Зависимость от телефона — Как гаджеты влияют на мозг — Цифровой детокс / НВ

Зависимость от телефона — Как гаджеты влияют на мозг — Цифровой детокс / НВ Гаджет

Не курить, не переписываться

Несмотря на неутешительные результаты научных исследований, нельзя сказать, что любые мобильные приложения разрушают человеческий мозг. Тем не менее, определенные виды активности действительно не очень полезны для организма.

Не позволяй мозгу лениться

Но есть и другие последствия ежедневного использования смартфонов. Чем больше заданий мы выполняем, тем чаще нам приходится выбирать, как именно мы будем расходовать возможности мозга, которые, увы, имеют ограничения.

Иногда пользователи смартфонов перекладывают некоторые обязанности на свои устройства или голосовые помощники, например, просят их напомнить о встрече, или пользуются калькулятором для элементарных вычислений.

Как оказалось, делегирование подобных заданий снижает мозговую активность, заставляя серое вещество «лениться».

Кроме того, ученые выяснили, что чтение информации с экрана смартфона — неэффективный способ обучения, который серьезно проигрывает чтению бумажной книги.

У ребенка формируются искаженные образы мира: ученый — о том, как гаджеты влияют на мозг

Зависимость от гаджетов в детстве может аукнуться во взрослом возрасте

Зависимость от гаджетов в детстве может аукнуться во взрослом возрасте

Эксперт рассказал, как гаджеты влияют на детский мозг

Закончилась международная неделя мозга, которая проходит каждый год для популяризации достижений нейронаук и пропаганды важности изучения мозга. Зав. лабораторией мозга и нейрокогнитивного развития Уральского гуманитарного института УрФУ Сергей Киселев рассказал, как развивается детский мозг и как на этот процесс влияют гаджеты.

— Что может привести к нарушениям развития мозга?

— Мозг человека, по крайней мере многие его механизмы, достигают высокой зрелости уже к 9 годам. К сожалению, если мы говорим о современных детях, то их когнитивному развитию может навредить большое количество факторов, начиная с внутриутробного периода развития и протекания родов. Например, кислородное голодание плода впоследствии может проявиться в появлении симптомов гиперактивного поведения, когда ребенку сложно концентрироваться, длительно и продуктивно заниматься, когда у него возникают сложности с произвольным контролем и способностью достигать цели.

Одной из главных проблем в развитии сегодняшних дошкольников и школьников является виртуализация среды: дети имеют свободный, часто неограниченный доступ к виртуальному миру. Для родителей ребенок, «поглощённый» телефоном или планшетом, иногда удобен, но нужно понимать, что это может быстро привести к формированию цифровой зависимости.

— А к чему может привести цифровая зависимость у детей?

— Прежде всего, повышается риск возникновения патологических видов зависимостей, например, алкогольной и наркотической, а также асоциального поведения в подростковом и взрослом возрасте. Конечно, пока мы не можем представить все масштабы того, что нас ожидает в будущем, но специалисты сходятся во мнении, что ситуация действительно серьезная.

С другой стороны, у детей, «зависающих» в цифровых устройствах, развивается так называемый «виртуальный мозг», в котором формируются искаженные, далекие от реальности образы мира. В результате возникают поведенческие сложности — это проявляется, к примеру, в том, что ребенок плохо приспосабливается к реальному миру, в частности, к школьной среде. Высока вероятность того, что и во взрослом возрасте человек с искаженным восприятием окружающей среды будет демонстрировать серьёзные проблемы в эмоциональном поведении, социальном взаимодействии и других формах поведения. А если таких людей будет большинство?

Гаджет:  Как отвлечь ребенка от гаджетов и почему это обязательно надо сделать? | Здоровье ребенка | Здоровье | Аргументы и Факты

— Под виртуальным миром имеются в виду не только игры?

— Под виртуальным миром я подразумеваю игры, интернет, соцсети, даже телевизор. Это своеобразный заменитель реального мира, все то, что подается мозгу через посредника. Одно дело — получать информацию через собственное взаимодействие с внешним миром, с людьми, реальными предметами, разными ситуациями. И другое дело, когда ребенок взаимодействует с миром через виртуального посредника, и вопрос — что это за посредник, насколько он качественный.

Когда ребенок через собственное поведение, через себя пропускает взаимодействие с людьми, он становится более сложным, более мудрым, потому что сталкивается с намного более непростыми и многогранными ситуациями. Он ошибается, набивает много шишек, образно говоря, но через это развивается и в дальнейшем становится более эффективным в этом мире, который сложнее, чем любая игра, популярный герой или мультик. Живой человек и виртуальный герой в игре — это две сильно отличающиеся друг от друга реальности.

— Кроме искаженного восприятия реальности, чем еще опасны гаджеты?

— Гиподинамией: ребенок меньше двигается, он не осваивает разнообразные двигательные навыки. Это тоже негативно влияет на формирование мозга, так как практически все базовые мозговые механизмы развиваются через движения, с помощью которых ребенок осваивает окружающую среду.

— Есть ли данные, в каком возрасте можно разрешать детям пользоваться гаджетами?

— Цифровой мир в целом оказывает негативное влияние на развитие мозга ребенка. Но это влияние зависит от многих факторов. Первый — возраст ребенка: чем раньше он начнет уходить в виртуальный мир, тем более негативный и долговременный будет эффект.

Второй фактор — индивидуальные особенности самого ребенка. Например, есть исследования, которые показывают, что у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) использование гаджетов ведет к более негативным последствиям. Виртуальный мир усугубляет их симптомы — нарушение внимания, гиперактивность, повышенную отвлекаемость и др.

Вторая категория — дети с расстройством аутистического спектра (РАС). У них и так плохо развивается так называемый «социальный мозг», что мешает им нормально жить в нашем мире, взаимодействовать с людьми. А виртуальный мир еще более негативно воздействует на их социальные механизмами мозга. К тому же, они в этот мир очень быстро уходят, он для них удобный, притягательный, ведь там не надо взаимодействовать с живыми людьми. И это еще больше усугубляет их проблемы в дальнейшем.

Чем раньше человек погружается в виртуальный мир, тем больше негативных последствий может быть

— Можно ограничивать детей по времени использования гаджетов?

— Есть, конечно, определенные мнения, высказываемые различными специалистами, сколько в день ребенку можно пользоваться гаджетами или смотреть телевизор — 15 минут, полчаса, час. Но все это недоказанные вещи, потому что не проводилось исследований, которые бы анализировали эффект цифрового мира на развитие мозга и психики ребенка в разном возрасте. Поэтому доверять этим мнениям нельзя, это все непроверенные факты, спекуляция. Если у ребенка СДВГ и ему 5 лет, то для него полчаса в день будет иметь более разрушительный эффект, чем для ребенка 9 лет без каких-то расстройств и склонности к зависимости.

По моему мнению, нужно пользоваться золотым правилом «не навреди»: по возможности давать ребенку как можно меньше времени проводить в виртуальном мире.

— Что делать родителям, чьи дети уже много времени проводят в гаджетах?

Гаджет:  Необычные гаджеты для удобства стоматолога (1295) - Стоматология - Новости и статьи по стоматологии - Профессиональный стоматологический портал (сайт) «Клуб стоматологов»

— Почему ребенок хочет играть в эти игры? Почему смотрит телевизор? Он получает там положительные эмоции. Надо сделать так, чтобы ему понравилось что-то другое. Это, конечно, очень сложно сделать, но мы можем увлечь ребенка другой деятельностью, где он будет получать намного больше положительных, интересных и богатых эмоций, чем в виртуальном мире. Это может быть спорт, хобби, социальные игры и т.д.

Нужно найти интерес ребенка и выстроить внешнюю среду так, чтобы он постепенно шел в этом направлении.

— Сейчас в профессиональном сообществе ведется очень важная работа по разработке «цифровой гигиены». Сегодня дошкольников в детских садах обучают, например, тому, как правильно чистить зубы или правилам безопасности на дорогах. А в ближайшем будущем не менее важной темой станут и правила взаимодействия ребенка с виртуальным миром.

Я очень надеюсь, что будут выработаны научно обоснованные подходы и правила по «вхождению» ребенка в виртуальный мир, найден баланс между цифровым и реальным миром, разработаны рекомендации для родителей по «цифровой гигиене» для детей. А пока мы все должны осознать, что с точки зрения формирования мозга цифровая среда — это территория риска.

Ранее психологи УрФУ провели исследование и выяснили, что компьютерная игровая зависимость может вызвать задержку в развитии зрительно-пространственных способностей у детей. Почитайте также колонку психиатра о том, почему в Екатеринбурге становится всё больше зависимых от «одноруких бандитов».

Уведомление о стрессе

В течение дня человек постоянно проверяет уведомления на своем телефоне — они включают в себя будильники, новые сообщения в мессенджерах, рабочие письма от коллег, а также многие другие оповещения.

Несмотря на то, что мы уже по сути привыкли к такому ритму в современной жизни, человеческий организм не успел приспособиться к высокотехнологичным реалиям.

Человек боится пропустить важное сообщение или звонок, в результате при просмотре очередного уведомления начинают вырабатываться гормоны стресса, мышцы сокращаются, а сердце начинает биться чаще.

Согласно статистике, 89% американских студентов хоть раз жаловались на то, что чувствуют фантомный призыв от своего смартфона — им казалось, что он вибрирует или звонит, хотя на самом деле это было не так.

Еще 86% молодых американцев заявили, что постоянно проверяют свои аккаунты в социальных сетях с помощью телефона, что вызывает у них стресс.

Врач-эндокринолог Роберт Лустиг рассказал Business Insider, что уведомления на смартфоне действительно могут вызвать состояние стресса и страха. Из-за такого состояния префронтальная кора, которая является одной из важнейших частей человеческого мозга, отвечающая за принятие решений и планирование действий, практически «отключается».

«Все это может привести к тому, что человек начинает совершать глупые поступки, которые могут привести к неприятным последствиям», — заключил специалист.

Кроме того, ученые выяснили, что, отвлекаясь на смартфон, мы полностью отключаемся от выполнения своих текущих дел.

По статистике, 97,5% населения Земли не могут похвастаться многозадачностью, которая подразумевает эффективное выполнение нескольких процессов одновременно.

Таким образом, когда человек получает уведомление и берет в руку телефон, чтобы прочитать сообщение, он отвлекается. Отдельные временные задержки на переключение с одного вида деятельности на другой длятся не более пары десятых секунды, и не несут за собой серьезных последствий. Тем не менее, если это происходит регулярно в течение дня, такое переключение «съедает» до 40% мозговой активности.

Гаджет:  новые гаджеты китай — купите новые гаджеты китай с бесплатной доставкой на АлиЭкспресс version

Ученый рассказал об опасности смартфона для мозга

Смартфон стал для современного человека своего рода «внешней памятью». Это в интервью радио Sputnik констатировал доктор биологических наук, профессор биологического факультета МГУ имени Ломоносова, психофизиолог Александр Каплан.

Ученый пояснил, что использование гаджета в качестве запоминающего устройства приводит к ухудшению собственной памяти. Так, если часто смотреть на экран, чтобы узнать расписание или вспомнить что-либо, то мозг привыкает к таким подсказкам. «Понятно, что как мышцы атрофируются без движения, так и ответственные за память механизмы мозга слабеют при отсутствии полноценной занятости», — сравнил он.

При этом Каплан уточнил, что не призывает отказываться от смартфонов. По его словам, достаточно будет разумно подходить к использованию гаджетов и не проводить в них все свободное время.

В январе психолог Дмитрий Синарев перечислил признаки болезненной зависимости от смартфона. По его словам, зависимого от смартфона человека достаточно просто определить по его поведению. Такой человек будет всегда держать гаджет или в руках, или рядом с собой. «Такие люди часто совершают массу грамматических и стилистических ошибок, целиком полагаясь на «мозги» своего гаджета», — сказал эксперт. Он отметил, что доверие в передаче своих мыслей также является признаком зависимости.

В январе прошлого года преподаватель Бостонского университета Джоэл Ренстром приравняла зависимость от смартфонов к курению. По мнению ученого, у пассивного курения и зависимости от гаджетов есть много общего. Это влияет на детей, которым родители неосознанно прививают привычку доставать смартфон в любое свободное время. Исследователь привела пример матери, которая во время кормления свободной рукой держит смартфон.

Эра цифрового слабоумия. как зависимость от гаджетов влияет на наш мозг

Каждый раз, когда нам предлагают информацию, мозг выбирает ту, которая проще и легче

Что нам стоит осознать о мире, в котором мы передаем право принимать важнейшие жизненные решения гаджетам и избавляемся от способности человеческого взаимопонимания?

Сколько раз за последний час вы брали в руки телефон проверить, ничего ли не пропустили? Очевидно же, что ничего не пропустили, потому что последний раз смотрели на экран три минуты назад.

Мартин Пилот из испанской телекоммуникационной компании Telefónica и Луз Релло из американского Университета Карнеги-Меллон решили организовать челлендж под названием Do Not Disturb(«Не беспокоить»). Они призвали участников отключить на своих смартфонах сообщения на неделю. Ни один не решился выключить сообщения на этот срок, максимум, на который согласились участники эксперимента — одни сутки.

Этой эпохи оказалось достаточно, чтобы 30 испытуемых заметили поразительный эффект такой«диеты», а также свою фантастическую зависимость от гаджетов.

Все те, кто создает сейчас контент, на самом деле конкурируют за то, чей контент будет примитивным и простым

Часть участников отмечали высокий уровень тревоги, что за отсутствие быстрого ответа их друзья могут обидеться, и у них возникает такое чувство, будто они теряют огромное количество новостей, также говорили и об ощущениях, что в течение этого периода они выпадают из жизни.

Однако каждый из 30 участников заметил, что в период цифрового детокса они чувствовали высокий уровень производительности, лучшую способность фокусироваться и были более сосредоточены на том, чем занимались в течение того же дня.

Те участники, которые выдержали челлендж, заявили, что по результатам эксперимента приняли решение изменить систему оповещений в телефоне и… продержали свое обещание два года.

Высокий уровень тревоги, агрессия и злость — это не единственные последствия цифровой зависимости. Эра взаимодействия через экраны имеет гораздо более сильный эффект на то, как мы мыслим, какие решения принимаем, как ухудшаем память и, без преувеличения — начинаем болеть слабоумием.

Еще один эксперимент доказывает, что одно только присутствие телефона в поле вашей досягаемости, снижает когнитивные способности

Оцените статью
GadgetManiac
Добавить комментарий