном в стол все равно отвлекает учащегося и снижает его когнитивные способности.
Однако есть и другая точка зрения. И она довольно широко распространена. Согласно ей изъятие мобильников во время занятий — это шаг назад в образовании. Многие считают, что как раз их (но лучше планшеты) надо активнее использовать во время учебного процесса, проводить совместные исследования, учить разумному взаимодействию посредством гаджетов с целью достижения поставленных целей, а также для поиска нужной и полезной информации. Так, ученые Стэнфордского университета, изучив опыт школ Лос-Анджелеса, пришли к выводу, что можно успешно и эффективно использовать мобильники и планшеты в процессе преподавания, в том числе обучая грамотному их использованию вне школы (и в целях самообразования тоже). Появился даже специальный термин m-learning, обозначающий многоцелевое использование всевозможных гаджетов в образовательном процессе. А как еще готовить к sharing economy? Согласно такой теории, чтобы научить детей грамотно пользоваться современными средствами коммуникации с пользой для учебного процесса, их надо не отнимать, а активно использовать, не боясь, что ученики будут «сидеть в соцсетях». Надо, значит, преподавать так, чтобы не сидели. Проще, конечно, запретить. Это по-нашему.

Международный опыт запретов тоже есть, на него ссылаются составители вышеупомянутой методички, однако он не так чтобы универсальный и не очень богатый. Тотальный запрет на смартфоны в школах есть лишь в немногих странах. Наиболее известен пример Франции, где законом с прошлого года запрещены устройства, способные выходить в интернет, для учащихся до 9-го класса (до 15 лет). Их даже нельзя проносить в школы. Из стран ЕС пока по французскому пути пошла только Греция, хотя активные разговоры на сей счет ведутся в Германии и Великобритании, Дании и Швеции. В Британии каждая школа решает этот вопрос по-своему, где-то есть запреты, где-то нет. Ровно такой же подход в Бельгии. Но при этом в Европе много и сторонников того, что школьникам надо, наоборот, давать возможность пользоваться смартфонами в учебных целях. А как иначе они смогут научиться ориентироваться в виртуальном пространстве, как иначе они смогут научиться критически воспринимать информацию и вырабатывать собственную ее оценку?
Запреты на смартфоны действуют в школах Азербайджана и Таджикистана. В Канаде вопрос решается на региональном уровне. Так, в Онтарио запрет на использование мобильников распространяется на все школы, а в Квебеке — только на государственные. На уровне отдельных штатов решается вопрос и в Австралии: недавно по французскому пути пошел штат Виктория. В США также все решается на уровне штата или даже отдельного города. В Нью-Йорке предыдущий мэр Майкл Блумберг ввел запрет на мобильники в школах, а нынешний градоначальник Билл Де Блазио его отменил: а как же, мол, тогда дети смогут позвонить родителям, если начнется массовый расстрел? В России запрет на мобильники в школах давно уже введен в Чечне.
Составители рекомендаций Минпросвещения, Роспотребнадзора и Рособрнадзора ссылаются почти исключительно на иностранный опыт. На отечественном «материале» вопрос, получается, практически не изучался. Во всяком случае, составители к нему не апеллируют и лишь предлагают «изучить последствия ограничений использования» мобильников по итогам года. То есть дети выступят в роли подопытных.
У нас не любят писать прописанные до мельчайших подробностей законы, а составляют нечто вроде деклараций или списка благих пожеланий
Легко представить, что это выльется в изобретение новых форм отчетности для замордованных подобной писаниной учителей. Вместо этого можно было бы заказать профессионалам (психологам, социологам и пр.) полномасштабное исследование по данному вопросу. Изучить тот же чеченский опыт, например. Этот вопрос достаточно серьезен, требует тщательной проработки и, возможно, единого решения на уровне федерального законодательства, где в том числе будет подробно прописана вся процедура использования или неиспользования мобильников в школах. Однако у нас не любят писать прописанные до мельчайших подробностей законы, а составляют нечто вроде деклараций или списка благих пожеланий. Мол, потом «дотянут» уже на уровне подзаконных актов. Разве что правила сбора и проверки подписей за кандидатов на выборах составлены с особым тщанием. Но тут политика. Это святое!
Наконец, совсем не популярна среди чиновников от образования «стэнфордская» идея изучить возможность использовать гаджеты в учебных целях. Такая гибкость — это слишком сложно.
Чиновники любят ссылаться на опросы общественного мнения. Но значит ли это, что надо потакать самому популярному? Так, согласно одному из опросов, на который ссылаются чиновники в своей методичке, за ограничение использования мобильных в школах высказались 90% учителей, 89% родителей и 61% учащихся.
Но опросы — штука тонкая и переменчивая. Есть и другие результаты. Например, опрос ВЦИОМ летом текущего года выявил, что 55% россиян как раз не поддерживают запрет телефонов в школах, тогда как 22% полностью поддерживают идею запрета как на уроках, так и на переменах, а 20% — скорее поддерживают. Положительно оценивают запрет пользоваться телефоном в классе 67% россиян, но в прошлом году таких было 73%. 62% считают, что если школьникам запретить пользоваться телефоном в классе, то это положительно повлияет учебу, но год назад таких было 69%. Так что однозначности нет. Вопрос, как уже было сказано, требует научной проработки и затем подробного прописывания в законодательстве.
А как связываться с родителями в случаях ЧП? Предполагается «продумать». Кому?
Нынешние же методические рекомендации носят неконкретный характер, а на многие чисто практические вопросы предпочитают вообще не отвечать. Из конкретных можно выделить разве что рекомендацию переключать телефоны в школах в режим «без звука». Хочется спросить: как, до сих пор еще нет?! К тому же это ровным счетом ничего не решает. По поводу того, чтобы отбирать телефоны в школах, точности тоже нет: мол, в зависимости от возможности и целесообразности, можно организовать места хранения телефонов. Ясно заранее, что возможностей у школ нет и не будет. Особенно после приписки от чиновников, что родители сами несут ответственность за сохранность гаджетов. А как связываться с родителями в случаях ЧП? Предполагается «продумать». Кому? Хорошо, что догадались сделать исключение для детей, которым пользоваться мобильными телефонами необходимо по состоянию здоровья, в частности, для мониторинга сахара в крови при диабете (это калька с введенного в австралийском штате Виктория порядка). В остальном методичка состоит из разных благоглупостей из серии «разъяснить» и «пропагандировать»: «проводить регулярную информационно-просветительскую и разъяснительную работу», «разрабатывать памятки, инструкции, иные средства наглядной агитации по разъяснению порядка упорядочения использования устройств мобильной связи»; «обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процесса, связанного с ограничением использования устройств мобильной связи в образовательной организации» и т. д. В таком виде это все работать, скорее всего, не будет.
Может быть, вместо того чтобы бесконечно обсуждать по телевизору Украину и Америку, обратить внимание на данный актуальный вопрос и устроить его общественное обсуждение? Впрочем, таких вопросов в нашем обществе вообще накопилось немало.
Мнение учителя
«Мы не можем запретить детям в принципе приходить в школу с телефонами. Мы можем лишь запретить их использование во время занятий и перемен. Значит, необходима какая-то система сбора, хранения и выдачи гаджетов. И здесь, пожалуй, кроется самый опасный момент – кто-то должен этим заниматься, следить, создать условия (ящики, шкафчики, замки, ключи) и отвечать, если телефон пропадет или сломается. И это, очевидно, станет большой головной болью для директоров и администрации школ».
Да, головной болью для администрации школы это станет.
Может ли учитель или администрация школы запретить школьнику пользоваться гаджетами на территории образовательного учреждения?
А вот здесь ответ – однозначно да. Ст. 43 ФЗ № 273, описывающая обязанности учащихся, говорит о том, что школьники должны выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, и правила ее внутреннего распорядка, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учебного заведения, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися.
Можно ли забирать у учащихся мобильные телефоны и другие гаджеты силой?
Конституция РФ и ст. 209 Гражданского кодекса гарантируют собственнику право владения, пользования и распоряжения своим имуществом до тех пор, пока он не начнет нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.
Поэтому отобрать у школьника силой телефон, отнести его домой и держать у себя до следующего родительского собрания, как делают некоторые педагоги, учитель однозначно не в праве.
Немного о смартфоне
Смартфон, если кратко, – это умный телефон. Со многими возможностями (игры, выход в Интернет, снять фото и видео). Да и многое другое, в том числе разные игры. Вот исходя из таких широких возможностей этого устройства и стоит вопрос, довольно долго дискутируется, можно ли его разрешить иметь ученикам в школах. Есть небезосновательное опасение, что ребята будут отвлекаться, мешать другим и учебному процессу.
Резюме
Думается, что надо не запрещать смартфоны, а использовать все их полезные функции в учебном процессе. И тогда их не надо будет отбирать и где-то хранить. Они станут таким же привычным предметом, как учебник или пенал. И скорее всего, заменят тяжеленные учебники, из-за которых у многих школьников проблемы с осанкой и позвоночником.
Чтобы решить цивилизованно этот вопрос, необходимо привить школьникам культуру поведения, научить правильному использованию смартфонов. Но, видимо, это показалось непосильной задачей для педагогов. Рекомендую родителям подробно прочесть рекомендации, если предстоит разговор с педагогами.
А что бы вы предложили?
Родительская связь с ребенком
Родительский довод весом: постоянная связь с ребенком, обеспечение его безопасности. Если смартфоны мешают, то пусть ребята их сдают на хранение на время уроков, а уходя домой забирают. Должны же родители иметь связь с детьми. Вопрос только, как наладить сдачу, хранение и получение смартфона в школе. Если учесть стоимость некоторых смартфонов, дело это серьезное и непростое.
Рособрнадзор опроверг полный запрет на гаджеты в школах
Документ, предполагающий запрет на использование гаджетов в школах, является лишь рекомендацией, пояснили в Рособрнадзоре. «Это не запрет ни в коем случае на мобильные телефоны. Это рекомендации, как использовать, чтобы не нарушать учебный процесс»,— заявил глава службы Сергей Кравцов на педагогическом совете Ленинградской области, запись которого выложена на YouTube.
По словам господина Кравцова, рекомендации ни в коем случае не нацелены на то, чтобы ограничить развитие информационных технологий, а наоборот, говорят, как эффективно использовать мобильные телефоны.
Рекомендации запретить гаджеты были опубликованы на сайте Роспотребнадзора в понедельник, 19 августа. Ведомства рекомендовали школам «ограничить использование школьниками устройств мобильной связи во время учебного процесса», предусмотреть места для хранения мобильных телефонов, а также согласовать экстренные способы связи родителей с учениками.
Подробнее о рекомендациях Минпросвещения читайте в публикации “Ъ” «Школьников выводят из зоны доступа».
Учебный процесс и смартфон
Звучат некоторые доводы, что, мол, на уроке ученики могут воспользоваться смартфоном для выхода в Интернет при решении каких-то вопросов с разрешения учителя. Логично, конечно, как мы когда-то пользовались логарифмической линейкой. Слабое сравнение, но тоже «техника» была.
Франция. ужесточение без соблюдения
Запрет на использование мобильных телефонов в школах во время занятий действовал во Франции с 2021 года. Однако власти страны значительно ужесточили это требование, и 1 сентября прошлого года ученикам начальной и средней школ запретили приносить в учебные заведения любые гаджеты, подключенные к интернету.
Министр образования Франции Жан-Мишель Бланкер заявил, что главная цель закона — помочь детям сосредоточиться на уроках, научиться общаться друг с другом и сократить использование социальных сетей. Кроме того, по его словам, запрет на использование гаджетов с доступом к Сети позволит сократить случаи интернет-буллинга, а также окончательно решит вопрос с кражами дорогих аппаратов.
Инициативу правительства не поддержал ряд экспертов, среди которых были и учителя. По их мнению, это приведет к изоляции учеников от мира, где интернет играет сегодня одну из важнейших ролей.
«Для того, чтобы подготовить детей к жизни в XXI веке, мы должны помочь им овладеть точными и гуманитарными науками, культурой поведения в обществе и социальных сетях, умением вести дискуссии и уважать мнение собеседников», — пояснил один из них.