Всё под контролем: как гаджеты помогают нам следить за здоровьем | РБК Тренды

Всё под контролем: как гаджеты помогают нам следить за здоровьем | РБК Тренды Гаджет

Siren Socks

siren.care

У некоторых людей, страдающих диабетом, периодически могут воспаляться ступни. Это чревато появлением инфекции, гангрены и других осложнений. Носки Siren созданы, чтобы следить за температурой в разных участках ступней и сообщать владельцу о появлении признаков воспаления.

Носки посылают информацию об изменении температуры конечности на смартфон, где специальное приложение собирает данные и анализирует их. Это помогает врачам более точно определять план лечения, а пациентам — следить за состоянием ступней.

Каждые полгода компания присылает клиентам новую партию носков. Именно столько времени требуется, чтобы один заряд израсходовался.

One Drop

onedrop.today

Набор умных гаджетов One Drop позволяет людям с диабетом измерять уровень глюкозы в крови. Он состоит из ланцета, тест-полосок и анализатора, который по Bluetooth соединяется со смартфоном.

В приложении One Drop можно регистрировать виды и количество потребляемой еды, план лечения, физическую активность. Спустя несколько дней использования оно сможет предсказывать, когда уровень глюкозы человека повышается и понижается, и предлагать решения на основе этих данных.

Зачем измерять уровень сахара или давление?

  1. Эти данные можно использовать для самой ранней диагностики. Так вы сможете обнаружить болезнь еще до первых симптомов. По статистике, примерно половина всех больных диабетом в мире, то есть более 200 млн человек, не знает о своем диагнозе.
  2. Если вы страдаете хроническими заболеваниями — например, диабетом, заболеваниями сердца и сосудов — регулярно отслеживать показатели необходимо, чтобы избежать приступов и вовремя обратиться за помощью. Это может спасти вам жизнь.
  3. Если вы отслеживаете показатели регулярно, врачу легче будет определить, что для вас являются нормой. Он сможет учитывать эти данные, подбирая для вас терапию и лекарства. Разумеется, после дополнительной диагностики традиционными методами.
  4. Данные о пульсе, ЧСС и другие показатели полезны тем, кто занимается спортом. На основе регулярной статистики вы сможете лучше изучить особенности своего организма и построить тренировки так, чтобы добиться максимального эффекта. А еще — предупредить травмы и сердечные приступы.

Как отбелить зубы дома?

Всё под контролем: как гаджеты помогают нам следить за здоровьем | РБК Тренды

Чтобы обзавестись голливудской улыбкой, не нужно записываться к стоматологу. Набор Innwhite бережно отбеливает и укрепляет эмаль, и им легко воспользоваться прямо дома. Все просто: нанесите на зубы отбеливающий гель INNPRO36 и поместите в рот светодиодную капу INNBLUE16 на 16 минут.

После сеанса обработайте каждый зуб реминерализирующим гелем INNMINERAL. Капа подогревает и активизирует отбеливающие элементы в геле. Устройство управляется со смартфона и не нагревается сильнее 51° С. Зубы становятся белее на пять тонов за пять дней.

Как перестать сутулиться?

Всё под контролем: как гаджеты помогают нам следить за здоровьем | РБК Тренды

Смартфоны и работа за компьютером портит осанку; гаджет Мастер Осанки, напротив, исправляет ее. Это гаджет в форме таблетки. Закрепите корректор «липучкой» на теле или белье, и он будет следить за положением тела за счет акселерометра. Если согнуться и не выпрямляться минуту, то девайс настойчиво вибрирует.

Как похудеть и не толстеть?

Всё под контролем: как гаджеты помогают нам следить за здоровьем | РБК Тренды

Главный секрет здоровья заключается в умеренности, и с этим качеством у городского жителя плохо. Умные весы Picooc служат голосом разума перед лицом ночных походов к холодильнику или излишне жестких диет. Устройство руководствуется большими данными и точными измерениями состава тела.

Минималистичный гаджет при каждом взвешивании пропускает через тело незаметные электрические сигналы и по сопротивлению считает процент жира, мышц, воды. Данные анализирует мобильное приложение Picooc, оно же выдает готовые показатели и советы о том, что делать дальше. Как питаться, какой активностью заниматься — и нужно ли вообще худеть? Picooc знает все.

Разные модели весов Picooc отличаются друг от друга дизайном, размером и способом подключения: Bluetooth, Wi-Fi, или и то, и другое. Остальной функционал идентичен. Пользуйтесь любыми регулярно — и тело будет в норме.

Как проверить сердце в домашних условиях?

Всё под контролем: как гаджеты помогают нам следить за здоровьем | РБК Тренды

Кардиофлешка ECG Dongle — это отечественный портативный гаджет, который способен предельно точно измерять частоту сердечных сокращений. Устройство действительно выполнено в виде «флешки» и подключается к смартфону переходником. На тело человека накладываются четыре электрода, данные с которых девайс транслирует в приложение в режиме реального времени.

Как снять боль без таблеток?

Всё под контролем: как гаджеты помогают нам следить за здоровьем | РБК Тренды

Массажер-миостимулятор Bluetens Duo Sport умеет расслаблять, тренировать мышцы и снимать боль. Первые две важные функции интересные спортсменам и фитнес-фанатикам. Боль актуальна всем, и с ней девайс справляется легко по методу ТЭНС: транскутанной электрической нервной стимуляции.

На практике от работающего миостимулятора тело трясется и вибрирует, как под руками опытного массажиста. Устройство работает в паре со смартфоном, где предусмотрена сотня программ, отдельно настраиваются частота, амплитуда и продолжительность импульсов.

Как спать и высыпаться?

Всё под контролем: как гаджеты помогают нам следить за здоровьем | РБК Тренды

Сон — лучшее лекарство от всех болезней. Трекер Sleepace Sleep Dot B501 — «пульт управления» от качественного ночного отдыха, который распознает и анализирует фазы сна по движениям тела. Разъедините устройство на две магнитные половинки и закрепите на подушке. Теперь оно будет чутко следить за движениями тела, не мешая спать.

Трекер подключается к смартфону по Bluetooth. Sleep Dot помогает заснуть вечером, а утром будит музыкой во время фазы неглубокого сна, чтобы было проще проснуться. В приложении появится отчет и советы, как лучше спать. Это полезно, если вы пытаетесь наладить оптимальный режим дня для здоровья.

Вы найдете еще больше гаджетов для здорового образа жизни в нашем каталоге.

Как справиться со стрессом?

Всё под контролем: как гаджеты помогают нам следить за здоровьем | РБК Тренды

Brainstorm состоит из пары электродов и пульта управления для них. Электроды накладываются по инструкции на разные части головы и фиксируются повязкой из комплекта. Устройство меняет возбудимость нейронов электростимуляцией, за счет чего когнитивные возможности меняются в зависимости от того, какую зону вы стимулируете.

Это tDCS, технология транскраниальной электростимуляции. Она способствует расслаблению, изучению языков, улучшению памяти, реакции и творческих способностей. Внимание: сеанс не должен превышать указанные в инструкции 10–20 минут, иначе можно добиться компенсаторного ухудшения состояния.

Как узнать свой генотип?

Всё под контролем: как гаджеты помогают нам следить за здоровьем | РБК Тренды

Генетический тест Atlas расскажет о вас много интересного. Например, являйтесь ли вы носителем наследственных заболеваний и каковы ваши риски 144 распространенных болезней. Вы также выясните личную чувствительность к 66 лекарственными препаратам, особенности обмена веществ, наилучшую диету и оптимальный тип физических нагрузок. На десерт: гаплогруппы. Насколько вы неандерталец? Atlas покажет. Достаточно собрать слюну в пробирку и дождаться результатов из лаборатории.

Зачем нужен такой тест? Чтобы выстроить идеальный, подходящий только вам здоровый образ жизни. Информация — главное оружие современности; не оставайтесь беззащитными.

Как ухаживать за зубами?

Всё под контролем: как гаджеты помогают нам следить за здоровьем | РБК Тренды

Пока человек не перешел на чистую энергию, ему нужны зубы. Умная зубная щетка Soocas X3 поможет их сохранить. Сменная головка чистит бережно и эффективно, щетинки марки Dupont не царапают эмаль. Это электрическая зубная щетка, ее бесколлекторный двигатель работает со скоростью 37200 оборотов в минуту — на порядки быстрее, чем справится вручную человек.

Нужно что-то поярче? Попробуйте FOREO Issa Mini 2, это звуковая электрическая зубная щетка с водонепроницаемым и защищенным от плесени корпусом из медицинского силикона. Она работает без приложения, зато сама каждые 30 секунд напоминает сменить сектор ротовой полости, который вы очищаете. Батареи хватит на 265 дней.

Всё под контролем: как гаджеты помогают нам следить за здоровьем | РБК Тренды

Дополнительный способ поддерживать зубы здоровыми: ирригатор. Устройство подает струю воды на зубы под высоким давлением и уничтожает налет, как поток из шланга смывает грязь. Модель Revyline RL 100 имеет семь насадок, которые вращаются под углом 360 градусов.

Гаджет:  Слово гаджет: что оно означает и его происхождение

Какие гаджеты используют в школах

image

В современных методических рекомендациях для школьных учителей содержится пункт об обязательном владении компьютером на уровне уверенного пользователя. Разумеется, речь идет не только о настольном компьютере, но и о различных технологических приспособлениях, способствующих улучшению качества образования. Так какие же устройства используются учителями в современных школах?

Интерактивные доски
Благодаря интерактивным доскам к объяснению нового материала можно добавить изображения, видеоматериалы или презентации. Изображение на интерактивную доску транслируется с рабочего стола компьютера при помощи проектора.
image

Электронные учебники
В 2021 году у каждого российского учебника должна появиться электронная версия. Специальные устройства будут демонстрировать иллюстрации, интерактивные карты, видеоролики и вспомогательные материалы для удобного выполнения лабораторных работ по большинству предметов. Проведенные исследования доказали, что с возрастом ученики теряют интерес к чтению традиционных учебников, а следовательно — забрасывают учебу. Сегодня в России программа по освоению электронных учебников действует в семи регионах. Также такое нововведение значительно облегчает школьный рюкзак, ведь современный планшет вмещает в себя целую библиотеку, а установить его можно на любое устройство, будь то компьютер, планшет или смартфон.
image

Электронные дневники и журналы
Электронный журнал помогает не только оптимизировать работу учителя, но и наладить коммуникации между школой, учениками и их родителями. При помощи таких журналов учитель, выставляя оценку, моментально размещает данный результат в сети, где он становится доступным как родителям ребенка, так и администрации школы. Также электронный журнал помогает в составлении расписания и в подготовке отчетных документов. 36% школ Москвы уже полностью отказались от бумажных журналов и дневников.
image

Турникетные системы
Во многих школах действует система электронного прохода: родители получают SMS, когда дети оказываются за турникетами. Такое нововведение позитивно сказывается на посещаемости детей, а впоследствии — и на их успеваемости.
image

Мобильные приложения
Стремительный прогресс в области мобильных технологий привел к тому, что 70% всех мобильных телефонов в мире являются смартфонами, что сделало мобильные приложения практически неотъемлемой частью жизни людей. Неотрывному вовлечению учеников в образовательный процесс способствуют специально разработанные мобильные приложения для школьников и учителей, доступные им в любое время и в любом месте. Такие приложения хорошо использовать для постоянной коммуникации как между учениками, так и между школьниками и учителем. Эти платформы становятся просто незаменимыми, например, во время каникул.
image

В свою очередь «Smiles.Школьная карта» предлагает для внедрения модуль «Электронный журнал и дневник», который призван облегчить жизнь как родителям, которые смогут отслеживать все успехи своих детей в режиме онлайн, так и учителям, которые существенно снизят затраты времени на заполнение бумажной документации и смогут посвятить это время детям.
Также мы создали уникальное приложение «Школьник», позволяющее детям обмениваться образовательными материалами и помогать друг другу в обучении.

Можно ли доверять всем этим устройствам?

Разумеется, все эти гаджеты пока что не заменяют медицинское оборудование, и все полученные данные нужно проверять вместе с врачом.

Так, многие пульсометры не рассчитаны на пиковые нагрузки: когда вы бегаете или тренируетесь, кровь пульсирует слишком быстро, и датчик может «тормозить». А еще на запястье мало ткани, но много жил и связок, поэтому данные с наручных гаджетов часто искажаются. Во время тестов на беговой дорожке такие пульсометры показали точность 85%, а нагрудные кардиодатчики — 91%.

В России и многих других странах ЭКГ на Apple Watch не поддерживается, хотя в США сервис был протестирован FDA при Минздраве и получил все разрешения.

Умные часы и трекеры, которые якобы оценивают качество сна вызывают еще больше сомнений. Врачи считают, что для измерения фазы сна — быстрой и медленной — нужны датчики активности мозга и движения глаз под веками. Как это может проделать наручный гаджет — большой вопрос.

Но пользоваться данными с гаджетов все же можно. При условии, что они замеряются регулярно, статистически обрабатываются и оцениваются врачом. Для этого у некоторых устройств — например, того же FreeStyle Libre или кардиомониторов CardioQVARK — есть опция отправки данных в клинику, с помощью телемедицины. Для этого у врача должно быть соответствующее разрешение.

Проект "применение инноваций в учебном процессе. гаджеты на службе образования" | учебно-методический материал по биологии (5, 6 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

ТЕМА ПРОЕКТА

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЫ УЧЕБНИКА НА УРОКАХ  БИОЛОГИИ»

КЛИН 2021

Содержание проекта

Часть 1.    Возможности применения современных гаджетов в процессе

                   обучения предметам естественнонаучного цикла.

Часть 2.    Актуальность проекта

Часть 3.    Электронная форма учебника.

Часть 4.    Электронный учебник на уроке  биологии

Часть 5.    Ожидаемые результаты по реализации проекта.

Часть 1.

Возможности применения современных гаджетов в процессе обучения предметам естественнонаучного цикла.

Электронные устройства уже давно вошли в жизнь современного человека: бизнес, реклама, обучение и прочие отрасли — все это базируется на информационных технологиях. В настоящее время сложно представить деятельность личности, представляющей любую область знаний, без современных гаджетов.

Гаджет — это приспособление — портативная техническая новинка с цифровыми технологиями. Одна из новых тенденций развития и использования современных электронных устройств – ориентация на учебные заведения, в первую очередь, школы. Свои надежные позиции завоевали интерактивные электронные доски, ноутбуки для учителей, проекторы.

Стремительные темпы роста информатизации и развития информационно-коммуникационных технологий диктуют современному человеку условия жизни: активность, мобильность, умение рационально расходовать рабочее и личное время, следить за уровнем жизни и информационной осведомленности, жить в ногу со временем. Интерес учащихся к информационно-коммуникационным технологиям уже давно и прочно закрепил позиции неотъемлемой части как жизни, так и обучения, а потому становится отправной точкой в образовательном процессе.

В настоящее время обучение с применением современных гаджетов уже не является чем-то необычным. Тенденция развития образовательного процесса последних десятилетий это приоритет индивидуальных электронных устройств для школьников, цель которых – помощь при обучении. Важным условием организации учебного процесса становится создание таких условий для ученика, в которых ему будет комфортно, а главное интересно работать.

Современные дети уже в начальной школе свободно владеют портативными устройствами: планшеты, цифровые диктофоны, плееры и др. Сейчас практически каждый гаджет может быть использован в учебе, для облегчения работы ученика и учителя. [1]

В связи с переходом на ФГОС второго поколения возникает необходимость в обновлении методик и приемов обучения. Конечно же, приоритетным моментом является формирование метапредметных результатов учащегося. А именно, умение учиться. В выборе способов, приемов и средств обучения следует обратить внимание на современные электронные устройства и ИКТ технологии.

Цель проекта: Совершенствование образовательной среды школы за счет внедрения электронных форм учебников и современных педагогических технологий, обеспечивающих реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта и повышение качества образовательных результатов.

Задачи проекта:

  1. Создать условия для внедрения электронных форм учебников в образовательный процесс школы;
  2. Обеспечить интеграцию электронных форм учебников в информационно-образовательную среду школы;
  3. Повысить профессиональную компетентность педагогов в использовании ИКТ- технологий, применении электронного образовательного контента;
  4. Совершенствовать формы и технологии проведения современного урока посредством применения электронных форм учебников;
  5.  Повысить эффективность организации учебно-познавательной и учебно-практической деятельности обучающихся  с применением электронных форм учебников, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий
  6. Оценить эффективность образовательного процесса с использованием электронных форм учебников.

Сроки и этапы реализации проекта:

1 этап – 2021-2021 учебный год. Знакомство с опытом использования электронных форм учебника в образовательной практике. Участие в вебинарах «Объединенная издательская группа – Дрофа — Вентана Граф», «Педагогический университет – 1 сентября». Прохождение курсов повышения квалификации в рамках Общероссийского проекта «Школа цифрового века» — «Методические вопросы использования электронных учебников в образовательном процессе» в объеме 36 академических часов [приложение 1,2].

2 этап – 2021-2021 учебный год. Начало использования ЭФУ в 5-х классах.

3 этап – 2021-2021 учебный год. Использование ЭФУ в 5-6 классах. Разработка методических рекомендаций по использованию ЭФУ на уроках.

Целевая аудитория: учащиеся 5-6 классов, возраст 11-12 лет.

Место реализации проекта: МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ — СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №  16.

Часть 2.

Актуальность проекта

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов перед школой стоит основная задача – обеспечить достижение новых образовательных результатов, связанных с пониманием развития личности как цели и смысла образования. Это значит, что школа должна сформировать такие качества и свойства личности, которые помогли бы ученику самостоятельно действовать и добывать знания, преобразовывать знания в опыт практической деятельности, помогали бы ему самостоятельно ориентироваться в многочисленных потоках информации и работать с этой информацией, выстраивать эффективные коммуникации. В этом заключается суть системно — деятельностного подхода, который лежит в основе ФГОС.
Очевидно, что формирование универсальных учебных действий в условиях традиционного обучения малоэффективно. Необходима современная образовательная среда (средства и технологии обучения), которая бы сделали образовательный процесс в школе максимально интересным, деятельностным и результативным относительно формирования ключевых компетенций и обучающихся и педагогов. Одним из способов формирования подобной среды является электронное обучение, которое трансформирует учебный процесс в деятельностную среду, одновременно обеспечивающую  познавательную активность обучающихся в получении нового знания и формирование универсальных учебных действий – таких, как поиск, отбор, анализ, организация и представление информации, использование полученной информации для решения конкретных жизненных задач.

Актуальность данного проекта обусловлена рядом задач:

        — Оснащенность школы современным интерактивным оборудованием и недостаточно эффективным его использованием в образовательном процессе;

— Формирование новых профессиональных компетенций учителя (учитель — тьютор,  учитель – модератор; технологическая, проектировочная, исследовательская компетенции) и  мотивация к смене сложившихся традиций в преподавании;

— Активное использование обучающимися современных технических средств коммуникации для  для образовательных целей;

        Все вышеперечисленное  поставило перед нами задачу совершенствования образовательной среды школы отвечающей требованиям современной образовательной ситуации и обеспечивающей качество образовательных результатов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Средством решения этой задачи стало апробация и внедрение в образовательный процесс электронных форм учебников.

Часть 3.

Электронная форма учебника.

Под электронным учебником понимается учебное электронное издание, содержащее системное и полное изложение учебного предмета в соответствии с программой, поддерживающее основные звенья дидактического цикла процесса обучения, являющееся важным компонентом индивидуализированной активно — деятельностной образовательной среды, официально допущенное в качестве данного вида издания.

Точные требования к этому виду учебной литературы закреплены в приказе №870 МОиН РФ от 18 июля 2021 года. Согласно данному документу, это электронное издание, которое соответствует по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и при этом снабжено мультимедийными элементами, тренажерами, интерактивными ссылками, расширяющими и дополняющими содержание учебника в зависимости от специфики того или иного предмета. Например, на уроках биологии и географии используются интерактивные карты, анимационные ролики. Школьники могут настроить кегль шрифта, выбрать фон и цвет, выполнить контекстовый поиск, делать заметки и закладки в учебниках, увеличивать иллюстрации. Механизм закладок помогает учителям и учащимся создавать на полях учебника заметки со своими комментариями и вопросами. Иллюстрации увеличиваются динамически, на всю ширину экрана. Это удобно, если у ребенка проблемы со зрением или надо рассмотреть мелкие детали на географических картах.

По отношению к традиционным учебникам электронные имеют рад преимуществ, которые могут повлиять на качество и эффективность образовательной деятельности в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: 

— возможности электронной обработки информации: поиск, навигация, закладки, цитирование, комментирование;

— информация может содержаться в виде текста, схем и изображений;

— межпредметная интегрированность;

мультимедийные возможности и интерактивные функции;

— встроенные интерактивные модели для демонстрации экспериментов;

— средства контроля;

— наличие вариативности содержания.

В ходе работы учителю необходимо проанализировать, какие объекты, инструменты, дополнительные материалы есть в электронном учебнике, соотнести их со своей программой, понять, когда какие элементы можно использовать, и создать гид по электронным образовательным ресурсам ЭФУ для обучающихся, если в их распоряжении находятся электронные учебники.

Работа с ЭФУ в школе ограничена по времени. Требования регламентируются СанПиН 2.4.2.2821-10 в пункте 10.18. В нем указано, что обучающиеся могут работать с жидкокристаллическими экранами непрерывно в 5—6 классах — 30 минут. [4]

Поэтому каждый педагог, использующий ЭФУ, должен внимательно изучить этот документ и учитывать его требования на уроке.

ЭФУ объединенной издательской группы «ДРОФА — ВЕНТАНА» удобны для учителя благодаря:

Реализованный в ЭФУ объединенной издательской группы «ДРОФА — ВЕНТАНА» механизм закладок позволяет пользователям (как учителям, так и учащимся) создавать на полях учебника заметки со своими комментариями, вопросами и т.п. При помощи этих заметок может быть реализован обмен информацией между учащимися (при коллективной работе) либо между учителем и учащимися, а также облегчается подбор необходимого материала для конкретного урока.

Для работы с ЭФУ достаточно базовых навыков работы с компьютером (установка программ, работа с основными повседневно используемыми приложениями, работа в сети Интернет). Используя электронную форму учебника, дети получают доступ к различным мультимедийным ресурсам, интерактивным картам и схемам, тестам и виртуальным лабораториям, получая возможность выбирать наиболее эффективные из них и продолжать работу с учебными материалами за пределами урока в удобном темпе и последовательности.

Электронная форма учебника по содержанию полностью соответствует печатной форме.

Дополнительные электронные образовательные ресурсы подобраны так, чтобы они помогали ученикам закреплять пройденное и работать над новыми темами.

Часть 4.

Электронный учебник на уроке  биологии.

На современном этапе развития общеобразовательной школы выдвигается задача преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования – задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в современном обществе.

Проблема, которая встает перед учителем заключается в том, чтобы научить ребенка и научиться самому таким технологиям познавательной деятельности, которые позволили бы осваивать новые знания в любых формах и видах [3].

Одной из таких технологий является электронная форма учебника (ЭФУ). Применение на уроках географии в средней школе ЭФУ соответствует образовательным задачам и основным видам учебной деятельности, оказывающим существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, позволяющих инициировать распространение нетрадиционных моделей обучения и форм взаимодействия педагога и учащихся, основанных на сотрудничестве. Также способствует появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся [1].

Работа по апробации ЭФУ была начата в сентябре 2021г. на цифровой образовательной платформе издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» LECTA (https://lecta.ru).

В ходе апробации проведены следующие этапы внедрения ЭФУ в процесс преподавания:

1. Было проведено анкетирование участников образовательного процесса (родителей, учеников, учителей) для выявления потребностей, предпочтений и опасений, связанных с использованием электронных устройств в образовательном процессе.

2. Определены цели применения ЭФУ. Достижение поставленных целей и задач является основным критерием оценки эффективности применения ЭФУ.

3. Создана рабочая группа по внедрению ЭФУ и распределены полномочия и зоны ответственности между участниками внедрения ЭФУ. В состав рабочей группы вошли: преподаватели, администрация школы, библиотекарь, специалист по ИКТ.

4. Проведён анализ компетенций, необходимых для работы с ЭФУ всеми участниками образовательного процесса. Выбраны необходимые направления повышения квалификации педагогов образовательной организации.

5. Выбраны модели использования ЭФУ с учетом имеющейся материально-технической базы, целей применения ЭФУ.

6.  Приобретены лицензии и начато использование электронных учебников в практике преподавания географии и биологии.

Внедрение ЭФУ способствует достижению следующих образовательных результатов обучения: предметных, метапредметных и личностных в условиях реализации основной образовательной программы 4K:Коммуникация, Командная работа (сотрудничество), Критическое мышление, Креативность (творчество). Педагогические технологии, которые использовались в ходе апробации: смешанное обучение, проблемное обучение, метод проектов, индивидуальное обучение. Индивидуализация обучения выражается в выборе содержания, методов, форм и средств обучения в соответствии с потребностями и способностями каждого ученика [5].

Применение цифровых технологий и ЭФУ в преподавании  биологии объективно для:

-экономии и эффективном использовании времени учителя при подготовке и проведении учебных занятий;

-использование времени урока для организации более продуктивной деятельности школьников;

-создание условий для формирования навыков работы с современными источниками информации и инструментами для ее создания и передачи;

-расширение возможностей для организации формирующего оценивания, самоконтроля и самопроверки, получения моментальной обратной связи;

-обеспечение коммуникации и совместной работы участников образовательного процесса для решения образовательных задач;

-получение доступа к учебной информации, используемым инструментам и результатам деятельности в любом месте в любое время [2].

При использовании ЭФУ применяется несколько моделей обучения:

Сегодня практически у каждого ученика есть электронные устройства. Почему бы не использовать их для работы на уроке? — Эта модель называется «Принеси свое собственное устройство» — Bring Your Own Device (BYOD). С одной стороны, она демократичная, но, с другой стороны, ее неудобно применять на уроке, поскольку учителю сложно ориентироваться в таком многообразии устройств. У одних учеников гаджеты новые и быстрые, у других — более старые или дешевые, не обладающие достаточной скоростью. Применение этой модели может привести к возникновению цифрового неравенства, обусловленного разницей технических параметров устройств.

Модель «Перевернутый класс», применение которой позволяет экономить время урока для активной деятельности школьников, когда у учащихся на уроке 1 устройство на 2-4 человека, компьютер учителя, проектор, интерактивная доска в кабинете, или ЭФУ может быть только у учителя, а ученики использовали ЭФУ дома на своих домашних компьютерах.

Например, по географии в 5 классе изучается тема «План местности». Дома, используя электронную форму учебника, школьник может научиться определять условные обозначения на плане местности, а в классе на уроке под руководством учителя отработать применение полученных знаний, в том числе в виде практикума или в игровой форме. На уроках биологии, прежде чем приступить к работе с микроскопом, ребята дома знакомятся с устройством этого прибора с помощью электронного учебника, определяют его составные части. Затем переходят непосредственно к выполнению практикума и обсуждению опытов.

Модели «Фронтальная работа» на уроке, применение которой способствует повышению наглядности. Интерактивные карты и схемы ЭФУ, используемые во фронтальном режиме на уроке в качестве наглядного пособия, становятся источником дополнительной информации, а во время устного ответа учащегося, служат в качестве опоры или источника информации для анализа, доказательства, сравнения и оценки. Это позволяет учащимся осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата самостоятельно принимать решения выбора в учебной и познавательной деятельности.

Модели «Смена рабочих зон» или «ротация станций», «гибкая модель» применялась, когда осуществлялась работа в парах и группах. Использование данной модели обучения с ЭФУ позволяет осуществлять применение мини-исследований, и практикумов, которые являются обязательными практически на каждом уроке  биологии.

Видеоролики и анимации ЭФУ, содержащие фрагменты художественных произведений, видеофильмов, реконструкции событий, оптимизируют время педагога при подготовке к уроку и являются альтернативой текстовой информации. Использование аудиовизуальных средств повышает вовлеченность школьников в учебный процесс, при этом доступ к данным материалам возможен в любое удобное время.

Данная особенность ЭФУ позволяет осуществлять реализацию требований ФГОС. Метапредметные регулятивные результаты формируются за счёт:

-умения самостоятельно определять цели своего обучения;

-ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

-развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Некоторые виды заданий на развитие навыков смыслового чтения, выполняемых с помощью заметок ЭФУ, на уроках географии и биологии позволяют формировать метапредметные результаты (информационные). Это такие задания, где необходимо определить понятия, работа с ключевыми словами, составление вопросов к тексту, выделение главной идеи, работа с незнакомыми словами; конспектирование (логический анализ); дописывание концовки, выделение основных мыслей, ключевых идей.

Проводился административный мониторинг внедрения и использования ЭФУ в практике преподавания, дана оценка эффективности урока географии и биологии, выделены критерии оценки эффективности урока с использованием цифровых образовательных ресурсов и ЭФУ. Выделены особенности подготовки урока с использованием ЭФУ [приложение 3].

1. Применение ЭФУ на уроке должно быть направлено на достижение запланированных образовательных результатов.

2.Электронная форма учебника используется для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов.

3. При работе с ЭФУ на уроке учтены требования СанПиН максимальной непрерывной продолжительности использования компьютеров с жидкокристаллическим монитором на уроках. [4].

4. На уроке педагог не является основным источником информации; используются ЭФУ, дополнительная литература, ресурсы сети Интернет и др.

5. Учащиеся самостоятельно выбирают необходимые учебные материалы ЭФУ и определяют последовательность выполнения работы.

6. Использование ЭФУ в ряде случаев помогает учителю эффективно сочетать на уроке различные формы работы: фронтальную, индивидуальную, работу в группах или парах.

7. Большинство параграфов ЭФУ снабжены достаточным количество интерактивных и мультимедийных материалов, что позволяет выбрать необходимые ресурсы для различных этапов дидактического цикла: от мотивации до рефлексии.

8. Тренажеры и контрольные задания ЭФУ служат не столько элементом внешнего контроля, сколько инструментом самопроверки и самоконтроля и могут использоваться для реализации формирующего оценивания.

9.При работе с ЭФУ на компьютере, ноутбуке или планшете могут использоваться инструменты устройства или электронные приложения для создания презентаций, текстов, видеороликов и анимацией, тестовых заданий и др. ЭФУ превращается в один из инструментов мобильного обучения.

10.Применение и сочетание перечисленных и других рекомендаций возможно, только если они соответствуют цели урока и направлены на достижение запланированных результатов.

Часть 5.

Ожидаемые результаты по реализации проекта.

— для администрации учреждения – инновационный педагогический опыт; повышение престижа Учреждения, повышение эффективности работы педагогического коллектива;

— для учителей-предметников – повышение профессионального уровня, расширение спектра педагогических технологий;

— для обучающихся – повышение мотивации, уровня обученности и качества знаний, умений, навыков, овладение новыми компетенциями;

— для родителей – заинтересованность детей в образовательном процессе, уверенность в будущей социализации детей в современном цифровом мире.

Таким образом, использование электронных устройств предоставляет возможность иметь под рукой учебную литературу в электронном виде, использовать учителю приложения для организации любого вида деятельности (групповой, индивидуальной, для работы по самообразованию); развить творческую инициативу деятельности ребенка; свободно ориентироваться в интернет сети и самое главное быть мобильным в любое время.

Гаджет позволяет учителю и ученику «быть на одной информационной волне», общаться «на одном языке», что немало важно в современном мире, а поиск новых приложений дает возможность ребенку развиваться творчески, работать с большими объемами информации, анализировать, делать выводы и обоснованно приходить к выбору.

Несмотря на широкий выбор приложений, использование планшетов и смартфонов на каждом уроке естественнонаучного цикла нецелесообразно, но полезно и необходимо; главное каждому учителю найти место в уроке для применения данной современной технологии обучения.

Электронный учебник – это всего лишь инструмент в руках учителя, который побуждает детей чувствовать, мыслить и творить.

Список использованных источников

  1. Агеев В.Н., Древс Ю.Г. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование. М., 2003.
  2. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Информационная среда обучения. –СПб.: СВЕТ, 1997. – 400 с.
  3. Воронцов А.Б. Инновационные учебно-методические комплексы-кардинальные изменения в содержании и организации учебного процесса. Учебные материалы нового поколения. Опыт проекта «Информатизация системы образования» (ИСО).М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2021 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями) // [Электронный ресурс], Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12183577/#ixzz4NKpJRmVy.
  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2021 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2021) // [Электронный ресурс], http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Оцените статью
GadgetManiac
Добавить комментарий