Водителей клонят в «Антисон» – Газета Коммерсантъ № 42 (6763) от 10.03.2020

Водителей клонят в «Антисон» – Газета Коммерсантъ № 42 (6763) от 10.03.2020 Гаджет

«сонная» камера

Одна российская компания предлагает водителям камеру наподобие видеорегистратора. Прибор Dunobil Insomnia крепится на лобовое стекло. Только объектив направлен на самого водителя. Гаджет отслеживает движения головы и даже улавливает моргание глаз. Как только веки опустятся дольше чем на две секунды, прибор начнет верещать — и водитель тут же придет в чувства.

Если пульс снижается до уровня сна, приборы начинают вибрировать

Активная безопасность

Куда более интерактивной может показаться система салона фирмы Ford. Здесь целый комплекс средств контроля состояния водителя. Машина способна распознавать дорожное покрытие и плотность потока. Отслеживать действия водителя, его маневренность. Исходя из этого транспортное средство может скорректировать свое движение на дороге.

Более того, сам водитель «прослеживается» по всем параметрам. Рулевое покрытие измеряет пульс и температуру ладоней, инфракрасный датчик фиксирует температуру лица, а ремень безопасности замеряет частоту дыхания. И когда машина «поймет», что водитель уснул, то она не спеша остановится и сама включит аварийку.

Компания Toyota предлагает похожие системы контроля для водителей-пенсионеров и сердечников. В экстренной ситуации автомобиль способен затормозить или при помощи встроенной навигационной системы отвезти больного до ближайшего медпункта.

Усталость водителя при ДТП — очень важный фактор. Но, в отличие от количества алкоголя в крови, посчитать усталость на сегодняшний день невозможно. Она зависит от ряда обстоятельств. На водителя могут влиять и погодные условия, и состояние здоровья, и количество часов за рулем.

На данный момент снабжать водителей общественного и грузового транспорта нашумевшими нейрокепками на самом деле невыгодно. Пока что цена слишком завышена. Есть гаджеты более компактные и доступные. Частные автовладельцы уже давно пользуются такими приборами.

Плюс к этому надо учитывать изменения в сфере коммерческих автоперевозок. Требования к автовладельцам, будь то физические или юридические лица, одинаковые. Но суммы штрафов сильно разнятся. Поэтому и происходит перерегистрация владения с юрлица на физлицо.

Но бизнес, по сути, остается тем же. Проще говоря, люди не хотят платить больше и готовы прибегать к самым разным способам увиливания от ответственности. Если они не могут оплатить штраф, то где тогда взять деньги на кепку, пускай даже и за 4 тысячи рублей? Можно же купить наушник за 70 рублей. Тем не менее некоторые компании-перевозчики все же разработкой заинтересовались.

Заместитель председателя общественного совета при минтрансе Наталья Агре поддержала идею введения гаджетов против сна для водителей коммерческого автотранспорта.

— Работа профессиональных водителей — это безопасность человеческих жизней. При ДТП с грузопассажирским транспортом наносится гораздо больше ущерба жизни и здоровью человека, чем при любом другом виде аварии. При вождении любая подсказка дает управляющему дополнительное время на принятие срочного решения. Поэтому вводить такие гаджеты можно и нужно, — считает Наталья Агре.

Кстати

Бороться со сном за рулем водители пытаются давно. Самый первый гаджет для этого был придуман еще во время Великой Отечественной войны. Водители, которые ездили на полуторках по Дороге жизни, крепили к потолку кабины простой армейский котелок, набитый гайками и болтами.

Антисон

В интернет-магазинах предлагают приобрести беспроводной наушник-оповещатель. Цена варьируется от 70 до 200 рублей. Но есть модели и подороже. Одна из наиболее распространенных — Drive Alert Master.

Гаджет:  7 лучших умных электронных замков на входную дверь

Работает прибор на аккумуляторе. Принцип действия устройства заключается в контроле наклона головы водителя. Настройки устанавливаются заранее. Как только голова падает ниже запрограммированного уровня, наушник пищит неприятным слуху звуком. По задумке, водитель должен мгновенно проснуться.

Водителей клонят в «антисон»

Водители «Мосгортранса» жалуются на систему «Антисон», утверждая, что инфракрасное излучение приводит к усталости глаз, зуду и рези. В письме депутата Госдумы Вячеслава Лысакова в Роспотребнадзор говорится и о случаях ожога роговицы. В «Мосгортрансе» считают оборудование безопасным, а реакцию водителей связывают с нежеланием работать под постоянным контролем. На Change.org появилась петиция недовольных в адрес президента РФ: водители говорят, что их заставляют работать с новой системой под угрозой увольнения.

Контракт по установке «оборудования мониторинга функционального состояния водителей» (система «Антисон») на 9,2 млн руб. «Мосгортранс» заключил в 2021 году с компанией-разработчиком системы «Октоинформ Рус», тогда в рамках пилотного проекта приборы установили на 36 автобусах. В ноябре 2021 года «Мосгортранс» заключил контракт на 1,74 млрд руб. с ООО «КСОР», которое обязалось закупить и установить систему на 8,4 тыс. автобусах, троллейбусах, трамваях и электробусах. Система представляет собой видеокамеру с инфракрасной подсветкой и динамиком на приборной панели и способна проводить «оперативный анализ признаков засыпания или потери бдительности».

Если водитель повернул голову и не смотрит на дорогу более 5 секунд, либо более 2 секунд едет с закрытыми глазами, звучит предупредительный сигнал (одновременно включается световой индикатор).

Система способна контролировать «подвижность 10 лицевых точек водителя», «частоту и длительность зеваний, морганий, сведения надбровных дуг», следует из контрактной документации. В «Мосгортрансе» рассказали “Ъ”, что с помощью «алгоритмов многослойных нейронных сетей» можно определить «характерные паттерны поведения, сигнализирующие о состоянии усталости». «Антисон» передает сигнал диспетчеру, который может решить снять водителя с маршрута и направить на обследование. Аналогичная система для контроля машинистов применятся в подземке: метрополитен заключил в октябре 2021 года контракт с КСОР на 337,5 млн руб. по установке приборов в 1,44 тыс. вагонах.

ООО «Октоинформ Рус» учреждено в 2009 году, гендиректором и владельцем является Лиана Варданян. ООО «КСОР» образовано в 2021 году, гендиректором и владельцем является Наталья Гиль. В разделе «партнеры» на сайте компании числится «Ростех». В рамках выставки «Армия-2021» холдинг «Росэлектроника» (входит в состав «Ростеха») сообщал о разработке системы с названием «Антисон». «Мы являемся партнерами c группой компаний КСОР и интегрируем разработанное решение «Антисон» в состав собственной мультифункциональной видеосистемы для транспорта,— пояснили “Ъ” в холдинге.— Система пока тестируется рядом потенциальных заказчиков, о ее внедрении говорить преждевременно».

В январе 2020 года в сетевых сообществах, где общаются работники «Мосгортранса», появились первые жалобы. Работники рассказывали про неприятные ощущения, зуд, красноту глаз, лопающиеся сосуды и ухудшение зрения из-за постоянно включенной инфракрасной подсветки. Алевтина Кондратьева (уволилась из 17-го автобусного парка 13 февраля, до этого шесть с половиной лет водила троллейбус и автобус) рассказала “Ъ”, что четыре дня водила автобус с работающим «Антисном» и все это время испытывала головокружение, тошноту, резь в глазах. «В последний раз после окончания десятичасового рабочего дня у меня было ощущение, будто иголки в голове, даже давление поднялось,— рассказала она.— Я обратилась в больницу, там поставили диагноз «синдром сухого глаза», прописали капли. Руководство жалобы слушать не хотело, мне говорили «это у тебя самовнушение»». По словам Алевтины Кондратьевой, примерно у половины коллег, с которыми она общалась, похожие симптомы. «Я решила, что здоровье мне дороже, да и водить автобус в таком состоянии явно небезопасно для пассажиров, поэтому я уволилась, тем более что через один-два года собираюсь уйти на пенсию»,— говорит госпожа Кондратьева.

Гаджет:  Как создать виджет самостоятельно?

На Change.org идет сбор подписей недовольных под петицией в адрес президента РФ.

«Руководство отвечает: «Если вас что-то не устраивает, можете увольняться»,— говорится в документе.— Водители запуганы таким отношением руководства парков и боятся обращаться куда-либо».

АНО «Бюро научных экспертиз» по заказу работников «Мосгортранса» провела независимую экспертизу прибора. Исследование (есть в распоряжении “Ъ”) показало, что интенсивность ИК-излучения превышает норматив в 300 раз (32,2 Вт/кв. м против максимального 0,05 Вт/кв. м по СанПиНу 1996 года). В курсе конфликта и депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, который обратился в Роспотребнадзор с просьбой провести проверку и принять «оперативные меры». У двух водителей в результате действия прибора подтвержден ожог сетчатки глаза, сказано в письме депутата (копия есть у “Ъ”). Обращение передано в управление Роспотребнадзора по Москве, подтвердили “Ъ” в ведомстве.

Последние несколько недель в филиалах «Мосгортранса» проводятся разъяснительные встречи с водителями. «Не могут от этого излучения глаза болеть,— убеждал водителей один из руководителей ГУПа (видеозапись есть в сети).— Вот вы телевизор смотрите, не жалуетесь. А прибор — одна сотая этого телевизора». На другом собрании представители КСОР говорили, что независимая экспертиза проведена неправильно, в реальности излучение не превышает 0,03 Вт/кв. м. Связаться с представителями КСОР и «Октоинформ Рус» “Ъ” не удалось.

Решение об использовании системы принято для повышения безопасности и улучшения качества перевозок пассажиров, рассказали “Ъ” в «Мосгортрансе», она уже применяется на 5,6 тыс. единицах транспорта.

Система «показала свою эффективность», утверждают чиновники, водители ее «положительно оценивают». На сайте КСОР говорится, что за первые месяцы работы устройство «помогло в 2,5 раза снизить число инцидентов». Похожую систему использует «Яндекс», отмечают в «Мосгортрансе». Речь идет о системе мониторинга усталости водителей в машинах такси, которая анализирует точки лица водителя, частоту моргания и наклон головы. «Вопросы и недоверие» система вызвала «у минимального числа водителей, которые считают такой контроль за их работой избыточным», утверждают в ГУПе. «Обращения о недомоганиях носили единичный характер,— говорят на предприятии.— По каждой ситуации проведены административные разборы». В «Мосгортрансе» подчеркнули, что производитель предоставил комплект сертификатов, включая заключение государственного Центра гигиены и эпидемиологии Смоленской области о безопасности системы. ГУП передал всю документацию в Роспотребнадзор.

Иван Буранов

Гаджет на пульсе

Определить состояние водителя можно и по руке, измерив пульс человека. Для этого есть два устройства — браслет и кольцо. Выбор браслетов на рынке большой. Сюда же идут смарт-часы, фитнес-трекеры и все, что надевается на руку и способно измерить пульс. Соответственно, ценовой диапазон тоже широкий.

Еще в продаже есть кольцо Stop Sleep. Правда, с ним сложнее — его редко встретишь на маркете. Но суть такая же. Если пульс снижается до уровня сна, приборы начинают вибрировать.

Кожно-гальваническая реакция

Небольшой прибор под названием StopSleep, который одевается на пальцы водителя по словам производителя предупреждает сон. В инструкции к этому устройству указано, что в отличие от других детекторов оно не констатирует факт засыпания, а за две-три минуты до сна оповещает водителя с помощью вибрационного, звукового и светового сигналов.

Гаджет:  6 гаджетов в помощь школьникам | Электронные книги | Блог | Клуб DNS

Аппарат работает по той же технологии, что и детектор лжи «Полиграф», диагностируя физиологическое состояние человека на основании измерений кожно-гальванических реакций. StopSleep непрерывно контролирует водителя с помощью восьми измерительных контактов, соприкасающихся с кожей пальцев. Зарядка осуществляется через разъем микро-USB. Основным недостатком прибора можно считать его высокую цену — 9500 рублей.

Эксперты «АвтоВзгляда» категорически не рекомендуют приобретать подобные гаджеты, поскольку самые первые признаки утомления и усталости способен определить каждый здоровый человек. А доводить себя до неконтролируемого состояния и доверять при этом свою жизнь электронике крайне опасно.

При первых же признаках сонливости следует немедленно остановить машину и поспать. Даже полчаса сна обеспечит человеку необходимый заряд бодрости и энергии, хоть и на ограниченное время. Увы, это единственный выход из проблемы, а остальное — от лукавого.

Маяк на панели anti sleep pilot

Гаджет-сигнализатор внешне напоминает небольшой маячок. Его устанавливают на панель автомобиля. Перед первым применением нужно создать водительский профайл и внести свои данные касательно стиля вождения. При помощи датчиков сигнализатор контролирует состояние шофера.

Периодически гаджет просит выполнить какие-либо задания, чтобы проверить бдительность управляющего. И если реакция окажется подозрительно медленной, робот предложит водителю остановиться и отдохнуть. Такой вот интерактивный способ контроля.

Мозговой контроль

Компания Ferrari представила разработку для водительских кресел. В подголовник сиденья встроены биометрические беспроводные датчики. Они измеряют мозговую биоэлектрическую активность водителя. То есть напрямую получают информацию от человеческого мозга. В зависимости от состояния водителя происходит автоматическое снижение подачи топлива, и автомобиль останавливается.

Реакция на движение зрачков

Еще одна, так называемая, «активная система контроля сна и усталости за рулем» внешне похожа на видеорегистратор и крепится в верхней части лобового стекла напротив водительского сиденья. Объектив должен быть направлен на лицо водителя и находиться на удалении 50—60 сантиметров, угол обзора — 60 градусов.

Перед работой устройство калибруется, и в процессе вождения на основе заложенного алгоритма гаджет определяет степень усталости водителя по диапазону движения зрачков, частоте моргания и наклонам головы. Прибор анализирует ситуацию в режиме реального времени, и при распознавании опасной ситуации подает звуковой сигнал.

Зарядка осуществляется через USB-разъем. Средняя стоимость аппарата составляет 6500 — 7000 рублей. Понятное дело, за такие деньги хотелось бы гарантий эффективной работы, но, поскольку на нашем рынке гаджет появился не так давно, объективных отзывов о нем практически нет.

Реакция на наклон головы

Приспособление, по виду напоминающее крючок, крепится за ухом водителя. При резком наклоне головы вперед или назад на 15—20 градусов электромеханический датчик издает пронзительный звуковой сигнал. Устройство обойдется совсем недорого — минимум в 150 рублей, но даже таких денег оно не стоит.

Справочно

В мировой практике подобные системы уже давно разрабатываются и применяются автопроизводителями в Америке, Германии, Японии, Франции и других странах как часть функций помощи водителю в управлении транспортным средством (Driver Assistаnce). Москва – один из первых городов в мире, где стало возможным применить технологию на общественном транспорте. Кроме того, похожую систему используют крупнейшие агрегаторы такси, например, Яндекс.

Оцените статью
GadgetManiac
Добавить комментарий