Зависимость ребенка от гаджетов. Кто виноват и что делать?

Зависимость ребенка от гаджетов. Кто виноват и что делать? Гаджет

Развитие ребенка и его отношения с гаджетами

Развитие ребенка и его отношения с гаджетами

ПРО ГАДЖЕТЫ В РАЗРЕЗЕ ВРЕМЕНИ

Сколько бы именитые психологи всех времен и народов ни писали о том, как нужно воспитывать, поддерживать, стимулировать детей, чтобы они росли счастливыми, успешными, образованными и послушными, каждое поколение так или иначе сталкивается с новыми вызовами, которые поднимают в потерянных глазах родителей вопрос о том, что же делать, как справляться с новой реальностью? Проблема заключается именно в том, что нет отзывов и опыта старших поколения, и мы, родители, словно слепые котята, на своем опыте путем проб и ошибок прокладываем путь нашим детям к счастливому будущему.
Вызов нашего времени – это гаджеты. Слово «gadget» в переводе с английского языка означает приспособление, штучка, безделушка, устройство, которое облегчает человеческую жизнь, упрощает ее. Гаджеты окружают нас повсюду: смартфоны, планшеты, компьютеры и ноутбуки, телевизор, игровые приставки, умные часы, спортивные браслеты многие другие устройства. Однако, так прочно войдя в жизнь, они с неимоверной скоростью распространяются, увлекают, затягивают и порой становятся смыслом для многих взрослых людей, не говоря уже о детях. В итоге возникает два рода проблем: опасность возникновения зависимости от гаджетов и наполнение неокрепшей психики ребенка опасной информацией.
Условия, в которые попадают дети, совсем не завидные. С одной стороны, игры, приложения, мультики помогают детям расслабиться и легко развлечь себя, когда нет других возможностей скоротать время. С другой стороны, они настолько сильно увлекают, что порой реальный мир становится для ребенка не таким привлекательным, интересным и захватывающим, как мир внутри гаджета, более того информация, с которой может столкнуться ребенок, порой не соответствует его возрасту и его психологической готовности воспринимать ее, а также ее подача в сети может отличаться в корне от того, как дело обстоит на самом деле в реальном мире. И такое развитие событий часто пугает родителей, поскольку у детей падает успеваемость, они становятся более возбудимыми, порой даже агрессивными, теряют сосредоточенность внимания, портится их здоровье, неинтересным становится общения со сверстниками и с родителями.
В общем виде можно выделить пять причин, по которым дети уходят в гаджеты:
1) Повышенные нагрузки и ожидания со стороны родителей и окружающих взрослых;
2) Пример сами родителей;
3) Следование за лидерами-ровесниками;
4) Недостаток эмоций и возможности их выражать в реальном мире;
5) Скука, одиночество, тревоги, наполняющие каждодневную жизнь.

ПРО ИГРУ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕАЛЬНОСТИ И В ГАДЖЕТАХ

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка, поскольку создает зону ближайшего развития, то есть позволяет ребенку находить те области развития, к которым он уже готов, но еще не достиг, и через игру пробовать их на себе, а затем выходить на них в реальной жизни.
Отечественный психолог Даниил Борисович Эльконин отмечал следующие направления положительного влияния игры на психическое развитие ребенка:
1. Развитие мотивации. Благодаря игре происходит перед от эмоционально окрашенных непосредственных желаний, к сознательным намерениям.
2. Развитие волевых качеств. Игра по правилам способствует формированию самоконтроля к концу дошкольного возраста, основой которого является произвольность: образец поведения и контроль за соблюдением правил.
3. Преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка. Эгоцентризм у детей проявляется в том, что они не способны встать на позицию другого человека, но при переносе ситуации на игру с игрушками эта способность появляется. Если младшие дошкольники играют не вместе, а рядом, то в среднем и старшем дошкольном возрасте благодаря игре дети, несмотря на присущий им эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Дети учатся общению друг с другом, а также именно в совместной игре осваивают все формы человеческих взаимоотношений (обман, предательство, сочувствие, поддержка, зависть и др.).
4. Развитие умственных действий. Имитируя действия взрослых, дети в игре развивают способность к действиям в уме, оторванным от предметов, что одновременно является предпосылкой для становления воображения.
5. Развитие самостоятельности. Игра закладывает умение ребенка самостоятельно справляться с возникающими трудностями, самостоятельно находить решения проблем. В будущем это будет залог свободного, независимого поведения подростка и взрослого.
Важность игры для ребенка заключается в формировании правил поведения. Правила сначала задаются взрослыми («надо сидеть тихо», «нельзя брать чужие игрушки без спроса»), затем они задаются в результате сотрудничества детей между собой («давай я буду убегать, а ты догонять»). Именно такие правила, по мнению швейцарского психолога Жана Пиаже, есть правила для самого себя, правила внутреннего самоограничения и самоопределения, что в дальнейшем будет способствовать развитию навыка анализа своего поведения и управления им.
Подбирая виртуальную игру для ребенка, нужно отслеживать, чтобы она соответствовала возрасту, а также выполняла обозначенные выше задачи дошкольного возраста, а также чтобы она не была единственной возможностью дошкольника играть. Важно, чтобы его жизнь была наполнена общением с ровесниками в детском саду, на детской площадке, на отдыхе, чтобы это общение происходило с минимальным включением взрослых.
Именно имея опыт игры в дошкольном возрасте, опыт обсуждения и утверждения правил поведения с ровесниками, ребенок потом, в подростковом возрасте, сможет договориться сам с собой, сможет поставить задачу отслеживать время, проводимой за гаджетами, и выполнять ее. Этот важный навык формируется в дошкольном возрасте, и требовать его от подростка, который не научился этому раньше, не слишком разумно. Нужно учить его этому. Например, подбирать игры, которые проходят во взаимодействии с другими участниками игры, где есть необходимость договариваться и обсуждать правила и условия. Хорошей игрой будет игра, которая имеет конечную цель, которую нужно достичь, которая не требует покупки нового инвентаря или «способностей героя», а напротив, результат которой зависит от реальных способностей ребенка: смекалки, скорости реакции, глубоких знаний.

ПРО ВОЗРАСТНУЮ ПЕРИОДИЗАЦИЮ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Как же нам уберечь детей от опасного влияния гаджетов, не заковав их в клетку? Как же найти золотую середину между можно и нельзя? Единого ответа на этот вопрос, к сожалению, нет. В каждом возрасте существуют свои особенности психоэмоционального развития, на которые нужно ориентироваться, чтобы поддержать у ребенка здоровый интерес к гаджетам, который не будет поглощать его целиком, а будет для него полезным ресурсом для развития.
Обратимся к эпигенетической концепции Эрика Эриксона для понимания потребностей и особенностей развития ребенка на разных этапах развития. В книге «Детство и общество» Э. Эриксон представил модель развития личности в течение всего жизненного цикла. Личность развивается ступенчато, развитие социальных возможностей человека обществом принимается одобрительно. Возникновение каждой последующей стадии определяется развитием предыдущей («эпи» в переводе с греческого означает «после», «над»). Каждая стадия характеризуется специфической задачей развития или кризисом – проблемой в социальном развитии, которая предъявляется ребенку обществом и которая должна разрешиться для того, чтобы он перешел на следующую стадию. Успешное разрешение кризиса ведет к формированию сильной черты, которая встраивается в характер ребенка и способствует здоровому развитию в дальнейшем. Неудовлетворительное разрешение переносится на следующие стадии, где справиться с ней гораздо труднее, хотя все-таки возможно. Последовательность стадий является результатом биологического созревания. Содержание развития человека определяется тем, что ожидает общество, к которому он принадлежит, какие задачи оно ставит; индивидуальное своеобразие развития зависит от того, как ребенок, а впоследствии и взрослый человек решает эти задачи, справляется с социальными вызовами общества. Успех на предыдущих стадиях влияет на возможность успеха на последующих, но не предопределяет его. В то же время неудачи на одной стадии развития не обязательно обрекают человека на неуспех в следующем периоде жизни.
Отечественный психолог Д.Б. Эльконин отмечает, что возрастные периоды сменяют друг друга, чередуя ориентацию ребенка на человека и взаимоотношения с другими людьми или на вещь и развитие своих знаний, навыков и умений. Между этими возрастными периодами возникают кризисы, знаменующие переход от одной стадии к другой.
Кризис новорожденности;
1. Стадия младенчества (2 месяца – 1 год): ведущая деятельность – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым, система отношений «человек-человек»;
Кризис одного года (мировоззрения);
2. Стадия ранний возраст (1-3 года): ведущая деятельность с предметами, игрушками, система отношений «человек-вещь»;
Кризис трех лет (отношений)
3. Стадия дошкольный возраст (3-7 лет): ведущая деятельность: ролевая игра, система отношений «человек-человек»;
Кризис семи лет (мировоззрения);
4. Стадия младший школьный возраст (8-11 лет): ведущая деятельность: учебная деятельность, система отношений «человек-вещь»;
Кризис 11 — 12 лет (отношений);
5. Стадия ранний подростковый возраст (11-14 лет): ведущая деятельность: интимно-личное общение со сверстниками, система отношений «человек-человек»;
Кризис 15 лет (мировоззрений).
6. Стадия поздний подростковый возраст (15-17 лет): ведущая деятельность: учебно-профессиональная деятельность, система отношений «человек-вещь».
По предположению Д.Б. Эльконина, происходит закономерное чередование одних возрастов (в которых у детей по преимуществу развиваются потребности и мотивы) с другими возрастами (когда у детей формируются конкретные операции той или иной деятельности).
Для поддержания гармоничности развития ребенка включение гаджетов в его жизнь должно также носить характер, соответствующий той или иной стадии развития ребенка. Так, в возрасте до года ребенку необходим тесный контакт с мамой, поэтому гаджетам здесь не место, даже если ребенок фокусирует внимание на них. В возрасте от 1 до 3 лет гаджеты могут быть помощниками в изучении цветов, животных, названиях предметов и тд. В возрасте от 3 до 7 лет гаджеты на примере добрых мультфильмов и доступных для детей документальных фильмов покажут, что такое дружба, как заботиться о животных и о младших детях, что такое добро и зло и прочие особенности отношений между людьми, доступные в этом возрасте. Для учащихся начальной школы гаджеты могут быть подспорьем в учебе: тренажеры по правилам русского и иностранных и таблице умножения, познавательные фильмы и онлайн экскурсии, а также интеллектуальные и стратегические игры. Для подростков ценность будут иметь игры, основанные на взаимоотношениях, общение в мессенджерах и соцсетях с безопасным окружением, с которым нет возможности встречаться в реальности, а также обмен полезной и интересной информацией с одноклассниками. В позднем подростковом возрасте гаджеты помогут выбрать профессию, находить полезную информацию для исследовательских проектов, поддерживать общение с безопасным окружением.

Гаджет:  Раскроем вам глаза на негативные эффекты цифровых технологий

РАННИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (2,5 – 4 года):

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА:
В этом возрасте дети учатся различать добро и зло, вставать на позицию разных героев и оценивать видение ситуации им. Интеллектуальное развитие этого возраста подразумевает появление и развитие символических функций таких, как речь, изобразительная деятельность, игра, то есть имитацию действий и предметов окружающего мира в изображении, голосе, действии. Также возникают первые внутренние, но пока необратимые действия. Формируются первые волевые действия, связанные с туалетом, способность к которым затем распространяется и на другие сферы жизни ребенка.
В это возрастном интервале большое значение имеет возрастной кризис 3 лет. Русский психолог Л.С. Выготский выделил 7 характеристик кризиса 3 лет: Негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых и стремление к деспотизму (ревность к братьям и сестрам). Он протекает как кризис социальных отношений, поскольку перестраивается социальная позиция ребенка по отношению к окружающим. Ребенок говорит «Я сам» и превращает способ действия взрослого в содержание собственного действия.
Этому возрасту свойственна пока еще предметная игра, то есть игра рядом с другим.

ЗАДАЧИ ВОЗРАСТА:
Формирование самоконтроля, силы воли – против стыда за своё существование и свои поступки и сомнения в собственных возможностях из-за слишком строгого или непоследовательного контроля.

РОЛЬ ГАЖДЕТОВ:
Гаджеты могут увлечь ребенка, пока мама занята. Гаджеты могут быть помощниками в изучении цветов, животных, названиях предметов и тд., на примере добрых мультфильмов и доступных для детей документальных фильмов гаджеты покажут, что такое дружба, как заботиться о животных и о младших детях, что такое добро и зло и прочие особенности отношений между людьми, доступные в этом возрасте.

КАК МОЖНО ПОМОЧЬ:
Сразу приучать к тому, что любая игра и любое приложение должно формировать навык, развивать способности. Нельзя допускать таких игр, которые портят настроение, заставляют нервничать, переживать, волноваться, от которых сложно оторвать.
Мультфильмы должны быть качественные, наполненные хорошей, грамотной речью и смыслом, которые не изъясняется одним предложением главного героя в конце, а формируется в голове ребенка самостоятельно. Стоит обсуждать с ним то, что он видел и как это понял, обсуждать причинно-следственные связи поступков героев.
Время за гаджетами должно быть регламентировано. Можно приучать ребенка самостоятельно отслеживать время. Например, «Закончится мультик, и выключай», однако не стоит ругать его, если он этого не сделал. Для раннего возраста это еще рано, но понимание, что время за гаджетом конечно, принципиально. Нужно спокойно подойти и выключить устройство.

ПОЗДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (5-6 ЛЕТ):

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА:
Этому возрасту свойственна уже не предметная, а свободная ролевая игра. Развивается интиуитивное мышление, которое опирается на восприятие, развивается способность к обобщению, складывается речь, формируются наглядные представления о внешнем мире, наблюдается проявление эгоцентризма мышления, это выражается в трудности принятия позиции другого человека.
Важное значение этого возраста связано с принятием своего пола. Девочки часто говорят, что хотят выйти замуж на папу, а мальчики планируют вырасти и жениться на маме.

ЗАДАЧИ ВОЗРАСТА:
Формирование инициативности (самостоятельности, активности, целеустремлённости) против чувства вины (пассивность, подражание, подчинение).

РОЛЬ ГАЖДЕТОВ:
Учиться понимать чувства других людей, выстраивать взаимоотношения, развивать инициативность, самостоятельность, внимание, память, логику.

КАК МОЖНО ПОМОЧЬ:
Именно в ролевой игре происходит закрепление поло-ролевых представлений, поэтому стоит избегать просмотра мультфильмов, где роли женщин или мужчин в семье высмеиваются, принижаются или коверкаются поперек Ваших семейных представлений.
Стоит следить за временем, проведенным за гаджетами, продолжать приучать ребенка к самостоятельному контролю времени и поощрять своевременное выключение устройства. Если это не происходит, тогда стоит подумать о том, на что переключить внимание ребенка. Отобрать гаджет и оставить одного? Или отобрать и пойти вместе на детскую площадку играть в мяч? Разница есть. Понимание того, что за гаджетом может стоять такая нужная ребенку в этом возрасте совместная деятельности, поможет ему усвоить, что отказ от гаджета не всегда ведет за собой скучное и одинокое времяпрепровождение.
В этом возрасте у детей уже начинает садиться зрение. И если Вы не хотите, чтобы Ваше чадо пошло в школу в очках, постарайтесь предоставлять ему устройство с большим экраном, чтобы ребенок мог держать его не вплотную, напрягая зрение, а на расстоянии. Планшет и ноутбук в данном случае лучше телефона.
Привыкание в этом возрасте вызывают звуковое сопровождение игры, а также отсутствие цели игры. Стоит выбирать такие игры, где ясна цель, а также те, которые требуют умственных усилий.
Это хорошее время начать обучение игры в шахматы и шашки. Гаджеты могут быть в помощь родителям и педагогам.

Гаджет:  10 дешевых гаджетов в подарок - Афиша Daily

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (7-10 ЛЕТ):

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА:
Формализация школьных отношений имеет большое значение, хотя игра пока еще остается в арсенале ребенка, но уже это игра по правилам, спортивные игры, казаки-разбойники, прятки и прочие.
В начальной школе начинает складываться интиуитивное мышление с опорой на представления, совершение конкретных операций с предметами, формируются понятия сохранение (объема, количества), простой обратимости действия, но пока только в наглядном плане, появляется объективность в суждениях.
В этом возрасте важным переломным этапом становится кризис 7 лет, который может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Он связан с открытием значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Цепь неудач или успехов, каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Благодаря обобщению переживаний, появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.
Это приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Появляется способность оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и последствий. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни. В то же время она исключает импульсивность в поведении ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность и наивность.
Кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, ярким эмоциональным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.
ЗАДАЧИ ВОЗРАСТА:
Формирование трудолюбия (развитие компетентности, уверенности в себе) против чувства неполноценности (посредственность, конформность, неуверенности в себе). Хорошим результатом будет, если ребенок приучится получать удовольствие от завершения работы благодаря устойчивому вниманию и упорному старанию.

РОЛЬ ГАДЖЕТОВ:
Для учащихся начальной школы гаджеты могут быть подспорьем в учебе: тренажеры по правилам русского и иностранных и таблице умножения, познавательные фильмы и онлайн экскурсии, а также интеллектуальные и стратегические игры.
Современная семья столкнулась с тем, что наличие гаджетов не позволяет людям отдыхать друг от друга, поскольку всегда есть возможность позвонить проконтролировать ребенка. С одной стороны, это очень удобно. С другой стороны, излишний контроль лишает возможности самостоятельно принимать решения. Теряется ценность получаемой информации, поскольку к ней всегда можно вернуться. Однако проблема в том, что дети не возвращаются, а информация так и остается непознанной. Низкое качество огромного количества информации вызывает эмоциональную перегрузку.

КАК МОЖНО ПОМОЧЬ:
Просто так запретить использовать гаджет и делать уроки вместо этого уже не так просто, как в более раннем возрасте.
Стоит обращать внимание на возрастную маркировку игр, в которые играют дети. Зачастую игры для подростков вполне доступны и выполнимы младшими школьниками, однако там могут быть сцены насилия или появление страшных существ, ко взаимодействию с которыми психика ребенка пока еще не готова. Обязательно сначала самостоятельно поиграйте в игру, прежде чем установить ее ребенку. Продолжайте следить за тем, чтобы игра была конечна, чтобы фильмы и мультфильмы также соответствовали возрасту, были наполнены глубокими мыслями и грамотной речью. Стоит поставить ограничение на покупку и самостоятельное скачивание игр, а также просмотр роликов о том, как кто-то другой играет в игры. Чтобы этого избежать, можно предложить ребенку самостоятельно снять и озвучить такой ролик.
В начальной школе самое время объяснять ребенку, что не человек служит гаджету, а гаджет человеку. Покажите ему, как Вы работаете, для чего используете те или иные устройства.
Если у ребенка есть собственный телефон, приучайте его следить за тем, чтобы он был заряжен, отзваниваться Вам в обозначенное время, да и вообще следить за временем, ставить будильник и самостоятельно просыпаться, пользоваться таймером, чтобы вовремя прекращать игры в гаджетах и переключаться на другую деятельность.
Отключите навязчивую рекламу, а также вместе с ребенком разработайте распорядок дня, куда игры и просмотры фильмов /мультиков также будут включены. Так ребенку проще и интереснее будет отслеживать его выполнение.
Начальная школа – лучший момент увлеченного играми ребенка отдать на занятия программированием для того, чтобы он сам учился создавать такие же игры.
Важно приучать детей к правилам безопасности в интернете и при пользовании гаджетами!

РАННИЙ ПУБЕРТАТ (11-13 ЛЕТ):

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА:
Интеллектуальное развитие ребенка в этом возрасте заключается в выполнении простых формальных операций, формируются формально-логические структуры, процессы индукции-дедукции, анализ взаимоотношений между объектами, гипотетико-дедуктивная логика и комбинаторика, формируются способности выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий. При этом внутренние умственные операции превращаются в структурно организованное целое.
В этом возрасте начинает возник интерес к противоположному полу, происходит гормональная перестройка организма, отчего дети становятся очень уязвимы, ранимы, раздражительны.
Пубертатный кризис (от 11 до 14 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.
Половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств.
Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ своего физического тела. Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые.
На образ физического тела и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития.
Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.
При всем этом у родителей подростков невероятно растут ожидания от них о том, что они должны знать, уметь и делать. Большое количество возможностей, которые не были востребованы родителями или были ими упущены в свое время, зачастую становятся лейтмотивом ключевых требований к подростку. Эти ожидания давят на детей тяжким грузом, и если в семье нельзя проявлять агрессию, у подростков начинается аутоагрессия, либо вытеснение негативных чувств путем утекание в гаджеты.

Гаджет:  ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ГАДЖЕТОВ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ - Научное обозрение. Медицинские науки (научный журнал)

ЗАДАЧИ ВОЗРАСТА:
Формирование первого цельного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи — неуверенность в понимании собственного «Я». Успешное преодоление сводится к возникновению способности найти свой путь в жизни, выполнить свободно взятые на себя обязательства.

РОЛЬ ГАДЖЕТОВ:
Гаджеты могут как способствовать подростку находиться на гребне волны во взаимоотношениях со сверстниками (активная переписка в групповых чатах, интимная переписка с подростками противоположного пола, просмотр фильмов и роликов на востребованные темы), так и отдалять его от коллектива тем, что он уходит в гаджеты (игры, просмотры фильмов) вместо реального и виртуального общения с ровесниками. Как правило, причиной ухода в гаджеты как в свой личный, безопасный мир может быть усталость от сверхнагрузок, скука, некомфортная обстановка в семье, к которой подросток восприимчив как не кто другой, волнение, постоянное тревожное состояние, любая другая компенсаторная деятельность, которая вызывает жгучее желание убежать в другую реальность и не быть здесь.

КАК МОЖНО ПОМОЧЬ:
Подростки не позволят им указывать, что и как делать. Они все подвергают сомнению и будут проверять, а запугивания их только увлекут еще больше, поэтому с ними нужно договариваться. Поделиться своими переживаниями, сознаться, что сами тоже порой висите в гаджетах долго, не замечая время. Подростки хотят быть наравне со взрослыми. Стоит позволить им наравне с ними по общим правилам экспериментировать. Например, прожить день без гаджетов и записывать свои ощущения в дневник. Если это делать вместе, а потом обменяться и почитать, то можно лучше понять и услышать друг друга.
Опасность представляет большой объем информации низкого качества. Отсюда эмоциональная перегрузка у подростков. Поэтому при переключении их внимания с гаджетов на другую деятельность, старайтесь, чтобы это были либо какие-то релаксационно-расслабляющие процедуры, либо интеллектуально наполняющие мероприятия, либо общение со сверстниками.
Подростки чувствуют фальшь, не пытайтесь их обмануть. Любое даже самое мудрое действие, окутанное фальшью обречено на провал. Им важно Вам доверять и полагаться, как бы они это ни отрицали. Любые жесткие меры вызовут вражду и неприятие, любой прогиб под них будет воспринят как слабость, которая не заслуживает доверия. Только через уважение и настойчивость можно прийти к договоренности.

ПОЗДНИЙ ПУБЕРТАТ (14-16 ЛЕТ):

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА:
В позднем подростковом возрасте идет усложнение операциональных структур, усложнение иерархических систем, в которые они входят. На стадии формального интеллекта – мышление достигает высшей формы равновесия.
При неблагоприятных условиях формально-логический уровень у подростка может не сформироваться – при отсутствии социализации, обучения.
Кризис позднего пубертата (от 15 до 17 лет) возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни, последние годы начинается раньше, в 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Большинство школьников ориентируются на продолжение образования, немногие – на поиски работы. Ценность образования – большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.
Для тех, кто тяжело переживает этот кризис, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания. Резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.

ЗАДАЧИ ВОЗРАСТА:
Формирование о себе в будущем, выбор профессии.

РОЛЬ ГАДЖЕТОВ:
Чтение литературы по теме будущей профессии, познавательная деятельность. Но также сохраняется свойственный для раннего пубертата уход от себя в другой мир.

КАК МОЖНО ПОМОЧЬ:
Поддержка родителей при выборе своего жизненного пути – самое важное, что нужно подростку в этом возрасте. Он не должен чувствовать ни ответственности перед родителями за свой выбор, не соответствующий их ожиданиям, ни чувства вины за свои убеждения и желания.
Задача родителей использовать гаджеты, чтобы показать подросткам широту и многообразие мира, все доступные ему возможности и предоставить полную свободы и ответственность за свой выбор перед самим собой.
Зависание в гаджетах в этом возрасте зачастую связано с излишней инфантилизацией подростка. Стоит оставлять ему больше ответственности за свое образование, чистоту, питание и прочее жизнеобеспечение. Не стоит рваться решать их проблемы за них, а поддерживать при самостоятельном решении проблем. Лишь только через косвенные меры, сокращая всяческую родительскую опеку и готовя подростка в самостоятельной взрослой жизни, можно переключить его с виртуального мира на мир реальный. Иначе, видя, как обед сам варится, а интернет сам оплачивается, подросток не будет видеть мотив самостоятельно решать проблемы, ему будет выгоднее оставаться в детском возрасте. При этом наличие поддержки, веры в его способности и возможности будут подталкивать его к тому, чтобы вставать и идти вперед, верша свою жизнь своими руками!

Оцените статью
GadgetManiac
Добавить комментарий